Новости служба великого поста первая неделя понедельник

Итак, первая неделя Великого поста, первый день, который называется «чистый понедельник». Богослуже́ние пе́рвой седми́цы Вели́кого поста́ — начало великопостных служб, являющихся образцом совершения продолжительных покаянных молений. Вечером 18 марта, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Вечером 27 февраля 2023 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. С понедельника по пятницу первой недели Великого поста утром совершаются службы утрени, первого, третьего, шестого часа, последование изобразительных, а также девятый час и вечерня.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Певцы медленно, чтобы иерей с диаконом успели приготовиться к начальному возгласу Литургии , трижды поют: «Господи, помилуй! Вечерня следующего дня править Вседневная вечерня, совершаемая в понедельник, вторник и четверг Четыредесятницы, следует за изобразительными без начального возгласа. Иерей — молитву Ефрема Сирина с поклонами. Затем иерей возвращается в алтарь. Закрывается завеса царских врат. Совершается заупокойная лития в притворе храма. Повечерие с каноном Андрея Критского править Вечером в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста совершается Великое повечерие с чтением разделённого на четыре части Великого покаянного канона Андрея Критского.

В отличие от других канонов , Великий канон исполняется не в конце повечерия, а в самом его начале: после начальных молитв и перенесённого из третьей части повечерия небольшого псалма 69. Тропари канона произносятся на средине храма предстоятелем , а затем и остальными священниками. В конце повечерия чин прощения, заключительная ектения и отпуст. Литургия Преждеосвященных Даров править В среду и в пятницу к Великопостной вечерне присоединяется особая Литургия преждеосвященных Даров. Во время стихословия Псалтири чтения кафизмы преждеосвященный Агнец вынимается из дарохранительницы, поставляется на престоле , кадится и благоговейно переносится на жертвенник. Затем следуют ектении сугубая и об оглашенных.

Царские врата затворяются, завеса закрывается только наполовину. Окончание почти как и на обычной Литургии. Окончание седмицы править Память великомученика Феодора Тирона начинает прославляться ещё в пятницу на стихирах вечерни перед Литургией преждеосвященных Даров, после которой сразу особый молебен с каноном и освящением колива. После этого во многих приходах в семинариях и в других духовных школах обычно в 14:00 совершается общая исповедь , а в 17:00 — поскору без пения читается великое повечерие, после которого следует утреня и Первый час. С утра в субботу Литургия Златоуста , на которой христиане стараются причаститься после усиленных молитв и строгого воздержания Первой седмицы Великого поста. В воскресенье Литургия Василия Великого , на которой заготавливается два Агнца для Преждеосвященных литургий предстоящей седмицы.

Питание на первой неделе Великого поста По строгим канонам Церкви в первую седмицу ограничения доведены до минимализма. Есть разрешено только один раз — вечером, в выходные дни — дважды. Выполнение столь строгих правил под силу только верующим, которые постились не один раз. Все остальные обычно едят три-четыре раза в день. Понедельник Ничего есть нельзя. В течение дня можно только пить воду. Вторник Фото: pixabay. Немного хлеба , свежие фрукты, орехи. Немного хлеба.

Постные щи на зелени без картофеля. Овсяная каша на воде. Компот из сухофруктов. Фрукты — например, яблоко , и стакан теплого чая с медом. Среда Завтрак. Овсяные хлопья, залитые соком. Фрукты, чай. Салат из моркови и яблок с добавлением клюквы. Бутерброды с помидорами и огурцами , посыпанные кунжутом.

Несладкий сок. Четверг Фото: pixabay. Геркулес, залитый горячей водой и приправленный апельсиновым соком. Вода или морс. Натертая на терке репа, морковь, кусочки кислых яблок с тыквенными семечками.

Я позволю себе просто процитировать то, с чего начинается этот отрывок, который мы услышим завтра: «наступил уже час пробудиться нам от сна.

Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали». Тут я говорю себе: «стоп», и думаю: ну ведь когда мы уверовали, в особенности те из нас, кто вырос не в православных семьях, а пришел по зову души, уже во взрослом состоянии в Церковь, то как раз когда мы уверовали, кажется, мы и были наиболее близки к тому состоянию, к которому мы теперь с неимоверными трудами пытаемся приблизиться. Потому что тогда, по благодати, вот новообращенный чувствовал себя буквально чистым от всего, тем более что при крещении он как бы освобождался от всего того груза, который за те годы, когда он не был в Церкви, на него налипло. Иерей Стахий — Действительно, рождение свыше, крещение, рождение от Духа Святого — это то состояние, которое потом человек на протяжении всей своей земной жизни, возможно, никогда больше не достигнет. Тем не менее апостол Павел напоминает о том, что вот Христос же говорил, что «Я — путь, истина и жизнь». И мы если от Христа получаем бессмертную душу, то, по сути, наша задача, как у блудного сына в притче, не куда-то идти там в трудные горы, на страну далече, преодолевать что-то и вот тогда достигнешь, а наоборот, как можно скорее вернуться к Богу и Отцу.

