в крещатой фелони и зеленовато-синем подризнике, св. Григорий Богослов - в синем саккосе с. Василий великий, григорий богослов и иоанн златоуст. ДЕНЬ АНГЕЛА» на канале «Телеканал СПАС» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 12 февраля 2023 года в 12:00, длительностью 00:39:19, на видеохостинге RUTUBE.
Собор Вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, — по словам святого Амфилохия, «это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы». Вернувшись в Кесарию, Василий первое время преподавал риторику, потом принял крещение, был поставлен чтецом, потом, «желая снискать руководителя к познанию истины», отправился в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Он решил им подражать: раздал имущество бедным, поселился в родовом поместье на берегу реки, собрав вокруг себя иноков, вызвал письмами своего друга Григория Богослова, и они подвизались в строгом воздержании в жилище без кровли, без очага, питаясь самой скудной пищей. Сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести и все глубже вчитывались в Священное Писание. Ересь Ария как импульс к действию Но в царствование императора Констанция Василия призвали к служению: он вернулся в Кесарию, был рукоположен сначала в диакона, затем в пресвитера.
Но епископ Евсевий позавидовал его популярности, и Василий вернулся в пустыню и занялся устройством монастырей. А в Кесарию вновь приехал лишь после воцарения императора Валента, приверженца ереси Ария , когда для православия наступили тяжелые времена и «предстояла великая борьба». С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии он занимал лишь второе место. Проповеди он говорил ежедневно, часто дважды — утром и вечером.
Составил чин литургии, написал толкования на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, составил собрание монашеских правил, а когда в 370 году епископ Кесарийский Евсевий скончался, занял его место. Но болезни, труды, воздержание, заботы и скорби рано истощили его силы: преставился святитель Василий 1 января 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Ему было всего 49 лет. Григорий Богослов Однокашник императора-отступника Святитель Григорий Богослов Архиепископ Константинопольский, богослов, близкий друг и сподвижник Василия Великого, Григорий Назианзин, вошедший в историю Церкви как Григорий Богослов, родился около 329 года в городе Арианза в Каппадокии.
Его отец, тоже Григорий, был богатым аристократом-язычником, но под влиянием своей жены Нонны, причисленной впоследствии к лику святых, принял крещение и со временем стал епископом в городе Назианзе. Все детство и юность Григорий учился — сначала дома, потом в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии. Изучал риторику, поэзию, геометрию, астрономию, философию. В Афинах познакомился с Василием, будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской, и с Юлианом, будущим императором, прозванным Отступником.
Домой Григорий вернулся тридцатилетним, когда его отец уже стал епископом. Он принял крещение и уехал к своему другу Василию, в монастырь, который тот основал в своем имении в Понте. Но через три года отец, которому нужен был помощник, вызвал его к себе и рукоположил в сан священника, однако Григорий тут же вернулся в обитель. Впрочем, через год все-таки приехал к отцу, но вскоре император Юлиан начал гонения на христиан, и он опять удалился в монастырь.
Когда Василий Великий стал архиепископом, он попросил друга возглавить только что образованную им епархию в городе Сасиме, чтобы вместе бороться с набиравшим силу арианством. Григорий не смог отказать, но в Сасиме пробыл недолго и снова сбежал в свою пустынь.
Святые родители Василия воспитали в христианском благочестии девять детей.
Из них трое стали епископами, а ещё двое — известными иноками. Помимо святителя Василия Великого, сегодня мы чтим в лике святых его брата святителя Григория Нисского и их сестру — преподобную Макрину. Литургия святителя Василия Великого Отец святителя принадлежал к числу местной аристократии.
Семейный достаток позволил будущему владыке получить лучшее богословское образование своего времени и дополнить его в Афинах всеми достижениями античных философов. Во время учёбы в лучшей на тот момент философской школе, будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской познакомился со многими другими известными людьми своего времени. Например с будущим святителем Григорием Богословом, с которым он крепко сдружился или с будущим императором Юлианом, получившим за свою пропаганду язычества в христианской империи прозвище «Отступник».
Великолепное образование позволило святому архиепископу сформулировать православное учение о Святой Троице, благодаря которому были побеждены ереси Ария и Македония и навсегда прекращены тринитарные споры. Но святитель Василий Великий известен не только своими богословскими трудами. Святой оставил после себя множество сочинений нравственной тематики и трактатов, посвящённых устроению монашеской и канонической церковной жизни.
