Храбро сражаясь, отбивая постоянные атаки византийцев, Святослав смог прорваться в Доростол и укрыться за его стенами.
Битва под Доростолом в 971 г.
Из осадных орудий показан камнемёт. Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы. Оборона Доростола Уйдя из Преславы, василевс оставил там достаточный гарнизон, укрепления были восстановлены. Город переименовали в Иоаннополь.
Начался период оккупации Болгарии византийскими войсками. Через некоторое время император на торжественной церемонии лишит царя Бориса царских регалий, а восточная Болгария перейдёт под прямое управление Константинополя. Греки хотели полностью ликвидировать Болгарские царство, однако Византия не смогла подчинить западную часть Болгарии, где образовалось самостоятельное государство.
Чтобы переманить на свою сторону болгар и разрушить болгаро-русский союз, Цимисхий в разрушенной и разграбленной Преславе объявил, что воюет не с Болгарией, а Русью, и хочет отомстить за обиды, нанесенные Святославом Болгарскому царству. Это была обыкновенная для византийцев чудовищная ложь. Греки активно вели «информационную войну», объявляя черное белым, а белое черным, переписывали историю в свою пользу.
Император Иоанн I Цимисхий отправил к князю Святославу нескольких пленников с требованием сложить оружие, сдаться победителям и, попросив прощения «за свою дерзость», сейчас же удалиться из Болгарии. Города между Преславой и Доростолом, в которых не было русских гарнизонов, капитулировали без боя. Болгарские феодалы присоединились к Цимисхию.
Ромеи шли по Болгарии как захватчики, занятые города и крепости император отдавал воинам на разграбление. Иоанн Куркуас отличился в грабеже христианских церквей. Византийский император Иоанн Цимисхий возвращается в Константинополь после победы над болгарами.
Святослав Игоревич оказался в тяжелой ситуации. Враг смог нанести внезапный и предательский удар. Болгария была в основном оккупирована и не могла выставить значительные силы для борьбы с захватчиками.
Союзников отпустили, поэтому у Святослава было мало конницы. До сих пор Святослав Игоревич сам атаковал, владел стратегической инициативой. Теперь ему приходилось держать оборону, да еще в ситуации, когда все козыри были у врага.
Однако князь Святослав был не из тех, кто сдается на милость судьбе. Он решил испытать счастья в решительном сражении, надеясь яростным натиском сломить врага и одной битвой переломить ситуацию в свою пользу. Лев Диакон сообщает о 60-тыс.
Он явно врет. Русская летопись сообщает, что у Святослава было лишь 10 тыс. Кроме того, русов поддерживало некоторое количество болгар.
С 60-тыс. Кроме того, Лев Диакон сообщил, что в битве за Преслав ромеи перебили 15-16 тыс. Но и здесь мы видим сильное преувеличение.
Такое войско смогло бы продержаться до подхода основных сил Святослава. В Преславе стоял небольшой отряд, который не мог обеспечить плотную оборону укреплений болгарской столицы. Достаточно сравнить оборону Преславы и Доростола.
Имея в Доростоле, видимо, около 20 тыс. Если бы в Преславе было около 15 тыс. Необходимо также учесть, что войско Святослава постоянно сокращалось.
Венгерские и печенежские союзники не успевали прийти к нему на помощь. А Русь, по словам самого русского князя, «далеко, а соседние варварские народы, боясь ромеев, не соглашались помочь им». Византийская же армия имела возможность постоянно пополняться, её хорошо снабжали продовольствием и фуражом.
Её могли усилить экипажи кораблей. Перед городом простиралась равнина, удобная для битвы. Впереди армии шли сильные дозоры, осматривавшие местность.
Греки опасались засад, которыми славились славяне. Однако первую схватку ромеи проиграли, один из их отрядов попал в засаду и был полностью уничтожен. Когда византийская армия вышла к городу, русы выстроили «стену» и изготовились к сече.
Святослав знал, что ударная сила византийской армии — тяжеловооруженная конница. Он противопоставил ей плотный строй пехоты: русичи сомкнули щиты и ощетинились копьями. Император также построил пехоту в фалангу, лучников и пращников расположил позади, конницу — на флангах.
Воины двух армий сошлись врукопашную, завязалась яростная битва. Обе стороны долго сражались с одинаковым упорством. Святослав бился вместе со своими воинами.
Руководивший боем с ближайшего холма Цимисхий посылал своих лучших воинов, чтобы они пробились к русскому вождю и убили его. Но они все были убиты либо самим Святославом, либо воинами его ближней дружины. Ромеев же «одолевали стыд и злоба» за то, что они, опытные воины, могут отступить, как новички.
Поэтому оба войска «сражались с непревзойденной храбростью; росы, которыми руководило их врожденное зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя как одержимые, на ромеев Лев Диакон старается принизить «варваров», но на самом деле описывает элемент боевой психотехники русов. Бой шел с переменным успехом до самого вечера. Ромеи не могли реализовать свое численное преимущество.
Под вечер басилевс собрал в кулак конницу и бросил её в атаку. Однако и эта атака не увенчалась успехом. Разорвать строй русской пехоты ромейские «рыцари» не смогли.