Поэтому апостол Павел говорит всем окружающим братьям, которые испытали вот этот восторг, открытие для себя веры, которые смотрят на мир, который лежит в страшных грехах вокруг и вот немножко радуется, что они такие молодцы, и с другой стороны, увы, осуждают, кто не такие молодцы. В том числе и окружающие братья и сестры во Христе, у которых есть те или иные недостатки, как мы вот уже понимаем в преддверии Великого поста. В том числе связанные с особенностями каждого личного подхода к тому, как поститься в плане пищи и в плане каких-то развлечений других. Но, самое главное, апостол Павел говорит, что вот вы, уже прожив некоторый путь христианской жизни, вы заслужили для того, чтобы ко Христу приблизиться. Однако, как вот мы вспоминаем, можно вот такой пример: вот золотой теленок и уголовник, который получил вроде вот такие баснословные деньги, и он может уже ими наслаждаться. Однако он вспоминает о своих старых грехах и идет на мелкое преступление, и всего лишается.

Вот точно также, увы, и неразумный, осуждающий своих ближних христианин. Он действительно смотрит: я сделал лучше, чем другой мой ближний — я более строго постился, я более тщательно молился, я сделал поклонов земных столько-то, и у меня пресс теперь, по сравнению с моим соседом, который там наедался по вечерам всякой непостной пищи, просто идеален. А на самом деле ты уже почти спасение заслужил, получил, апостол Павел говорит: да, вот спасение у тебя в твоих руках, тебе Христос его уже дал. Христос за тебя пострадал, умер на Кресте, и ты уже выбрал Его, и уже просто вот одной ногой, тебе осталось шаг сделать в рай, а ты сейчас мимо него пройдешь. Причем почему, потому что возьмешь и, увы, по своей гордости, посчитаешь себя хозяином в Царстве Небесном и сам начнешь думать и решать, кто в рай достоин попасть вокруг тебя, а кто нет. Борисова — Давайте теперь обратимся к отрывку из Евангелия из Матфея, из 6-й главы, стихи с 14-го по 21-й.

Собственно говоря, я думаю, что большинство из наших радиослушателей хорошо знают эти слова, может быть, просто по разным поводам их в разных проповедях мы слышим и в храме, и в различных православных передачах, и читаем — речь идет о том, как, собственно, должен христианин поститься. И «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры», и «не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут», «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Мы все эти слова как бы хорошо знаем, и когда их слышим, мы их узнаем. Но очень редко, когда мы ими руководствуемся, почему-то они у нас не становятся правилом жизни. Иерей Стахий — А вот как раз ответ в этом же отрывочке есть.

Но мы, поскольку люди с таким клиповым сознанием в XXI веке, нам сложно уже посмотреть даже на Ютубе запись 10 минут, нам подавай где-нибудь в соцсетях других, где по 15, по 30 секунд какие-то ролики, а дальше уже у нас мозг, увы, отключается. Точно также и здесь Господь, Он дает сначала указание, как надо делать, с которым мы теоретически согласны. Но, как уже вы заметили, увы, на практике это не получается. Но в конце Он же дает подсказку, почему это не происходит. Эта подсказка, она очень конкретная, практического характера, но увы, мы если редко открываем Священное Писание, над ним размышляем, то порой мы к Священному Писанию будем относиться очень благоговейно, как к некоторому такому набору афоризмов, философских истин или даже богословской глубины, которую вот над поставить на полочку и перед ними кланяться, благо Великим постом поклонов можно нам побольше класть. Вот точно также, очень поэтично звучит, очень люблю эту фразу: где сокровище ваше, там и сердце ваше.

Но даже сам по себе знаю, что не сразу задумаешься, о чем речь. А здесь же речь, Господь говорит: тебе легче будет вот это все исполнить, если ты на это будешь обращать свое сердце. Потому что даже если ты решил: я христианин, я не буду гнаться за временным, я буду делать добрые дела, и внешне ты стараешься где-то уступить, где-то сделать доброе дело, где-то там не пойти на обман, чтобы лишнее что-то заработать. Ну правда, делами своими, словами стараешься жить по-христиански и зарабатывать себе сокровище на небесах. Но при этом, почему Господь и спорил с фарисеями, потому что говорит, ну вот несоответствие: вы внешние правила делаете, а внутри-то у вас, вы как гробы повапленные, внутри вас нечистота, разложение, смерть. И вот надо оглянуться на себя и посмотреть: возможно, я с такой вот формальной точки зрения христианин, и сам себя подгоняю, но сердце-то мое все равно прикипело.

Я беру, что-то уступил, и только думаю: эх, а как хорошо тому, кто вот без заповеди Христовой живет, он не уступил, себе там чего-то там заработал. Или думаешь: ой, я так попостился, я такой молодец. И думаешь: ой, как везет тем, кто не постится, вот они сейчас поели все, что хотели. И в итоге сердце внутри, оно тянет нас в другую сторону. То есть слова и дела, слава Тебе, Господи, нам пока еще, где мы усилия прилагаем, ведут нас ко Христу. А сердце вот, где?

Оно уходит в другую сторону, потому что сокровище его осталось здесь, на земле. Именно поэтому наша задача не только себя пересиливать и бороться между внутренним таким и внешним человеком, а достичь вот того настоящего святоотеческого целомудрия. Целомудрия не в узком смысле слова, в плане какой-то нравственности отношений между полами, а именно целомудрия как Господь сказал: будьте едины, как Я с Отцем. То есть цельность человеческой природы, то что у тебя и сердце тоже на это направлено. То что ты думаешь: а как вот, однако, стоит вопрос следующий, как же поступить, когда об этом и думать-то неохота. Вот здесь нам полезно лишний раз открыть Евангелие и прочесть.

Хотя, возможно, слова евангельские у нас уже отлетают от зубов, нас посреди ночи разбудишь, а мы процитируем Евангелие с любого места. Ну а зачастую и не процитируем. Но даже если какие-то места, для тебя они очевидны, ты их сто раз читал, сто раз слышал проповеди, передачи по ним, все равно имеет смысл открывать, вчитываться, вдумываться, сравнивать с какой-то своей жизненной ситуацией сейчас, укрепляться ими. И тогда вот, свое сердце посвятив тоже сокровищу небесному, слову Божиему, сошедшему с небес вместе с Самим Богом, Который воплотился и принял нашу человеческую природу, тогда нам будет легче, тогда мы сможем преодолеть вот ту постоянную внутреннюю борьбу. Борисова — Напоминаю, вы слушаете программу «Седмица». И, как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели.

Итак, первая неделя Великого поста, первый день, который называется «чистый понедельник». Причем название это хоть и неканоническое, но вполне оправданное, даже исходя из ветхозаветных чтений, которые положены на этот день. Это 1-я глава Книги пророка Исаии и слова: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю». Вот с этих слов, с этого камертона, начинается наше вхождение в Великий пост.

А дальше — дальше, я думаю, большинству из наших радиослушателей известно, что первые четыре дня первой недели Великого поста, они посвящены Великому покаянному канону преподобного Андрея Критского. Вот давайте поговорим о том, что это за канон, и почему так важно для Церкви, чтобы целые четыре дня подряд мы погружались в этот текст. Иерей Стахий — Большое спасибо, что вы сделали акцент на чтении из пророка Исаии. Тоже я вот в голове не держал, что именно с этих слов начинаются, по сути, богослужебные чтения Священного Писания на всем протяжении Великого поста. А они очень созвучны с тем самым настроем покаянным, который должен человек получить. Вот Великий покаянный канон, он, по сути, этот настрой помогает как-то стяжать.

Однако одно дело — настрой, а другое дело — реализация. А у нас проблема, особенно проблемы в Русской Православной Церкви, где, увы, люди только учатся причащаться почаще, а при этом привыкли, что обязательно перед причастием перед каждым надо поисповедоваться. Даже если у тебя нет никакой перемены души, просто формально что-то там перечислить. Вот здесь мы видим условия, которые говорит не пророк Исаия, а говорит Сам Господь, говорит: вот подходите, разберемся и, действительно, ваши грехи Я очищу, убелю, и будет все у вас хорошо, — то есть Господь обещает пророчески, это Ветхий Завет, еще этого не происходит. Но вот мы живем в Новом Завете, и мы можем это получить — абсолютное прощение, абсолютное избавление от греха. Но перед этим очень важное условие: взять надо, от этого греха отстраниться; взять, этот грех победить; взять, начать делать добрые дела — и только тогда идешь на исповедь.

Если ты идешь на исповедь, а ты не меняешься, то можешь не надеяться на то, что тебя Господь рассудит и тебя обелит, очистит, твои грехи сделает как небывшие.

Собственно говоря, что собой представляет покаяние? Покаяние — это осознание наших грехов, нашей неправды. И когда мы раскаиваемся пред Богом, перед священником, перед крестом и Евангелием, то ведь это и есть отречение от наших грехов, осуждение самих себя. Самая большая ошибка, с которой нередко сталкиваются духовники, — это когда исповедующийся начинает говорить не столько о себе, сколько о других, оправдывая себя. Говорит: вот поссорились мы с тем или другим родственником, с мужем или женой, с родителями мужа или жены, — всякое ведь в жизни бывает, — а после этого начинается самооправдание. Да, поссорились, но я никак не могу жить с этими людьми, мне очень тяжело. И получается, что даже на исповеди мы нередко оправдываем себя, хотя должны чистосердечно самих себя оценить и принести покаяние в своих грехах. Оказывается, это очень непростое дело.

И самое, может быть, опасное, — когда исповедь превращается в формальность. Зачитывает батюшка грехи, а люди повторяют: грешен или грешна, грешен или грешна, — иногда даже в отношении тех грехов, которые никогда не совершали. Мол, читает батюшка, значит надо сознаваться. А сознаваться-то в этом и не надо! Другими словами, подлинная исповедь, подлинное сокрушение о грехах всегда должно происходить и от сердца, и от ума. Не надо раскаиваться в том, в чем не виноват, но нужно непременно раскаяться пред Богом, а если хватит сил, то и перед духовником, перед крестом и Евангелием, в тех грехах, которые реально совершил и даже в тех, которые присутствуют на уровне твоего сознания.

Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням

Прокимен: «Из уст младенец и ссущих…». Евангелие - только праздника Мф. Затем, по окончании чтения 50-го псалма, диакон возглашает: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Далее хор поет: «Слава: Днесь Христос…», «И ныне» - то же. Канон - св. Космы Маиумского - на 12, ирмосы по дважды. Эти зеленеющие ветви служат знамением победы над смертью и воскресения Христа.

Свечи, которые держат при вербах, означают величие и светлость торжества воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни. Кондак: «На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, Грядый Адама воззвати». На 9-й песни «Честнейшую» не поется. В конце всенощного бдения и литургии бывает отпуст праздника: «Иже на жребяти осли сести изволивый, нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш…» Литургия совершается св. Иоанна Златоуста. Вместо изобразительных псалмов поются антифоны праздника. Входные: «Благословен Грядый во имя Господне…».

По входе -тропари: «Общее воскресение…» и на «Слава» - «Спогребшеся…», на «И ныне» - кондак праздника. Затем - Трисвятое. Прокимен: «Благословен Грядый во имя Господне…». Стих: «Исповедайтеся Господеви, яко благ…». Апостол - к Филип. Задостойник: один ирмос 9-й песни без припева : «Бог Господь, и явися нам, составите праздник…». После прокимна: «Господь воцарися…» - читается восемь паремий: 5 - Благовещения и 3 - Ваий.

На благословении хлебов поются тропари Благовещения дважды и Ваий один раз. Точно так же и на «Бог Господь» После полиелея - величание Благовещения, прокимен и Евангелие Ваии, после освящения ваий - стихира Ваий. Канон Благовещения и Ваий с ирмосами обоих канонов. На литургии св. Задо-стойник - Ваий. Причастен Благовещения и Ваий. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребренников.

Уставные особенности богослужения первых трех, дней Страстной седмицы В первые три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы. На всех повечериях поются трипеснцы св. На УТРЕНИ, после «Аллилуиа», в первые три дня поется трижды особым напевом умилительный тропарь: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, огоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. По богослужебной традиции Троице-Сергиевой Лавры и храма Московской духовной академии, при пении «Се, Жених…» отверзаются царские врата и бывает каждение всего храма, после чего царские врата закрываются. Вслед за тропарем стихословятся три кафизмы. Далее - хвалитные псалмы и стихиры на хвалитех. После просительной ектении и возгласа: «Яко Бог милости, щедрот и человеколюбия еси…» священник: «Мир всем».

Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, и чтец сразу без утреннего отпуста читает 1-Й час, начиная: «Приидите, поклонимся…». Паремии, в отличие от паремий св. Четыредесятницы, взяты из других ветхозаветных книг. На вечерни в первые четыре дня читается паремия не из книги Бытия, а из книги Исход - о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них. Эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя. После пения «Да исправится молитва моя…» и молитвы св. Апостол на литургии в эти дни не читается.

Службы в этот день следующие: вечером в Среду -малое повечерие и утреня с 1-м часом; утром - часы 3-й, 6-й и 9-й, изобразительные, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней. Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Кафизмы на утрени нет. Тотчас после тропаря - возглас диакона: «И о сподобитися нам…», и читается Евангелие от Луки, зач. На 9-й песни канона «Честнейшую» не поем, но поем ирмос 9-й песни. Хор: «И бессмертныя трапезы…».

По 9-й песни - екзапостиларий трижды : «Чертог Твой…», Начало утрени такое же, как и в первые три дня, но конец следующий: «Благо есть…» - единожды. Далее диакон произносит: «Премудрость». Хор: «Благослови».

Святитель Василий Великий Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями. Подлинное значение поста ярко раскрывается в одной из стихир: «Оставим телесное сладострастие, возрастим душевные дарования…». Чтение канона прп. Фото: Патриархия. Ru Первая великопостная неделя седмица — наиболее строгая. Так, по Уставу, первое вкушение пищи разрешается лишь в среду после Литургии.

Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных или кормящих женщин эти требования по благословению духовника ослабляются. Однако и самое строгое телесное воздержание, подобно вспаханному, но не засеянному полю, без молитвы принесет лишь сорняки. Во время Великого Поста на богослужениях вспоминается история падения и спасения рода человеческого.

Это неспособность человека контролировать самого себя, неспособность видеть свои ошибки и свои грехи. Если проанализировать нашу жизнь, жизнь каждого человека и вообще все, что вокруг происходит, то получается, что большинство людей не видят своих грехов. Более того, если кто-то скажет нам, что мы неправильно поступили или поступаем, то ведь чаще всего человек после этого становится для нас неприятным, а, может быть, даже врагом. Чаще всего мы не допускаем никакого осуждения в свой адрес, оберегая самих себя от критики. Возможно, в целом ряде случаев это правильно. Потому что человек нередко осуждает других не для того, чтобы принести им пользу, а чтобы причинить им вред.

Но тем более важно, чтобы мы умели самих себя правильно оценивать и, если нужно, критиковать. Собственно говоря, что собой представляет покаяние? Покаяние — это осознание наших грехов, нашей неправды. И когда мы раскаиваемся пред Богом, перед священником, перед крестом и Евангелием, то ведь это и есть отречение от наших грехов, осуждение самих себя. Самая большая ошибка, с которой нередко сталкиваются духовники, — это когда исповедующийся начинает говорить не столько о себе, сколько о других, оправдывая себя. Говорит: вот поссорились мы с тем или другим родственником, с мужем или женой, с родителями мужа или жены, — всякое ведь в жизни бывает, — а после этого начинается самооправдание. Да, поссорились, но я никак не могу жить с этими людьми, мне очень тяжело. И получается, что даже на исповеди мы нередко оправдываем себя, хотя должны чистосердечно самих себя оценить и принести покаяние в своих грехах.