Святитель Василий способствовал упорядочению жизни монашества. Он был последовательным сторонником общежительного иночества, предписывал мужчинам и женщинам создавать строго раздельные обители, а также настаивал на том, что монахи не должны навсегда запираться в монастыре. Василий Великий считал, что после ухода от мира и приобретении навыка духовной жизни, монах должен вернуться к общественному служению и помочь обрести этот навык другим верующим.
Святитель писал о необходимости социального служении монахов — создании при монастырях школ, больниц, библиотек и странноприимных домов. Святителю Василию Великому принадлежит идея первого комплексного центра социальной помощи, который в честь него получил имя «Василиды». Туда входили: школа для детей, ночлежки, столовые и больница.
Святитель Григорий Богослов Немаловажно, что в истории Церкви, всего лишь три человека удостоились почётного прозвища «Богослов»: апостол и евангелист Иоанн Богослов, святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов… Будущий святитель Григорий Богослов Григорий Назианзин также происходил из малоазийской аристократической семьи. Вместе с Василием Великим и Григорием Нисским составляет круг «Великих каппадокийцев», которые способствовали окончательной победе над арианской ересью. Второй Вселенский собор Святитель также вышел из святой семьи.
Оба его родителя — Назианзинский епископ Григорий и его жена Нонна, а также брат и сестра святителя — Кесарий и Горгония, почитаются Церковью в лике святых. Григорий получил хорошее домашнее образование, а дополнять его поехал в Афинскую философскую школу, где стал другом и сподвижником будущему святителю Василию Великому. Как архиепископ Кесарии Каппадокийской и обширной области вокруг неё, святитель василий рукоположив в епископы близлежащих городов своего брата Григория Нисского и ряд других верных Православию архиереев.
Новый Завет достаточно сложен. Мы можем понять описание служения Христа, Его отношения с людьми разных сект, людьми иудейской веры, людьми разного ранга и так далее — это как бы историческая канва, которую мы можем вместить в себя. А есть такие глубины, в которые невозможно проникнуть без толкований святых отцов. Поэтому, когда люди вопрошают, я советую читать Новый Завет и обращаться к толкованиям. Сначала будет сложно, но, когда вчитаешься, невозможно будет оторваться — он глубоко комментирует и исследует Священное Писание Нового Завета. Можно сказать, просто разжевывает. Если хотите, он создает 3D-толкование: со всех сторон анализирует текст Священного Писания — у него очень глубокое, проникновенное толкование. Приведу общеизвестный случай из жития святителя Иоанна Златоуста. У святителя был послушник, помощник, секретарь — Прокл он был монахом и потом тоже стал патриархом.
Однажды к святителю Иоанну Златоусту пришел для беседы некий важный сановник. Святитель сам его пригласил для серьезной и важной беседы, но когда тот пришел, он не открывал дверь. Тогда Прокл попросил сановника подождать, а сам заглянул в замочную скважину и увидел святителя Иоанна Златоуста, пишущего какие-то строки пером, и склонившегося над его ухом некоего старца, в котором узнал апостола Павла, — в это время святитель Иоанн Златоуст толковал послания апостола Павла. Эта иллюстрация дает нам понять, что без благодати Духа Святого невозможно истолковать Священное Писание собственным умом, пока он не просветится Духом Святым. Не случайно на V или VI Вселенском Соборе архиереям уж не говоря о священниках советовали опираться только на святых отцов при толковании Священного Писания, обращаясь в проповеди к народу Божиему, находящемуся на богослужении. Так что эти святители стали мне очень близкими, дорогими и родными. В свое время, еще несколько лет назад, моя дочь и матушка загорелись желанием восстановить храм в честь трех святителей на Красных воротах. Я не возбранял этому желанию, но понимал, что эта мечта вряд ли исполнима, но чувствую, что, наверное, моя жизнь отчасти будет связана с идеей восстановления храма. Отец Владимир, Вы начали говорить, что Россия сейчас мало просвещена.
Слушая Ваши рассуждения, я неожиданно подумала, что мы прежде всего ищем чуда — сейчас православный человек готов улететь не знаю куда, лишь бы получить какое-то чудо: говоря о блаженной Матроне, рассказывают только о чудесах, рассказывают о своем паломничестве в какой-то монастырь — и только о чудесах. Может быть, происходит очень серьезный перекос в нашей духовной жизни? Мы ищем чуда, но не утруждаем себя поиском христианской истины, не утруждаем себя чтением сложных текстов, в которые нужно вдумываться и проникать: мы не усложняем свою личную духовную жизнь. Но, с другой стороны, ведь и наша с вами вера основана на чуде — на чуде обращения нас к Богу: Бог нас обратил к Себе. Глубоко убежден, и в вашей жизни, и в моей происходили и происходят чудеса, в особенности в период поиска Бога. Когда я искал Бога, уже крестившись, я нуждался в подтверждении присутствия Божия в своей жизни, и Господь через маленькие чудеса утверждал мою веру. Допустим, я обращаюсь к Господу — и Господь исполняет мои желания. Представьте: если я обратился бы к какому-то монументу, чтобы он исполнил мое желание, я ничего бы не получил. А здесь мои желания исполнялись и таким образом утверждали мою веру.
Но это — младенчество, которое нуждается в чуде. А когда мы возрастаем духовно, мы уже должны углублять свою веру познаниями. Отец Владимир, почему на иконах эти три святителя изображены вместе? А святитель Иоанн Златоуст жил несколько позже и умер несколько позже — в 407 г. Григорий Богослов умер в 389 г. Григорий Богослов и Василий Великий вместе обучались, вместе проходили аскезу и примерно в одну и ту же эпоху руководствовали Церковью и просвещали народ Божий своими глубокими познаниями, образованием, своими подвижническими трудами. Господь Иисус Христос говорит: «Будьте светом для мира и солью земли, чтобы люди, видя ваши добрые дела, прославляли Отца Небесного». Господь не говорит словами прославлять Бога, Он говорит — делами. Самое главное у христианина делание — делами прославлять Бога: основывать свою жизнь на заповедях Божиих, на совершенствовании своей души, с Божией помощью очищая ее от страстей и так далее.
Эти три святителя были именно такого внутреннего содержания. Каждый из них был девственник.
Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому память — 5 октября , сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним.
Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом — едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени. Тогда свт.
К истории почитания Трех Святителей и происхождения их праздника
В XVI веке великокняжеская усадьба была перенесена в село Рубцово-Покровское в связи с тем, что юго-восточная часть Белого города стала активно заселяться. Церкви, располагавшиеся ранее в резиденциях, стали приходскими, при них образовались погосты. В 1674 году был построен каменный трехсвятительский храм. Храм трех святителей на Кулишках в Москве.
Каменный в Вологодской области. Более двухсот лет строения на острове были только деревянными. После большого пожара, уничтожившего все монастырские постройки, в 1478 году приступили к строительству первого каменного храма на всем русском Севере — Спасо-Преображенского собора, который был освящен в 1481 году.
В своем первоначальном виде Спасо-Преображенский собор представлял собой четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм на невысоком подклете. В завершении были три яруса кокошников и две главы: большая — в центре и маленькая — над юго-восточным углом, где находился придел. Обильный декор, покрывавший стены, апсиды и барабаны глав, состоял из керамических рельефных плиток, поребрика, бегунца и нишек.
В 1925 году в монастырских помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались уже по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания.
Василия Великого почитали как мужа твердого нрава, замечающего и искореняющего все согрешения, и как аскета в личной жизни, чуждого всего земного, ниже его ставили Иоанна Златоуста как имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и допускал их к покаянию. Другие, наоборот, возвышали Иоанна Златоуста как мужа человеколюбивого, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого оратора, наставлявшего всех на покаяние и в то же время отделявшего грех от грешника и неустанного боровшегося с грехом, поэтому и почитали его выше Василия Великого и Григория Богослова. Почитатели же святого Григория Богослова утверждали, что он своим искусным истолкованием Священного Писания превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему. По церковному преданию, чтобы положить конец спорам, Три Святителя явились в 1084 году Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени, заявили о своем равенстве пред Господом и повелели установить общий день празднования их памяти. После видения Владыка Иоанн Мавропод тут же примирил враждующих и установил новый праздник на 30 января - 12 февраля по новому стилю, так как все трое вспоминались именно в этом месяце.
Он же составил каноны, тропари и похвалы к празднику.
Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края. Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому память 5 октября , сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей.
Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год.
Молитва 3;я святителю Василию Великому О, вели;кий и пресла;вный святи;телю Христо;в, всея; вселе;нския Це;ркве учи;телю богому;дрый, правосла;вия тве;рдый испове;дниче и побо;рниче, всеблаже;нне о;тче Васи;лие! При;зри от высо;т небе;сных на нас, смире;нно к тебе; припа;дающих, и умоли; Го;спода Вседержи;теля, Его;же ве;рный на земли; служи;тель был еси;, да да;рует нам ве;ры пра;выя тве;рдое и неизме;нное сохране;ние, Це;ркви святе;й послуша;ние, жития; на;шего исправле;ние, и во всех ну;ждах, ско;рбех и искуше;ниих ско;рое поможе;ние, терпе;ние же и укрепле;ние.
Пода;ждь нам твое; свято;е благослове;ние, да о;ным осеня;емии, сие; но;вое ле;то и во вся дни богоуго;дно в ми;ре и покая;нии поживе;м и во Ца;рствии Небе;снем сподо;бимся ку;пно с тобо;ю и со все;ми святы;ми Живонача;льную Тро;ицу воспева;ти и сла;вити, Отца; и Сы;на и Свята;го Ду;ха, во ве;ки веко;в. Молитва 4;я святителю Василию Великому О, вели;кий и пресвяты;й святи;телю, о;тче Васи;лие! При;зри от высо;т небе;сных на нас, раб Бо;жиих имена , и умоли; Го;спода, Его;же ве;рный на земли; служи;тель был еси;, да да;рует нам ве;ры пра;выя тве;рдое и неизме;нное сохране;ние, Це;ркви Святе;й послуша;ние, жития; на;шего исправле;ние и во всех ну;ждах, скорбе;х и искуше;ниях ско;рое поможе;ние, терпе;ние же и укрепле;ние. Пода;ждь нам твое свято;е благослове;ние, да о;ным осеня;емии во вся дни богоуго;дно в ми;ре и покая;нии поживе;м и во Ца;рствии Небе;снем сподо;бимся ку;пно с тобо;ю и со все;ми святы;ми Живонача;льную Тро;ицу, Отца; и Сы;на и Свята;го Ду;ха, воспева;ти и сла;вити во ве;ки веко;в. Перевод: Пастырская свирель богословия твоего победила трубы риторов, ибо, как взыскавшему глубин Духа, и красота слова была дарована тебе. Но ходатайствуй пред Христом Богом, отче Григорий, о спасении душ наших. Перевод: Богословским языком твоим сплетения риторов расторгнув, славный, Православия одеждой, свыше сотканной, ты Церковь облек, и, нося ее, Она взывает с нами, твоими чадами: «Радуйся, отче, богословия ум высочайший».
Молитва 1;я святителю Григорию Богослову Святитель Григорий Богослов О, великий во иерарсех вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Григорие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу Святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом боговедения верныя озаряяй, ложныя учения попаляяй, и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, повози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую Православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами. Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово. Испроси, о милосердный святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумение и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития, отцем и братиям нашим, блаженное упокоение. Ей, святче Божий, призри милостивно от Обителей Горних на нас смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и к земли приверженных возведи к высоте небесней.
Икона «Три святых»: история и описание образа
Каждый из нас отдельно, в своё время возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие.
Однако, по промыслу Божьему, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя, и сказали ему следующие слова: «Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в своё время возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго.
Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православной Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную, пети и славити во веки веков. Молитва 2;я святителю Григорию Богослову О, великий святителю отче Григорие, преславный Вселенския Церкве учителю, славы Пресвятыя Троицы всеусердный поборниче, Матере Божия и Ея Пренепорочнаго Девства предъизбранный исповедниче, пресветлый чистоты, смирения и терпения образе. Се аз многогрешный и недостойный на высоту небесную взирати, смиренно молю тя, премудрый Церкве Христовы учителю, научи мя тако богобоязненно житие свое проводити, да никогдаже на путь, Божиим повелением противен, уклонюся или совращен буду.
Соблюди и избави мя твоим многомощным предстательством от соблазнов мира и козней диавольских, якоже избавил еси от них юношу, от Сладчайшаго Спасителя нашего отступивша и во власть сатаны впадша. Даруй мне силу душевную усердным быти подражателем добродетелей твоих высоких: соделай мя в вере правей тверда и непоколебима, укрепи мя малодушнаго в терпении и уповании на Господа, возгрей в сердце моем истинную Христову любовь, да небесных благ паче всех желаю и ими услаждаюся. Испроси мне у Господа искреннее о гресех сокрушение, да прочее время живота моего в мире, покаянии и исполнении заповедей Христовых провождати буду.
Егдаже час моего скончания приблизится, ты, о преблагий отче, с Преблагословенною Девою Мариею, тогда ускори на помощь, защити мя от злобных наветов вражиих, и сподоби мя наследника быти райских селений, да купно с тобою и со всеми святыми непреступнаго Божия Величества Престолу предстану и Живоначальную, Единосущную и Нераздельную Троицу прославляю и воспеваю, присно и в безконечныя веки. Молитва 3;я святителю Григорию Богослову О, великий и преславный святителю Христов, всея Вселенския Церкве учителю богомудрый, Православия твердый исповедниче и поборниче, преблаженне отче Григорие! Призри от высот небесных на нас, смиренно к тебе припадающих, и умоли Господа Вседержителя, Егоже верный на земли служитель был еси, да дарует нам веры правыя твердое и неизменное сохранение, Церкви Святей послушание, жития нашего исправление, и во всех нуждах, скорбех и искушениих скорое поможение, терпение же и укрепление.
Подаждь нам твое святое благословение, да оным осеняемии, сие новое лето, и во вся дни богоугодно, в мире и покаянии, поживем, и во Царствии Небеснем сподобимся купно с тобою и со всеми святыми Живоначальнуто Троицу воспевати и славити, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Перевод: Воссиявшая как светоч огненный уст твоих благодать вселенную просветила; нестяжания сокровище для мира ты собрал, высоту смиренномудрия нам показал. Но, словами твоими нас наставляя, отче Иоанн Златоустый, моли Слово, Христа Бога, о спасении душ наших.
Перевод: Принял Ты с небес Божественную благодать и устами твоими всех учишь поклоняться единому в Троице Богу, Иоанн Златоустый, всеблаженный, преподобный, по достоинству восхваляем тебя: ибо ты наставник наш, Божественное изъясняющий. Мно;гая и разли;чная дарова;ния от Го;спода прия;л еси; и, я;ко раб благи;й и ве;рный, вся да;нныя тебе; тала;нты до;бре умно;жил еси;, сего; ра;ди вои;стину вселе;нский учи;тель был еси;, я;ко всяк во;зраст и вся;ко зва;ние от тебе; поуча;ется. Мы же, гре;шнии имена , по еди;ному ки;йждо свое; дарова;ние иму;ще, едине;ния ду;ха в сою;зе ми;ра не и;мамы, но быва;ем тщесла;вии, друг дру;га раздража;юще, друг дру;гу зави;дяще; сего; ра;ди дарова;ния на;ша разделе;нная не в мир и спасе;ние, но во вражду; и осужде;ние нам явля;ются.
В родном Назианзе Григорий провел много лет, исполняя пастырский долг и помогая отцу в архиерейском служении. Позже, после смерти родителей в 374г. Торжествовавшие на столичном престоле уже 40 лет еретики зло преследовали Григория, камнями изгоняя его из храмов. Григорию приходилось служить по частным домам. Интересный факт В одной из домовых церквей, называемой Анастасия по-гречески «Воскресение» , летом 380 года он произносит свои пять Слов «О Богословии», которые стали широко известны и принесли ему славу «Богослова». Новый император Феодосий, в отличие от своего предшественника Валента поддержал Григория и в 381 г. Собор осудил ересь, после Собора Григорий, снисходительный ко всем проискам против него и интригам, чтобы не подавать повод к разделению паствы, оставил столичную кафедру и вновь удалился в свой Назианз, где посвятил остаток жизни литературной деятельности. Скончался Григорий 25 января по старому стилю 389 года.
В 950 году его мощи были перевезены в Константинополь, а затем в 1204 году были вывезены в Рим. При папе Иоанне Павле II в 2004г. Иоанн Златоуст Свт. Отец Иоанна Секунд, человек высокого звания, рано скончался, и сына воспитывала одна мать Анфуса. Оставшись вдовой в двадцать лет, Анфуса прожила подвижническую жизнь, всю себя отдав воспитанию детей в Христовой вере. Не смотря на трудности вдовьей жизни, мать дала Иоанну прекрасное образование. Перед ним открывался путь успешного адвоката с высоким положением в обществе. Однако, Иоанн из всех наук все больше и больше склонялся к изучению Священного Писания и сочинений святых отцов.
Образованного молодого человека заметил епископ Антиохийский Мелетий, от него Иоанн принял святое Крещение и вскоре был поставлен чтецом при кафедре. После кончины горячо любимой матери Иоанн ушел подвизаться в отшельническом житии и возвратился из пустыни только в 380 г. Тогда же по настоянию Мелетия он принял рукоположение в дьяконский сан и стал исполнять послушание по социальному служению, то есть заботиться о бедных, больных и обездоленных. Исполнял это послушание Иоанн не только по долгу, но и по личному зову милосердной души. В 386 году он был рукоположен во пресвитера, с этого времени начала расти его слава горячего проповедника и блестящего оратора. Двенадцать лет почти ежедневно стекались люди со всей Антиохии послушать слово Иоанна, запечатлевавшееся в сердцах золотом. Народ почитал своего пастыря за искреннее служение и пламенное слово, считая его достойным архиерейской кафедры, но Иоанн уклонялся от сана. Продолжая исполнять пастырские обязанности, Иоанн в это время написал одно из великих богословских творений «Шесть слов о священстве», а также другие свои труды — множество толкований на тексты Священного Писания, множество бесед на библейские темы, нравственные поучения, праздничные и похвальные слова.
Хотя антиохийцы и не хотели отпускать Иоанна, но сам император Аркадий возжелал возвести образованного и любимого народом священника на Константинопольскую кафедру. В 397г. Иоанн взошел на патриарший престол, оставаясь по сути скромным и любвеобильным пастырем. В столице Иоанн продолжал заступаться за обездоленных, обличая скаредность богачей, роскошь двора и при этом пренебрежение к христианской обязанности делиться и помогать нуждающимся. Сам он крайне ограничил расходы на патриаршее содержание, все средства направляя на помощь беднякам. Он содержал больницы и богадельни, ежедневно кормил тысячи нищих и паломников. При этом в своих проповедях нелицеприятно обличал неуемную роскошь, нескромность и распущенность нравов, чем вызывал раздражение знати. Во главе завистников и клеветников Константинопольского патриарха , любимого верующими, встала императрица Евдоксия.
Три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
Сегодня великий праздник трех святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. 11 февраля 2016 года,накануне праздника Собора вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, в нашем храме состоялось всенощное бдение. Великие вселенские учители и святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст молите Бога о нас грешных. Василий Великий и Григорий Богослов, освоив все знания, доступные в их родных городах, завершали образование в Афинах, центре классического просвещения. Сегодня Святая Церковь, дорогие братья и сестры, вспоминает трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Память трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст жили в том время, когда христианство уже становилось государственной религией в Римской империи. 12 февраля в день памяти Собора вселенских учителей и Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в нашем храме состоялась Божественная литургия. учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого – 12 февраля (30 января по ). В самом начале января месяца прославляли мы Святителя Василия Великого, сравнительно недавно Святителя Григория Богослова, а совсем недавно было перенесение мощей Святителя Иоанна Златоуста.
Память трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
К таким – избранным среди избранных – относятся Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. праздничный день, когда Церковь чтит учителей вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста - это Собор трех святителей, празднование триады вселенских столпов Православия. Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, возникла в обществе христианском распря о том, кто из них выше по достоинству и ближе к Богу. Григорий Богослов (†389, память 7 февраля (25 января по ст. ст.)). Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
Православная газета
- Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст
- Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Три столпа Православия
- Жизнь в эпоху перемен
- Войти на сайт
- Трехсвятие. Что можно и что нельзя делать 12 февраля 2024 года | Аргументы и Факты
- Тропарь святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому
Икона «Три святых»: история и описание образа
СВЯТИТЕЛИ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, ИОАНН ЗЛАТОУСТ. ТРИ СТОЛПА ПРАВОСЛАВИЯ | Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. |
Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. | Православная Церковь 12 февраля чтит память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. |
Житие и праздник Трех святителей | Собор трех великих вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. |
Telegram: Contact @avdjugin | К таким – избранным среди избранных – относятся Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. |
Самое читаемое
- Правила комментирования
- Историческое содержание
- Список святых Собора
- ТРИ СВЯТИТЕЛЯ - Древо