Новости матильда кшесинская биография личная жизнь

Балерина Матильда Кшесинская (продолжение) Балерины, Психология, Власть, Биография, Судьба, Длиннопост.

«Первая звезда русского балета»

  • Первая встреча балерины и цесаревича
  • Кшесинская Матильда Феликсовна — биография танцора, личная жизнь, спектакли и фото
  • 151 год со дня рождения Матильды Кшесинской: биография балерины, отношения с Николаем II
  • Почетная солистка всея Руси. Заключительная часть

Пани Малечка. История жизни Матильды Кшесинской.

Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, всё было как сон». Фото: guddipoland. И тот, также не стесняясь, указал на Матильду. И выбор Кшесинской тоже не был «тычком пальцем в небо». Балерина не просто была «прехорошенькой» — несмотря на свою юность, она уже давно кружила головы и влюбляла в себя мужчин. Так, считается, что именно из-за Матильды была разорвана помолвка шотландца Макферсона, гостившего однажды на даче у Кшесинских вместе со своей невестой. Из шалости она пригласила иностранного гостя собирать грибы поутру — если невеста не возражает. Отказать по соображениям этикета шотландец не мог, и отправился вместе со взбалмошной девочкой в лес. После этой прогулки Макферсона будто подменили. Он расторг помолвку с невестой и стал писать Матильде бесконечные любовные письма.

Однако совсем юная Кшесинская спокойно его отвергла — ей предстояла блестящая карьера балерины, и она это знала. Кшесинская вновь увидела Николая в июле в Красном Селе, где исполняла польку для императорской семьи, а позже — в театре. Она не смогла с ним поговорить, но наперсник и сослуживец Николая гусар Волков сообщил по секрету балерине, что она очень нравится цесаревичу. Фото: es. Вернувшись, он вскоре отправился с отцом в Данию. И только в январе 1892 года Матильда снова увидела цесаревича. Увидела Наследника и забыла все, что делается вокруг меня. Но как я была безумно счастлива, когда Наследник подошел ко мне и подал мне руку. Я почувствовала его долгое крепкое пожатие руки, ответила тем же и пристально посмотрела ему в глаза, устремленные на меня. Я не в силах описать, что со мной делалось, когда я приехала домой.

Я не могла ужинать и, убежав к себе в комнату, рыдала, и у меня так болело сердце. Первый раз я почувствовала, что это не просто увлечение, как я думала раньше, а что я безумно и глубоко люблю Цесаревича и что никогда не в силах буду его забыть», — написала Кшесинская позже в своём девичьем дневнике. Под именем того самого «гусара Волкова» цесаревич впервые наведался к ней домой — и вскоре стал регулярно проводить вечера, а затем и ночи в её компании. Принимать наследника в родительском доме ночами было невозможно, и Матильда с позволения отца переехала в съёмный особняк. Жила она вместе с сестрой Юлией, к которой часто наведывался её будущий муж, полковник Александр Зеддлер. Но, несмотря на бесконечные ночные визиты, ни о какой «последней близости» очень долго не шло и речи. Причина была в том, что Кшесинская — которая высоко себя ценила, несмотря на свою взбалмошность — была невинна. И Николай по-прежнему «ни с кем не жил». Цесаревич не мог решиться лишить невинности юную балерину — ведь он точно знал, что не сможет после этого на ней жениться. Он не может быть первым!

И, конечно, за искусством своих детей внимательно следил сам Феликс. Карточные долги Матильды После революции Кшесинская уехала во Францию — там у неё был собственный особняк на Лазурном берегу. В этом особняке балерина жила вместе с мужем 12 лет — до 1929 года, когда неумеренная страсть Матильды к игре в рулетку и другим азартным играм чересчур отяготила её долгами. Фото: Google Street View Но и продав огромный дом с видом на побережье, Кшесинская с супругом князем Андреем не бедствовали. В Париже Матильда открыла собственную балетную школу, ставшую весьма известной и популярной. Между прочим, во Франции, где балетная школа была старейшей в Европе, учебное заведение Кшесинской отличалось благодаря вниманию к пластическим позам и тем самым «русским мягким рукам» — именно этого и не доставало жёсткой и техничной французской балетной школе. За свою несговорчивость и требования, которые он предъявлял дирекции императорских театров, пытаясь хоть как-то улучшить условия труда актёров, Иосиф угодил в опалу и был досрочно отправлен на пенсию. Однако в 1914 году его снова взяли в труппу. Свою дочь Кшесинский назвал Целина — к слову, ходили слухи, что девочка на самом деле была незаконнорожденной дочкой Матильды от Николая II. А вот смерть Иосифа была ужасной — брат Матильды умер от голода в 1942 году в блокадном Ленинграде.

Вместе с ним умерла и его третья супруга. Где и как их похоронили — так и осталось неизвестно. Интрига императора Александра III Матильда Кшесинская прожила почти 100 лет: родившись в 1872 году под Петербургом, скончалась она в 1971 году в Париже, не дожив до векового юбилея лишь полгода. В этой длинной и насыщенной жизни роман с наследником императорского престола, будущим Николаем II, а для балерины — просто «Ники», занимал всего два года. Ещё два года после первой встречи с «Наследником», как называла его в мемуарах Матильда, она провела в мечтах, надеждах и ожидании. Срок короткий — но его хватило, чтобы эта страсть стала легендой. Фото: Wikimedia Commons Считается, что любовь Матильды и Ники была «запретным плодом», и оба влюблённых серьёзно рисковали, встречаясь. Однако изначально всё было совсем наоборот. Как бы странно это ни звучало, но вполне вероятно, что роман хорошенькой юной балерины с цесаревичем был подстроен его отцом, императором Александром III. Причины тому называют разные.

По одной версии, юный Николай на тот момент ещё «ни с кем не жил» именно так писала в своих дневниках Матильда, и подразумевался отнюдь не совместный быт , и отец решил, что наследнику пора стать мужчиной. По другой версии, Николай в 1889 году влюбился в принцессу Алису Гессенскую — будущую императрицу Александру Фёдоровну, и тут же попросил у отца разрешения на женитьбу. Но Александр желал, чтобы сын отдал предпочтение не очередной немке, а французской принцессе — так было лучше с политической точки зрения. И для того, чтобы отвлечь цесаревича от влюблённости в Алису, было принято решение «подсунуть» ему балерину. В 1889 году ей исполнилось 17, а 20 марта 1890 года, вместе с другими девушками из училища, Кшесинская принимала участие в выпускном спектакле — по традиции, на нём присутствовали члены императорской семьи. Перед ужином с императором Матильда даже не пыталась пробиться поближе, но Александр III сам подошёл к ней и заявил: «Мадмуазель! Будьте украшением и славою нашего балета! Но через много лет в своих мемуарах Матильда напишет: «Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника. Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, всё было как сон».

Фото: guddipoland.

Матильда Кшесинская была ведущей балериной Мариинского театра, идеальной исполнительницей балетов Мариуса Петипа , составлявших к концу 19 века основу репертуара. В 1899 году исполнилась ее давняя мечта, Мариус Петипа предложил ей партию Эсмеральды, и с тех пор она единолично владела этой ролью, что не нравилось многим артисткам. До Матильды эту партию исполняли исключительно итальянки. Мягкую пластику русской школы Кшесинская решила дополнить виртуозностью итальянской школы, для чего, уже став артисткой, брала уроки у Энрико Чеккетти. Мало кому была известна ее благотворительная деятельность. В Первую мировую войну Кшесинская организовала лазарет на свои деньги, пригласив туда лучших врачей.

Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности. И что же?

Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить»". Он ее баловал, защищал, спасал... В Стрельне на имя Кшесинской им была куплена великолепная дача. Позже она напишет: "Чтобы меня хоть немного утешить и развлечь, Великий князьСергей Михайлович баловал меня как мог, ни в чем мне не отказывал и старался предупредить все мои желания". Возникает вопрос: как нищая танцовщица Матильда Кшесинская стала одной из богатейших женщин России? Жалованье солистки Мариинского театра? Да она больше на наряды тратила! Связь в 1890-1894 гг. Там тоже были гроши. В конце 1890-х гг.

Кшесинская покупает загородный дворец в Стрельне. Балерина капитально отремонтировала его и даже построила собственную электростанцию. В Стрельненском дворце Кшесинской накрывались столы на тысячу с лишним персон. В день рождения Матильды даже менялось железнодорожное расписание поездов, проходивших через Стрельню. Весной 1906 г. Кшесинская покупает участок земли на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы и заказывает проект дворца архитектору Александру фон Гогену. К концу 1906 г. Его длина 50, а ширина 33 м. О дворце писали — все было построено и обставлено по желанию и вкусу Кшесинской: зал — в стиле русский ампир, салон — в стиле Людовика XVI, спальня и уборная — в английском стиле и т. Стильную мебель поставил известный французский фабрикант Мельцер.

Люстры, бра, канделябры и все прочее, вплоть до шпингалетов, было выписано из Парижа. Дом с прилегающим садом — маленький шедевр фантазии Матильды Кшесинской. Вышколенные горничные, французский повар, старший дворник — георгиевский кавалер, винный погреб, экипажи, автомобили и даже коровник с коровой и женщиной-коровницей. Любила Матильда попить молочка. Был, разумеется, и большой зимний сад. Откуда все это? Нетрудно догадаться, что источником благосостояния Матильды... Во всех своих ролях она "блистала": выходила на сцену, увешанная настоящими драгоценностями - бриллиантами, жемчугами, сапфирами... Ее облуживал сам Фаберже и делал многие вещи по заказу Великих князей.

Кто такая Матильда Кшесинская. 30 снимков возлюбленной Николая II

Матильда Кшесинская родилась в 1872 г. под Петербургом в семье артистов балета. Матильда Кшесинская в эмиграции начала полностью новую жизнь. В центре внимания общественности оказался роман, который якобы существовал между последним российским императором и знаменитой балериной Матильдой Кшесинской. Таинственная Матильда Одной из тайн Петербургского двора начала ХХ века является бурная личная жизнь и творческая деятельность примы русского балета Матильды Кшесинской. Балерина Матильда Кшесинская (продолжение) Балерины, Психология, Власть, Биография, Судьба, Длиннопост. Матильда Кшесинская (Matilda Kshesinskaya).

ПОСЛЕДНЯЯ ДОЧЬ ПОСЛЕДНЕГО ИМПЕРАТОРА?

Дядю Николая, другого великого князя — московского генерал-губернатора Сергея Александровича, в свое время также всей царской семьей спасали от гомосексуализма. Александр был вынужден пригласить к нему в воспитатели Достоевского. Это, однако, не помогло, и слухи о гей-борделях московского генерал-губернатора ходили по столицам до самой гибели Сергея Александровича от бомбы Каляева. Практически открытым гомосексуалистом был и великий князь Николай Михайлович, отчаянный либерал и увлеченный масон, прозванный за свою революционность Филиппом Эгалитэ. Все эти слабости были простительны, когда речь не шла о наследнике престола. А вот половая жизнь Николая Александровича была вопросом государственной важности.

От того, сумеет ли он оставить потомство, зависела судьба монархии и страны. Если при матушке-императрице Екатерине сексуальное просвещение наследников обеспечивали разбитные фрейлины, то в XIX веке полулегальным гаремом для царских особ стали Смольный институт там училась возлюбленная Александра II княгиня Юрьевская и балетная труппа петербургского Большого позднее Мариинского театра. Познакомившись с наследником, Кшесинская повела осаду по всем правилам. Регулярно как бы случайно встречала Николая — то на улице, то в театре. Приезжала танцевать для него в летнем театре в Красном Селе.

Старательно кокетничала. Однако флегматичный Николай взаимностью ей не отвечал, лишь записывал в дневнике «Кшесинская-вторая мне положительно нравится». Осенью 1890 года он вообще уехал в кругосветное путешествие. После его возвращения в 1892 году Кшесинская стала приглашать наследника в дом к своим родителям. Все было чинно-благородно.

Ники и Маля сидели в гостиной и беседовали. После одного такого разговора, затянувшегося до рассвета, Кшесинская объявила родителям, что уезжает от них и будет жить отдельно, на съемной квартире. Дом на Английском проспекте она действительно сняла. Оставалось заманить туда Ники. Он заявил Мале, что нужно порвать отношения, что он «не может быть ее первым, что это будет мучить его всю жизнь».

Кшесинская принялась его уговаривать. Там, как сказано в мемуарах Кшесинской, «мы стали близки». Несмотря на бойцовские качества маленькой балерины, роман ее с Николаем вышел коротким и не слишком удачным.

Он прошел такие периоды существования. Встреча и зарождение чувств. Интересным моментом является то, что любовная история получила полное одобрение матери Николая, императрицы Марии Федоровны. Обоснованием служил тот факт, что до этого момента Николай не проявлял заинтересованности в девушках. За время романа Матильда обзавелась многочисленными роскошными подарками, к числу которых относился шикарный особняк, ранее находящийся в собственности композитора Римского-Корсакова. Развитие отношений. Следует сказать, что чувства молодых людей были взаимными. Матильда всегда с нетерпением ждала появления Николая на своих премьерах и танцевала в эти моменты с особым вдохновением. Наследник престола, с свою очередь, стремился видеть возлюбленную как можно чаще.

Мои родители очень любили своих детей и жили для них». Родители — Феликс Кшесинский и Юлия Доминская. Страсть к танцам у Матильды пробудилась в возрасте 3 лет. Тогда отец начал брать малышку с собой в Большой театр. А уже в 9 лет ей досталась роль в балете «Дон Кихот». Судьбоносное знакомство девушки с будущим императором Николаем Александровичем состоялось на выпускном вечере после окончания Императорского театрального училища. На тот момент ей было 17 , а наследнику-цесаревичу — 21. Отец Николая захотел лично познакомиться с молодым дарованием, так что в тот день он протянул ей руку и сказал: «Будьте украшением и славою нашего балета». А потом усадил Матильду и Николая вместе со словами: «Смотрите только не флиртуйте слишком». Этот простой вопрос, такой пустячный, остался у меня в памяти. Так завязался мой разговор с Наследником. Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника. Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, все было как сон». Узнав о романе своего сына с начинающей балериной, мать Николая запретила Феликсу Кшесинскому принимать его дома. Влюбленные стали видеться в карете, стоявшей в переулке. Вскоре Матильда заговорила с отцом о своем переезде. Он был в сомнениях, так как съезжать незамужней девушке было неприлично, да и сам роман не имел будущего. Однако он разрешил ей сменить место жительства, но только вместе со старшей сестрой. Так, при финансовой поддержке Николая она сняла дом, в котором они и жили. В 1894 году состоялась помолвка между Николаем и Алисой Гессен-Дармштадтской. Последнее свидание Николая и Матильды прошло «на Волконском шоссе, у стоявшего на обочине сарая с сеном». Там будущий император разрешил ей продолжать обращаться к нему на ты и пообещал прийти на помощь в любой сложной ситуации. Матильда Кшесинская частенько козыряла своей приближенностью к Николаю. Однажды, когда ее не допустили к парадному балету Большого театра, посвященному коронации, она написала жалобу в высшие инстанции. Ее пропустили, а сама она написала : «Моя честь была восстановлена, и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал».