Великий покаянный канон — это творение преподобного Андрея Критского, известного византийского гимнографа. Во время Великого поста канон Андрея Критского читается дважды. Сначала по частям он читается на великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверток 1-й седмицы. Второй раз канон читается целиком на пятой седмице поста — в среду вечером эту службу еще называют стоянием Марии Египетской.

Календарь Великого поста: первая седмица — 7 марта -13 марта

Поэтому человек создан Богом для соработничества, для того, чтобы созидать. И человек приходит в этот мир, чтобы оставить какой-то след после себя. Кто-то занимается строительством домов, кто-то - воспитанием детей в детских садах, в школах, врачи занимаются лечением людей, священники - духовным лечением, таким образом, каждый занят своим делом, к которому у него лежит душа, и это дело он сам выбрал сознательно. Архипастырь также призвал христиан во дни Великого поста настроиться на молитву и полюбить ее.

В «Лествице» духовный путь христианина представлен как постепенное восхождение по ступеням христианской жизни отсюда название: эти ступени образуют лествицу, как раньше называли на Руси лестницу. Аскетический подвиг отречения от мира, борьбы со страстями и очищения сердца венчает, по преподобному Иоанну, любовь как царица христианских добродетелей. Последнее, тридцатое, слово Лествицы преподобный Иоанн посвятил христианской любви. Накануне, 18 марта, на утрене, после великого славословия, митрополит Челябинский и Миасский Алексий вынес из алтаря Честной и Животворящий Крест и положил его для поклонения на аналой посреди Свято-Симеоновского кафедрального собора.

На середине храма Святой Крест будет находиться в течение шести дней. Обратно в алтарь он будет унесен в пятницу, 24 марта, отметили в Челябинской епархии. Благодаря обряду поклонения Честному и Животворящему Кресту Господню в народе четвертая седмица Великого поста называлась Крестовой, Крестопоклонной. Воскресенье Крестопоклонное ещё именуют «Средокрестным», так как оно знаменует середину Святой Четыредесятницы.

По окончании утреннего Богослужения совершается поминовение усопших на литии. Вечером с понедельника по четверг включительно, в православных храмах служится Великое повечерие с чтением великого покаянного канона Андрея Критского. Это Богослужение особо важно для духовного молитвенного настроя православного человека, ведь именно канон святителя Андрея пронизан духом покаяния и являет собой воззвание согрешившего человека к Богу о прощении грехов. Первая неделя Великого поста заканчивается праздником Торжества православия.

В этот день совершается торжественное Богослужение литургии святого Василия Великого, после которой в храмах служится особый чин, посвященный празднику. Сам день Торжества православия, приходящийся на воскресенье, являет собой историческую память Церкви о преодолении различных еретических учений, имевших место в истории христианства.

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми; дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу Твоему. Ей Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.

Перед самой преждеосвященной литургией отправляется обыкновенная вечерня, на которой после стихир, поющихся на Господи воззвах, совершается вход с кадилом, а в праздники с Евангелием, из алтаря в царские врата. По окончании вечернего входа читаются две паремии: одна из книги Бытия, другая из книги Притчей. По окончании первой паремии священник в отверстых вратах обращается к народу, делая крест кадилом и горящею свечою, и говорит: свет Христов просвещает всех! Верующие при этом падают ниц, как бы пред Самим Господом, моля Его о просвещении их светом Христова учения для исполнения заповедей Христовых.

Пением да исправится молитва моя оканчивается вторая часть преждеосвященной литургии, и сугубой ектеньей начинается собственно Литургия преждеосвященных Даров. Вместо обыкновенной херувимской песни поется следующая умилительная песнь: Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершенна дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа 3-жды.

Среди этой песни совершается великий вход. Дискос со св. Агнцем с жертвенника, через царские врата, на св. Предстоящие падают ниц на землю в благоговении и святом страхе пред св.

Во время Великого входа Святая Чаша выносится в безмолвном молчании, все умолкает и слышен только звон кадила, что придает особую торжественность и строгость этого действа. Великий вход на преждеосвященной литургии имеет особенную важность и значение, чем на литургии св. За преждеосвященной литургией в это время переносятся уже освященные дары, тело и кровь Господа, жертва совершенная, Сам Царь славы, поэтому-то освящения св. За этим литургия преждеосвященных даров имеет сходство с литургией Златоуста; только заамвонная молитва читается особая, примененная ко времени поста и покаяния.

Но во время Великого поста их поют на Литургии преждеосвященных Даров, которая совершается по средам и пятницам и в первые три дня Страстной седмицы. По традиции во время этого песнопения все молящиеся становятся на колени, а певчие выходят в центр храма к солее. Протоиерей Дмитрий Смирнов так объясняет смысл этой молитвы: «Кадило -это такой прибор, куда кладется уголь и ладан фимиам, то есть благовонное вещество. И каждение этим благовонным дымом является образом нашей молитвы.

Как кадильный дым возносится вверх, к небесам, так и молитва возносится к Богу. Мы люди грешные и наша молитва «неисправна». И мы просим у Бога, чтоб Он исправил нашу молитву». Текст молитвы: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя.

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех. И не потому, что позволяется в эти дни есть что-то скоромное.

Скоромное для здоровых телесно людей запрещено до самой Пасхи. А потому, что в субботние и воскресные дни служится полная, настоящая литургия. Так литургия помещается Церковью во главу угла, и от ее наличия или отсутствия дни становятся праздничными или скорбными соответственно. Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище.

Нужно посещать также и особые службы поста, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб — это литургия Преждеосвященных Даров. Она отличается от традиционной литургии тем, что на ней не приносится Богу Бескровная Жертва. Жертва принесена заранее, дары освящены, и ими можно причаститься.

Вся служба — это приготовление к причастию заранее заготовленными дарами. Главная мысль, которая должна родиться от внимания к поднятой теме, — это тоска по причащению, скорбь разлуки. Это нежелание оставаться даже в течение одной седмицы без святых таин. Пусть нельзя торжествовать, а надо смиряться и плакать.

Но все равно не причащаться нельзя, и, значит, надо причаститься хотя бы заранее приготовленными дарами. Невозможно понять литургию Преждеосвященных Даров, ее чин, ее происхождение, необходимость в ней без любви к таинствам и практики частого причащения. Что хотите, говорите, и, что хотите, думайте, но если бы в Древней Церкви была традиция причащаться пять-шесть раз в год, то литургия Преждеосвященных Даров никогда не возникла бы. Не возникла бы сама нужда в ней.

А нужда эта называется: не могу без Христа и причастия. Если причащаться редко, то и литургию служить надо редко, заполняя остальные дни чтением обедницы, псалмопением, акафистами, поучениями и проповедями. Но это - честный путь в никуда, что и незрячему должно быть понятно. Литургию оставлять нельзя.

Она — наше единственное богатство. Нужно, напротив, так крепко полюбить литургию, чтобы через нее понять церковную жизнь вообще. Хомяков совершенно справедливо говорил, что «христианство понимает лишь тот, кто понимает литургию». Мария Египетская не иначе ушла в пустыню на долгие годы, как причастившись.

Еще не очищенная от страстей, она словно в залог на будущее получила причащение и благодать, чтобы там, в пустыне, иметь Божественную помощь. Вот и мы, по слову Андрея Критского, должны вселиться «в пустыню страстей покаянием». Во время поста страсти обнаруживают себя, просыпаются, томят и тревожат душу. Временами не просто тревожат, но жгут и опаляют.

Нужда в Божественной помощи становится более востребованной, более ощутимой. Для таких благопостящихся тружеников, ощутивших особо остро свою немощь, и создана литургия Преждеосвященных Даров. По своему чину она соединяется с вечерней, и служить ее хорошо бы вечером. Не спешите возражать — дайте договорить.

Собственно сложность вечернего служения только одна — долгий евхаристический пост. Все остальное — технические детали. Отговорка, что, мол, так уже давно не делали, не работает. У нас много чего хорошего не делали, а ко многому плохому привыкли.

Что ж нам, все ошибки маркировать значком «не тронь», а от всего забытого наследия отмахиваться? Непривычно длинный евхаристический пост — единственное серьезное вопрошание на пути к вечерней литургии Преждеосвященных Даров. Но разве не для этого и существует пост, чтобы ощутить голод и жажду, некую тонкую слабость в теле и легкую сухость во чреве? Разве мы совсем уже отказались от трудов, усилий, воздержания и годны только на то, чтобы ублажать свои немощи?

Стоит только попробовать, и людей, готовых к борьбе и молитве, окажется больше, чем мы думали. Дети на этой службе не причащаются. Для них есть суббота и воскресенье. Скажут: мол, старики не могут долго без лекарств и еды.

Но и для них есть суббота и воскресенье. А те, кто может не есть и не пить до вечера, кто силен и крепок, кого по молодости и по избытку сил тревожат плотские страсти, пусть терпят и борются с собой. Скажу вам больше: на поверку оказывается, что старики готовы не есть и молиться в ожидании причащения нередко чаще молодых. Да и молодые люди жаждут подвига чаще, чем нам кажется.

Больше сложностей нет. Дальше одни наслаждения. Стоит однажды в жизни отслужить эту службу вечером, хотя бы ради опыта и ощущения контраста. Стоит пропеть: «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний», — не в 8:30, а в 18:00, когда солнце действительно пришло на запад.

Стоит ощутить, насколько лучше сочетать свой ум со словами псалма: «Воздеяние руку моею — жертва вечерняя», — во мраке храма, освещенного лишь лампадами, а не при ярком солнечном свете. И «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» несравненно лучше и естественнее произносить поздним вечером, а не до полудня. Стоит телом понять, насколько лучше молиться на совершенно пустой желудок, чтобы потом избрать путь древний и лучший, хотя и более трудный. Все пения, каждения, коленопреклонения, все хождения со свечами и фимиамом вокруг Евхаристического Агнца, все молитвы святого Ефрема предназначены здесь для вечерней поры.

Эта служба таинственна и по-особому интимна. Она чуждается прямых солнечных лучей и электрического света, поскольку на ней причащаются Христу люди, решившиеся на усиленный подвиг, люди, стеснившие себя ради широты Небесного Царствия. Литургия вообще не для чужих глаз. Сущая болезнь и истинное наказание — это наши всегда открытые на службе двери и случайный народ, покупающий свечи и торгующийся у столов с записками в любой момент службы.

Читается ли Евангелие, поют ли Херувимскую, всегда кто-то будет блуждающим взглядом искать места на подсвечнике для своей свечи. Дал бы Бог, чтоб мы повзрослели, стали серьезнее и когда-нибудь на возгласе «Двери, двери! Так на обычной литургии. Но на литургии Преждеосвященных Даров это еще серьезнее.

Тут совсем не место случайным людям, забредшим на огонек, «не могущим молиться с нами». Их сразу видно. Они не преклоняют со всеми колен, они пялятся на священника при возгласе «Свет Христов просвещает всех! Их точно нельзя причащать.

Она, литургия Преждеосвященных Даров, поднимает планку требований к духовенству. Нужно многое объяснить, рассказать. Нужно научиться толковать тексты Бытия и Притчей, читаемые на этих службах. Нужно успокоить и тех, кто во всем непривычном видит след обновленчества.

Обновленчество — это понижение церковной дисциплины ради угождения духу времени. А возврат к традиции — это противоположное движение: от расслабленности — к собранности, от потворства себе — к борьбе с собою.

Шестая седмица: как провести предпоследнюю неделю Великого поста не нарушая традиций

Расписание Богослужений в монастыре Оптина Пустынь на шестой седмице великого поста 2024 г. (седмица ваий) (22 — 27 апреля 2024 г.). На пятой неделе Великого поста единственный раз в году полностью читается Великий Покаянный Канон. Главная > Новости > События епархии > В понедельник первой седмицы Великого поста митрополит Александр совершил повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Брянском кафедральном соборе. В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 2 марта – 5 марта) вечером в храмах читается Великий Покаянный канон Андрея Критского. В этом году Великий пост начинается в понедельник 18 марта и заканчивается 4 мая. Как называется первая неделя Великого поста, какие службы проводят в эти дни в храмах, что можно и нельзя делать в 1-ю седмицу, ограничения в питании и другие запреты — в материале РИА Новости.

О праздности. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в понедельник первой седмицы Великого поста

7 марта 2022 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний молился за уставными богослужениями в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Совершаются в понедельник, вторник, среду и четверг вечером на первой седмице, а также в среду вечером на пятой седмице Поста. содержит последование богослужений первой седмицы Великого поста. В воскресение первой седмицы Великого поста мы празднуем Торжество Православия. Первый понедельник святаго поста.

Вечер понедельника 1-й седмицы Великого поста

С понедельника по пятницу первой недели Великого поста утром совершаются службы утрени, первого, третьего, шестого часа, последование изобразительных, а также девятый час и вечерня. Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая. О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о Господине нашем Преосвященнейшем епископе (или: архиепископе, или: митрополите, имя, егоже есть область), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.

Monday of the first week of Lent

Он провел 40 лет в пустыне в чтении молитв и в полном безмолвии, строго соблюдая пост и аскетичный образ жизни. Многие верующие черпают силы для продолжения строгого воздержания на примере жизни преподобного. При этом читается главное творение Иоанна — «Лествица». Это духовное руководство по борьбе со страстями и полному очищению души.

Проповедь дня Эти дни посвящены памяти преподобного Иоанна Лествичника, который почитается как великий подвижник и аскет православной церкви. Труды его до сих пор помогают людям совершать свое спасение. Рассказал Иоанн о своем пути к соединению с Богом в своем труде, именуемом «Лествица», то есть лестница, восходя по которой можно достигнуть человеческой святости и совершенства.

В своей книге он логично связал следствия действий с их причинами и таким образом создал целую аскетическую систему, соблюдая которую человек может взойти к небесам по невидимой лестнице еще в своей земной жизни. Мудрость преподобного достигнута его собственным жизненным опытом, то есть слова его проходили через его разум и сердце, становясь живительной силой для всех нас. В своем труде он описывает все восемь главных страстей, которые ведут к духовному злу и погибели.

Но подсказывает, как нужно бороться с ними, — молитвой, любовью, смирением, постом, честностью, памятью о собственных грехах, покаянием. Пример преподобного Иоанна учит нас тому, что каждый из нас должен идти к Богу своим путем, необязательно совершая подвиги чрезмерных молитв и поста.

Те песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14: сначала канон Минеи с ирмосом на 6, затем трипеснцы на 8. Кроме того, последний трипеснец имеет еще обычно один тропарь, не входящий в количество 14 и поемый с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Песни, в которых нет трипеснцев, поются на 4. Ирмосы в этот счет не входят и в 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях поются до тропарей, а в 3-й и 6-й — по окончании тропарей. Канон стихословится с библейскими песнями, изложенными в Ирмологии а также в службах 1-й седмицы. По 3 и 6 песни канона — малая ектения, седальны или кондаки. На 9-й песни — «Честнейшую» После катавасии 9-й песни поется «Достойно есть» Малая ектения. Светилен Троичный текущего гласа.

С окончаниями: 1-й — на каждый день свое, 2-й и 3-й — одни и те же. Чтец: хвалитные псалмы и вседневное славословие. Просительная ектения Стихиры на стиховне Триоди с обычными припевами Часослова.

Среда, 22 марта, станет так называемым экватором 40-дневного обращения к Богу. Это — первая из двух насыщенных особенностями седмиц Великого поста. Поклонение Кресту. Почти все песнопения Триоди в седмичные дни посвящены теме поклонения Кресту, а богослужения трех дней — понедельника, среды и пятницы — имеют особенности в последовании и пении изменяемых молитвословий, связанные с поклонением Кресту. Притча о мытаре и фарисее. В эту неделю верующие вспоминают одну из известных притч Иисуса Христа, записанную в Евангелие от Луки. Один из них был фарисей, а другой — сборщик налогов.

Первое воскресенье Великого поста, 24 марта, называется также Неделей Православия по совершаемому в этот день празднованию Торжества Православия над всеми ересями, возмущавшими Церковь. Совершается особое богослужение, называемое чином Торжества Православия. Также в этот день многие верующие причащаются Святых Христовых Таин, готовясь к этому всю предшествующую неделю. Желаем Божией помощи и сил на предстоящую первую седмицу Великого поста! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей.

Понедельник первой седмицы Великого поста

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста с понедельника по четверг, 18 марта — 21 марта вечером в храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Части канона, которые будут читаться в этот день, отмечены в специальном издании — эту небольшую книжечку можно приобрести в церковной лавке или скачать в интернете и следить за службой по ней. Необходимо заранее узнать о времени начала богослужения в вашем храме — оно может варьироваться в промежутке от 16 до 19 часов вечера. Если вы собираетесь вставать на колени во время молитвы, прихватите с собой маленький коврик, а если в вашем храме богослужения обычно долгие — можно взять стул. В среду и пятницу первой седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров. В пятницу, 22 марта, с вечерни начинается служба святому Феодору Тирону , которая соединяется с Литургией Преждеосвященных даров. В конце Литургии поется молебный канон святому Феодору и благословляется коливо блюдо из злаков, изюма и меда в конце молебна.

История ветхозаветного патриарха Иосифа В Великий понедельник верующие вспоминают ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного. Господь, однако, во всех бедствиях спасал Иосифа. В конце концов Иосиф, став советником фараона, сам спас прощенных им братьев и отца от голодной смерти. Проданный братьями, затем спасший и язычников — египтян, и их самих, Иосиф является прообразом страдающего Господа Иисуса Христа, преданного учеником, отвергнутого своим народом и спасающего через свои страдания и смерть род человеческий. Православные христиане посвящают этот день посещению церкви и чтению Библии. С этого дня начинается подготовка к встрече светлого Воскресения. Вплоть до четверга верующие наводят порядок в своих домах. В Великий понедельник было принято готовить недельный запас дров и корма для животных, чтобы не отвлекаться на это во время празднования Пасхи. Также этот день традиционно посвящают починке сломанных вещей и разбору накопившегося за год хлама — все лишнее выбрасывают, чтобы освободить в жизни место для чего-то нового. Особое внимание уделяется мытью окон — встречать Пасху с грязными окнами считается дурной приметой. Страстная седмица — это уже не Великий пост , хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий. В Великий понедельник можно употреблять в пищу постный хлеб, ягоды, овощи, фрукты, сухофрукты, орехи и мед. То есть растительную и не подверженную термической обработке пищу, поскольку в календаре питания по церковному уставу в этот день положено сухоядение, без использования растительного масла. Это одна из главных традиций — чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице. Миро — особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол. В ветхозаветную пору им помазывались скиния походный храм евреев , первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миро. Миро используется при совершении таинства миропомазания, которое совершается над каждым православным христианином сразу после таинства крещения.

И обычное окончание утрени на ряду: Чтец — «Благо есть исповедатися Господеви... Трисвятое по Отче наш. По возгласе чтец —тропарь: «В храме стояще славы Твоея... Иерей: «Сый благословен... Первый час, третий и шестой — всё на ряду. Смотреть по Часослову или службам 1-й седмицы. На 1-м часе по понедельникам и пятницам кафизм нет. На 6-м часе после Богородична «Яко не имамы» - тропарь пророчества, прокимен, паремия, прокимен и далее. Девятый час — также всё на ряду. По пятницам кафизма не читается. К девятому часу присоединяются изобразительны, которые начинаются пением «Во Царствии Твоем».

В конец, псалом Давиду, изступления, 30. Псалом Давиду, разума, 31. Таже, седальны умилительные Октоиха прилучившагося гласа зри Приложение. И чтется кафисма 5я. Псалом Давиду, не надписан у еврей, 32. Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его, и отыде, 33. Псалом Давиду, 34. В конец, отроку Господню Давиду, 35. Псалом Давиду, 36. И чтется кафисма 6я. Псалом Давиду, в воспоминание о субботе, 37. В конец, Идифуму, песнь Давиду, 38. И состав мой от Тебе есть. В конец, псалом Давиду, 39. В конец, псалом Давиду, 40.

Шестая седмица: как провести предпоследнюю неделю Великого поста не нарушая традиций

Седмица первая Великого поста | PravLife Оглавление Служба во вторник первой седмицы Великого поста.
Monday of the first week of Lent Первая седмица Четыредесятницы (сорока дней поста) длится не семь, а шесть дней, с 18 по 23 марта, до первой недели (воскресенья) поста.
Служба в понедельник первой седмицы Великого поста, Службы 1-ой седмицы Великого поста ВЕЛИКИЕ ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК, СРЕДА первые 3 дня Страстной cедмицы, начало непосредственной подготовки к празднику Пасхи.
Первая седмица Великого поста - Храм прп. Сергия Радонежского Службы Великого поста и подготовительных недель. Последование Вечерни в Понедельник Первой седмицы Великого поста.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий