«С отцом, который звал его обратно, Александр примирился неохотно и вернулся против своей воли, уступив только просьбам родственников» (Юстин). Археологи обнаружили останки Филиппа II, отца Александра Македонского, и выяснили, что он хромал на левую ногу, страдал от искривления шеи и обладал внушительным ростом для своего времени – 180 сантиметров, говорится в статье. Отец Александра Македонского был похоронен именно в гробнице I. В гробнице III обнаружены останки Александра IV, сына Александра Македонского, который умер в подростковом возрасте. Биограф Александра Македонского Кальсиниас писал, что Александр завещал похоронить себя в Египте, в оазисе Сива.
Ученые выяснили, как выглядел Филипп II, отец Александра Македонского
Ученые указали на гробницу отца Александра Македонского Автор: lenta. Свое исследование они представили в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. В 1977 году греческие ученые раскопали три гробницы. Именно вторая, не тронутая грабителями, наполненная оружием и изделиями из золота и серебра, получила название «королевской гробницы», а среди обнаруженных в ней останков искали кости Филиппа II. Первая гробница, с фресками на стенах, была разграблена, а в третьей нашли серебряную погребальную урну с останками молодого мужчины.
Мать моя выше всех этих царей! Выслушав такой ответ малолетнего князя, Александр не мог совладать с собой, обнял и расцеловал маленького героя. В избытке чувств он сказал ему: «Печегд! Ты свободен безусловно. Такие герои не могут быть пленниками. Иди и скажи своей матери, что я завтра же пришлю своих послов заключить с ней мир на таких условиях, на каких она сама пожелает! Удерживая Печегда за руку и подняв свои глаза к небу, царь Александр громко сказал: «Клянусь тем Богом, которого я видел в Иерусалиме, что я такого героя посадил бы на своем престоле и передал бы ему царство мое! И вот уже новое посольство идет к царице Артаксии, чтобы заключить с ней мир. Во главе посольства выступал некий муж в доспехах и палицей царя Александра, и выдавал он себя за властителя полумира. Это был друг царя и товарищ по имени Клит. В то время сам Александр находился в свите посольства в одежде младшего посла. Царица Артаксия по такому случаю приготовила в своем чертоге тронные седалища по чину каждому, а свой престол предназначила царю Александру. Когда царица попросила занять каждого посла свое место, то двойник — мнимый царь Александр — поспешил занять приготовленный ему престол. Однако царица не позволила. Она остановила его следующими словами: «Престол свой я уступила одному только царю Александру, а не тебе. Он один только достоин взойти на него». Обиженный такими словами мнимый Александр хотел было выйти вон из чертога, но Артаксия остановила его и настояла на своем, несмотря на то, что все посольство с мнимым сожалением взирало на ее якобы ошибку. В тот момент по ее приказу служители внесли в чертог что-то покрытое покрывалом и поставили перед престолом. Тогда царица прошла в середину посольства и, подойдя к самому царю Александру, спрятавшемуся среди послов, взяла его за руку и сказала ему: «Напрасно ты, государь, скрываешься от взора благодарной за сына матери. Если бы ты пришел ко мне в одежде нищего, и тогда бы я узнала тебя. Память моя о тебе вечно пребудет.
Македонский любил называть завоёванные города в честь себя любимого. Так образовалось множество Александрий, самая известная из которых была основана в устье Нила в 331 году до нашей эры. Сегодня это второй по величине город Египта. По другим Александриям можно проследить путь следования его войска через территорию современной Турции, Ирана, Афганистана, Таджикистана и Пакистана. Недалеко от места битвы на реке Гидасп - самой дорогой победы его индийской кампании, Александр основал город Буцефала. Город был назван царём в честь его любимого коня, который был смертельно ранен в той битве. Александр полюбил Роксанну, одну из своих жён, с первого взгляда. После захвата в 327 году до нашей эры Согдийской скалы, неприступной горной крепости, 28-летний Александр осматривал своих пленников. Внимание полководца привлекла Роксанна, дочь-подросток бактрийского дворянина. Вскоре после этого во время традиционной свадебной церемонии король разрезал буханку хлеба своим мечом пополам и поделился ею со своей новой невестой. Александр богоподобный. Таким Александра Великого изобразили в Голливуде. Там историк рассказывает, что от кожи Александра исходил «приятнейший запах», и что «его дыхание и всё тело были так благоуханны, что отдавали аромат одежде, которую он носил». Эти обонятельные живописания были частью традиции, начатой ещё при жизни Александра, приписывать богоподобные атрибуты царю-завоевателю. Сам Александр открыто называл себя Сыном Зевса во время визита в Сиву в 331 году до нашей эры. После победы над персами Александр стал одеваться как они. Александр обладал не только блестящим умом, но и потрясающим политическим чутьём. После шести лет завоевания Персидской империи, в 330 году до нашей эры, Александр захватил Персеполь, давний центр персидской культуры. Царь понимал, что лучший способ сохранить контроль над персами - это стать похожим на них. Он начал носить персидскую полосатую тунику, пояс и диадему. Македонские пуристы были в ужасе! В 324 году Александр организовал массовую свадьбу в персидском городе Сузы.
Richard Mortel Бюст Филиппа II, короля Македонии, римская копия Три нетронутые царские гробницы, датируемые IV веком до нашей эры, обнаружили в 1977 году при раскопках древнего города Вергина на севере Греции. Предполагалось, что это захоронения отца, сына и старшего сводного брата Александра Македонского. Теперь эксперты окончательно убеждены в том, что скелет, который долгое время считали принадлежащим сводному брату, на самом деле принадлежит отцу, и наоборот, говорится в публикации. Останки самого великого полководца до сих пор не найдены. Он стал преемником отца, Филиппа II Македонского, который правил страной с 359 по 336 год до нашей эры и был убит.
Тень отца Александра Великого
Изначально полагалось, что в гробнице хранились останки отца, сына и старшего сводного брата Александра Македонского, но после проведения исследований ученые сделали вывод, что имело место ошибочное определение отца и. Александр Македонский умер в возрасте немногим за 30, и по одной из самых распространенных версий – от малярии. РИА Новости. Археологи обнаружили останки Филиппа II, отца Александра Македонского, и выяснили, что он хромал на левую ногу, страдал от искривления шеи и обладал внушительным ростом для своего времени – 180 сантиметров, говорится в статье. 180 сантиметров. Впоследствии Александр Македонский широко эксплуатировал эту выигрышную тему своего сверхъестественного происхождения. Фасад гробницы Филиппа II (отца Александра Македонского) в Вергине, где в древние времена находилась первая столица Македонского царства – Эги.
Александр Македонский - биография, новости, личная жизнь
Актуальные цены можно найти на официальном сайте музея. К сожалению, фотосъемка экспозиции запрещена. Как добраться до Вергины? Вергина очень популярна у туристов, поэтому где, бы вы ни останавливались в материковой части Греции, вам обязательно предложат однодневную экскурсию с посещением гробницы базилевса Филиппа Македонского. Есть возможность, соглашайтесь! Греки, гордящиеся своей страной , добросовестно отнесутся к своему делу — довезут до места, расскажут много интересного, и в целости вернут туда, откуда взяли.
Если вы не ищете легких путей и хотите добираться до Вергины сами, есть несколько вариантов: 1. Арендовать автомобиль, добраться до Верии, ну а там рукой подать до Вергины. Воспользоваться общественным транспортом. Тут все гораздо интереснее. В посте о том, как добраться к поднебесным монастырям Метеор , я уже немного упоминала междугородние ветки автобусов в материковой части Греции под названием КТЕЛ.
Свои маршруты есть в каждой греческой области. Чтобы добраться до музея из Салоник, сначала нужно доехать до Верии. Отправляются все автобусы с автовокзала Македония. Расписание и цены билетов можно найти на официальном сайте есть английская версия. В будни автобус ходит примерно 1 раз в полчаса.
В Верии вам нужно пересесть на другой автобус местного сообщения, следующий по маршруту Верия — Александрия. Ходит он только в будни 1 раз в полтора часа. Расписание можно узнать на официальном сайте , правда, оно на греческом языке.
В результате греческие рукописи были отредактированы приближенными Александра и на их основе появились латинские переводы по которым немецкие учёные составили, якобы, первоисточник. Однако, на востоке такой жёсткой редактуры не было. Восточные писатели, имевшие доступ в религиозные библиотеки и хранилища рукописей, донесли до нас правду.
И передали её в стихах и поэмах. В силу особенностей перевода Александра на востоке звали Искандер, всех греков называли румийцами, а отец Александра Филипп был переведён как Филикус. Посмотрим, что пишет об Александре великий тюркский поэт Алишер Навои 1441-1501. Рассказывая о сражении, в котором Александр победил Дария он пишет: Шах Искандар на стороне другой Отвагой полн людей готовил в бой И франков-сотня тысяч их число Поставил он на правое крыло... А русов он на левое крыло Поставил, сотня тысяч их число Суровых, ярых, как небесный конь В бою неукротимых как огонь... Плащ красной шерсти - воина броня, Чепрак багровый на спине коня.
Шлем руса сходен с чашею стальной, на шлеме перья иволги лесной. Всего войск Александра было около трёхсот тысяч, а значит главную силу его войска составляли русские и французы. И тут встаёт вопрос? Как Русь, которой по летописям не существовало, дала Александру 1 октября 331 годо до рождения Христа на битву при Гавгамелах сто тысяч хорошо вооружённых войнов. Можно было бы усомниться в данных Алишера Навои, если бы не точное описание наряда русских военных:красные плащи и шлемы в виде чаши. Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви 1141-1209 , который написал поэму об Александре на 300 лет раньше Навои, также пишет о том, что русские войска участвовали в сражениях Александра.
Это показывает, что связь Александра с русской империей была очень тесной, возможно даже дружественной. Вот, что пишет Низами о подготовке к бою с Дарием: Царь к дворцовых вратам созвать повелел Всех владевших мечом, всех носителей стрел. Из Египта, Руси и от франкской границы Вслед румицам отрядов текли вериницы. Как же получилось, что ни в древних греческих источниках, ни древних римских о русских войсках ничего не было сказано? Александр после того как стал властителем империи Дария, не захотел делить лавры победы ни с кем. Русские и французские войска были отпущены с большим количеством золота, но в исторических записях упоминания о них Александр велел уничтожить.
Такие записи сохранились только далеко на востоке в архивах духовных семинарий, которыми и воспользовались Низами и Навои. Мало того, Александр через несколько лет решил с войсками Греции и бывшей империи Дария покорить Русь, но был разбит войсками князя Кентала. Об этом пишет Низами: Девятьсот видим тысяч, - промолвил в докладе Счётчик войска в одном только русском отряде... И на взгорье с друзьями коня он погнал, И, перстом указуя промолвил Кентал... С этим скопищем слабых, изнеженных тел Искандер наше войско разбить захотел! Ты их пальцем удар, не кинжалом, с размаху, До ушей они рот свой откроют от страха.
Вы, уважаемый читатель, можете представить какой силы была империя Русь в те времена, если легко разбила Македонского. При этом из всех греческих источников этот позор Александра был полностью изъят.
В целом император, в отличие от многих мужчин своего времени, с огромным уважением относился к женщинам. И даже Аристотель не совсем поддерживал его в этом вопросе. Стоит также добавить, что, к сожалению, ни он из детей Александра не смог дожить до своего совершеннолетия — их убили как потенциальных претендентов на власть. Остаётся загадкой, как именно умер Александр и что явилось причиной его смерти Умер Александр в 323 году до н. Он вернулся из своего индийского похода и остановился в Вавилоне, и именно в этом городе его настигла смерть. Известно, что перед тем, как умереть, Македонский болел две недели. Некоторые исследователи данной темы приходят к выводу, что Александр умер от какого-то инфекционного заболевания малярии, брюшного тифа, печёночной недостаточности и т. Однако тот факт, что больше никто из тех, с кем он трапезничал в последние дни, не заболел, делает версию об инфекционном заболевании менее правдоподобной.
Имеются и иные версии. Например, версия об отравлении императора его ближайшим соратником Антипатром. Есть и подходящий мотив: Александр хотел лишить Антипатра должности наместника Македонии. Картина художника Карла фон Пилоти «Смерть Александра Македонского» 1886 год Тело Македонского хранили какое-то время в чане с мёдом Авторитетный английский археолог Уоллис Бадж сделал предположение, что останки Александра сначала были погружены в мёд для приостановки дальнейшего распада. И лишь позднее труп был забальзамирован в соответствии с тогдашними традициями. Но на этом «приключения» останков Александра не закончились. В какой-то момент их отправили из Вавилона в Македонию. По дороге их перехватил Птолемей I, бывший генерал Александра. Он решил перевезти столь ценный груз в Египет. Птолемей считал, что раз у него есть тело Александра, он и есть законный правитель империи… Скульптура Птомелея I — человека, значительно повлившего на судьбу останков Александра Мумия Александра не сохранилась до наших дней Позднее могилу Александра, находящуюся в египетской Александрии, посещали римские правители Юлий Цезарь, Марк Антоний, Октавиан историки пишут о том, что Октавиан, неловко прикоснувшись к мумии Александра, отколол от неё нос и Каракалла.
Они саботировали строительство и использовали деньги для «более важных дел». Но заставляло задуматься и то, что возвестил Пифагор [6] , гадавший по внутренностям животных, тот самый Пифагор, который предсказал смерть Гефестиона: и на этот раз печень жертвенного животного состояла только из одной доли. Каждый знал, что это особенно дурной знак. А что произнес Калан [7] , прежде чем подняться на костер? Было бы непростительной глупостью бросать вызов богам.