Итак, проникнемся мужеством, [которое завещали] нам предки, вспомним о том, что мощь росов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточенно сражаться за свою жизнь. Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; [мы должны] либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, [достойные] доблестных мужей! Очень похожую речь князя, обращенную к его воинам, читаем в Повести временных лет где она, правда, предваряет некую небывало победоносную битву Святослава с греками : «Уже нам некамо ся дети [некуда деться], волею и неволею стати противу; да не посрамим земле Руские, но ляжемы костью ту, мертвы бо сорома не имаеть; аще ли побегнем, то срам нам.
Не имам убежати, но станем крепко, аз же пред вами пойду: аще моя голова ляжеть, то промыслите собою [если меня убьют, то действуйте, как сами знаете]». Слова Святослава воодушевили русов. На другой день к заходу солнца все русское войско вышло из города; Иоанн со своей стороны вывел ромеев из лагеря.
Скилица сообщает, что Цимисхий, желая кончить дело без лишнего кровопролития, предложил Святославу поединок. По знаку своих полководцев ромеи и русы бросились друг на друга. В бою Святослав был тяжело ранен.
Согласно Льву Диакону, это случилось так: «Вот уже завязалась битва, и скифы с силой напали на ромеев, пронзали их копьями, ранили стрелами коней и валили на землю всадников. Видя, с какой неистовой яростью бросался Сфендослав на ромеев и воодушевлял к бою ряды своих, Анемас, который прославился накануне убиением Икмора, вырвался на коне вперед делать это вошло у него в обычай, и таким путем он уже поразил множество скифов , опустив поводья, устремился на предводителя росов и, ударив его мечом по ключице[373], поверг вниз головою наземь, но не убил. Сфендослава спасла кольчужная рубаха и щит, которыми он вооружился, опасаясь ромейских копий.
Анемас же был окружен рядами скифов, конь его пал, сраженный тучей копий; он перебил многих из них, но погиб и сам... Издав победный клич для ушей ромеев это были «дикие, пронзительные вопли» , они начали теснить дрогнувшую фалангу ромеев. Тогда Цимисхий, дабы спасти положение, «созвал приближенных к себе воинов, изо всех сил сжал копье и сам помчался на врагов...
Стыдясь того, что сам государь идет в бой, ромеи повернули лошадей и с силой устремились на скифов». Русы, по словам Скилицы, «достойно приняли» возглавленную самим императором атаку, и сражение продолжалось с равным успехом. Не имея возможности добыть победу силой, император решил прибегнуть к воинской хитрости.
Как свидетельствует Лев Диакон, Иоанн заметил, что «место битвы очень тесно» и «что по этой причине скифы теснят ромеев. Приказание было исполнено, и росы, считая отступление ромеев настоящим бегством, с военным кличем устремились за ними, подбадривая друг друга.
Бой длился долгое время. Загородив судами выход к морю, Святослав и его войска засели в крупную осаду. Пораженный дерзостью Святослава, Цимисхий приказал усилить бдительность и наблюдение за противником. В крепости же начался голод и многие болгары начали переходить на сторону византийцев. Святослав жестко отреагировал - казнил несколько сотен знатных горожан, чтобы устрашить людей и остановить бегство.
После обеда 19 июля, Святослав и его войска подожгли осадные сооружения и убили главнокомандующих. Отразив наступление врага и потеряв военачальника, Святослав начал отступать, прикрыв спину щитами. Войска Цимисхия среди убитых русичей нашли тела убитых женщин, сражавшихся наравне с мужчинами по некоторым версиям это были жительницы Доростола. Собрав военный совет, Святослав поставил вопрос о последующих действиях. Мнения разошлись, кто-то предлагал отступить под покровом ночи, а некоторые предлагали заключить мирный договор. После воодушевляющей речи Святослава, дружина приняла решение не покидать поле боя.
Полагаю, что к началу правления Владимира большинство народа уже приняли христианство в результате пропаганды и поощрения правителей.
Придя к власти, Владимир попытался вернуть прежних богов которым поклонялся сам и объединить Русь вокруг них. Но попытка не удалась, вернуться к язычеству большинство народа не захотела а Владимир оказался лицом к лицу с сильной христианской оппозицией. В этой ситуации он принял решение объявить о своем крещении и установлении христианства государственной религией. Фактически он поменял союзников и оперся на силу бывших противников и авторитет отца и бабушки. Потому то и прошло крещение Руси так быстро, что на самом деле крещение Руси проходило много лет под руководством Ольги и Святослава.
Война Святослава с Византией. Битва за Преслав и героическая оборона Доростола
То есть написал он свой труд примерно через сто лет после самой осады Доростола, не будучи ее участником и очевидцем, не имея возможности участников и очевидцев опросить. Главная» Новости» Итоги разгрома волжской булгарии святославом. Затем византийцы окружили Доростол. Осада продолжалась в течение трех месяцев, сопровождаясь периодическими битвами, в которых стороны несли серьезные потери. После битвы при Доростоле город был переименован в Феодорополь в честь царствующей императрицы (?
Русско-византийская война 970—971 годов
Бой начался с атаки русами византийских позиций. В упорном сражении к полудню византийцы начали отступать под напором противника. Видя, с какой неистовой яростью бросался Святослав на греков и воодушевлет к бою ряды своих воинов, Анемас, который прославился накануне убиением Икмора, вырвался на коне вперед и опустив поводья, устремился на князя. Ударив меча пришелся по ключице, поверг Святослава на землю, но не убил — спасла кольчужная рубаха и щит.
