И, безусловно, Достоевский, как бы сейчас ни прозвучала моя фраза, во многом приблизил для русского человека Евангелие. Афиша Plus - 30 декабря 2023 - Новости Санкт-Петербурга - И, безусловно, Достоевский, как бы сейчас ни прозвучала моя фраза, во многом приблизил для русского человека Евангелие.
Достоевский: семья и ранние годы
- Неудобный Достоевский - новости культура Медиапроект
- Начало писательской деятельности
- Достоевский: биография, фото, личная жизнь
- Федор Достоевский: другие книги автора
- Список всех произведений Достоевского в хронологическом порядке
- Перевод Бальзака
Достоевский написал новую книгу
Напротив, «Записки из Мертвого дома» 1861—1862 — крупнейшее произведение, написанное Достоевским вскоре после каторги и о каторге, имело огромный успех. Тургенев сравнивал «Записки» с Дантовым «Адом», А. Герцен — со «Страшным судом» Микеланджело. В Сибири, по признанию Достоевского, изменились «постепенно и после очень-очень долгого времени» его убеждения.
В предреформенные годы 1859—1861 он сблизился с литературным критиком и поэтом Аполлоном Григорьевым, философом и историком литературы Н. Журналы «Время» и «Эпоха», которые Ф. Достоевский издавал вместе со своим старшим братом М.
Достоевским до его смерти в 1864 г. С другой стороны, «почвенничество» было попыткой создать платформу, которая примирила бы западников и славянофилов, «цивилизацию» и народное начало. С позиции почвеннических идеалов он обличал и западноевропейскую культуру, знакомство с которой произошло во время заграничных поездок писателя в 1862—1863 гг.
Позже Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости... Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его...
На 1861—1866 гг. Болезненные, на грани психопаталогии отношения Сусловой с Достоевским оставили глубокий след в творчестве писателя. Она стала прототипом ряда ключевых женских образов в романах Достоевского — прежде всего, Полины в «Игроке» Полина — домашнее имя Сусловой и Настасьи Филипповны в «Идиоте».
Впоследствии Суслова вышла замуж за В. Розанова, который был младше ее на 17 лет. В 1866 г.
Еще раньше, летом 1866 г. Божия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям...
В «Преступлении и наказании» органично переплетаются философские диспуты, пророческие сны, исповеди и кошмары, гротескно-карикатурные сцены, неожиданно переходящие в трагические и символические встречи и беседы героев, апокалиптический образ призрачного Петербурга, ставший одной из основ «петербургского текста русской литературы» определение В. Роман, по словам самого автора, «удался чрезвычайно» и поднял его «репутацию как писателя». Зимой 1867 г.
Сниткина стала женой Достоевского. В апреле они отправились в Европу. Заграничная поездка 1867—1871 гг.
В Женеве, Веве близ Женевы и Флоренции написан роман «Идиот» 1868 , о котором автор говорил: «Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь». Трагедия Мышкина — в несоответствии идеально доброго, доверчивого правдолюбца реальной жизни.
Поэтому он и смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется в романе. В Дрездене начат антинигилистический роман «Бесы» 1870—1872. Непосредственным толчком к созданию романа послужило «нечаевское дело».
Однако, последующие произведения, повести и рассказы Федора Достоевского: « Двойник », « Хозяйка », « Белые ночи », « Неточка Незванова », не были должным образом оценены критиками и читателями. Прежде всего, они должным образом не воспринимали новаторства автора и его попыток в своих произведениях глубже разобраться в психологии героев. Собрание сочинений Достоевского Ф. Суд, смертный приговор, инсценировка казни, каторга — все эти эпизоды биографии существенно повлияли на писателя. Поэтому они ярко вплелись в последующие труды Достоевского, который погружается в религию, пишет повести « Дядюшкин сон «, « Село Степанчиково и его обитатели «, роман « Униженные и оскорбленные «.
Тяжелый психологический и эмоциональный надрыв, болезненность и острота восприятия действительности, перманентная истерика и захватывающий сюжет, который не дает возможности бросить чтение и ужасает своим продолжительным пафосом. Глубокий и страдальческий роман, который приоткрывает занавес души мыслителя и скорбного писателя. Тема азарта российской публики ничтожна и анекдотична. Да, книга писалась в спешке, что бы быстрее выполнить заказ для получения крупной суммы, которую Достоевский проиграл в карты. Но читатели все же смогли разглядеть психологию азартного игрока, который обладает литературным даром и проницательностью великого писателя Руси. Повесть «Белые ночи» 1848 открыла читателям душераздирающую натуру Достоевского. Поэтический образ мечтателя вызывает сочувствие и сострадание в конце книги. Атмосфера белых ночей Петербурга настолько манящая и заворачивающая, что многие кинодеятели взялись за экранизацию этой повести. Резкий стоицизм и волнующая красота матушки Земли до сих пор удивляет современного читателя, а ведь эту драму испытал на себе сам Федор Михайлович! Повесть «Записки мертвого дома» 1860 — представляет собой интригующий реальный документ, который открывает читателю быт и нравы преступников, что были засланы в холодный и далекий Сибирь. Характеры людей и поступки главных персонажей говорили о неуловимой действительности и правдивости написанного очерка творцом. Нельзя вычеркнуть из биографии писателя тот момент, когда он долгие годы провел в ссылке, в заключении, так почему же ему молчать и не излить свою душу на бумаге. Вот так и получилось такое волнительное и бушующее сочинение Достоевского «Записки мертвого дома». Многим современникам описанная проблема в романе близка и знакома. Полное бездействие, отчаяние, рефлекторная паника, жестокость и моральное уродство главного персонажа представляет собой верхушку пролетариата, злободневную и неуправляемую.
Как нам теперь к нему относиться? Как себя воспитать, наладить, успокоить. Это очень трудно. Повторяю, нужны примеры. Как нужны примеры учителей, и такие примеры есть. Но чем больше их будет, тем лучше. Достоевский пишет, если что-то дурное совершает чиновник или полицейский, или священник, или учитель, или кто угодно другой — нельзя их «замазывать», использовать такой козырь, как честь мундира, нельзя закрываться этим мундиром. Вот о чем нужно сегодня говорить тем публицистам, церковным и не церковным, которые клянутся именем Достоевского на каждом шагу. Не зная или забывая эти его слова. Загляните, пожалуйста, в 14—15 том Полного собрания сочинений Достоевского, в «Братья Карамазовы». Загляните в публицистику «Дневника писателя»… Его забота, его боление за русское духовенство было столь высоким, столь тревожным. Он опасался, что вера упадет, иссякнет. Страшно это», — говорит старец Зосима. И мы уже 150 лет пожинаем многие, многие из этих его предостережений, его предчувствий. Монологи Верховенского у современных политиков Романы Достоевского имеют загадочную судьбу. Они — цикличны. Проходит десять лет, и вдруг ты смотришь: опять бесы, опять это бесовщина, и люди ничего не чувствуют, ничего не понимают. Слушая иногда думских политиков, я ужасаюсь: они, сами не зная того, воспроизводят монологи Петруши Верховенского или Шигалева. Но сами — не осознают этого, поскольку только слово «Достоевский» знают. И говорят, произносят бесовские монологи, которые Достоевский высмеял, вытащил на поверхность и, казалось бы, обличил. Потом проходит время и опять — «Преступление и наказание». Сидит в углу какой-то юноша, безумец, и вынашивает наполеоновскую идею, опять он готов идти мир завоевывать, и залить все кровью, и через все переступить. Очень смешную картинку я недавно увидела в Интернете. Сидят четыре котенка. Три из них говорят: «Хочу молочка, хочу рыбку, хочу сметанки». Четвертый — маленький, черненький, отвернулся от них и говорит: «Хочу править миром! Это «хочу править миром» никуда не делось, наполеоновская идея — живая, она вечная. Где взять братьев? Так что, повторяю, нам трудно предугадать, как отзовется слово Достоевского в следующие пять лет. Дай Бог, чтобы оно отозвалось «зосимовским» православием. Ласковым, добрым, милосердным. А — не с кулаками. У нас же сегодня говорят — православие — это как добро, которое должно быть с кулаками. Появилась агрессия, ферапонтовщина. А, по Достоевскому, только зосимовское православие способно мир на земле устроить. Еще в начале шестидесятых годов, только вернувшись из ссылки, после каторги, он писал: «Чтобы было братство, нужны братья». Если мы способны относиться к другому, как к брату, то вот оно — православие. А мы — не способны. В «Сне смешного человека»: «Я видел истину, я знаю, достаточно людям договориться, любить ближнего, как самого себя». Но, сколько проходит веков, и — не договариваются. Смотрите, последний роман «Братья Карамазовы». Как там братья относятся друг к другу? Это же тотальная, дуэльная ненависть. Соперничество, зависть, ссоры. Алеша — это самый больной вопрос у Достоевского, во всяком случае, для меня. Смотрите, двадцатилетний мальчик, прелестный, прекрасный, добрый, милый, «ранний человеколюбец», как о нем говорит Достоевский. И в самый опасный момент, роковой для своей семьи, он не выполнил наказа старца Зосимы, который сказал ему, что надо идти из монастыря в семью, быть около обоих братьев сразу. Если бы Алеша выполнил наказ, отец был бы жив, Митя не пошел бы на каторгу, Иван не сошел бы с ума. Достоевский кричит нам со страниц романа: «Смотрите, что делается! Вы пропускаете важнейшие моменты своей жизни! У вас есть точка боли — идите туда, будьте рядом…» А старец Зосима мудрый, он воплощает не только богословие любви, но и богословие величайшей мудрости. И нашел правильное решение. Легкое, на самом деле. Для выполнения этого решения нужно было просто забыть о своем эгоизме. Ты — должен. Это чувство долга — оно и православное, оно и гражданское, оно и сыновнее, оно и братское. Но вот как Иван говорит про это все: «Я не сторож моему брату Дмитрию».
Достоевский: что мы о нем знаем и не знаем?
ТАСС воссоздал сцены из ключевых произведений Достоевского в аудиоперформансе. Кроме того, Достоевский писал стихи для собственных детей и для юмористических альманахов. В повести «Хозяйка», написанной Достоевским в 1846–1847 годах, отчетливо присутствует гностическая история — основой цен-трального сюжета повести (встреча Ордынова с Катериной и Мури-ным) является переосмысленный писателем метафорический сюжет. написал Фёдор Достоевский. Сегодня на нашем канале документальный фильм к 200-летию со дня рождения Федора Достоевского.
200 лет одиночества Достоевского: "Это о вечном и о проклятом"
После многолетней вражды, в начале 1860-х писатели вновь сблизились. Тургенев начал печататься в журнале Достоевского «Эпоха», а тот хвалил его «Отцов и детей». Тем не менее долго перемирие не продлилось. В 1867 году Тургенев опубликовал роман «Дым», который до ужаса взбесил Достоевского. В новой работе писателя повествование велось от имени молодого помещика Григория Литвинова.
Тот проводит время в Баден-Бадене и формирует негативное мнение о русской интеллигенции, да и о России в целом: многие соотечественники кажутся ему ничтожными. Такое отношение к русскому народу «убежденного западника», как сам себя называл Тургенев, вывело Достоевского из себя.
Будущий писатель окончил Главное инженерное училище в Петербурге. Его зачислили полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но вскоре он подал в отставку, решив полностью посвятить себя литературе. Первый роман Достоевского «Бедные люди», вышедший в 1846 году, был с восторгом принят критиками и литературным сообществом.
Во второй половине 1840-годов писатель стал вхож в кружок Михаила Петрашевского, который выступал за демократизацию политического строя в России, освобождение крестьян, судебную реформу и свободу книгопечатания. В 1849 году 20 петрашевцев, в том числе Достоевский, были арестованы. Часть членов кружка обвинили в «замысле на ниспровержение государственного устройства», Достоевского — в распространении запрещенного письма Белинского к Гоголю.
Это была настоящая болезнь. Все тонкости этой игры и психологию игрока Достоевский опишет в романе "Игрок". На вершине творчества В 1871 году чета Достоевских возвращается в Петербург. Наступает относительно спокойный и благополучный период жизни писателя. Благодаря деловитости его супруги материальное положение семьи улучшается. Достоевский становится издателем собственных книг, они начинают приносить доход. В этот период он создает свои гениальные произведения "Подросток", "Бесы", "Братья Карамазовы". Кроме того, Достоевский активно занимается журналистикой. В 1873 году Федор Михайлович начал редактировать газету "Гражданин". Следует отметить, знаменитый "Дневник писателя" начинался рубрикой в "Гражданине", а затем перерос в отдельный журнал, который Достоевский издавал единолично то есть и писал все статьи в 1876-1877, 1880-1881 годах. В 1880 году писатель закончил свой последний роман "Братья Карамазовы", печатавшийся в журнале "Русский вестник". В этом произведении Достоевский поднимает вопросы религии, свободы, противостояния добра и зла в человеческой душе. Мрачные предчувствия В начале января 1881 года при встрече с писателем Дмитрием Григоровичем Достоевский поделился предчувствием, что не переживет нынешней зимы. Супруга писателя вспоминала о бурной сцене с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, этот неприятный разговор стал толчком к обострению его болезни эмфиземы. На надгробии высечены слова о пшеничном зерне из Евангелия от Иоанна - эпиграф к "Братьям Карамазовым".
Спустя всего два месяца Достоевский узнал из газет, что участники революционного кружка "Народная расправа" убили якобы за предательство своего соратника — того самого студента Иванова. В 1871 году состоялся первый в России крупный гласный политический процесс, получивший название "Нечаевское дело". Название было дано по имени создателя "Народной расправы", революционера Сергея Нечаева. Его участники послужили прототипами героев его главного политического романа — "Бесов". Об этом романе философ и богослов Сергей Булгаков оставил в 1914 году знаменитые слова: "Не в политической инстанции обсуждается здесь дело революции и произносится над ней приговор. Здесь Бог с дьяволом борется, а поле битвы — сердца людей". Сергей Нечаев, революционер. В "Братьях Карамазовых" детективный конфликт закручивается вокруг отцеубийства, а дом, в котором произошло убийство, — это дом самого Достоевского. Чего уж там, Фрейд вывел центральное понятие психоанализа, комплекс Эдипа, анализируя отношения Достоевского с отцом. Михаил Андреевич Достоевский был штаб-лекарем в Московской Мариинской больнице для бедных ее еще называли "Божедомкой"; сейчас там музей Достоевского. Он рано лишился жены, тяжело переживал утрату и, оставив врачебное дело, поселился с детьми в усадьбе Даровое. Достоевский запомнил отца как человека независимого, но угрюмого; он мог вспыхнуть в любую минуту и в то же время жить в ожидании новых несчастий. Спустя всего два года жизни в Даровом отец умер. По фольклорным записям и воспоминания родственников, его убили крепостные крестьяне, а по данным следствия, он умер от апоплексического удара. Михаил Достоевский, отец писателя. П "Пушкинская речь" Достоевский произнес " Пушкинскую речь " 8 июня 1880 года по случаю открытия памятника Пушкину в Москве. Помимо Достоевского также выступали с речами Тургенев, Островский, Аксаков. Но именно его речь эмоциональнее всего воздействовала на слушателей. Он вспоминал Достоевский впервые дал портрет русского поэта-пророка, того, кто указывает народу, как жить. По Достоевскому, главная черта Пушкина — это национально-русский характер. Этим характером была наполнена как его личность, так и пророческие идеи, указывающие на судьбу русского народа. Читатель XIX века не знал такого Пушкина. Можно сказать, что Достоевский открыл ему ранее неизвестного поэта. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем". Памятник А. Пушкину в Москве, 1884 год. Р роман полифонический Самым известным исследователем творчества Достоевского остается отечественный философ и филолог Михаил Бахтин 1895—1975. Его главная книга о Достоевском в 1929 году получила название "Проблемы творчества Достоевского", а спустя более тридцати лет, в 1963 году, — " Проблемы поэтики Достоевского ". В ней Бахтин напоминает миру, что актуальной задачей литературоведения является изучение поэтики Достоевского, а не его религиозно-политических воззрений: "Часто почти вовсе забывали, что Достоевский прежде всего художник правда, особого типа , а не философ и не публицист". Бахтин именует Достоевского одним из величайших литературных новаторов. Новаторство его выражается в создании полифонического художественного мышления. Суть его в том, что Достоевский не дает нам готовых характеров и судеб в едином объективном мире в свете единого авторского сознания, а показывает "множественность равноправных сознаний с их мирами". Голоса героев его романов — это самые живые голоса в литературе той поры. И несмотря на его антиевропейскую идеологическую заряженность, можно заключить вместе с Бахтиным, что романы Достоевского пропитаны фундаментальными принципами европейской эстетики. Михаил Бахтин, философ, культуролог и литературовед. С старцы В мае 1878 года скончался младший сын Достоевского, Леша. Анна Достоевская вспоминала , что попросила Владимира Соловьева, друга семьи, поехать с Достоевским в Оптину пустынь. Ее посещение "было давнишнею мечтою Федора Михайловича". Оптина пустынь — старинный православный мужской монастырь. В нем возродился особый тип русского монашества — старчество. Достоевский ездил туда вместе с Соловьевым в 20-х числах июня 1878 года. По воспоминаниям жены, он вернулся "как бы умиротворенный и значительно успокоившийся". Сказались встречи — в толпе и наедине — со знаменитым старцем отцом Амвросием. Правда, не все читатели романа соглашались с таким портретом знаменитого старца. Так, главный критик Достоевского среди консерваторов, Константин Леонтьев, писал философу Василию Розанову: Оптина пустынь — православный мужской монастырь в Калужской области. В июне 1867 года в Баден-Бадене произошла их ссора, приведшая к окончательному разрыву. Достоевский зашел в гости к Тургеневу на разговор.
Фёдор Достоевский
Позже Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. его жена Анна Григорьевна Достоевская писала, что сердце Федора Михайловича, обожавшего царя-освободителя, при этом известии разорвалось бы. Скачать бесплатно книги Достоевский Федор Михайлович в формате fb2, txt, epub, pdf, mobi, rtf или читать онлайн без регистрации. Водевиль «Чужая жена и муж под кроватью», написанный в 1860 году, удивил публику юмористическим характером и саркастической манерой письма Достоевского. «Достоевский на каждый день» – мультимедийный проект Библиотеки им. Достоевского, студии RECsquare® и проекта «», посвящённый 150-летию романа «Прес. Повесть была написана Достоевским в сентябре-ноябре 1848 года.
Неизвестный Достоевский
Федор Достоевский обошел по объему тиражей Стивена Кинга. Полка Достоевского. Российские книгоиздатели в 2023 году напечатали больше книг Федора Достоевского, чем Стивена Кинга. Об этом свидетельствует статистика Российской книжной палаты за первую половину года, пишет РБК.
«Стеклянные "Бѣсы": роман Ф. М. Достоевского в амбротипиях Павла Титовича»
Ломоносова И. Волгин создал Фонд Достоевского для изучения жизни и творчества классика. Книга занимает 29-е место в списке. Ведь она же видит, кто он такой...
Мы все читали «Идиота», «Преступление и наказание» и «Братьев Карамазовых». Но эти книги помогут взглянуть на Достоевского с другой стороны. В «Дневник» входили статьи на политическую тему, судебные очерки, исторические размышления, судебные заметки, литературную критику и автобиографическую прозу.
Литературовед и достоевист Игорь Волгин назвал этот сборник энциклопедией русской жизни. И, несмотря на то что запискам более ста лет, мысли автора не потеряли своей актуальности. В сатирической повести прослеживаются мотивы гоголевских «Петербургских повестей», а сложная тема двойничества завораживает и пугает одновременно.
Повесть неоднократно экранизировали, одним из самых необычных прочтений стал британский трагикомедийный триллер «Двойник» режиссера Ричарда Айоади с Джесси Айзенбергом в главной роли. В основе сюжета — похождения незадачливого Ивана Андреевича, который пытается выследить любовника своей красавицы-жены, вышедшей за него замуж по расчету. Типичная комедия положений написана легко, задорно, ярко и с доброй иронией — хорошее настроение обеспечено.
Литературоведческие комментарии к стихам рассказывают, как и при каких условиях они были написаны. Его герой, одинокий и нелепый чудак, решает застрелиться и, глядя на револьвер, засыпает. Он видит удивительный сон: идеальный мир, где нет зла, постепенно превращается в мир жестокий и падший, и причиной такой метаморфозы становится сам молодой человек.
Впечатления этого периода, как и многие другие факты биографии Достоевского, нашли отражение в его творчестве — в сюжете романа «Игрок». Фёдор Михайлович посетил Германию, Францию, Англию, Швейцарию, Италию и Австрию, однако, в отличие от многих своих соотечественников, не влюбился в Европу и не принял распространённых на западе либерально-буржуазных ценностей и идей. В 1860-е гг.
В 1864 году скончался старший брат писателя и его издатель Михаил Михайлович, и на плечи Фёдора Михайловича легли все долги журнала. Спустя год «Эпоху» пришлось закрыть, а писатель, остро нуждавшийся в деньгах, согласился на кабальные условия издателей и был вынужден писать много и быстро. В условиях жесточайшей нехватки времени, под страхом нищеты он создал романы «Преступление и наказание» и «Игрок» — последний писатель надиктовал за рекордные 26 дней.
Достоевский не справился бы с такой задачей в одиночку: ему помогала одна из лучших стенографисток столицы Анна Григорьевна Сниткина, ставшая впоследствии супругой писателя. В 1867 году Достоевский бежал от кредиторов за границу и некоторое время жил в Швейцарии, Италии и Германии. Там он работал над такими романами, как «Идиот» и «Бесы».
Вернуться на родину писатель смог только в 1871 году. Не оставлял Достоевский и публицистическую деятельность. В 1870-х гг.
В 1880 году Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине, приуроченную к открытию памятника в Москве. Речь эта, в которой Достоевский обратился не только к фигуре великого поэта, но и к общественно-политическим дискуссиям, вызвала восхищение современников, подействовала примиряюще на идеологических противников — западников и славянофилов. С произнесением, а позднее публикацией этой речи слава Достоевского достигла апогея.
До смерти писателя оставалось чуть больше полугода. Значение творчества Достоевского Творчество Достоевского стало новаторским не только для русского, но и для всеевропейского романного жанра. Уже в самых ранних текстах — таких, как «Бедные люди» — автор разрушал принятые в ту эпоху каноны, обращался к разговорному слогу и обыденным сюжетам, в которых раскрывал глубокие философские и гуманистические истины.
В романах так называемого «великого пятикнижия» «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» , наиболее важных произведениях Фёдора Достоевского, автор в полной мере раскрыл как свою особенную манеру повествования и новый тип романного сюжета, так и определённую общественно-политическую, нравственную и религиозную идеологию. У каждого героя Достоевского видна своя идея, свой особый голос. Многоголосие этих идей, важность каждой из них — отличительная черта романов Достоевского, которая позволила исследователю его творчества литературоведу М.
Бахтину назвать их, по аналогии с музыкальным искусством, «полифоническими». В них нет единственно верной «авторской позиции», они построены на поиске истины в диалоге. Для тогдашней литературы это был прорыв, всякий роман Достоевского становился эстетическим событием.
Не меньшим событием стали и публицистические высказывания Достоевского. Его ежемесячный философско-публицистический журнал «Дневник писателя», издававшийся в течение нескольких лет, оказался первым опытом такого жанра и формата среди общественных высказываний в российской журналистике.
Роман Достоевского «Бедные люди» был высоко оценен В. Белинским и Николаем Некрасовым. Однако если содержание романа «Бедные люди» было хорошо принято публикой, то уже следующее произведение натыкается на непонимание. Повесть «Двойник» 1845-1846 не вызывает абсолютно никаких эмоций, и даже критикуется.
В январе-феврале 1846 года Достоевский познакомился с Иваном Гончаровым в литературном салоне критика Н. Автор привлекается к суду по «делу Петрашевского», и 22 декабря суд выносит приговор о смертной казни. Многое предстает в новом свете для писателя, но в последний момент, перед самой казнью, приговор сменяют на более мягкий — каторжные работы. Практически все свои ощущения Достоевский пытается вложить в монолог князя Мышкина из романа «Идиот». К слову, Григорьев, также приговоренный к казни, не выдерживает психологического напряжения, и сходит с ума. Сразу после отбытия срока, в 1854 году Достоевского отправляют в седьмой линейный сибирский батальон рядовым солдатом.
Здесь он знакомится с Чоканом Валихановым известный казахский путешественник и этнограф и Марией Дмитриевной Исаевой жена бывшего чиновника по особым поручениям , с которой у него начинается роман. В период пребывания на каторге и во время военной службы писатель сильно меняет свое мировоззрение. Раннее творчество Достоевского не было подвержено каким-либо догмам или жестким идеалам, после произошедших событий автор становится крайне набожным, и приобретает своего жизненного идеала — Христа. В 1859 году Достоевский вместе с женой и приемным сыном Павлом покидают место его службы — город Семипалатинск, и перебирается в Петербург.
Федор Михайлович тяжело переживал разлуку и писал Марии "со всем пылом молодости": "Только об вас и думаю. Если бы вы знали до какой степени осиротел я здесь один! Право это время похоже на то, как меня первый раз арестовали в сорок девятом году и схоронили в тюрьме, оторвав от всего родного и милого. Я к вам так привык". Писатель не оставлял попыток, и Исаева наконец сдалась. У жены оказался тяжелый нрав — ее мучили постоянные истерики и мигрени, после которых все валилось из рук. Кроме этого, она ревновала Достоевского без повода, устраивала сцены, упрекала в отсутствии средств, скептически относилась к его творчеству. Этот брак разрушила болезнь, а потом и смерть Марии Дмитриевны, которая скончалась весной 1864 года. Позже Достоевский признается : Несмотря на то, что мы были с ней положительно несчастны вместе по ее странному, мнительному и болезненно фантастическому характеру , — мы не могли перестать любить друг друга; даже чем несчастнее были, тем более привязывались друг к другу. Как ни странно это, а это было так. Эти образы женщин с бледными щеками, лихорадочным взором и порывистыми движениями навеяны той, кто был первой и большой любовью писателя. На момент их встречи в 1861 году писателю было сорок лет, Сусловой — двадцать один. Полина, как ее звали домашние, не терпела намеков на свою красоту. Хотя ей было чем похвалиться: фигурка хрупкая, однако с плавными, соблазнительными формами, тонкий овал, чистые и правильные черты лица. Вскоре у Достоевского и его поклонницы завязался роман. Дальнейшие их отношения можно охарактеризовать как "любовь-ненависть". Федор Михайлович постоянно слышал от Аполлинарии упреки, требования развестись со "своей чахоточной женой". Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям", — писал Достоевский в письме Надежде Сусловой, сестре Аполлинарии. Вместе с тем сам Достоевский оказался страшным ревнивцем и устраивал Сусловой сцены. Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи. Вслед за ней в Европу поехал и писатель, но нагонять любовницу не торопился: играл в рулетку. Она разорвала отношения письмом. Достоевский вернулся в Россию, к постели умирающей жены. Их переписка с Сусловой длилась еще много лет. Анна Корвин-Круковская В 1864 году в редакцию журнала "Эпоха" пришли две повести, переписанные женской рукой и подписанные именем Юрия Орбелова. Писатель оценил дарование неизвестного автора. Вскоре произошло знакомство Достоевского с юной девушкой, скрывавшейся за псевдонимом — это была Анна Корвин-Круковская. Высокая, стройная, с длинными белокурыми волосами и лучистыми зелеными глазами девушка покорила писателя и едва не стала невестой. Достоевский ценил и поощрял ее талант, однако мировоззрения обоих были несовместимы: хотя Достоевский одно время и увлекался социалистическими идеями, к 1860-м годам он все больше тяготел к религии и консерватизму. Она — чрезвычайно умна, развита, литературно образована, и у нее прекрасное, доброе сердце. Это девушка высоких нравственных качеств; но ее убеждения диаметрально противоположны моим, и уступить их она не может, слишком уж она прямолинейна.
ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ
«Истории о Достоевском» в Некрополе мастеров искусств. Говоря про отношение Достоевского к Петербургу, его правнук отметил, что писателю город мог действительно не нравиться: "Ну не строили русские города на болотах!". Повесть была написана Достоевским в сентябре-ноябре 1848 года. Интересный факт: Роман «Игрок» Достоевский написал в рекордные сроки – за 26 дней.
' + title + '
- Новости по теме: Федор Достоевский
- Детство и юность
- Страницы жизни. О чем рассказывают рукописи и заметки Ф.М.Достоевского
- Список произведений Достоевского: романы, повести и рассказы, публицистика, дневник писателя
Последние издания книг Фёдора Михайловича Достоевского
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях | Шпион Антонелли в своих доносах написал в полицию, в Третье отделение, что Достоевский это Письмо читал и глаза-то у него горели. |
Достоевский изгоняет бесов. Какие пророчества русского гения сбываются в XXI веке | Достоевскому смертную казнь заменили четырехлетней каторгой в Омске, после которой он должен был отправиться на службу обычным солдатом в Семипалатинск. |
Новости по теме: Федор Достоевский | Памятник писателю Федору Достоевскому (Фото: Кирилл Зыков / РИА Новости). |
Произведения
Он, как никто другой, исследовал экзистенциальные бездны, в которых пребывает современный человек, как никто другой, сумел показать, что и там с кроткой любовью ждет человека Христос. Книги, статьи, лекции, фильмы и тв-программы о Достоевском. В 1857 его брат напечатал рассказ "Маленький герой", написанный Достоевским в Петропавловской крепости. Достоевским были уже написаны "Идиот", "Преступление и наказание" и "Игрок", он готовился приняться за главную книгу своей жизни.
Библиография Фёдора Михайловича Достоевского
В 1864 году скончались жена и брат Достоевского. Писатель продолжает издавать "Эпоху", принимая на себя долги умершего брата. Игрок В 1866 году был написан его знаменитый роман "Преступление и наказание", ставший одним из величайших произведений мировой литературы. Этот роман вызвал бурю восторгов и негодования. Но шумный успех не изменил тяжелого материального положения автора будучи еще в 1862 году первый раз на лечении в Германии, писатель увлекся игрой в рулетку. Достоевский уезжает за границу со своей второй супругой, Анной Сниткиной, где проведет четыре года.
В этот период произошло много событий в их жизни. За границей Достоевский еще больше пристрастился к рулетке. Это была настоящая болезнь. Все тонкости этой игры и психологию игрока Достоевский опишет в романе "Игрок". На вершине творчества В 1871 году чета Достоевских возвращается в Петербург.
Наступает относительно спокойный и благополучный период жизни писателя. Благодаря деловитости его супруги материальное положение семьи улучшается. Достоевский становится издателем собственных книг, они начинают приносить доход. В этот период он создает свои гениальные произведения "Подросток", "Бесы", "Братья Карамазовы". Кроме того, Достоевский активно занимается журналистикой.
Проходит десять лет, и вдруг ты смотришь: опять бесы, опять это бесовщина, и люди ничего не чувствуют, ничего не понимают. Слушая иногда думских политиков, я ужасаюсь: они, сами не зная того, воспроизводят монологи Петруши Верховенского или Шигалева. Но сами — не осознают этого, поскольку только слово «Достоевский» знают. И говорят, произносят бесовские монологи, которые Достоевский высмеял, вытащил на поверхность и, казалось бы, обличил.
Потом проходит время и опять — «Преступление и наказание». Сидит в углу какой-то юноша, безумец, и вынашивает наполеоновскую идею, опять он готов идти мир завоевывать, и залить все кровью, и через все переступить. Очень смешную картинку я недавно увидела в Интернете. Сидят четыре котенка.
Три из них говорят: «Хочу молочка, хочу рыбку, хочу сметанки». Четвертый — маленький, черненький, отвернулся от них и говорит: «Хочу править миром! Это «хочу править миром» никуда не делось, наполеоновская идея — живая, она вечная. Где взять братьев?
Так что, повторяю, нам трудно предугадать, как отзовется слово Достоевского в следующие пять лет. Дай Бог, чтобы оно отозвалось «зосимовским» православием. Ласковым, добрым, милосердным. А — не с кулаками.
У нас же сегодня говорят — православие — это как добро, которое должно быть с кулаками. Появилась агрессия, ферапонтовщина. А, по Достоевскому, только зосимовское православие способно мир на земле устроить. Еще в начале шестидесятых годов, только вернувшись из ссылки, после каторги, он писал: «Чтобы было братство, нужны братья».
Если мы способны относиться к другому, как к брату, то вот оно — православие. А мы — не способны. В «Сне смешного человека»: «Я видел истину, я знаю, достаточно людям договориться, любить ближнего, как самого себя». Но, сколько проходит веков, и — не договариваются.
Смотрите, последний роман «Братья Карамазовы». Как там братья относятся друг к другу? Это же тотальная, дуэльная ненависть. Соперничество, зависть, ссоры.
Алеша — это самый больной вопрос у Достоевского, во всяком случае, для меня. Смотрите, двадцатилетний мальчик, прелестный, прекрасный, добрый, милый, «ранний человеколюбец», как о нем говорит Достоевский. И в самый опасный момент, роковой для своей семьи, он не выполнил наказа старца Зосимы, который сказал ему, что надо идти из монастыря в семью, быть около обоих братьев сразу. Если бы Алеша выполнил наказ, отец был бы жив, Митя не пошел бы на каторгу, Иван не сошел бы с ума.
Достоевский кричит нам со страниц романа: «Смотрите, что делается! Вы пропускаете важнейшие моменты своей жизни! У вас есть точка боли — идите туда, будьте рядом…» А старец Зосима мудрый, он воплощает не только богословие любви, но и богословие величайшей мудрости. И нашел правильное решение.
Легкое, на самом деле. Для выполнения этого решения нужно было просто забыть о своем эгоизме. Ты — должен. Это чувство долга — оно и православное, оно и гражданское, оно и сыновнее, оно и братское.
Но вот как Иван говорит про это все: «Я не сторож моему брату Дмитрию». Это же каиновы слова, сказанные Каином уже после убийства брата Авеля. Мы рождены и живем при той данности, что у первых детей человечества брат убил брата. И каинова печать лежит на нас на всех.
Значит, задача преодолевать ее в себе реально, а не виртуально, не по книжкам. Быть человеком, который знает свой долг. Каинова печать лежит и на Иване, который уехал, вместо того, чтобы оставаться при отце, и на Алеше, который по молодости, по мальчишескому восторгу, забыл о долге. И что стало с семьей: отец убит, убийца — четвертый сын.
Достоевский показывает, как они все презирают этого четвертого брата, как ненавидят, как третируют. Ни одного ласкового слова не нашли для него. В романе «Братья Карамазовы» нет братьев. Писатель, как колокол набатный, предупреждает нас, что вот так рассыплется все.
Так рассыпается семья, так рассыпается страна, так рассыпается мир. Потому что все полны эгоизма, не хотят исполнять свой долг, не знают, где сейчас их место не вообще, а сию минуту. Иди сию минуту к больной матери, иди сию минуту туда, где ты нужен. У нас же люди готовы всю жизнь говорить вообще о Христе и истине, быть богословами-теоретиками.
А что там у каждого творится в его больном углу, мы не знаем.
Впрочем, есть и иное мнение. Его, например, сформулировал Эдуард Лимонов: «На Западе считают, что Достоевский лучше всех сообщил в словах о русской душе и изобразил русских. Это неверно.
Истеричные, плачущие, кричащие, болтающие без умолку часами, сморкающиеся и богохульствующие — население его книг — достоевские. Особый народ: достоевцы. С русскими у них мало общего». И это тоже не лишено смысла.
К слову, погружение в «достоевщину» весьма любопытно показано в пьесе Владимира Сорокина «Достоевский-трип». Вот только то, о чем говорит Лимонов, — это тоже правота и сила Федора Михайловича. Достоевский исследует русское сознание, русский народ, подчас выворачивая наизнанку. И сумасшествие здесь — вовсе не самоцель, а лишь нечто вроде полотна для художника.
То, на чем образы будут проступать особенно ярко и выпукло. И это еще одна сторона гения. Мы не достоевцы, да, но достоевцы живут в нас и пробуждаются при определенных условиях. Достоевский — это наш национальный русский архетип.
И вот на первый взгляд странный, но любопытный вопрос: кто существует в ком? Мы — в Достоевском или Достоевский — в нас? Федор Михайлович универсален в своем гении. Все, что имеет ценность для русского народа, все, что служит топливом и рычагами для его жизни, глубоко и полно описано им.
Нет ничего нового, ну или почти нет — все уже сказано Достоевским. Но разве не о том же, только глубже, нам за много лет до того рассказал Достоевский в «Записках из Мертвого дома»? Разве то, что происходит сегодня в торжестве социал-дарвинизма и либерально-рыночной морали, не произнесено в «Преступлении и наказании»?
Первый роман Достоевского «Бедные люди», вышедший в 1846 году, был с восторгом принят критиками и литературным сообществом. Во второй половине 1840-годов писатель стал вхож в кружок Михаила Петрашевского, который выступал за демократизацию политического строя в России, освобождение крестьян, судебную реформу и свободу книгопечатания. В 1849 году 20 петрашевцев, в том числе Достоевский, были арестованы. Часть членов кружка обвинили в «замысле на ниспровержение государственного устройства», Достоевского — в распространении запрещенного письма Белинского к Гоголю.
Всех их приговорили к смертной казни и даже успели отправить на эшафот, но в последний момент объявили о помиловании оно было готово заранее, но процесс было решено разыгрывать до последнего — в назидание осужденным. Достоевскому смертную казнь заменили четырехлетней каторгой в Омске, после которой он должен был отправиться на службу обычным солдатом в Семипалатинск.