Царь велел части войска войти в Вавилон, а сам расположился в Борсиппе, что западнее Евфрата. Когда же из города пришло донесение о том, что каждый день со всего света прибывают посланцы с просьбой об аудиенции, соображения государственной пользы одержали верх над верой в магическое, и царь сел в колесницу, запряженную восьмеркой индийских лошадей». Пышный въезд Александра в Вавилон, богатство его царской резиденции там и поклонение, которые оказали ему представители делегаций от разных народов, безусловно, тешили тщеславие молодого завоевателя, который возводил свое происхождение к египетскому богу Амону В том, что этот бог является его небесным покровителем, великий македонец окончательно убедился во время посещения в ливийской пустыне оазиса Сива, где устами египетских жрецов ему было передано предсказание божества. Что именно «сказал» ему Амон, точно не известно, но он якобы подтвердил божественное происхождение Александра. При этом, если верить Плутарху, не обошлось без курьеза.
Вот как описывает и комментирует интерпретацию этого события великим историком наш современник, историк Игорь Дубровский: «Согласно Плутарху, египетский жрец, приветствовавший Александра Македонского, желал сказать ему по-гречески"пайдион" "дитя" , но по причине дурного произношения вышло"пай Диос" "сын Зевса". Вполне этим довольный, македонский царь будто бы немедленно удалился. Вовсе не обязательно принимать этот рассказ за чистую монету. В нем скорее угадывается скепсис, с которым на желание Александра сравняться с богами смотрели греки». Действительно, древние эллины не видели ничего необычного в обожествлении смертных героев.
Поэтому их делегация явилась в царский шатер в праздничном убранстве, украшенная цветами и венками, давая тем самым понять, что для них это место, где находится божество. В связи с этим С. Фишер-Фабиан отмечает: «В отличие от македонян, греки поклонялись Александру как богу естественно, не делая усилий над собой. Они приносили жертвы и героям, которые рождались от любви богов и смертных. В IV веке до н.
И почему бы не оказать богоподобному человеку больше почестей, чем богу, похожему на человека? Что им, афинянам, Гекуба — им, этому пресыщенному обществу, все подвергавшему сомнению? А спартанцы, как и Демосфен, велели передать с присущим им врожденным высокомерием: «Если Александр хочет быть богом, пусть будет им». И все же не все, даже из числа эллинов, готовы были воспевать своего царя как божество. В связи с этим весьма интересна история, изложенная в книге Е.
Орлова [8] об Александре Македонском, опубликованной в дореволюционном издании серии «Жизнь замечательных людей». Вот что он пишет: «Среди многочисленных философов и ученых, сопровождавших Александра в его походах, двое пользовались его особенною дружбою. Анаксарх и Каллисфен, племянник Аристотеля. Первый из них, наглый и льстивый, вздумал по случаю свадьбы с Роксаной. Александра позондировали и нашли весьма благосклонно расположенным к затее.
И вот на пиру, когда вино уже порядком разогрело всем головы, Анаксарх встает и произносит длинную и искусную речь, в которой восхваляет деяния царя, объявляет их превышающими все, доселе достигнутое сынами человеческими, напоминает об оракуле Зевса Амона и рекомендует оказать ему божественные почести. Персы и мидяне разразились шумными аплодисментами, но македонские и греческие гости хранили угрюмое молчание, не смея противоречить, но и не желая одобрить. Тогда поднялся со своего места Каллисфен и выразил от имени своего и своих друзей протест против этого нелепого предложения. Ему ответом были рукоплескания македонян и греков, но Александр молчал, тая злобу. Когда под конец вечера царь и его гости стали обмениваться лобзаниями, Каллисфен один не получил поцелуя и должен был уйти без приветствия.
Философ тогда шутливо заметил, что он, в сущности, ничего не потерял, кроме поцелуя, но он ошибался: он потерял милости своего владыки и вскоре жестоко из-за этого поплатился. У него был друг и ученик Гермолай, молодой паж царя. Сопровождая однажды Александра на охоту и видя несущегося на них вепря, Гермолай бросил в животное копье и убил его. Царь рассердился: паж отнял у него добычу и за это был наказан прутьями и лишен коня. Гермолай поклялся отомстить и вместе с несколькими товарищами составил заговор с целью убить царя.
Об этом, однако, узнали, и молодые заговорщики были арестованы и казнены. Перед смертью их пытали, но они никого не выдали, что не помешало Александру впутать и Каллисфена, обвиняя его в подстрекательстве. Дело ничем не было подкреплено, но Каллисфена подвергли пытке, а потом казнили, ко всеобщему негодованию старых македонян». Незадолго до этого, в том же 328 году до н. Он впал в ярость от того, что Клит оборвал полководца, певшего царю дифирамбы, и принялся перечислять пороки и проступки хвастливого Александра.
Впавшего в ярость царя никто не смог остановить. А потом он три дня рыдал над трупом своего любимца. Эта история интересна не только как свидетельство отношения самого великого македонца и его приближенных к обожествлению его персоны. К ней мы еще не раз вернемся при рассмотрении других версий причин смерти Александра. А пока стоит лишь заметить, что, по мнению некоторых древних историков, именно причисление Александром себя к сонму небожителей, требование всеобщего поклонения и другие проявления неумеренного тщеславия могли вызвать гнев у оскорбленных его высокомерием великих олимпийцев.
В качестве наказания они и ниспослали гордому македонянину внезапный недуг и раннюю кончину. Более конкретная версия, прямо указывающая на карающую руку богов, нашла отражение в персидских преданиях. В них говорится о том, что великий полководец будто бы был наказан небом за то, что вскрыл могилу персидского царя Кира. Но никаких сведений об этом факте не найдено, кроме нескольких строк у Плутарха: «Найдя могилу Кира разрытой, он [Александр] казнил виновного, хотя преступник был родом из Пеллы и принадлежал к видным гражданам». Кроме того, существует мнение, что Александр велел запечатать нарушенную ворами царскую гробницу и выбить внизу ее надпись, сделанную Киром, по-гречески.
Еще одно предположение, встречающееся и в персидских, и в античных источниках, связано с обстоятельствами похорон Гефестиона. Вот что писал по этому поводу Диодор: «Царь, устраивая похороны, приказал всем соседним городам содействовать по мере сил их роскошному устроению; всем обитателям Азии приказал загасить до окончания похорон так называемый священный огонь: персы это обычно делают при похоронах царей. Народ счел этот приказ дурным предзнаменованием; решили, что божество предрекает смерть царя». А вот по легенде, которую передавали из уст в уста македонские ветераны, их царь погиб потому, что забыл законы предков об умеренности и сдержанности. Боги отвернулись от него, ибо он стал ходить в одеждах врагов, убивать верных ему людей, подозревая их в измене.
Эта мысль выражена и в «Истории Александра Македонского» Квинта Курция Руфа: «Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято раньше у македонских царей… Александр начал свирепствовать по отношению к своим не как царь, а как враг». В справедливости этих слов можно убедиться хотя бы на приведенных здесь примерах расправы македонца с Гермолаем, Каллисфеном и Клитом. Правда, когда унимался охватывавший его гнев, Александр сам осознавал, что погорячился, но в следующий раз поступал с такой же слепой горячностью и жестокостью. Вот что пишет, основываясь на записках придворных летописцев и военачальников о мыслях, волновавших умирающего Александра, Герман Малиничев, автор книги «Археология по следам легенд и мифов»: «Он признавал, что последний поход не удался, завоевано полмира, а верные друзья растеряны, а сам он остался с пустой душой и мутной головой от мистики чужих религий… В носилках, когда его тащили к Вавилону, он пытался произносить строчки из «Илиады», которую раньше знал наизусть, но теперь путался, впадал в тяжелое забытье. Он отрекался от чужих богов, но в то же время вспомнил предсказания восточных оракулов, что живым в Македонию ему не вернуться.
В голове всплывало и другое прорицание. Когда он захватил Персию, в одном из городов его вояки ворвались в храм зороастрийцев и захватили скрижали, на которых золотыми буквами записана священная «Авеста». Трофей вывезли в Македонию. Вот тогда жрецы и возвестили ему скорую смерть — за дикое святотатство. Зороастрийцы предрекли и наказание телу грешника: «Оно не будет знать покоя»».
Так и произошло: могилу великого завоевателя безуспешно ищут до сих пор. Так, может быть, действительно он был наказан своими или чужими богами? Даже сам он, по свидетельству Юстина, признавал это: «Когда на четвертый день Александр почувствовал несомненный конец, он сказал, что видит в этом рок, тяготеющий над его родом, ибо большинство Эакидов умирало в возрасте до тридцати лет». В нее можно только верить или не верить. Другое дело — предположения, основанные на реальных фактах.
И первым среди них стоит рассмотреть версию, связанную с образом жизни великого полководца, с теми его пристрастиями, увлечениями и наклонностями, которые могли существенно подорвать его здоровье. Сраженный пороками? Разобраться в характеристиках, даваемых на протяжении более двух тысячелетий Александру Македонскому, чрезвычайно сложно. Ведь практически все его известные биографы, даже самые древние, не были его современниками и писали о нем исключительно на основе сочинений других авторов, достоверность которых не всегда была подтверждена историческими документами. Вот почему в трудах Плутарха, Диодора, Арриана, Квинта Курция Руфа и других историков действительные факты биографии великого полководца трудно отделить от легенд и преданий, слухов и домыслов, а в характеристике его личности и образа жизни есть немало субъективного.
В силу этого суждения разных авторов о характере и наклонностях Александра нередко весьма противоречивы. Возьмем хотя бы самое распространенное среди биографов великого македонца мнение о его пристрастии к вину. Большинство из них пишут о неумеренном пьянстве, которое вместе с другими излишествами, в частности распутством, привело Александра к циррозу печени, от которого он якобы и скончался. Ярым сторонником этой точки зрения был Курций Руф, который считал, что молодой царь все лучшее в себе «запятнал непреодолимой страстью к вину». В сочинениях других авторов пишется о том, что Александр очень любил крепкое красное македонское вино, запасы которого всегда возил с собой, и особо подчеркивается такой факт: накануне приступа загадочного недомогания повелитель мира много пил в кругу ближайших соратников и, вероятно, упился вусмерть.
Некоторые из них допускают, что его беспробудное пьянство было отягощено малярией, что привело или к болезни печени, или к прободению язвы желудка. Единственным из древних историков, кто не разделял эту точку зрения, был Плутарх, который писал в своих «Жизнеописаниях»: «И к вину Александр был привержен меньше, чем это обычно считали». Столь же умеренным и благородным представлял Плутарх великого македонца и в любовных отношениях. Историк утверждал, что «до своей женитьбы он не знал, кроме Барсины [9] , ни одной женщины» и вообще не трогал пленниц. Узнав, что два македонянина… обесчестили жен каких-то наемников, царь письменно приказал… в случае, если это будет доказано, убить их, как диких зверей, сотворенных на пагубу людям.
В том же письме царь пишет о себе дословно следующее: «Никто не сможет сказать, что я видел жену Дария, желал ее увидеть или хотя бы прислушивался к тем, кто рассказывал мне о ее красоте». Александр говорил, что сон и близость с женщиной более всего другого заставляют его ощущать себя смертным, так как утомление и сладострастие проистекают от одной и той же слабости человеческой природы». А вот другие биографы великого македонянина, напротив, приводят примеры его «увеселений с толпами распутниц» и гомосексуальных связей. В сочинении Курция Руфа повествуется об участии Александра в знаменитом поджоге дворца персидских царей, произошедшем по наущению гетеры Таис: «В то время, как враг и соперник его царской власти продолжал упорно воевать… он [Александр] засветло садился за пиршества, на которых бывали и женщины, да не такие, которых нельзя было оскорблять, а распутницы, привыкшие жить с военными более свободно, чем полагалось. Из них одна, Таис, будучи во хмелю, внушает ему, что он вызовет глубокую благодарность у всех греков, если велит поджечь дворец персидских царей… К этому мнению пьяной распутницы в таком важном деле присоединяются один за другим тоже упившиеся вином, царь проявил тут больше алчности, чем сдержанности: «Почему бы нам в самом деле не отомстить за Грецию и не поджечь город?
К оценкам Плутарха и Курция Руфа, несомненно, следует относиться критически. Оба они были необъективны, ибо каждый из этих историков видел только то, что хотел видеть, а не то, что было в действительности. Один излишне воспевал, другой больше порицал и морализировал, а истина, как всегда, находится где-то посередине. И уж, конечно, не стоит принимать в расчет рассказы македонских ветеранов, вернувшихся после смерти Александра на Балканы, о том, что их царь погиб от пьянства и распутства, так как имел 360 персидских наложниц! Но все же нельзя не согласиться с тем, что образ жизни Александра — как во время военных походов, так и в мирные дни — умеренностью не отличался, а потому способствовал постепенному истощению его организма.
Однако надо учесть, что хотя любого рода излишества и подорвали здоровье Александра, сами по себе они вряд ли могли бы стать единственной причиной его скорой смерти. Именно такое заключение было сделано в конце XIX века английским профессором Вениамином Уилером, автором большой монографии об Александре Великом. Проанализировав события последних дней его жизни, симптомы охватившего его недуга, он прежде всего отметил, что в придворных летописях «никаких указаний на местные боли или воспаление не имеется», а следовательно, вряд ли здесь можно говорить о циррозе печени или прободении язвы как следствии неумеренного питья вина. Отсюда Уилер сделал следующий вывод: «Если эксцессы двух предшествовавших заболеванию ночей и могли сделать организм Александра более удоборанимым, то все же никак нельзя признать справедливой сказку о том, что он умер от пьянства». Однако этот аргумент Уилера — об отсутствии у Александра местных болей — вызывает сомнение.
Ведь ряд римских историков, описавших последний пир царя, указывают на то, что перед тем как упасть, он испытал сильный приступ боли. Против этого возражает, как мы уже говорили выше, лишь Плутарх, который обвиняет их в вымысле. Но можно ли и в этом случае всецело доверять словам Плутарха? С другой стороны, если боли действительно были, то являлись ли они симптомом цирроза печени, язвы или какой-то другой болезни [10]? А может, и не болезни вовсе, а искусного отравления?