Матильда Феликсовна Кшесинская — это имя прославленной балерины до революции. Как не парадоксально это звучит, но благодаря падению монархии у себя на родине, Кшесинская уже в эмиграции смогла войти, пусть и номинально, в состав Дома Романовых. В 1921 году она приняла православие, став Марией Феликсовной, и в том же году она вышла замуж за своего давнего возлюбленного Великого Князя Андрея Владимировича, от которого ещё в 1902 году родила сына Владимира. Теперь бывшая прима российского балета официально титуловалась как Светлейшая Княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская. Мария Феликсовна среди своих учениц. Живя во Франции, Мария Феликсовна открыла собственную балетную студию. Существует довольно редкое фото, где она уже пожилая, опираясь на трость, умело ставит в правильную балетную позу свою юную ученицу. Имеется ещё одна интересная фотография, датированная 1935 годом, где полная сил Мария Феликсовна обучает искусству балета свою «бэби» — ученицу Татьяну Рябушинскую. Как вспоминали очевидцы, во время уроков Кшесинская была тактична, никогда не повышала голоса на своих учеников, относилась к ним с должным уважением, проявляя чуть ли не материнскую любовь. Вилла Молитор, где провела свои последние годы великая русская балерина Последним пристанищем для Марии Феликсовны стала вилла Молитор, в престижном шестнадцатом округе французской столицы. Здесь она прожила дольше, чем в других местах. Это был уютный трёхэтажный дом с садом в самом центре Парижа, с красивой верандой и удобными меблированными комнатами. Впервые Мария Феликсовна арендовала виллу ещё в 1937 году, поселившись в особняке с мужем и сыном. Мария Феликсовна с мужем и любимым сыном Вовой в Париже.

Кшесинская Матильда: биография и личная жизнь

Когда Кшесинская уже подумывала о смене карьеры, в ее жизни появилась знаменитая балерина Вирджиния Цукки. Таинственная Матильда Одной из тайн Петербургского двора начала ХХ века является бурная личная жизнь и творческая деятельность примы русского балета Матильды Кшесинской. Да, Матильда Кшесинская стала для Николая Александровича первою женщиной и первым чувственным опытом! Матильда Кшесинская родилась 19 (31 по новому стилю) августа 1872 года в Лигово (под Петербургом) в семье артистов балета Мариинского театра. Дед Матильды прожил 106 лет, сестра Юлия умерла в возрасте 103 лет, а сама «Кшесинская 2-я» ушла из жизни всего за несколько месяцев до 100-летия.

Самые известные любовники выдающейся танцовщицы Матильды Кшесинской

Они могут воплощать и вакхическое, дионисийское начало, как Матильда Кшесинская, и аполлоническое, как Анна Павлова, но жизнь благодаря им становится краше. Балетная карьера Кшесинской длилась в России 27 лет – Матильда танцевала до самой революции. Всю свою сознательную жизнь Матильда Кшесинская была кокеткой, она очаровывала, играла мужчинами, многих сводила с ума. Богатая событиями и известными персонами биография Матильды Кшесинской – предмет, часто освещаемый в искусстве. Сценическая жизнь оставляла мало свободного времени, но судьба маленькой Целины, официально считавшейся дочерью брата, находилась под пристальным вниманием Матильды Кшесинской.

Царь-девица: 18 впечатляющих фактов о Матильде Кшесинской

А, возможно, и общие дети… В 1959 году 90-летняя Кшесинская написала из Франции письмо родственнику — молодому инженеру Юрию Севенарду, в котором умоляла о встрече — чтобы сообщить ему нечто очень важное. Но встреча не состоялась. Об истории любви наследника российского престола Николая Александровича Романова и молодой талантливой балерины Матильды Феликсовны Кшесинской в последнее десятилетие написано немало. Принято считать, что роман завершился незадолго до официального бракосочетания Цесаревича. Однако есть немало свидетельств того, что уже после женитьбы и коронации Николай II неоднократно встречался с балериной.

Кшесинская пользовалась несомненной и энергичной поддержкой самодержца. Николай явно принял ее сторону в конфликте с директором императорских театров князем С. Волконским, в результате чего тот был вынужден уволиться с государственной службы. Зедделера, Матильда получила беспрепятственную возможность напрямую обращаться к императору в любое время, и он к ней.

Тайна Константиновского дворца Дача Матильды Кшесинской и императорский Константиновский дворец в Стрельне соседствовали и были разделены лишь небольшим каналом. В настоящее время территория дачи балерины и дворцовый парк вместе с дворцом составляют государственный комплекс Константиновский дворец, в котором размещались главы государств, приглашенные на празднование 300-летия нашего города. Известно, что император бывал в Константиновском дворце одновременно с пребыванием Матильды Кшесинской на своей даче. Могли ли не встречаться люди, некогда так горячо любившие друг друга?

Вот как описывает один из эпизодов балерина в своих мемуарах: «Ники через великого князя Сергея Михайловича дал мне знать, что в такой-то день, в таком-то часу будет проезжать верхом вместе с императрицей мимо моей дачи. Он просил, чтобы в это время я была в саду. Я выбрала скамейку, которую нельзя было не заметить со стороны дороги. В назначенный день и час Ники проследовал с императрицей мимо моей дачи и, разумеется, прекрасно меня видел.

Они двигались не спеша, и я отвесила им низкий поклон, который был любезно принят. Этот случай свидетельствует о том, что Ники отнюдь не скрывал своего отношения ко мне, если открыто выразил свою симпатию, да еще в такой утонченной форме. Я продолжала его любить».

Император же вообще не придал всей этой любовной истории особого значения. Позднее смягчилась и императрица, не сомневаясь, что ее «Ники» достаточно серьёзен и ответствен, чтобы позволить своему увлечению зайти слишком далеко. И «репрессии» прекратились. Особняк для влюблённых Чтобы несколько разрядить обстановку, Матильда решила жить самостоятельно. В конце зимы 1893 года Кшесинская стала хозяйкой небольшого уютного особняка на Английском проспекте, дом 18.

Особняк был двухэтажный, прекрасно обустроенный, имел небольшой сад, обнесённый высоким забором. По стечению обстоятельств, одним из прежних владельцев дома был дядя императора Александра III, великий князь Константин Николаевич, который, оставив законную супругу, открыто жил здесь со своей гражданской женой балериной Анной Кузнецовой. Николай побывал на новоселье у сестёр Кшесинских и остался доволен новым домом: «20 февраля. Суббота, — пишет он в дневнике. Они переехали в новое жилище — уютный домик-особняк в два этажа. Комнаты отделаны очень хорошо и просто, но надо ещё пополнить кое-что. Очень приятно иметь отдельное хозяйство и быть независимым. Засиделись опять до 4 час.

Теперь влюблённым уже ничто не мешало. Наследник обыкновенно приезжал к ужину. С Матильдой он чувствовал себя свободно, забывая о придворных условностях. Как-то вечером гости застали его за необычным занятием. Вооружившись какой-то корзинкой и нацепив на голову платочек, будущий самодержец всероссийский увлеченно исполнял своеобразную пародию на танец Кшесинской из «Спящей красавицы», пытаясь при этом изобразить одновременно и Красную Шапочку, и Волка. Вскоре после переезда наследник подарил Матильде свою фотографию с надписью «Моей дорогой пани», как он часто называл возлюбленную. На деле Николай Александрович никогда не забывал о предстоящем ему «царском служении» и отдавал себе отчёт, что дистанция между ними непреодолима. Ещё в 1891 году он признавался другу: «Мне ужасно хочется жениться, ощущается потребность свить и устроить свое гнёздышко».

Он уже выбрал себе и будущую подругу жизни — гессенскую принцессу Алису. Когда весной 1894 года было объявлено об их помолвке, Николай сразу же рассказал ей о своих отношениях с Матильдой. Внучка королевы Виктории оказалась на высоте, заявив, что прощает его: «Что прошло, то прошло и никогда не вернётся… Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю». Конец балетного романа Окончательный разрыв с Матильдой произошёл ещё раньше. Последнее свидание с Николаем на Волконском шоссе оказалось на редкость грустным. Она приехала из Петербурга на карете, он прибыл верхом из военного лагеря. Всадник уже скрылся вдали, а она всё стояла на обочине и с тоской смотрела ему вслед. Театральное платье М.

Цесаревич распорядился купить для Кшесинской особняк на Английском проспекте за сто пятьдесят тысяч рублей.

Кшесинская была женщина бесспорно умная. Она отлично учитывала как сильные, так в особенности и слабые стороны мужчин, этих вечно ищущих Ромео, которые о женщинах говорят все, что им нравится, и из которых женщины делают все, что им, женщинам, хочется». Молодые Анна Павлова и Тамара Карсавина привлекают внимание публики, чем безусловно расстраивают балерину.

К рождеству 1907 года Кшесинкая перебирается в новый дом, специально построенный для нее архитектором А. Гогеном на углу Кронверкского проспекта и Дворянской улицы. Теляковский Владимир Аркадьевич Из газеты «новости дня» от 22 января 1905 года «Известная балерина М. Кшесинская, покинувшая Мариинскую сцену, воздвигает себе палаццо в самой модной части Петербурга — на Троицкой площади, на углу Кронверкского проспекта.

Весь первый этаж дворца занят парадными комнатами. Дворец строит архитектор Высочайшего Двора А. Судя по записям в дневниках Теляковского, главной задачей Матильды Феликсовны было «топить Дягилева», особенно после того, как Нижинский отказался танцевать с ней на её бенефисе в честь двадцатилетия пребывания на сцене. Но Дягилев хотел привезти «Русские балеты» на российскую сцену, а без поддержки Кшесинской это было бы очень трудно сделать.

Кроме того, Вацлав Нижинский был военнообязанным, и Дягилев надеялся, что Кшесинская повлияет на высочайшее решение об отсрочке. Кшесинская же была заинтересована в гастролях в Ковент Гарден. Вот как это кратковременное сотрудничество отразилось в переписке современников: Валентин Серов — Вальтеру Нувелю «Да, да, по всей вероятности, Сергей Павлович решил-таки по-своему, как мы с Нижинским ни отговаривали — пригласить Кшесинскую. Как-никак, на мой взгляд, это — позор.

Во-первых, при всех гимнастических достоинствах она не артистка. Во-вторых, она—Кшесинская, а это тоже кое-что…» Владимир Теляковский делает запись в дневнике: «Час от часу не легче. Кшесинская снюхалась теперь с Дягилевым».

Автор: Светлана Волошина, кандидат филологических наук Создателям нашумевшего фильма «Матильда» удалось почти невозможное: не обратить никакого внимания на изобилие любопытных, неоднозначных, полных драматизма сюжетов выбранной эпохи, пренебречь яркими и сложными характерами ее действующих лиц.

С героиней фильма настоящая Матильда имеет мало общего, кроме имени и профессии. История ее творческой карьеры свидетельствует не только о «дамских талантах», но и о незаурядном характере и большой силе воли в достижении поставленной цели. Впрочем, нельзя не признать, что жизнь и карьера Кшесинской — как в России, так и в эмиграции — были крепко связаны с домом Романовых. В апреле 1892 г.

Удивительная вещь наше сердце! Вместе с этим я не перестаю думать об Аликс! Право, можно было бы заключить из этого, что я очень влюбчив? До известной степени да; но я должен прибавить, что внутри я строгий судья и до крайности разборчив!

Но если влюбленность в княжну Ольгу Александровну Долгорукую и еще одна, неупомянутая в дневнике, — в английскую принцессу Викторию Уэльскую — прошли без публичного резонанса, то роман с балериной Кшесинской был окружен и скандалами, и слухами, и немаловажными для императорской семьи последствиями. Впрочем, последствиями совсем иного рода, чем это принято представлять в костюмных мелодрамах. Матильда Кшесинская родилась в 1872 г. Знакомство этой семьи с российскими самодержцами началось еще до ее рождения.

В мемуарах балерина писала, что ее отец в 1835 г. В 1890 г. С наследником престола она познакомилась как раз во время выпускного экзамена. Поначалу бесстрастные и краткие записи Николая в дневнике 1890 г.

Был в театре, ходил на сцену». Кшесинская 2-я мне положительно очень нравится». Разговаривал с маленькой Кшесинской через окно». В 12 часов было освящение штандартов.

Стояние у театра дразнило воспоминания». Находясь под впечатлением ее — перо трясется в руке! Встречаться у родителей становилось просто немыслимым», — вспоминала Кшесинская. В мемуарах маленькая Кшесинская действительно, всего 153 см!

В своих воспоминаниях она строго придерживалась одной линии: любовь с наследником была горяча и взаимна, но невинна; его брак был вынужденно династическим, поэтому балерина с самого начала отношений благоразумно не претендовала на важную роль в его судьбе.

Последние годы «великолепной Матильды»

Влюбленные стали видеться в карете, стоявшей в переулке. Вскоре Матильда заговорила с отцом о своем переезде. Он был в сомнениях, так как съезжать незамужней девушке было неприлично, да и сам роман не имел будущего. Однако он разрешил ей сменить место жительства, но только вместе со старшей сестрой. Так, при финансовой поддержке Николая она сняла дом, в котором они и жили. В 1894 году состоялась помолвка между Николаем и Алисой Гессен-Дармштадтской. Последнее свидание Николая и Матильды прошло «на Волконском шоссе, у стоявшего на обочине сарая с сеном».

Там будущий император разрешил ей продолжать обращаться к нему на ты и пообещал прийти на помощь в любой сложной ситуации. Матильда Кшесинская частенько козыряла своей приближенностью к Николаю. Однажды, когда ее не допустили к парадному балету Большого театра, посвященному коронации, она написала жалобу в высшие инстанции. Ее пропустили, а сама она написала : «Моя честь была восстановлена, и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал». А однажды она отказалась облачиться в некий костюм, ей выписали штраф. Она оскорбилась и написала царю, который постановил отменить штраф, а директор театра подал в отставку.

После расставания с Матильдой Николай поручил своему двоюродному дяде Сергею Михайловичу присматривать за ней. Позднее он стал не только ее покровителем , но и любимым человеком. После прекращения отношений с Матильдой он так и не женился, а в момент кончины держал в руке медальон с портретом возлюбленной. Великий князь Сергей Михайлович остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которые можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила». Там Матильда показывала свое мастерство с момента окончания училища с 1890 года и до 1917 года.

Еще будучи ученицей училища, она сомневалась в правильности выбранного пути и даже подумывала бросить занятия, но, увидев танец итальянской балерины Вирджинии Цукки, поняла, к чему следует стремиться. У нее был низкий рост 153 см , крепкое телосложение, мускулистые ноги и маленькая головка. Но она преображалась, когда просто улыбалась. Низкий рост позволил ей осуществлять самые сложные танцевальные па. Кстати, она стала первой русской балериной, которой было под силу исполнить 32 фуэте подряд. Матильда известна и тем, что постоянно укорачивала свои танцевальные костюмы.

Ее выводило из себя, что длинные подолы просто-напросто мешают ей делать технически сложные па.

Балерина блестела на сцене бриллиантами и сапфирами — подарками мужчин из рода Романовых. Однажды директор Императорского совета театров Волконский даже оштрафовал Кшесинскую за то, что та проигнорировала его распоряжение — играть в специальном костюме. Та пожаловалась, и через несколько дней министр двора штраф отменил.

После этого князь Волконский подал в отставку. Эта сиюминутная ее победа возмутила театральный мир России, ведь Волконского артисты уважали. Мог ли балетмейстер Мариинского, Морис Петипа, спорить с влиятельной фавориткой, уволившей его министра? Последний директор Императорских театров Теляковский позже написал в своих мемуарах, что балет для нее был не способом жизни, а средством обретения влияния.

Поддерживаемая императорской семьей, Кшесинская поступала так, словно репертуар Мариинского театра принадлежал ей. Она назначала артистов на роли, неугодных же и вовсе лишала возможности танцевать. Ее имя было в первых строках афиш, однако оно странным образом оказалось никак не связанным с Великими балетными постановками. В последнем по списку спектакле балетмейстер снизошел до того, что Матильде ассистировали артисты выше ее классом: Анна Павлова, Михаил Фокин, Юлия Седова, Михаил Обухов.

С точки зрения балета, это было абсурдом. Отобразит ли октябрьский блокбастер то, что ведь фактически провалила спектакли «Дочь Микадо» и «Волшебное зеркало» прима Матильда Кшесинская? Фильм об этом, скорей всего, умолчит. Об отношениях Кшесинской с Романовыми Дата помолвки Николая с Алисой Гессенской - 7 апреля 1894 года - стала точкой невозврата отношений балерины и Николая.

Они расстались друзьями, ей было позволено обращаться в письмах к нему на «ты». Император также великодушно пообещал балерине помогать во всем, что она попросит. Страдала ли от разрыва с главным женихом России Матильда Кшесинская? Фото ее, улыбающейся, в обществе следующего своего любовника, Великого князя Сергея Михайловича, будет ответом.

Николай I поручил отставную любовницу заботам двоюродного брата. В 1902 году родился сын Матильды Кшесинской — Владимир, отцовство коего остается спорным и по сей день. На своем бенефисе в Мариинском театре мастерица фуэте закрутила роман с Великим князем Андреем Владимировичем, причем вскружила последнему голову так, что тот вел себя неподобающе для рода Романовых. Незавидна судьба Великого князя Сергея Михайловича, застреленного под Свердловском большевиками и без захоронения сброшенного в шахту.

При жизни же Кшесинская превратила его в свою тень, оруженосца, а потом бросила. Бедный Сергей Михайлович так до конца своих дней и не обзавелся семьей. Примечательно, что отчество сына балерины Владимира до десятилетнего возраста было Сергеевич, затем же он стал Андреевичем. Бенефис В 1900 году в честь Кшесинской, отдавшей сцене лишь десять лет жизни, Мариинским театром был дан бенефис.

Хотя по театральным порядкам для этого следовало оттанцевать вдвое дольше. Министерство двора вручило ей в дар платинового орла с бриллиантами на золотой цепочке Маля сказала Ники, что обычный для этих случаев перстень расстроит ее. В 1904 году Кшесинская уволилась из Мариинского, подписав контракт с ним об участии в единичных спектаклях. Она умела держать себя в форме.

Если судить «по-балетному», то Кшесинская преждевременно покинула большой балет. Соблазн богатой жизни увел ее от искусства. В 1908 году ее уговорили выступить в качестве приглашенной балерины, и Матильда с успехом гастролирует в театре Гранд-опера Париж , демонстрируя публике свои 32 фуэте. По мнению специалистов, это был пик ее формы.

Здесь же она закручивает роман с артистом Владимировым, окончившийся его дуэлью с Великим князем Андреем Владимировичем. Амбиции Кшесинской Маля, чувствуя, что вытянула счастливый билет в жизни, жила на широкую ногу. В Петербурге в ходу была шутка о том, что большая часть изделий придворного ювелира Романовых Фаберже в итоге оказывается в ее шкатулке. Факт остается фактом: из нищей танцовщицы она превратилась в богатейшую женщину в России.

Матильда Кшесинская, биография которой содержит об этом больше вопросов, чем ответов, имела явно больше, чем позволяло ей жалованье примы Мариинского и даже подарки цесаревича Николая. Показательно, что в 1984 году Кшесинская приобрела дворец в Стрельне, отремонтировала его капитально и даже электрифицировала, построив частную электростанцию. Весной 1906 она строит себе дворец по Кронверкскому проспекту. В его оформлении, согласно замыслу балерины, чередуются все европейские архитектурные направления, но доминируют русский ампир со стилем Людовика XVI.

Новенькую на первых порах актеры называли Кшесинской-второй, так как Кшесинской-первой была ее старшая сестра. В первый же свой сезон она приняла участие в 21 опере и 22 балетах. Впрочем, сия востребованность объяснялась не только талантом. Балерину желал видеть на сцене цесаревич Николай.

Продолжение знакомства с цесаревичем Эффектная Матильда Кшесинская еще на выпускном балу сумела заинтересовать императора. И в результате два года длился их роман. А в день их первой встречи Матильда Кшесинская и Николай кружились в вальсе. Двадцатилетний цесаревич, несомненно, почувствовал, что танец и эта юная девушка — это одно целое.

Словно на крыльях прилетев домой, его партнерша по танцу излила впечатления в своем дневнике. Текст заканчивался фразой, касающейся наследника российского престола: «Он будет моим все равно! Поблизости от него были разбиты гвардейские лагеря, где в лейб-гусарском полку проходил службу цесаревич. Танцовщица по окончании спектаклей взяла за правило кокетничать с молодыми офицерами.

Однажды между них оказался Николай. Его буквально обворожила лучезарная, великолепная Матильда Кшесинская. Фото, приведенные в статье, могут подтвердить это впечатление. Император явно симпатизировал девушке, в его дневнике появилась запись: «В ней вместо крови течет шампанское».

Серьезные отношения цесаревича и балерины начались после того, как Николай в форме лейб-гусара инкогнито явился к ней в дом, назвавшись Волковым. Тогда же он подарил девушке золотой браслет с драгоценными каменьями. Примечательно, что их любовь до поры полностью одобрялись домашними. В частности, подарки Матильде цесаревич покупал, беря деньги из отдельного семейного фонда.

И уже вскоре в собственном особнячке проживала Матильда Кшесинская. Воспоминания Великого князя Сергея Михайловича свидетельствуют, что дом этот стал местом веселья и молодых шалостей мужчин-Романовых. Малечка их всех притягивала, словно магнит. Кшесинская и театр Для Кшесинской Мариинский театр не был тем праздником, каковым он казался царевичу Николаю.

Для нее он ассоциировался с интригами и борьбой за жизнь. Ведь на одной сцене с ней, пришедшей и ушедшей, танцевала одна из лучших балерин XX века Анна Павлова, а также известная прима с филигранной техникой - Юлия Седова. Надо отдать должное трудолюбию Матильды. Не обладая талантом Павловой, танцовщица балета упорными тренировками добилась признанной чистоты движений.

Она первой среди русских балерин исполнила тридцать два фуэте кряду, для чего брала частные уроки сложных вращений и пальцевой техники у итальянского балетмейстера Энрико Чекетти. Кумиром балерины была несколько лет танцевавшая с ней на одной сцене итальянская прима Вирджиния Цукки. Эта итальянка срывала аплодисменты, лишь только выйдя на сцену, ее имя упоминал в своих рассказах Чехов, а драматическую манеру танца итальянки высоко ценил Станиславский. Однако Матильда, в отличие от Вирджинии, не собиралась посвящать балету всю свою жизнь.

В 1896 году Кшесинская Матильда становится прима-балериной императорских театров. Это вершина русской балетной иерархии. Спорным остается объективность такой оценки. Не согласен с ней был и балетмейстер Мариинского театра Мариус Петипа.

Однако ему оставалось лишь склонить голову перед волей августейших особ, в кругу коих вращалась Матильда. Как Кшесинская готовилась к выступлениям Матильда была талантлива и по-своему дисциплинированна. Она всегда разделяла театральную и личную жизнь. Выступала нечасто, но в разгар сезона.

За месяц до выступления балерина всецело предавалась тренажу, не принимая никого, рано ложилась спать, выдерживала диету, контролировала вес. Перед спектаклем 24 часа лежала в постели, приняв лишь легкий завтрак. За два часа до спектакля Матильда прибывала в театр для грима.

Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения... Вторая встреча с Николаем случилась в Красном Селе. Там же был построен и деревянный театр для развлечения офицеров.

Кшесинская после разговоров с наследником вспоминала: Только о нём я и могла думать. Мне казалось, что хоть он и не влюблён, но всё же чувствует ко мне влечение, и я невольно отдавалась мечтам. Нам ни разу не удавалось поговорить наедине, и я не знала, какое чувство он питает ко мне. Узнала я это уже потом, когда мы стали близки... Главное - напоминать о себе Роман Матильды и Николая Александровича начался в 1892 году, когда наследник снял для балерины роскошный особняк на Английском проспекте. Наследник постоянно приезжал к ней, и любовники провели там вместе много счастливых часов позже он купил и подарил ей этот дом. Впрочем, уже летом 1893 года Ники стал навещать балерину всё реже.

А 7 апреля 1894 года была объявлена помолвка Николая с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской. Николай II и Алиса Гессен-Дармштадтская Мне казалось, что жизнь моя кончена и что радостей больше не будет, а впереди много, много горя, - писала Матильда. Кончилась весна моей счастливой юности, наступала новая, трудная жизнь с разбитым так рано сердцем… В своих многочисленных письмах Матильда просила у Ники разрешения по-прежнему общаться с ним на "ты", а также обращаться к нему за помощью в сложных ситуациях. На протяжении всех последующих лет она всячески старалась напомнить о себе. Например, покровители в Зимнем дворце часто извещали ее о планах перемещения Николая по городу — куда бы ни направился император, он неизменно встречал там Кшесинскую, восторженно посылавшую "дорогому Ники" воздушные поцелуи. Чем, вероятно, доводила и самого Государя, и его супругу до белого каления. Известен факт, что в дирекцию Императорского театра однажды пришел приказ о запрете Кшесинской выступать по воскресеньям — в этот день обычно царская семья посещала театры.

Любовница на троих После наследника у Кшесинской было ещё несколько любовников из числа представителей дома Романовых. Так, сразу после расставания с Ники ее утешал Великий князь Сергей Михайлович - их роман продолжался долгое время, что отнюдь не мешало Матильде Кшесинской заводить новых любовников. Также в 1900 году она стала встречаться с 53-летним Великим князем Владимиром Александровичем. Вскоре у Кшесинской завязался бурный роман и с его сыном - Великим князем Андреем Владимировичем, ее будущим мужем. В моё сердце закралось сразу чувство, которого я давно не испытывала; это был уже не пустой флирт, - писала Кшесинская. Андрей Владимирович Романов и Матильда Кшесинская с сыном Впрочем, она не прерывала отношений и с другими Романовыми, пользуясь их покровительством. Например, с их помощью она получила персональный бенефис, посвящённый десятилетию её работы в Императорском театре, хотя другим артистам подобные почести полагались лишь после двадцати лет службы.

В 1901 году Кшесинская узнала, что беременна. Отец ребенка - Великий князь Андрей Владимирович. Сперва она хотела назвать его Николаем, в честь своего любимого Ники, но в итоге мальчика назвали Владимиром - в честь отца её любовника Андрея. Кшесинская вспоминала, что после родов у нее состоялся тяжелый разговор с Великим князем Сергеем Михайловичем, который был готов признать новорожденного за своего сына: Он отлично знал, что не он отец моего ребёнка, но он настолько меня любил и так был привязан ко мне, что простил меня и решился, несмотря на всё, остаться при мне и ограждать меня как добрый друг. Я чувствовала себя виноватой перед ним, так как предыдущей зимой, когда он ухаживал за одной молоденькой и красивой великой княжной и пошли слухи о возможной свадьбе, я, узнав об этом, просила его прекратить ухаживание и тем положить конец неприятным для меня разговорам. Я так обожала Андрея, что не отдавала себе отчёта, как я виновата была перед великим князем Сергеем Михайловичем... В итоге ребенку дали отчество Сергеевич и фамилию Красинский — для Матильды это имело особый значение.

Правда, уже после революции, когда в 1921 году балерина и Великий князь Андрей Владимирович обвенчались в Ницце, их сын получил "правильное" отчество. Готика на Виндзорщине Великий князь Андрей Владимирович в честь рождения ребенка сделал Кшесинской царский подарок — имение Борки в Орловской губернии, где он замыслил построить на месте старого господского дома копию английского Виндзора. Матильда восхищалась поместьем британских королей. Вскоре из Петербурга был выписан знаменитый архитектор Александр Иванович фон Гоген, строивший в Петербурге тот самый знаменитый особняк Кшесинской на углу Кронверкского проспекта. Строительство шло десять лет, и в 1912 году замок с парком были готовы. Однако прима-балерина осталась недовольна: какой же это английский стиль , если в пяти минутах прогулки по парку можно увидеть типичнейшую русскую деревню с избами, крытыми соломой?! В итоге соседняя деревня была стерта с лица земли, а крестьяне выселены на новое место.

Но Матильда все равно отказалась переезжать на отдых в Орловскую губернию. В итоге Великий князь Андрей Владимирович продал "Русский Виндзор" в Борках местному коннозаводчику из графского рода Шереметьевых, а балерине он купил виллу Alam на Лазурном побережье Франции. Хозяйка балета В 1904 году Кшесинская решает уйти из Императорского театра. Но в начале нового сезона получает предложение вернуться на "договорной" основе: за каждое выступление ей обязуются платить по 500 рублей. Сумасшедшие деньги по тем временам! Также за Кшесинской были закреплены все партии, которые нравились ей самой. Вскоре весь театральный мир знал, что слово Матильды — закон.

Так, директор Императорских театров, князь Сергей Волконский, однажды посмел настаивать на том, чтобы Кшесинская вышла на сцену в костюме, который ей не нравился. Балерина не подчинилась и была оштрафована. Через пару дней уже сам князь Волконский подал в отставку. Урок был учтен, и новый директор Императорских театров Владимир Теляковский уже предпочитал держаться от Матильды подальше. Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит Кшесинской, - писал сам Теляковский. После его смерти отношение к балерине в Императорском театре меняется самым радикальным образом. Ей все чаще стали предлагать эпизодические роли.

До 1917 года никаких кардинальных перемен в жизни балерины больше уже не происходит. Результатом скуки стал роман балерины с танцовщиком Петром Владимировым, который был младше Матильды на 21 год. Великий князь Андрей Владимирович, привыкший делить любовницу с отцом и дядей, был в ярости. Во время гастролей Кшесинской в Париже князь вызвал танцора на дуэль. Несчастному Владимирову оскорбленный представитель рода Романовых прострелил нос. Медикам пришлось собирать его по кусочкам. В бегах В начале февраля 1917 года полицмейстер Петрограда посоветовал балерине вместе с сыном покинуть столицу, поскольку в городе ожидались беспорядки.

Уже на следующий день она покинула охваченный волной революционного безумия город. Он стал устраивать обеды в известном доме, заставлял повара готовить ему и его гостям, которые пили элитные вина и шампанское из погреба. Оба автомобиля Кшесинской были реквизированы. Особняк Кшесинской в Петербурге В это время сама Матильда скиталась вместе с сыном по разным квартирам , опасаясь, что у неё отнимут ребёнка. Еду ей приносили из дома её слуги, почти все они остались верны Кшесинской. Через некоторое время Кшесинская сама решилась пойти в свой дом. Она ужаснулась, когда увидела, во что он превратился.

Мне предложили подняться в мою спальню, но это было просто ужасно, что я увидела: чудный ковёр, специально мною заказанный в Париже, весь был залит чернилами, вся мебель была вынесена в нижний этаж, из чудного шкапа была вырвана с петлями дверь, все полки вынуты, и там стояли ружья... В моей уборной ванна-бассейн была наполнена окурками. В это время ко мне подошёл студент Агабабов... Он предложил мне как ни в чём не бывало переехать обратно и жить с ними и сказал, что они уступят мне комнаты сына. Я ничего не ответила, это уже было верхом нахальства… До середины лета Кшесинская пыталась вернуть особняк, но потом поняла, что нужно просто бежать. И она уехала в Кисловодск, где воссоединилась с Андреем Романовым. В ее же особняке в разные годы работали Ленин, Зиновьев, Сталин и другие.

С балкона этого дома неоднократно выступал перед рабочими, солдатами и матросами Ленин. Несколько лет там жил Калинин, с 1938 по 1956 год там был музей Кирова, а с 1957 года - Музей революции. В 1991 году в особняке создали Музей политической истории России, который находится там до сих пор. Затем уезжают в Венецию, оттуда во Францию. В 1929 году Матильда с мужем оказывается в Париже, но деньги на счетах практически закончились, а жить на что-то надо. Тогда Матильда решает открыть свою собственную балетную школу.

Судьбоносный ужин

  • Ранние годы. Семья
  • Особняк в стиле модерн
  • Содержание
  • Кшесинская Матильда: биография и личная жизнь
  • Матильда Кшесинская
  • Замужем за домом Романовых: истинная история Матильды Кшесинской

«Своей семье он был верен»: историк — о романе между Николаем II и Матильдой

Биография Кшесинской Матильды Где Николай Романов познакомился с Матильдой Кшесинской, как в русском обществе реагировали на роман между наследником и балериной и что с ней стало после разрыва отношений — «Афиша Daily» поговорила с петербургским историком Алексеем Кулегиным.
Пани Малечка. История жизни Матильды Кшесинской. Жизнь Матильды Кшесинской в воспоминаниях современников. Часть четвертая.
Матильда Кшесинская - биография, новости, личная жизнь Что ж, пока заинтригованная российская публика в состоянии некоторой оторопи готовится лично оценить источник всероссийской шумихи, Владимир Тихомиров рассказывает, какой была в жизни Матильда Кшесинская.

Матильда Кшесинская - биография, новости, личная жизнь

Балетная карьера Кшесинской длилась в России 27 лет – Матильда танцевала до самой революции. Константин Севенард показывает два главных доказательства того, что его бабушка — дочь Николая II и Матильды Кшесинской. Жизнь в эмиграции: Матильда Кшесинская и Андрей Романов. Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской тесно связана с императорской семьей. Биография Матильды Кшесинской настолько яркая и богатая событиями, что ее не раз вспоминали в книгах и снимали кино.

«Своей семье он был верен»: историк — о романе между Николаем II и Матильдой

Так, в Стрельне, при даче, я построила прелестный домик для своей электрической станции с квартирой для электротехника и его семьи. В это время в Стрельне нигде не было электричества, даже во дворце, и моя дача была первая, и единственная, с электрическим освещением. Все кругом мне завидовали, некоторые просили уступить им часть тока, но у меня станции едва хватало для себя. Электричество было тогда новинкой и придало много прелести и уюта моей даче. Затем я построила в Стрельне еще один домик, в 1911 году, о котором стоит сказать несколько слов. Мой сын, когда ему было лет двенадцать, часто жаловался, что он меня мало видит дома из-за моих продолжительных репетиций. В утешение я ему обещала, что все вырученные за этот сезон деньги пойдут на постройку ему маленького домика на даче, в саду. Так и было сделано; на заработанные мною деньги я ему построила детский домик с двумя комнатами, салоном и столовой, с посудой, серебром и бельем.

Вова был в диком восторге, когда осматривал домик, окруженный деревянным забором с калиткой. Но я заметила, что, обойдя комнаты и весь дом кругом, он был чем-то озабочен, чего-то как будто искал. Потом он спросил меня, где же уборная. Я ему сказала, что дача так близко, что он сможет сбегать туда, но, если ему очень хочется, то я потанцую еще немного, чтоб хватило на постройку уборной. Этот план не осуществился — нагрянула война. Его сестра, красавица Ирина, впоследствии графиня Воронцова-Дашкова, сводила всех с ума. Мое знакомство с Володей Лазаревым, как мы все его называли, было презабавным.

Произошло оно на одном маскараде в Малом театре, куда я была приглашена продавать шампанское. У меня в этот вечер был очень красивый туалет: черная атласная обтянутая юбка, лиф — белого шифона, косынкою прикрывавший плечи и талию, большое декольте, а сзади ярко-зеленый громадный бант бабочкой. Это платье было из Парижа, от Берр. На голове — венецианская сетка из искусственных жемчугов, опускавшихся на лоб с прикрепленным сзади пучком белых перьев «паради». Я надела свое изумрудное колье, а на корсаж — огромную бриллиантовую брошь со свисавшими, как дождь, бриллиантовыми нитями и прикрепленным в середине крупным изумрудом и бриллиантом яйцевидной формы; я имела шанс понравиться публике. На вечере я сперва появилась в черном домино, под маской с густым кружевом, чтобы меня не узнали. Единственно, что было видно сквозь вуаль, — это мои зубы и то, как я улыбалась, а улыбаться я умела.

Я выбрала предметом своей интриги именно Володю Лазарева, который меня поразил своим почти детским видом и веселостью. Зная более или менее, кто он такой, я стала возбуждать его любопытство, и, когда увидела, что он действительно заинтригован, я скрылась в толпе и, незаметно выйдя из зала, пошла переодеваться в вечернее платье. Затем я вернулась на бал и прошла прямо к своему столу продавать шампанское, делая вид, что я только что приехала. К моему столу подошел Володя Лазарев, не будучи со мной знаком. Он, конечно, меня не узнал. Но беда была в том, что, когда я была под маскою, он обратил внимание на мои зубы, которые были видны сквозь вуаль, и все повторял: «Какие зубы... С тех пор мы стали большими друзьями, вместе веселились, вместе пережили революцию, вместе бежали из России и встретились снова в эмиграции старыми друзьями.

В первом антракте Директор Императорских театров Теляковский передал мне Царский подарок по случаю моего юбилея. Это был бриллиантовый орел продолговатой формы Николаевских времен в платиновой оправе и на такой же цепочке для ношения на шее. На обратной стороне не было видно гнезда от камней, как это обыкновенно делается, а все было сплошь заделано платиновой пластинкой по форме орла, и на ней выгравировано очертание орла и его перьев замечательно тонкой и оригинальной работы. Под орлом висел розовый сапфир, оправленный в бриллианты. Великий Князь Сергей Михайлович пришел также в первом антракте и сказал мне, что Государь говорил ему, что его интересует, надену ли я или нет его подарок на сцену. Я, конечно, после этого его немедленно надела и в нем танцевала па-де-де в «Пахите». Во втором антракте, то есть после «Пахиты», при открытом занавесе происходило чествование меня депутацией от артистов всех Императорских театров, то есть балета, оперы, драмы и Французского театра.

Во всю ширину сцены был установлен длинный стол, на котором были выставлены подарки в совершенно невероятном количестве, а цветочные подношения были расставлены позади стола, образуя целый цветочный сад. Всех подарков я теперь вспомнить, а тем более перечесть не могу, кроме двух-трех наиболее памятных. Кроме Цapского подарка я получила: От Андрея — дивный бриллиантовый обруч на голову с шестью крупными сапфирами по рисунку головного убора, сделанного князем Шервашидзе для моего костюма в балете «Дочь фараона». Великий Князь Сергей Михайлович подарил мне очень ценную вещь, а именно — коробку из красного дерева работы Фаберже в золотой оправе, в которой были уложены завернутые в бумажки — целая коллекция желтых бриллиантов, начиная от самых маленьких до очень крупных. Это было сделано с целью, чтобы я могла заказать себе вещь по моему вкусу — я заказала у Фаберже «плакку», чтобы носить на голове, что вышло замечательно красиво. От публики по подписке я получила дивный чайный стол, тоже работы Фаберже, в стиле Людовика XVI с полным чайным прибором. Верхняя доска стола была из зеленого нефрита с серебряной балюстрадою.

Ножки стола были сделаны из красного дерева с серебряными украшениями, а под столом, на перекладинах, была серебряная ваза для печений, которую можно было ставить на стол. Кроме того, также от публики, бриллиантовые часы в виде шарика, на цепочке из платины и бриллиантов. Так как денег было собрано по подписке больше, нежели эти предметы стоили, то на излишек были докуплены в самую последнюю минуту по мере поступления денег еще золотые чарки, и их накопилось довольно много. От москвичей я получила «сюрту-де-табль», зеркало в серебряной оправе в стиле Людовика XV с серебряной вазой на ней для цветов. Под вазой были выгравированы фамилии всех лиц, принимавших участие в подарке, и можно было, не подымая вазы, в зеркале прочесть все имена. Мне кажется, что в этот день я также получила от Ю. Седовой хрустальную сахарницу в серебряной оправе работы Фаберже.

Эта сахарница после переворота оставалась в моем доме, в Петербурге, и я ее случайно нашла в Кисловодске в одном магазине серебряных вещей. Она была, по-видимому, выкрадена у меня и продана и так, переходя из рук в руки, докатилась до Кисловодска. Когда я доказала милиции, что это моя вещь, мне ее вернули, и она до сих пор у меня здесь, в Париже. Столыпин, Министр Финансов граф В. Коковцов и значительная часть Свиты Государя. В первые дни происходили маневры в окрестностях города и осмотр исторических мест Киева. На 3 сентября был назначен парадный спектакль в городском театре.

С утра были получены тревожные сведения от полиции, что в Киев приехали террористы и есть опасность покушения, если их не удастся вовремя арестовать. Все полицейские поиски были напрасны, и среди охраны Государя усилилось беспокойство. Самым опасным моментом полиция считала проезд Государя из дворца в театр, так как путь был всем известен, но доехали все благополучно. Во втором антракте Государю был подан чай в аванложе. Императрица в театр не приехала, были только старшие Великие Княжны.

В 1936 году, в возрасте 64 лет Матильда Феликсовна по приглашению Дирекции Лондонского Ковент-Гарден выступила на сцене, протанцевав легко и безукоризненно свой номер — легендарную «Русскую», в сарафане расшитом серебряными нитями и жемчужном кокошнике. Ее вызывали 18 раз, что для сдержанной английской публики было немыслимо и непредставимо! В эмиграции, помимо творческой карьеры и преподавания, Кшесинская занималась и написанием мемуаров впервые изданы в 1960 году в Париже, а первое издание на русском — в Москве в 1992 году. Знаменитая балерина была замужем. Ее супруг - великий князь Андрей Владимирович один из внуков Александра II , в этом браке родился сын - светлейший князь Владимир Андреевич Романовский-Красинский 1902—1974. Матильда Феликсовна прожила долгую, богатую событиями жизнь и скончалась 6 декабря 1971 года в Париже за несколько месяцев до своего столетия.

Кшесинская была сильно огорчена, что на спектакле наследник слишком долго смотрит на кого-то в бинокль. Балерина поспешила написать цесаревичу письмо, которое и привела в своем дневнике: «С каждым днем, дорогой Ники, моя любовь к тебе становится сильнее! Как бы я хотела, чтобы Ты так меня полюбил, как люблю я Тебя. Прости, Ники, но я не верю, что Ты меня любишь. Может быть, я ошибаюсь, но вернее нет». Цесаревич не спешил отвечать Кшесинской. Ответ от него она получила только 4 апреля 1892 г. Такой, право, лентяй! Мог бы на Страстной неделе писать чаще! А я ему три дня кряду письма отсылала». Николай II, и будучи наследником, и став императором, смотрел балет только до Великого поста. Разглядывание балерин во время поста считалось грехом. Видимо, католичку М. Кшесинскую это обстоятельство не смущало. В первый день Светлой седмицы цесаревич навестил Кшесинскую и пробыл у нее несколько часов. В тот день Матильда Феликсовна отметила в дневнике: «Ему очень понравилось мое платье. Мне было очень приятно, что Ники обратил на него внимание. Я провела вечер прелестно. Мы много болтали и вспоминали прошлое». Эта фраза опровергает утверждение Кшесинской, взятое за основу и сценаристами фильма «Матильда», что инициатором сближения цесаревича с балериной был император Александр III. Если бы это было так, то цесаревичу нечего было бы опасаться «шпионов» Зимнего дворца. Другим доказательством того, что Александр III и Мария Федоровна ничего не знали о встречах цесаревича с Кшесинской, служит запись в ее дневнике, в которой она приводит сказанные ей слова великого князя Александра Михайловича Сандро : «Сандро сказал, что у него есть средство прекратить окончательно всё между мной и Ники, то есть всё рассказать его родителям. По словам Сандро, если бы родители Ники узнали от кого-нибудь обо всем, то больше всего бы пострадал от того Ники». Вообще со страниц своих дневников этого периода М. Кшесинская предстает как совсем еще юная девушка, на момент описываемых событий ей не исполнилось и 20 лет родилась 19 августа 1872 г. Несомненно, талантливой танцовщице льстило находиться в мужском обществе высокопоставленных особ и выслушивать их комплименты. Со стороны наследника мы видим совсем другое отношение к «Панни» или «Малечке», как он называл Кшесинскую. Безусловно, она ему нравилась, ему было с ней интересно, для него это был первый опыт длительного дружеского общения с молодой красивой девушкой. Но всё это вовсе не означало, что цесаревич был от Кшесинской «без ума» или собирался связать с ней свою судьбу. Все капризы «Малечки» Николай Александрович попросту не замечал. Так, она очень не любила балерину Марию Петипа, дочь великого балетмейстера, и просила наследника с ней не общаться. Однако 26 апреля Кшесинская записывает в свой дневник, что «в третьем антракте Ники пришел с А. Я стояла на середине, и он подошел к Марии Петипа, которая стояла ближе, что меня ужасно обозлило! Ведь я так просила никогда с ней не разговаривать, а он, как назло, подошел к ней и говорил с ней довольно долго. Я даже собиралась уже уйти со сцены, но в это время он подошел ко мне, и какой глупый разговор мы вели! Целую Тебя горячо и страстно. Вся Твоя». В начале 1893 г. Кшесинская предприняла отчаянную попытку «преодолеть последний барьер» в отношениях с наследником, то есть подвигнуть его на интимные отношения. Вот как описывает сама Кшесинская то, что произошло 8 января 1893 г. Этот разговор продолжался более часа. Я готова была разрыдаться, Ники меня поразил. Передо мною сидел не влюбленный в меня, а какой-то нерешительный, не понимающий блаженства любви. Летом он самнеоднократно в письмах и в разговоре напоминал насчет более близкого знакомства, а теперь вдруг говорил совершенно обратное, что не может быть у меня первым, что это будет его мучить всю жизнь, что, если бы я уже была не невинна, тогда бы он, не задумываясь, со мной сошелся, и много другого говорил он в этот раз. Но каково мне было это слушать, тем более что я не дура и понимала, что Ники говорил не совсем чистосердечно. Он не может быть первым! Разве человек, который действительно любит страстно, станет так говорить?

Через них в мир приходит радость. Что может сравниться с «Матильдой» твоей? До сих пор не слышно о съемках фильма, посвященного 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа. Но уж лучше ничего не снимать, чем создавать «шедевр» типа «Матильды». Режиссеру Алексею Учителю, которого можно смело назвать учителем лжеистории, стоило дать фильму другое название: скажем, «Клотильда», и всем стало бы ясно: перед нами — фантазия. Анахронизмов, ляпов, подтасовок в фильме не счесть. К персонажам «Матильды» напрашиваются обращения «ваше неблагородие», «ваше неправдоподобие», «ваша нелепость». Последнее целиком относится к директору Императорских театров Ивану Карловичу актер Евгений Миронов , представляющему собой фантастический гибрид Ивана Александровича Всеволожского и Карла Карловича Кистера. Но самое скверное в фильме — его концепция. Мифический герой Миронова называет Мариинский театр публичным домом, получающим казенные субсидии. В начале «Матильды» Тамару Карсавину фотографируют для высокопоставленных особ «в соблазнительном виде». С хронологией в фильме полная путаница: если «факт» относится к 1890-му — году выпуска Матильды Кшесинской из училища, то на тот момент Карсавина не училась даже в обычной школе: ей было пять лет. А если к 1888-му железнодорожное крушение в Борках, перед которым у Учителя в царском вагоне разглядывают фотки балерин — всего три года. Видимо, таким способом авторы фильма хотели заинтересовать кинозрителей, которые балет не смотрят, оперу не слушают, зато с удовольствием читают бульварную прессу. Такое впечатление, что задачей «Матильды» было смешать русский балет с грязью. На вопрос, правду ли говорят люди, которые утверждают, что Мариинский театр был гаремом дома Романовых, Олег Виноградов гневно ответил: «Чушь собачья. Это абсолютная чушь и неправда. Это они, злые и больные люди, так понимают, это уровень болезни, болезненного интереса этих людей. Это для них балет — грязь, низость, похоть, а не поэтизация и воспевание красоты. Балет — это самое чистое искусство. И балерины — они больше похожи на монашек, они отрешены от реальной жизни, чаше всего они закрыты и до них дольше, чем до кого-либо, можно достучаться, добиться открытости.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий