Полная версия книги Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х, чтобы читать бесплатно онлайн, от автора Роберт Гараев.
В «Слове пацана» не будет счастливого конца: об этом намекнул сам автор книги
Никто не говорит «Вот такого не было». Все понимают, что сериал не документальный фильм, а художественный. Все следят за перипетиями сюжета, обсуждают игру актеров, особенно Рузиля Минекаева, сыгравшего Марата. Очень много хороших отзывов о работе актера Никиты Кологривого, который сыграл Кащея, — отметил Гараев. Интересно было также узнать о жертвах опэгэшников. По словам автора, некоторым до сих пор тяжело говорить о тех временах.
Некоторые рассказывали насколько им было тяжело. Если у кого-то осталась психологическая травма, то такие вообще отказывались что-то рассказывать на эту тему, — сказал писатель. Для своей книги Гараеву удалось взять интервью не только у рядовых членов ОПГ, но и у заметных фигур в мире казанского криминалитета — например, у первого лидера «Тяп-Ляпа» Сергея Антипова Антип , у бывшего киллера Жилки Алексея Снежинского Снежок. А кто так и не стал его собеседником?
Многочисленное сообщество казанских группировщиков в том числе бывших пополнялось на протяжении трех поколений. Оно достаточно закрытое — его участники неохотно делятся информацией с посторонними. Но я не был чужим: в 1989 году, когда мне было четырнадцать, я вступил в группировку «Низы». Я начал свою не слишком длинную уличную карьеру с самого младшего «возраста» — он назывался «скорлупа». По моим тогдашним ощущениям, он напоминал скорее подготовительную группу — старшие нас более-менее щадили. Два года спустя я стал «супером», то есть поднялся на одну ступень выше.
Если бы началась серьезная война с другой группировкой, мой возраст стал бы основной боевой единицей — пехотой «Низов». В 1991-м меня отшили — исключили из группировки. Я переехал в другой район, поступил в университет и у меня началась другая, наполненная интересными событиями и людьми жизнь. В 2001 году, когда мне было 25, я переехал в Москву. С тех пор я был музыкальным и клубным журналистом, диджеем, круглосуточным тусовщиком и экскурсоводом в Еврейском музее, то есть занимался вещами, далекими от улицы. Сейчас тот уличный период для меня будто окутан мрачной серой дымкой — я очень долго пытался вытеснить его и забыть. Несколько лет назад коллега из Еврейского музея позвала меня выступить на паблик-токе с пятнадцатиминутным рассказом о любом пережитом уникальном опыте, намекая, что я расскажу про ночную жизнь 1990-х и 2000-х, но я понял, что у меня есть что-то более необычное. Я рассказал московским хипстерам об участии в казанской подростковой группировке и понял, что в городе моего детства моя история похожа на тысячи историй мальчишек 1960-х, 1970-х и 1980-х годов рождения. Тогда я решил, что хочу поговорить с ними и написать об этом книгу.
И это очень интересно, потому что возникает вопрос, откуда у дворовых ребят появилось такое деление?
Есть версия, что в этом был виновен КГБ, хотя доказать ее я не могу. Возможно, кто-то из силовых структур пытался управлять массами молодежи. Я привожу речь Андропова, где он видит своими врагами диссидентов, космополитов и неформальную молодежь. А чтобы бороться с ними, нужна была какая-то крепкая пролетарская молодежь. Возможно, велись такие эксперименты. Мы с ним общались долго и много. Он возмущен той ложью, что была написана про «Тяп-Ляп». Долгое время в «Википедии», к примеру, было написано, что он был убит в 90-х. Я хотел понять причины появления группировок именно в Казани. Одного ответа я не получил, это был комплекс причин «Я считаю, что нет таких тем, которые нельзя исследовать» — В свое время я с товарищами исследовал Ново-Татарскую слободу и пришел к выводу, что одной из форм рефлексии здесь мог бы быть музей ОПГ.
Не с коллекциями «фернанделек» и фуфаек, а наподобие музея Холокоста. Чтобы молодежи неповадно было. Как ты относишься к таким идеям? Настолько глубоко нужно рефлексировать? Это невозможно исключить, это часть истории. К примеру, на Суконке группировки были со времен Шаляпина. Вот ты сказал о музее Холокоста. В Германии начали работать с подобными темами достаточно рано, начали обсуждать коллективную травму, начали объяснять. Они там понимают, что их родственники виновны, и это надо осознать и прожить. Местные краеведы мне говорили, что «казанский феномен» — это позорное пятно на теле города, которое надо забыть.
Алло, ребята, вы краеведы, вы говорите об истории своего города. И эту важную часть вы хотите просто забыть? Я считаю, что нет таких тем, которые нельзя исследовать. Подтолкнула меня к этой мысли работа в Еврейском музее, где я видел, как молодые люди вокруг исследовали очень разные вещи, от армянского колдовства до хасидского книгопечатания. Так что я подумал: я ведь был участником группировки, и это дает мне преимущество, это надо исследовать. Хотя со стороны города я чувствовал сопротивление, глубокое, почти онтологическое. Одного ответа я не получил, это был комплекс причин. К примеру, это глобализация, привнесение сельского менталитета в городскую среду, когда молодые ребята приезжают, уходят из-под влияния родителей, становятся уличными хулиганами.
В исключительных случаях я использовал с разрешения авторов комментарии подписчиков группы «Казанский феномен». Некоторые мои герои оказались очень талантливыми рассказчиками с тончайшим чувством юмора, а кто-то был немногословен — в этой среде такое качество считается ценным активом. У каждого героя есть небольшая характеристика. О ком-то из них я могу рассказать много — настоящее имя, дату рождения это один из ключевых моментов, ведь он показывает, как менялась жизнь пацанов в каждом поколении , год вступления в группировку, ее название и нынешний род деятельности спикера. Но многие из них хотя и были откровенны в рассказах, были не готовы назвать свои настоящие имена и даже группировку. Вместе с воспоминаниями других участников я использовал и свои, но так как мой опыт был не самым значительным, они появятся лишь в начале и конце повествования. Кроме того, для чистоты исследования свои воспоминания я записал заранее, чтобы не было соблазна подправить их, когда я окажусь в теме намного глубже. В книге я затрону и современное положение дел на улицах, но в основном сконцентрируюсь на главном десятилетии казанского феномена — 1980-х. Во второй половине этого переходного от социализма к капитализму десятилетия о проблеме заговорили широко в прессе и обществе. Эти времена запомнились жителям Казани ожесточенными подростковыми драками «за асфальт». Истоки явления находятся в семидесятых годах: именно тогда произошла трансформация дворовых команд в агрессивные территориальные группировки. Мы ихрассмотрим через историю самой известной группировки тех лет — «Тяп-Ляпа». Если вслед за социологами мы рассматриваем группировки и пацанов как квазигосударства со своими гражданами, порядком и принадлежащей государству территорией, лучше всего понять характер взаимоотношений внутри них можно будет, проанализировав специфику их структуры, иерархии, понятий, запретов и ритуалов. Правила поведения пацанов и структура группировок были общегородскими. Где-то могли быть незначительные отличия в названиях возрастов или способах наказания, но суть не менялась. Достаточно многочисленные поклонники версии появления казанского феномена в кабинетах КГБ считают, что уличные пацаны не могли сами придумать такие вменяемые инструменты управления молодежью, им обязательно должен был кто-то помочь или подсказать. Прямых доказательств участия КГБ, как и доступа к архивам самого всемогущего силового ведомства СССР, у меня нет, но отметать эту версию совсем было бы безосновательно.
Читать Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х
Автор книги «Слово пацана», по которой Жора Крыжовников снял сериал, рассказал, как выглядела его жизнь после того, как он ушел из банды «Низы». В группировке Роберт Гараев состоял с 14 лет, так как, если ты не был «пришит», ходить по улицам было попросту опасно. Роберт Гараев. Cлово пацана. Роберт Гараев после выхода «Слова пацана» дал немало интервью, одно из них мы публиковали ранее.
Роберт Гараев: Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х
По весне им вручали похвальный лист, где мои успехи были задокументированы официально Роберт Гараев из книги «Слово пацана. Автор книги "Слово пацана", по которой был снят популярный одноименный сериал, Роберт Гараев сообщил РИА Новости, что создатели сериала пока не обращались к нему с предложением продолжить работу над вторым сезоном. Здесь есть возможность читать онлайн «Роберт Гараев: Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» — ознакомительный отрывок электронной книги совершенно бесплатно, а после прочтения отрывка купить полную версию. Сериал «Слово пацана» стал настоящим феноменом конца 2023 года. Электронная библиотека» Роберт Гараев» Слово пацана.
Автор книги «Слово пацана» Роберт Гараев напишет произведение о женских бандах
В 1989 году 13-летний Роберт Гараев был участником подростковой группировки «Низы» в Казани (Татарская АССР). В 2020-м он выпустил книгу-исследование «Слово пацана. Роберт Гараев Cлово пацана. Роберт Гараев / Слово пацана.
«Слово пацана»: в свет вышла новая книга о казанском феномене
У вас была глава про девчонок, которые были при группировках. С человеческой точки зрения там рассказываются совершенно жуткие события. Они охотно рассказывали о своем опыте? Мужчины, у которого сейчас есть семья, вспоминают об этом, как о приключенческом опыте. У женщин такого нет, особенно если они пережили какую-то травму. У сериала может быть продолжение.
Вы участвовали в написании сценария? Жора Крыжовников предлагал вам в какой-нибудь роли снятся? Такой вот обломчик. Герои фильма соответствуют образу пацанов из Казани? Это был коллективный образ пацана.
Вам кто-нибудь симпатичен из героев? Также мне нравится Зима, которого сыграл Лев Зулькарнаев. Вова Адидас сложный герой для меня. Как вам история Марата? Берется два героя: один - пацан, другой - чушпан.
В конце они должны поменяться ролями. Что может привести Марата к тому, чтобы он нарушил правила группировки? Только трагическая любовь. Мне не особо понравился Комсомолец. Какой-то он чересчур карикатурный.
Что вы думаете? Многие комсомольцы мне писали отзывы, мол, почему его герой получился таким карикатурным, но я не знаю, что ответить. Возможно, у меня было меньше всего консультантов именно в этой области. Если честно, у меня была даже какая-то личная обида, о которой я рассказываю в своей книге: меня как-то завел в отделение ОКОДовец, засунул кирпич в валенок и дубасил по почкам.
Кстати, те, кто сначала обвинял меня в этом, прочитав книгу, забрали свои слова обратно. Не нашла. Кровь на асфальте» крайне популярен сегодня, его популярность несколько вирусная, такая же, как несколько лет назад у «Игры в кальмара». Насколько знаю, молодежь что-то записывает в «ТикТоке», особенно реагируют мужчины за сорок, которые сами пережили всё это. Это своего рода причастность… Отсюда неприятие, отторжение и фейки. Например, самый нашумевший — про историю в Иркутске, где подростка убили сверстники якобы со словами из сериала.
Потом, правда, выяснилось, что они его даже не смотрели. Мне кажется, у журналистов, запустивших этот фейк, был элемент хайпа. Если написать, что подростки убили подростка, то такой реакции не было бы, для России такая новость слишком частая. А вот если добавить к ней «Слово пацана. Кровь на асфальте», то она завирусится. То же самое было и с новостью, что якобы в Набережных Челнах подростки, насмотревшись сериала, стали «делить асфальт». На самом деле, как выяснилось позже, они играли в снежки. Мне кажется, что у людей есть просто желание высказаться на эту тему, такой, знаете ли, вид рецензии. Он предложил ограничить его показ… — У меня такое впечатление, что ему кто-то из подчиненных показал видео не с теми объяснениями. Я и сам бы испугался, если бы увидел то видео, поэтому мне понятна его реакция.
Но дети просто играли в снежки, это совершенно безопасная игра. Но тут всё, конечно, зависит от правил в вашей семье.
Он выступил консультантом экранного «Слова». Наш коллега Андрей Морозов специально для 116. RU пообщался с автором о том, как бывшие группировщики оценивают фильм и кто еще мог быть в книге. У сериала есть сюжет, хотя снят он по нехудожественной книге. По сути, бумажное «Слово пацана» — это сборник воспоминаний реальных группировщиков их больше всего , тех, кто с ними боролся и был свидетелем тех событий. Мы поинтересовались у Гараева, как бывшие бандиты отреагировали на выход кинокартины. По словам писателя, они вполне довольны. Если судить по их отзывам, то все довольны.
Никто не говорит «Вот такого не было». Все понимают, что сериал не документальный фильм, а художественный.
Спустя 30 лет он решил выяснить, откуда взялся казанский феномен — полторы сотни подростковых группировок, что сначала «делили асфальт» в драках район на район, а затем начали массово истреблять себе подобных, — и как вспоминают те суровые дни сами пацаны, бывшие сотрудники милиции, адвокаты и простые жители города, обезображенного страхом и жестокостью. Это единственная книга, целиком составленная из голосов выживших — и желающих рассказать правду. Просмотреть книгу » Часто встречающиеся слова и выражения.