Версии о насильственном характере смерти великого завоевателя высказывались как древними Арриан, Диодор, Плутарх, Юстиниан , так и современными историками. В наши дни к их расследованиям неоднократно подключались известные токсикологи, криминалисты, специалисты в области медицины и естественных наук. А первым из тех, кто пытался разгадать этот исторический детектив, стал британский сыщик Джон Грив, который пришел к весьма неожиданному заключению… Как британский сыщик шел по следу Помощник главы лондонской полиции Джон Грив был с детства заинтригован загадкой смерти Александра Македонского. Но заняться ее разгадкой он смог только на склоне лет, уйдя в отставку. К своему расследованию опытный сыщик привлек крупнейших специалистов в области судебной медицины, токсикологии, патологии, эпидемиологии, психиатрии, археологии, ботаники и истории.
Дело было весьма необычным не только, как говорится, в связи со сроком давности с момента смерти великого македонца прошло более двух тысячелетий , но и в силу отсутствия останков, каких-либо улик и вещественных доказательств. Единственным материалом для расследования служили исторические документы: придворные летописи и сочинения античных биографов Александра. С их помощью Грив со своей командой задался целью установить характер и причины загадочного и смертельного заболевания царя. Основой для размышлений стал никем из биографов не оспариваемый факт: болезнь Александра продолжалась 12 дней. Поэтому первым шагом в расследовании стало составление с помощью патологов списка причин, которые могли бы за этот срок привести больного к смертельному исходу.
Наряду с этим известным эпидемиологом Джоном Марром был проанализирован перечень распространенных в те времена в Месопотамии болезней, в который вошли малярия, тиф, энцефалит, сепсис и ряд простудных заболеваний. Как оказалось, их симптомы и длительность протекания лишь частично совпадали с клинической картиной болезни Александра, описанной историками. К тому же ни одно из этих заболеваний не связано с красным вином. Таким образом, естественные причины смерти великого завоевателя были поставлены под большое сомнение. В связи с этим Джон Грив приступил к расследованию версии насильственной смерти, о которой, как мы уже упоминали, писали многие античные историки Плутарх, Арриан и др.
Одним из аргументов в ее пользу было то, что ни один человек из семьи Александра не умер своей смертью: его отец, дядя, мать, жена и сын были убиты [12]. Поскольку политические убийства были в те времена обычным делом, то такой мощной политической фигуре, какой являлся великий завоеватель, вполне могла быть уготована такая же роковая участь. Однако это предположение могло служить лишь косвенным доказательством. Для того же, чтобы найти прямые доказательства, сыщику необходимо было выяснить мотив предполагаемого убийства, определить, кто был в нем заинтересован, участников и средства для его осуществления. К поиску ответов на эти вопросы британский сыщик, возглавлявший в свое время подразделение Скотланд-Ярда по борьбе с терроризмом, подошел сугубо профессионально.
Рассматривая историческую проблему с современных позиций, он пришел к выводу о том, что Александр был «лидером самой успешной вооруженной преступной группировки в истории и, вероятно, самой богатой из всех когда-либо существовавших грабительских банд». А раз так, то желающих прибрать к рукам созданную им империю и награбленные богатства могло быть предостаточно даже в ближайшем царском окружении. Об этом свидетельствует хотя бы то, что за время своего правления великий македонец столкнулся с несколькими заговорами, которые успешно преодолел. И все-таки кому-то удалось с ним расправиться. Но кому?
Тщательно проанализировав ближайшее окружение Александра, Джон Грив сначала остановился на фигуре престарелого полководца Антипатра, который был оставлен царем в Македонии в качестве греческого наместника.
Создатель «греческого мира». 15 фактов об Александре Македонском
Новости от 21.07.2015 07:44 Археологи обнаружили настоящую гробницу и останки Филиппа II, отца Александра Македонского, и выяснили, что он страдал от хромоты. После многолетних исследований ученые смогли установить личности людей из трех гробниц, принадлежавших семье Александра Македонского. Детство и юношеские годы биографии Александра Македонского, правитель Македонии и размолвка с отцом. Именно отец Александра III Македонского основал в городе новый монетный двор, чеканивший статеры из золота Пангея.
Найдена могила отца Александра Македонского: наконец скелет идентифицирован
Здесь археологи обнаружили курган с гробницами отца и сына Александра Великого – македонских царей Филиппа II и Александра IV. Отец Александра, Филипп II Македонский, нанял Аристотеля, одного из величайших философов в истории человечества, для обучения 13-летнего принца. Гробница отца Александра Македонского В так называемой «Гробнице I» лежало тело взрослого мужчины, у которого была серьезная травма колена. Останки, обнаруженные в гробнице греческого города Вергина, принадлежат отцу Александра Македонского Филиппу II. Именно он, отец Александра Македонского, заложил основу для блистательных и успешных походов своего сына.
Обнаружены останки отца и братьев Александра Македонского
14. У Александра Македонского было два сына — незаконнорождённый Геракл от любовницы Барсины и Александр от княжны Бактрии Роксаны, родившийся через месяц после смерти отца. Фото: livescience / Гравюра на дереве с изображением убийства Филиппа II Македонского, отца Александра Македонского, 1880 г. Информация о канонизации Александра Македонского Македонской православной церковью оказалась ложной. При вступлении на македонский трон Александр первым делом расправился с предполагаемыми участниками заговора против его отца и, по македонской традиции, с возможными претендентами на трон.
Найдена настоящая могила отца Александра Македонского
По словам археологов, останки, найденные в древнегреческой гробнице в 1977 году, действительно принадлежат королю, сообщает Daily Mail. Изначально полагалось, что в гробнице хранились останки отца, сына и старшего сводного брата Александра Македонского, но после проведения исследований ученые сделали вывод, что имело место ошибочное определение отца и сводного брата. Поэтому теперь они уверены, что скелет, который до этого считался останками сводного брата, на самом деле принадлежит отцу Македонского, а скелет отца — останкам сводного брата.
Детский и молодой возраст Александра Македонского Первым наставником Александра был родственник его матери Леонид, который был строг и придерживался спартанского воспитания.
Когда Александру исполнилось 13 лет, его учителем стал философ Аристотель. Он учил юного Александра этике, риторике, политике, физике, метафизике, медицине, географии, искусству управления государством. Вклад Аристотеля в формировании личности Александра Македонского, читайте здесь Особой любовью ученик выделял «Илиаду» Гомера , которую комментировал ему Аристотель.
Позже, когда он сжег Фивы, дал команду не трогать дом этого великого поэта. Военной подготовкой с Александром, занимался его отец. Филипп дал шанс Александру организовать свою первую кампанию против фракийцев, которых он победил и наполненный гордостью, основал на их земле свою первую военную колонию, названную в честь себя Александруполис.
Восемнадцатилетний Александр справился со своей задачей блестяще. Тогда отец отправил его в качестве посла в Афины, при этом передав прах афинян, погибших в битве. Это был первый и последний раз, когда Александр посетил Афины.
Военные победы приносили большое удовлетворение как юноше, так и его отцу. Но не всё так гладко складывалось в их семье, Александр глубоко переживал расставание родителей. Филипп полюбил другую женщину и привёл её жить во дворец.
Матери Александра ничего не оставалось делать, как возвратиться на родину, в Эпир. Александру было всего 20 лет, когда был убит его отец, в возрасте 46 лет. Незадолго до своей смерти, Филипп завоевал всю Грецию, объединив отдельные греческие города-государства и планировал направить войска для завоевания Персии.
В этом замечательном факте угадывается не столько связанность Македонии с греческой культурой, сколько… желание такой связи. Страна македонских царей была наполовину варварской окраиной греческого мира — диким местом, пояснял Демосфен, где нельзя купить даже порядочного раба. Свобода по-эллински Наличие свободы — вот главное, что разнило греков и варваров.
Аристотель и афинский оратор Исократ авторитетно утверждали, что «раб и варвар по своей природе — понятия тождественные», что подданные Персидской империи в отличие от граждан греческих государств «в душе низки и полны раболепного страха». Идеал свободы подразумевал желанный для греков тип общественного устройства — коллективы граждан, самостоятельно решающих свою судьбу. Греческий мир не был одной страной и не стремился ею быть.
Он складывался из множества вполне или относительно самостоятельных, небольших или совсем маленьких государств, которые могли соединиться перед лицом общего врага, например тех же персов. По факту такого объединения неизбежно ставился вопрос о том, кто же будет главным. Афины, Фивы или Спарта соглашались действовать во имя Греции, но не под чужим руководством.
Мотив обличения персидского деспотизма как полной противоположности греческой свободе не был случайным. Греко-персидские войны Свои политические идеалы, равно как и мысль о единстве Эллады перед лицом персов, греки вынесли из Греко-персидских войн первой половины V века до н. Разрозненные в политическом отношении, непохожие во многом на других, греческие племена связывала память об общем прошлом.
Центральная фигура воспоминания — история коалиции, панэллинского сплочения против врага на Востоке. Сама мысль о коалиции Европы против Азии навеяна, конечно же, «Илиадой». Повествование о Троянской войне воспринималось эллинами как история, а не как миф или художественный вымысел.
На основании этого эпического текста они, по всей видимости, стремились понимать себя как один народ, единое целое. Но в еще большей степени их менталитет и самосознание формировали драматические и героические страницы истории нашествия на греческий мир персидского царя Ксеркса в 480 году до н. Из патриотического убеждения в моральной правоте и образцовом общественном устройстве эллинов в конце концов вытекали — едва ли справедливые — соображения о непрочности персидского государства и легкости завоевания Персии.
С середины IV века до н. Возможность прибрать к рукам чужое у них соединялась с долгом отмщения историческому врагу за пепел сожженных городов и поруганные святыни Эллады. Война с персами казалась им выходом из бесконечных войн самих же греков с греками.
Зато немало других греков расценивали стремительный рост македонского влияния как угрозу свободе. Демосфен обрушивал на Филиппа свои филиппики, ставшие нарицательным названием разоблачительных речей. После победы македонцев над союзными силами греческих городов во главе с Афинами, одержанной в 338 году до н.
Царь Филипп македонский Конгресс объявил войну персам, назвав царя Филиппа вождем военного похода в Азию. Почти вся Эллада, за исключением Спарты, обещала пойти за ним. Возмездие персам стало одной из названных целей будущей войны, ее вполне официальной программой.
Столь же прямо греки признавались и в собственном экспансионизме. Помимо отмщения за оскверненные и преданные огню греческие святыни общегреческая война против Персидского царства должна была присоединить к греческому миру азиатский берег Эгейского моря. Не заслоняй мне Солнце Летом 336 года до н.
Филипп Македонский был сражен рукой убийцы посреди празднеств по случаю свадьбы дочери. В причастности к этому злодеянию, по сообщению греческого историка Арриана, Александр впоследствии обвинял персидского царя Дария: «Отец мой умер от руки заговорщиков, которых сплотили вы, о чем хвастаетесь всем в своих письмах». Этот факт, скорее всего, правдоподобен.
Защита греческой свободы от Македонии щедро оплачивалась персами. Персидское участие в делах Эллады традиционно выражалось в финансировании нужных политических проектов. Вся вольнолюбивая Греция, до героя своей «антимакедонской партии» Демосфена включительно, звенела в карманах персидским серебром.
Историки древности и наших дней одинаково высоко ставят царя Филиппа. Сравнивая отца и сына, римский автор Помпей Трог находит такие слова: «Способы побеждать у того и другого были различны. Александр вел войну открыто.
Филипп пользовался военными хитростями. Он радовался, если ему удавалось обмануть врагов. Александр — если удавалось разбить их в открытом бою… Благодаря этим чертам характера отец заложил основы мировой державы, а сын закончил дело».
Смерть Филиппа, казалось, обнаружила непрочность возведенной им политической конструкции. Но уже в первые месяцы царствования юный македонский царь Александр стремительно и жестоко подавил вспыхнувшее с новой силой сопротивление греков и подвластных Македонии фракийских и иллирийских племен. Потрясением для Греции стало известие о взятии и разрушении могущественных Фив в 335 году до н.
Население города было продано в рабство. Примечательное исключение Александр сделал для потомков поэта Пиндара. Остальным — нетронутым — урока на время хватило: например, устрашенные судьбой Фив Афины вымолили себе прощение.
Такие военные акции Александра были только приготовлением к большому походу, который намечался против Персидского царства. Александр Македонский и Диоген К этому времени принадлежит и знаменитая сцена с Диогеном, пересказанная бессчетное число раз множеством писателей. После энергичных военных мер македонского царя, вернувших ему влияние в Греции и ожививших планы войны в Азии, многие известные люди поспешили засвидетельствовать ему свое почтение.
Будучи недалеко от Коринфа, Александр Македонский предполагал, что так же поступит и философ Диоген. Но, не дождавшись знаков внимания, царь сам отправился к философу. Диоген лежал и грелся на солнце.
Поздоровавшись, царь спросил Диогена, нет ли у него какой-нибудь просьбы. Начало триумфального шествия Говоря о причинах похода Александра против персов, историк Арриан цитирует письмо Александра к персидскому царю Дарию: «Ваши предки вторглись в Македонию и остальную Элладу и наделали нам много зла, хотя и не видели от нас никакой обиды. Я, предводитель эллинов, вступил в Азию, желая наказать персов».
Строго говоря, большая часть Греции царя Македонии об этом не просила. Весной 334 года до н. Первым делом оттуда он поспешил в Трою, с которой для греческого мира было связано так много.
Здесь он принес жертву Афине, а также почтил могилу Ахилла. Умастив тело, он состязался с друзьями в беге вокруг памятника. Как пишут Арриан и Плутарх, возлагая венок на могилу Ахилла, Александр провозгласил его счастливым, потому что о его славе возвестил на будущие времена такой поэт, как Гомер.
Символизм этого жеста вполне понятен. Александр Македонский воздал положенную честь своему легендарному предку, который явно был для него еще и образцом для подражания. Но это означало еще и другое.
Македонский царь обращался к исторической памяти греков, используя гомеровский эпос о Троянской войне в качестве примера единения сил греческого мира для войны в Азии. Военные силы греческих городов, кажется, не были Александру большим подспорьем.
Когда Александру исполнилось 13 лет, его учителем стал философ Аристотель. Он учил юного Александра этике, риторике, политике, физике, метафизике, медицине, географии, искусству управления государством. Вклад Аристотеля в формировании личности Александра Македонского, читайте здесь Особой любовью ученик выделял «Илиаду» Гомера , которую комментировал ему Аристотель. Позже, когда он сжег Фивы, дал команду не трогать дом этого великого поэта. Военной подготовкой с Александром, занимался его отец. Филипп дал шанс Александру организовать свою первую кампанию против фракийцев, которых он победил и наполненный гордостью, основал на их земле свою первую военную колонию, названную в честь себя Александруполис. Восемнадцатилетний Александр справился со своей задачей блестяще. Тогда отец отправил его в качестве посла в Афины, при этом передав прах афинян, погибших в битве.
Это был первый и последний раз, когда Александр посетил Афины. Военные победы приносили большое удовлетворение как юноше, так и его отцу. Но не всё так гладко складывалось в их семье, Александр глубоко переживал расставание родителей. Филипп полюбил другую женщину и привёл её жить во дворец. Матери Александра ничего не оставалось делать, как возвратиться на родину, в Эпир. Александру было всего 20 лет, когда был убит его отец, в возрасте 46 лет. Незадолго до своей смерти, Филипп завоевал всю Грецию, объединив отдельные греческие города-государства и планировал направить войска для завоевания Персии. Молодой царь Александр должен был быстро принять решение, чтобы обеспечить спокойствие и безопасность внутри государства, так как противники, узнавшие о смерти его отца, уже начали подготавливать восстание.
Непривлекательная часть биографии: как Александр Македонский пришел к власти
Как рассказывает Хуан-Луис Арсуага из Мадридского университета Комплутенсе Испания , место захоронения Филиппа II не является тайной — его останки были захоронены в окрестностях современного города Вергина на севере Греции. Проблема заключается в том, что ученые до сих пор не могут прийти к общему мнению о том, в какой из трех усыпальниц был захоронен Филипп. Вторая, самая богатая гробница, содержит в себе скелеты мужчины и женщины, и большая часть археологов считает, что Филипп захоронен в ней. Многие антропологи не соглашаются с подобным утверждением, так как у захороненного в ней мужчины отсутствует важная опознавательная черта. Дело в том, что Филипп II получил тяжелую рану копьем в 339 году до нашей эры во время очередного похода против скифов, из-за чего он охромел. Никаких следов подобных травм у скелета из "второй гробницы" не наблюдалось.
Любимым чтением Александра были героические поэмы Гомера. Военную подготовку он прошел под руководством отца. Уже в юные годы Македонский продемонстрировал исключительные способности к полководческому искусству. В 338 году личное участие Александра в битве при Херонее во многом решило исход битвы в пользу македонян. Юность наследника македонского престола была омрачена разводом родителей.
Вторичная женитьба Филиппа на другой женщине Клеопатре стала причиной ссоры Александра с отцом. После загадочного убийства царя Филиппа в июне 336 до н. Главной задачей молодого царя стала подготовка к военному походу в Персию. В наследство от Филиппа Александр получил сильнейшую армию Древней Греции, но он понимал, что для победы над огромной державой Ахеменидов понадобятся усилия всей Эллады. Ему удалось создать панэллинский общегреческий союз и сформировать объединенное греко-македонское войско. Элиту армии составляли телохранители царя гипасписты и македонская царская гвардия. Основой конницы были всадники из Фессалии. Пешие воины носили тяжелые бронзовые доспехи, главным оружием их было македонское копье - сарисса. Александр усовершенствовал боевую тактику своего отца. Македонскую фалангу он стал строить углом, такое построение позволяло концентрировать силы для атаки правого фланга противника, традиционно слабого в армиях древнего мира.
Помимо тяжелой пехоты в войске имелось немалое число легковооруженных вспомогательных отрядов из разных городов Греции. Общая численность пехоты составляла 30 тысяч человек, конницы - 5 тысяч. Несмотря на сравнительно небольшую численность, греко-македонское войско было хорошо обучено и вооружено.
Царица Артаксия ни того, ни другого не хотела исполнить, а желала только вступить в бой с покорителем полумира ради того, чтобы потомство сказало, что Артаксия воевала с царем Александром Македонским. Такой ответ царицы удивил Александра, который никогда не сражался с женщиной на поединке. Зная хорошо воинственный ее характер, он шлет к ней новое посольство, которому, между прочим, приказывает напомнить о плененном сыне ее, Печегде. Посольство это было еще более многочисленным и славным. По приходе этого посольства царица собрала великий совет, на котором объявила, что царь Александр вторительно требует безусловной покорности и сдачи города. И потом спросила всех вельмож, находящихся тут, что ей теперь делать: покориться ли Александру или объявить ему войну? Все собрание отказалось подать ей какой-либо совет и предоставило ей в полное распоряжение выбрать мир или войну.
После этого введено было посольство Александрово, которое теперь получило тот же самый отве: «Хочу с полубогом непременно воевать! Выслушав все это, царица Артаксия, покрытая вдовьим покрывалом, встала с престола своего и прошла по чертогу взад и вперед, ничего не говоря. Потом сняла с себя вдовье покрывало и с улыбкой говорит послам Александровым: «Не подобает властителю полумира царских сыновей в плен брать! А моего — и подавно! Тяжко тебе, голова без плеч, как и скифской земле без князя Печегда! Послы Александровы не могли надивиться на царицу Артаксию, увидев ее дивную красоту и услыхав ее мудрый ответ о плененном сыне ее. Царь Александр тоже с удивлением выслушал рассказ послов своих. Прежняя его любовь к царице разгорелась в нем с новой силой. Он пожелал непременно ее видеть, но не знал, как этого достигнуть и как покорить ее без боя. Воевать с женщиной он никоим образом не хотел.
Наконец призвал к себе малолетнего сына ее князя Печегда и говорит ему таковые слова: «Печегд, я отпускаю тебя из плена. Отныне ты свободен. Иди к своей матери и будь миротворцем между нами. Тем ты спасешь будущее свое царство от разорения, не в пустом же тебе царстве царствовать.
Он приходился царевичу дядей, ибо мать Александра, Олимпиада, была эпирской принцессой. На продолжавшемся без перерыва несколько дней свадебном пиру сплошной чередой выступали актеры, посланцы и гости, желавшие счастья новобрачным и преподносившие им дорогие подарки. В последний день должны были состояться торжественные праздничные игры в театре.. С наступлением утра великолепное шествие двинулось сквозь собравшуюся еще с ночи празднично возбужденную толпу. Впереди шли гости, послы, македонские военачальники; они несли изображения двенадцати богов и тринадцатого — создателя Македонской империи на Балканах, могущественного царя Филиппа.
Сам царь Филипп шел следом, между сыном Александром и царственным женихом. Грозная стража окружала процессию. Филипп миновал ворота театра, и публика, заполнявшая трибуны, разразилась приветственными криками. Внезапно какой-то человек пробился сквозь стражу, сверкнул выхваченный из-под одежды кривой меч — и царь Филипп упал. Поднялась суматоха, убийца бросился бежать, но споткнулся, и тут его настигла стража и пригвоздила к земле копьями.
Отца Александра Македонского похоронили со скифской «принцессой»?
Солон, Платон, Алкивиад, Эпаминонд, черт возьми, со своим элитным отрядом фиванских "красавчиков". Тысячи их. Причем подается это как само собой разумеющийся факт, как данность. А это и были реалии греческой культуры - эллинская аристократия активно юзала "гомолюбовь", противопоставляя этим явлением себя черни. Да что уж говорить, история Греции иной раз шла другим путем из-за обиженной няшки - в 4 веке до н. Речь пойдет об убийстве царя Македонии Филиппа, отца Александра Великого. В принципе, его смерть была выгодна многим игрокам. Персам - потому что объединенный греческий мир во главе с агрессивным и талантливым царем был реальной угрозой. Самим грекам - не все хотели быть частью этого самого мира. Бывшей жене Олимпиаде - просто, потому что бывшая, и так все ясно.
Мы сосредоточились на исследовании научных фактов и исторических свидетельств, которые могут говорить о местонахождении царя Филиппа II Македонского», — рассказал ведущий автор исследования Антониос Барциокас. В 1977-м у деревни Вергина были обнаружены три гробницы: им присвоили номера от одного до трёх. Однако уже тогда учёные начали спорить о том, кто именно был похоронен в какой гробнице. Чтобы решить все споры, исследователи из университета изучили рентгеновские снимки скелетов и обратились к древним текстам о Филиппе II и его старшем сыне, обращая особое внимание на упоминающиеся анатомические характеристики и любые физиологические особенности.
С губ многих людей срывались слова: яд, отравлен, убит завистниками, уничтожен тайными врагами. Таким образом, можно сказать, что уже на протяжении почти 25 веков существует загадка смерти Александра Македонского. Можно ли её разгадать? Для этого, в первую очередь, нужно иметь представление о личности великого завоевателя, о его окружении, о той политике, которую он вёл, укрепляя свою власть и могущество. Родился Александр в июле 356 года до н. Появился он на свет в царской семье, что в немалой степени способствовало раскрытию его талантов. С 343 года до н.
Так что образование мальчик получил прекрасное, и можно со всей ответственностью сказать, что впоследствии он стал одним из самых просвещённых монархов своего времени. Военному же искусству юношу обучал отец — царь Македонии Филипп II 382-336 до н. Человек это был властный, решительный, стремящийся всеми способами усилить своё государство и расширить его границы. Именно при нём была создана сильная сухопутная армия, мощный флот, а также значительно реорганизована и улучшена знаменитая македонская фаланга. Македонская фаланга Именно Филипп II создал единое государство, объединив под своей властью разрозненные города и тем самым подготовив надёжный плацдарм для сына. Последний же очень эффективно воспользовался достижениями отца, обратив доставшуюся ему в наследство военную мощь на завоевание многочисленных земель и пространств, не подвластных человеческому воображению того времени. Александр стал царём Македонии после смерти Филиппа II был убит своим телохранителем в 336 году до н.
Уже через несколько месяцев он отправился в поход на северо-запад Балканского полуострова. Здесь обитали многочисленные племена гетов и трибаллов. Очень быстро сломив их сопротивление, молодой царь присоединил эти земли к своим владениям, доказав тем самым окружающим, что он ни в чём не уступает своему покойному отцу. Молодому полководцу не удалось отдохнуть после успешной и краткосрочной военной компании. Гонцы доставили весть, что взбунтовались города Средней Греции, присоединенные к Македонии за последние пять лет. Видимо смерть жёсткого и властного царя вселила в сердца их жителей надежду на освобождение. Но эти люди не учли того, что сын оказался под стать отцу.
Александр с небольшим войском «смерчем прошёлся» по взбунтовавшимся землям. Он не знал пощады к мятежникам и быстро показал всем, что власть в Македонии отнюдь не ослабла, а скорее даже усилилась и стала ещё более безжалостной и суровой. Очень скоро во всех уголках царства установился порядок и покой. Казалось бы царю можно успокоиться на время и наслаждаться теми благами, которые даёт неограниченная власть. Так поступили бы наверное все на его месте, но Александр Македонский выпадал из обычного ряда людей. Он поступил совсем иначе. Уже в начале 334 года до н.
Ахемениды выставили против захватчика многочисленную вооружённую рать, но она была на голову разбита в битве на реке Гранике. Это сражение стало определяющим в борьбе за Малую Азию. Приморские греческие города, томящиеся под игом персов, с радостью встретили освободителей. Они изгоняют сатрапов царя Дария III 383-330 до н. Практически за несколько месяцев земли Лидии оказались очищенными от персов и признали власть Александра Македонского. Молодой и честолюбивый монарх, окрылённый первой серьёзной победой над сильным врагом, движется со своим войском вглубь персидской территории. На встречу ему выдвигаются мощные силы персов.
Возглавляет их сам царь Дарий III. Решающая битва происходит возле города Иссе осенью 333 года до н. Здесь у ахеменидов троекратное преимущество в боевой силе, но полководческий гений Александра Македонского одерживает верх над живой силой противника. Персы терпят страшное поражение; Дарий III спасается позорным бегством. После этой победы, практически всё побережье Средиземного моря оказывается под контролем греко-македонской армии. Александр же показывает себя не только блестящим полководцем, но и мудрым дальновидным политиком. Он поворачивает своё войско в Египет, также томящийся под властью династии Ахеменидов.
Явившись в царство древних пирамид в качестве освободителя, молодой царь заручается поддержкой жреческой знати. Это проявляется не в простом повиновении и лояльности — Александра Македонского объявляют сыном бога Амона и фараоном Египта. Таким образом блестящий полководец превращается из простого человека в небожителя, что вносит в ряды его противников разброд и растерянность. Сражаться против обычного смертного ещё куда ни шло, но противостоять богу равносильно самоубийству. Именно с этого времени молодой македонский царь и начинает отдаляться от своего окружения. Тот же, видимо искренне уверовав в своё божественное предназначение, не замечает растущего недовольства. Недовольство же это вскоре проявляется во вполне конкретных поступках.
Зреет заговор, во главе него стоит Филота. Он является сыном Пармениона, опытного военачальника, которому царь безоговорочно доверяет. Впрочем пока всё обходится, так как войско опять возвращается в Персию, где Дарий III собрал очередную сильную рать. Решающая битва происходит возле селения Гавгамелы в первых числах октября 331 года до н. Здесь персы терпят окончательное и безоговорочное поражение. Потомок непобедимых Кира и Артаксеркса позорно бежит с поля брани. Впрочем это персидского царя не спасает.
Вскоре его убивает его же сатрап Бесс и провозглашает себя царём Персии.
Ученые отметили, что в них сохранился "поразительно богатый" набор погребальных принадлежностей. Не было сомнений, что кости принадлежали близким родственникам Александра. Но кому именно — оставалось предметом споров на протяжении почти полувека. Чтобы найти ответ на этот вопрос, учёные использовали несколько научных методов. Они объединили остеологический анализ изучение формы и структуры костей , макрофотографию, рентгеновские снимки и анатомические исследования, а также изучили исторические источники.