Анемас же был окружен, под ним убили коня, а затем и сам грек был сражен множеством копий. Тогда Цимисхий ввёл в бой свежий отряд всадников, атаку которых возглавил он лично.
Византийцы отмечали, что русские «варвары» предпочитают убить себя, нежели попасть в плен. Постепенно, день за днем, греки с помощью стенобитных и камнеметных машин разрушали стены и валы Доростола. Русско-болгарский гарнизон редел, среди воинов было много раненых. Ощущалась сильная нехватка пищи. Дружинники сварили в котлах последних коней, отощали и ослабли. Однако ситуация была сложной не только для Святослава, но и для Цимисхия. Он надеялся на быструю и триумфальную победу, которая укрепит его позиции в империи. Но осада затянулась, русы держались, греки несли большие потери.
Существовала угроза, что воины Святослава смогут в одном из яростных сражений взять вверх, либо к ним придёт помощь с Руси. В тылу было неспокойно. В Византийской империи постоянно происходили мятежи. Знать, пользуясь отсутствием басилевса в столице, плела интриги и устраивала заговоры. Дворцовый переворот не удался, но тревога осталась. Следующий заговор мог стать более успешным. Святослав решил, что пришло время для новой решительной битвы. Она стала неожиданной для противника. Обычно нападения происходили ночью. Русские атаковали в полдень, после обеда, когда греки отдыхали и спали.
Они разрушили и сожгли множество осадных машин. Был убит и начальник осадного парка, родственник императора, магистр Иоанн Куркуас. Затем греки шептались, что магистр Иоанн был наказан за свои преступления против христианских храмов. Он разграбил в Мизии так греки называли Болгарию многие храмы, считая болгар почти язычниками, а драгоценные сосуды и чаши переплавил в слитки. Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 г. Семирадский Битвы 20 и 22 июля 20 июля 971 года русские снова вышли в поле, но уже большими силами. Греки также построили свои силы. Началось сражение. В этой битве, по информации греков, погиб один из ближайших сподвижников Святослава — воевода Икмор. Он даже среди русских скифов выделялся гигантским ростом и срубил много ромеев.
Его убил один из телохранителей басилевса Анемас. Гибель одного из больших воевод, да ещё и в День Перуна русский громовержец, покровитель воинов, смутила русов. Рать отступила за стены города. Русы, хороня своих павших, устраивали тризну.
Абдур-Рахман попал в окружение и был убит. После чего остатки его армии бежали с поля боя. Эта битва стала одной из переломных в мировой истории.
А Карла Мартелла с тех пор называют спасителем Европы от сарацин", — сказал историк. Эта история началась с конфликта между Болгарским царством и Византийской империей. По договору с империей он вторгся в Болгарию и захватил восточные территории царства", — говорит историк, археолог Георги Атанасов. Новые территории Святославу понравились. Он даже планировал перенести столицу Руси из Киева на Дунай. Бывшие союзники поссорились, началась война. Решающее сражение произошло у крепости Доростол, за стенами которой укрылись русские войска.
Тот согласился. По мирному договору, князь обязался не воевать с Византией и, более того, поддерживать ее в конфликтах с другими государствами", — отметил эксперт. После битвы при Доростоле Святослав и его дружина покинули Балканы. По пути в Киев последний князь языческой Руси погиб в бою с печенегами на Днепровских порогах. Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории — все это и многое другое смотрите в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ. Подпишитесь и получайте новости первыми Читайте также.
А здесь греки умоляют Святослава Игоревича о мире. Первый этап войны с Византийской империей завершился для Святослава победой. Но князь Святослав не имел сил для продолжения похода и штурма огромного Константинополя. Войско понесло тяжелые потери и нуждалось в пополнении и отдыхе. Поэтому князь дал согласие на мир. Константинополь был вынужден выплатить дань и согласиться с закреплением Святослава на Дунае. Святослав «…възратися в Переяславецъ с похвалою великою». Русы, болгары, венгры и печенеги покинули Фракию и Македонию. Фактически Русь и Византия вернулись к состоянию соглашения 967 года, заключенного между Святославом и Никифором Фокой. Византийская империя возобновляла уплату ежегодной дани Киеву, соглашалась с присутствием русов в Подунавье. Русь отказывалась от претензий на северопричерноморские и крымские владения Византии. В остальном сохранялись нормы русско-византийского договора 944 года. Византийские источники об этом соглашении не сообщают, что понятно. Византийская империя потерпела тяжелое поражение от «варваров», но скоро возьмет реванш. А историю, как известно, пишут победители. Ромеям не нужна была правда о поражениях их могучей армии от «скифского» князя. Константинополь пошел на мир, чтобы подготовиться к новой войне. Не доверять информации русской летописи в данном случае нет никаких оснований, поскольку те же византийские источники сообщают, что военные действия были приостановлены, и Варду Склира отозвали с балканского фронта в Малую Азию для подавления восстания Варды Фоки. В Константинополе расценивали мирное соглашение, как паузу в боевых действиях, военную хитрость, а не долгосрочный мир. Византийское командование старалось навести порядок в тылу, перегруппировать силы и подготовить внезапный удар в 971 году. Святослав, видимо, решил, что кампания выиграна и в ближайшее время активных боевых действий не будет. Союзников — вспомогательные печенежские и венгерские отряды, русский князь отпустил. Основные русские силы отвел в Переяславец, оставив небольшой отряд в болгарской столице — Преславе. Русских отрядов не было ни в каких других болгарских городах. Плиска и иные центры жили своей жизнью. Не затронула война и Западно-Болгарское царство, враждебное Византии. Хотя Святослав мог заключить союз с Западно-Болгарским царством. Если бы Святослав был разбит и отступил, он вел бы себя иначе. Не стал бы отпускать союзников, наоборот усилил их ряды, вызвал подкрепления из земель печенегов, венгров и Киева. Основные силы сконцентрировал у горных перевалов, чтобы отбить вражеское наступление. Получив подкрепления, перешел бы в контрнаступление. Святослав же вёл себя как победитель, не ждущий предательского удара со стороны разбитого неприятеля, который сам попросил мира. Ольшанский Вторая война с Византией Первый этап войны с Византийской империей завершился для князя Святослава Игоревича победой. Константинополь должен был выплатить дань и согласиться с закреплением русских позиций в Подунавье. Константинополь возобновил уплату ежегодной дани Киеву. Святослав удовлетворился достигнутым успехом и отпустил союзные войска печенегов и венгров. Русские войска в основном находились у Доростола. Новой войны в ближайшее время не ожидали, горные перевалы никто не охранял. Однако в Константинополе не собирались придерживаться мира. Ромеи рассматривали мирное соглашение лишь как передышку, военную хитрость, которая позволяла усыпить бдительность противника, мобилизовать все силы. Греки действовали согласно своему старому принципу: получил мир — готовься к войне. Эту тактику Византийской империи сформулировал её полководец XI Кекавмен в своем труде «Стратегикон». Он писал: «Если враг ускользает от тебя день ото дня, обещая либо мир заключить, либо дань уплатить, знай, что он ждет откуда-то помощи или хочет одурачить тебя. Если неприятель пошлет тебе дары и приношения, коли хочешь, возьми их, но знай, что он делает это не из любви к тебе, а желая за это купить твою кровь». Многочисленные перемирия и миры, заключенные Константинополем с окружающими государствами и народами, уплата ими даней, контрибуций часто нужны были только того, чтобы выиграть время, обхитрить противника, обмануть его, а затем нанести внезапный удар. Пребывание русов на Дунае и, самое главное, союз Болгарии с Русью, полностью противоречили стратегии Византии. Союз двух славянских держав был очень опасен для Византии и мог привести к потере балканских владений. Византийский император Иоанн Цимисхий деятельно готовился к новой войне. Из азиатских провинций подтягивались войска. У стен столицы проводились военные учения. Было заготовлено продовольствие и снаряжение. Подготовлен к походу флот, всего около 300 судов. В марте 971 года Иоанн I Цимисхий провел смотр флота, который был вооружен «греческим огнем». Флот должен был блокировать устье Дуная, чтобы пресечь действия русской ладейной флотилии. Битва за Преслав Весной василевс вместе с гвардией «бессмертными» выступил в поход. В Адрианополе уже были сконцентрированы основные силы византийской армии. Узнав, что горные проходы свободны, Иоанн решил нанести удар по болгарской столице, а затем уже разгромить Святослава. Таким образом, византийская армия должна была разбить войска врага по частям, не дав им соединиться. В авангарде шла фаланга воинов, сплошь закрытых панцирями «бессмертные» , за ними двигались 15 тысяч отборной пехоты и 13 тысяч всадников. Остальными войсками командовал проедр Василий, он шел с обозом, везя осадные и другие машины. Несмотря на опасения командиров, войска прошли горы легко и без сопротивления. В болгарской столице находился царь Борис, его двор, Калокир и русский отряд под началом Сфенкела. Лев Диакон называет его «третьим по достоинству после Сфендослава» вторым был Икмор. У другого византийского хрониста, Иоанна Скилицы, он же назван именем Свангел и считался «вторым по достоинству». Некоторые исследователи отождествляют Сфенкела со Свенельдом. Но Свенельд пережил эту войну, а Сфенкел пал в сражении. Несмотря на неожиданность появления противника, «тавроскифы» выстроились в боевой порядок и ударили по грекам. Первоначально ни одна сторона не могла взять вверх, только фланговый удар «бессмертных» переломил ситуацию. Русы отошли за городские стены. Первый штурм гарнизон Преславы отбил. К ромеям подошли остальные силы и осадные машины. Ночью из Преславы сбежал в Доростол Калокир. Утром штурм возобновили. Русы и болгары отчаянно оборонялись, метали со стен копья, дротики и камни. Ромеи обстреливали стены с помощью камнеметных машин, забрасывали в город горшки с «греческим огнем». Защитники несли большие потери, но держались. Однако перевес сил был явно на стороне греков, и они смогли взять внешние укрепления. Остатки русско-болгарских сил закрепились в царском дворце. Ромеи ворвались в город, убивая и грабя жителей. Была разграблена и царская казна, которая была в целости и сохранности в период пребывания в городе русов. В это же время был пленен болгарский царь Борис с детьми и женой. Иоанн I Цимисхий лицемерно заявил ему, что пришел «отомстить за мисян так называли болгар греки , претерпевших ужасные бедствия от скифов». Русские войска, защищавшие дворец, отбили первый штурм, ромеи понесли большие потери. Узнав об этой неудаче, василевс приказал своей гвардии всеми силами наступать на русов. Однако увидев, что наступление в узком проходе ворот вызовет большие потери, отозвал войска и приказал поджечь дворец. Когда разгорелось сильное пламя, оставшиеся войска русов вышли на открытое место и пошли в последнюю яростную атаку. Император послал против них магистра Варду Склира. Ромейская фаланга окружила русов. Как отметил даже Лев Диакон, писавший о тысячах убитых «скифов» и немногих греках, «росы отчаянно сопротивлялись, не показывая врагам спины», но были обречены. Только Сфенкел с остатками своей дружины смог прорубиться сквозь вражеские ряды и ушел в Доростол. Оставшиеся воины сковали врага боем и пали смертью храбрых. В этой же битве пало и много болгар, до последнего сражавшихся на стороне русов. Греки штурмуют Преслав. Из осадных орудий показан камнемёт. Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы. Оборона Доростола Уйдя из Преславы, василевс оставил там достаточный гарнизон, укрепления были восстановлены. Город переименовали в Иоаннополь. Начался период оккупации Болгарии византийскими войсками. Через некоторое время император на торжественной церемонии лишит царя Бориса царских регалий, а восточная Болгария перейдёт под прямое управление Константинополя. Греки хотели полностью ликвидировать Болгарские царство, однако Византия не смогла подчинить западную часть Болгарии, где образовалось самостоятельное государство. Чтобы переманить на свою сторону болгар и разрушить болгаро-русский союз, Цимисхий в разрушенной и разграбленной Преславе объявил, что воюет не с Болгарией, а Русью, и хочет отомстить за обиды, нанесенные Святославом Болгарскому царству. Это была обыкновенная для византийцев чудовищная ложь. Греки активно вели «информационную войну», объявляя черное белым, а белое черным, переписывали историю в свою пользу. Император Иоанн I Цимисхий отправил к князю Святославу нескольких пленников с требованием сложить оружие, сдаться победителям и, попросив прощения «за свою дерзость», сейчас же удалиться из Болгарии. Города между Преславой и Доростолом, в которых не было русских гарнизонов, капитулировали без боя. Болгарские феодалы присоединились к Цимисхию. Ромеи шли по Болгарии как захватчики, занятые города и крепости император отдавал воинам на разграбление. Иоанн Куркуас отличился в грабеже христианских церквей. Византийский император Иоанн Цимисхий возвращается в Константинополь после победы над болгарами. Святослав Игоревич оказался в тяжелой ситуации. Враг смог нанести внезапный и предательский удар. Болгария была в основном оккупирована и не могла выставить значительные силы для борьбы с захватчиками. Союзников отпустили, поэтому у Святослава было мало конницы. До сих пор Святослав Игоревич сам атаковал, владел стратегической инициативой. Теперь ему приходилось держать оборону, да еще в ситуации, когда все козыри были у врага. Однако князь Святослав был не из тех, кто сдается на милость судьбе. Он решил испытать счастья в решительном сражении, надеясь яростным натиском сломить врага и одной битвой переломить ситуацию в свою пользу. Лев Диакон сообщает о 60-тыс. Он явно врет. Русская летопись сообщает, что у Святослава было лишь 10 тыс. Кроме того, русов поддерживало некоторое количество болгар. С 60-тыс. Кроме того, Лев Диакон сообщил, что в битве за Преслав ромеи перебили 15-16 тыс. Но и здесь мы видим сильное преувеличение. Такое войско смогло бы продержаться до подхода основных сил Святослава. В Преславе стоял небольшой отряд, который не мог обеспечить плотную оборону укреплений болгарской столицы. Достаточно сравнить оборону Преславы и Доростола. Имея в Доростоле, видимо, около 20 тыс. Если бы в Преславе было около 15 тыс. Необходимо также учесть, что войско Святослава постоянно сокращалось. Венгерские и печенежские союзники не успевали прийти к нему на помощь. А Русь, по словам самого русского князя, «далеко, а соседние варварские народы, боясь ромеев, не соглашались помочь им». Византийская же армия имела возможность постоянно пополняться, её хорошо снабжали продовольствием и фуражом. Её могли усилить экипажи кораблей. Перед городом простиралась равнина, удобная для битвы. Впереди армии шли сильные дозоры, осматривавшие местность. Греки опасались засад, которыми славились славяне. Однако первую схватку ромеи проиграли, один из их отрядов попал в засаду и был полностью уничтожен. Когда византийская армия вышла к городу, русы выстроили «стену» и изготовились к сече. Святослав знал, что ударная сила византийской армии — тяжеловооруженная конница. Он противопоставил ей плотный строй пехоты: русичи сомкнули щиты и ощетинились копьями. Император также построил пехоту в фалангу, лучников и пращников расположил позади, конницу — на флангах. Воины двух армий сошлись врукопашную, завязалась яростная битва. Обе стороны долго сражались с одинаковым упорством. Святослав бился вместе со своими воинами. Руководивший боем с ближайшего холма Цимисхий посылал своих лучших воинов, чтобы они пробились к русскому вождю и убили его. Но они все были убиты либо самим Святославом, либо воинами его ближней дружины. Ромеев же «одолевали стыд и злоба» за то, что они, опытные воины, могут отступить, как новички. Поэтому оба войска «сражались с непревзойденной храбростью; росы, которыми руководило их врожденное зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя как одержимые, на ромеев Лев Диакон старается принизить «варваров», но на самом деле описывает элемент боевой психотехники русов. Бой шел с переменным успехом до самого вечера. Ромеи не могли реализовать свое численное преимущество. Под вечер басилевс собрал в кулак конницу и бросил её в атаку. Однако и эта атака не увенчалась успехом.
Доростольский мир
Да, болгары начали предавать будущих русских ещё с момента Святослава, когда большенство болгар, до осады Доростола переметнулась к грекам. Затем, после нескольких месяцев осады в крепости Доростол, русский князь принял решение пойти назаключение мира. Осада Доростола закончилась в июне, что заставило Святослава зимовать в Олешье? Осада цитадели со стороны моря была невозможна, а благодаря хорошо защищенной бухте крепость могла снабжаться морским путем.
Битва при Доростоле и другие великие сражения в истории Руси которые забыли
Это, однако, не остановило Мономаха. Он продолжал действовать — теперь уже в интересах сына лже-Диогена — Василия и организовал новый поход, пытаясь удержать города на Дунае. Во главе войска встал воевода Иван Войтишич, которому удалось «посадить посадников по Дунаю». Византия, по всей видимости, смогла вернуть себе придунайские земли, так как вскоре Мономах послал на Дунай ещё одно войско во главе со своим сыном Вячеславом и воеводой Фомой Ратиборовичем, которое безуспешно осаждало Доростол и вернулось обратно.
По сообщению византийского историка Кедрина , русы сохранили за собой поле боя и оставались там всю ночь с 26 на 27 апреля. На утро бой возобновился. К полудню Цимисхий направил в тыл русам отряд.
Опасаясь оказаться отрезанной от города, дружина Святослава отступила за крепостные стены. Осада Доростола В ночь на 29 апреля русы вырыли вокруг Доростола глубокий ров, чтобы осаждающие не могли близко подойти к крепостной стене и установить осадные машины. В ту же ночь, воспользовавшись темнотой, русы на ладьях провели первую большую вылазку за продовольствием. Возвращаясь обратно с добычей, они заметили на берегу Дуная отряд византийцев, поивших в Дунае коней и собиравших на берегу дрова. Русы атаковали византийцев и разогнали их. В тот же день византийцы перекопали глубокими рвами все дороги в город и усилили дозоры.
В течение последующих трёх месяцев русы не выходили из города, а византийцы с помощью стенобитных и метательных орудий разрушали крепостные стены и убивали его защитников [16]. В городе начался голод, болгары стали переходить на сторону византийцев. Святослав, понимая, что если все они перейдут на сторону Цимисхия, то дела его кончатся плохо, был вынужден начать репрессии — он казнил в Доростоле около 300 «знаменитых родом и богатством мисян [17] », остальных же заключил в темницу [9]. Иоанн Цимисхий не был заинтересован в длительной осаде, так как в его отсутствие в Константинополе уже случилась неудачная попытка переворота. Чтобы ускорить дело, он, по словам Скилицы, предложил Святославу решить войну поединком между ними: «Тот не принял вызова и добавил издевательские слова, что он, мол, лучше врага понимает свою пользу, а если император не желает более жить, то есть десятки тысяч других путей к смерти; пусть он и изберет, какой захочет». Неожиданно, после обеда, когда византийцы не ждали атаки, отряд русов напал на противника и сжег все осадные сооружения, убив начальника осадных машин.
Третий бой 20 июля Б. Византийцы выстроились «густой фалангой» [19]. Русы успешно отражали атаки византийцев, но во время одной из них русский воевода Икмор был обезглавлен Анемасом , телохранителем императора Иоанна Цимисхия, после чего дружина «закинула щиты за спину» и отступила к городу. Среди тел оставленных на поле боя убитых воинов византийцы нашли тела женщин, вероятно, болгарских жительниц Доростола [20]. На собранном 21 июля Святославом военном совете коменте мнения разделились — часть предлагала в тёмную ночь на ладьях прорываться из города, другая часть советовала начать мирные переговоры. Тогда Святослав произнёс речь, приводимую Львом Диаконом: «Погибнет слава, сопутница русского оружия, без труда побеждавшего соседних народов и, без пролития крови, покорявшего целые страны, если мы теперь постыдно уступим римлянам.
И так с храбростью предков наших и с тою мыслью, что русская сила была до сего времени непобедима, сразимся мужественно за жизнь нашу.
Только в 1123 году, уже после смерти императора Алексея I 15 августа 1118 г. Изображение: Совет Владимира Мономаха с боярами и князьями, на котором он рассказывает о храбрости предков, налагавших дань на Византию и призывает в поход на Византию, Мономахов трон, 1551. Comments 3 Доростол - город в Болгарии, сегоднья Силистра, на Дунай 09:32.
Если бы Святослав не принял меры, то плохо бы закончилась оборона Доростола. Какая война не обходилась без репрессий? Киевский князь устроил показательные казни сомневающихся болгар, благодаря чему восстановил дисциплину в городе. К июлю ситуация оставалась прежней. Цимисхий торопился закончить осаду как можно скорее, потому что в его отсутствии в Константинополе началось смутное время. Оборона Доростола продолжалась, и тогда император предложил Святославу закончить войну поединком тет-а-тет. Однако киевский князь отказался от этого, прислав Иоанну издевательский ответ. Византийцы потеряли бдительность, они не думали, что у осажденных хватит дерзости напасть на большой лагерь. Но именно так и случилось. Святослав со своим отрядом разрушил осадные машины, оставив греков ни с чем. Славяне были воодушевлены своим успехом. На следующий день они вышли из города, чтобы дать еще одно сражение византийцам, которых уже утомила их северная война. Оборона Доростола была остановлена только после того, как славяне еще дважды сразились с армией императора 20 и 22 июля. Во время последнего боя грекам удалось разделить войско Святослава. Князь понес большие потери. Стало ясно, что заканчивалась оборона Доростола. Дата 23 июля — это и есть окончание длительной осады, во время которой произошло четыре сражения. Военный совет Святослава Наконец Святослав предложил императору обсудить условия мирного договора. Стороны договорились прекратить войну. Цимисхий пообещал пропустить славян домой. При этом византийцы выдали им весь необходимый провиант. Взамен Святослав отказывался от дунайских земель. Возможно, киевский князь надеялся возобновить войну после нескольких лет мира. Однако на обратном пути его отряд был перебит печенегами.
Осада крепости и массовые сражения в релизном трейлере Lost Eidolons
Столетия османского владычества насадили в городе мусульманство и в конце XIX века, после присоединения города ко вновь возрожденной Болгарии, в городе значилось 12 мечетей и несколько церквей. В 1913 году Силистра была присоединена к Румынии. Болгария вернула город - вначале на краткий срок в 1918 - 1919 годах, и снова в 1940 году. Религия Христианская проповедь пришла в город не позднее конца III века. В городском захоронении начала IV века был найден золотой перстень с выгравированным христианским символом. В середине того века житель город, раб Емилиан , принял мученичество за сокрушение идолов. Ко второй половине IV века относятся первые известия о местной епископской кафедре , город стал центром христианской жизни региона.
В городе были возведены внушительные базилика и архиерейский двор, известные по раскопкам фундаментов. В период с конца VII по начало IX века о христианской жизни города известно мало, но христианская община здесь сохранилась. В конце IX -начале X века значение местной архиерейской кафедры было столь велико, что, согласно одной гипотезе, ставший первым Болгарским патриархом Дамиан был до этого здешним владыкой, что на время сделало город центром Болгарской Церкви. Около 1071 года местная кафедра была возведена в ранг митрополии.
Иными словами, и болгары, и русские являются для византийского интерполятора «варварами», «скифами» и стоят на неизмеримо более низкой ступени, чем византийцы. В заключение этой части моей статьи указываю также, что князь Владимир напал на Корсунь, чтобы получить власть с христианскими священниками, то есть завоевать христианство для себя и своего народа. И здесь цель автора состоит в том, чтобы придать еще большую ценность византийскому христианству. Князя Владимира крестили в Корсуни греческие священники, затем они крестили его народ в водах Днепра.
Церемония была совершена на греческом языке, и князь передал церковь «Св. Божией Матери» Корсуни греческие священники служили в нем на греческом языке. По этому поводу профессор Валерий Погорелов писал: «Куда делись все эти греческие книги, эти греко-русские литераторы? И подчеркивает: «Нет никаких следов того, что когда-либо на Руси было греческое богослужение, что были греческие книги и что русские пользовались греческой письменностью. Самые древние книги, привезенные на Русь и сохранившиеся там, были не греческие, а болгарские. Преобразование Киевской Руси шло снизу вверх, а не сверху вниз, как это было в Болгарии. Христианство, уже принятое большей частью славянских масс, стихийно и отовсюду вторгалось в варяжскую группу и проникало в нее различными путями. Это видно из анализа содержания русско-византийских договоров 912 и 945 гг.
Варяжский этнический элемент постоянно ассимилировался славянским морем при возникновении феодального строя, но этот процесс ассимиляции был значительно усилен христианством. Олег, Игорь, Святослав и сам князь Владимир были язычниками с самого начала и были этнически отделены от славян, так же как Крум, Омуртаг, Пресиан в нашей стране. Даже сторонники варяжской теории, такие как Баумгартен, утверждают, что во времена Игоря варяги еще не были ассимилированы. Но как, кто и чем он христианизировал славянские массы? Этот вопрос служит переходом ко второй части моей статьи! Кроме «Повестей временных лет», существуют и другие древнерусские письменные памятники, не относящиеся к жанру летописей, но дающие ответ на поставленный вопрос: одни — косвенный ответ, а другие — прямой, четкий ответ! В числе первых, дающих косвенный ответ, труд митрополита Илариона «Слово о законе и благодати» и монаха Якова под названием «Похвала русскому князю Владимиру». Сочинение митрополита Илариона написано между 1037-1051 годами, а монаха Иакова - около 1070 года.
Ученых исследователей поразило, что в обоих этих русских письменных документах нет не только мысли, но даже намека на появление послов различных конфессий, чтобы предложить князю Владимиру свою религию, и князь Владимир не отправляет своих посольств в различные народы: болгары, германцы, хазары и так далее, для изучения их веры, и не явился ему какой-нибудь греческий философ, присланный из Константинополя, чтобы разъяснить христианскую православную веру и убедить его принять ее. И Евгений Евсигнеевич Голубинский справедливо замечает, что если бы этот факт был реален, то он представлял бы в крещении князя Владимира, и Руси такое большое значение, что был бы общеизвестен и ни в коем случае эти знатные древнерусские авторы не умолчали бы о нем. Между тем они представляют совсем другое, а именно то, что Владимир смог своим умом понять, что христианство лучше язычества, и ориентироваться на восточное христианство. В то же время монах Иаков не говорил о фактическом крещении князя Владимира; ни о том, что он был крещен греками, но говорит, что молодой князь, слушая бабку свою Ольгу, воспылал желанием подражать ей, и что это доброе состязание, возгоревшееся в нем Святым Духом, сделало его христианином. К тому же, когда князь Владимир был в Корсуни, он был уже не язычником, а христианином. Он хочет сестру византийского императора Анну в жены, чтобы «заболеть христианским законом». В обоих упомянутых документах нет упоминания о какой-либо болгарофобии, что свидетельствует о том, что они или их копии, дошедшие до нас не попали в руки греков для переработки и изменения! Среди документов, дающих прямой и ясный ответ на вопрос, как, когда и каким образом киевские славяне приняли христианство, на первом месте стоит так называемая «Иоакимова летопись».
Она не дошла до нас целиком, но фрагменты ее цитировал старый русский историк Василий Никитич Татищев. В них содержится информация об участии болгар в преобразовании Киевской Руси и особенно о роли царя Симеона в этой работе. Между прочим, даже в "Повести времен" в 7 местах упоминается о победоносных походах царя Симеона на юг - на Царьград, на северо-восток - на угров, печенегов и др. Симеонова Болгария включала в себя всю Валахию, а также земли по низовьям рек Прута и Днестра, населенные в то время славянскими племенами тиверцев и угличей. Могучая Симеонова Болгария была первым славянским государством, признанным и Востоком, и Западом, и она в лице своего могущественного правителя Симеона выражала стремление к величию и к объединению разрозненных славянских племен в могучую анти- Византийская славянская империя. Этот Симеон и великое славянское государство наложили свой отпечаток и на самые замечательные литературные памятники эпохи. Произведение Черноризца Храбаря «О грамотах» защищает не только болгарский язык и литературу, но славянский язык и литературу в целом. Автор «Вестника Евангелия» обращается ко всем славянам: «Посему слушайте, все славяне, ибо сей дар дан от Бога...
А автор «Азбуки молитвы» обращается ко всем славянам «Летите теперь и славянское племя на крещение, все обратились... Между населением долин двух великих рек Восточной Европы - Дуная и Днепра существовали племенные, бытовые, хозяйственные и культурные контакты, как только в них поселились славяне. Сначала контакт был стихийным, массовым, а как только образовалось мощное славяно-болгарское национальное государство, официально объявленное при князе Борисе и при царе Симеоне христианским и проявившее тенденции к экспансии по отношению к славянским землям в всех направлений, христианство тоже - естественным образом перетекает с Балканского полуострова, то есть из Борисовской и Симеоновской Болгарии в Приднепровские славянские земли. Именно об этом свидетельствует упомянутая «Иоакимовская летопись», в которой текст написан: «Булгарский царь Симеон прислал священников, ученых и книги, которые остались довольны»! Болгарский царь Симеон почти за столетие до князя Владимира отправил на Русь: Болгария при царь Симеон 1 «ученые священники», т. Остановимся на первом сообщении: Симеон прислал на Русь «попов и ученых»! Это, конечно, соответствует исторической действительности, потому что эти болгарские священники обучались и готовились в единственных тогда славянских школах в Преславе и Охриде учениками св. Кирилла и св.
Мефодия и их преемниками. Они, а не греки, могли поклоняться, проповедовать и объяснять Евангелие на языке киевских славян, так как наш язык и их тогда почти не отличались. Эти «ученые» болгарские священники и основали, по свидетельству других летописцев, многочисленные школы в Киевской Руси. И они, а не греки, были первыми учителями славянских детей - там "книжных слов"! Потому что в "Повесть временных лет" также сказано: "Ве един язык... В цитируемом тексте говорится о «священниках», но ничего не говорится о епископе. Василий Никитич Татищев преподносит болгарскую миссию как «частное дело» царя Симеона, чтобы не противоречить другим сведениям в «Повести временных лет» об обращении Киевской Руси греческой миссией.
Нередко, побеждаемые силою превосходною, обращали тыл без стыда: шли назад в крепость с гордостию, медленно, закинув за плеча огромные щиты свои. Ночью, при свете луны, выходили жечь тела друзей и братьев, лежащих в поле; закалали пленников над ними и с какими-то священными обрядами погружали младенцев в струи Дуная. Пример Святослава одушевлял воинов. Но число их уменьшалось. Главные Полководцы, Сфенкал, Икмор не родом, по сказанию Византийцев, а доблестию Вельможа пали в рядах неприятельских. Сверх того Россияне, стесненные в Доростоле и лишенные всякого сообщения с его плодоносными окрестностями, терпели голод. Святослав хотел преодолеть и сие бедствие: в темную, бурную ночь, когда лил сильный дождь с градом и гремел ужасный гром, он с 2000 воинов сел на лодки, при блеске молнии обошел Греческий флот и собрал в деревнях запас пшена и хлеба. На возвратном пути, видя рассеянные по берегу толпы неприятелей, которые поили лошадей и рубили дрова, отважные Россияне вышли из лодок, напали из лесу на Греков, множество их убили и благополучно достигли пристани. Император взял меры, чтобы в другой раз ни одна лодка Русская не могла выплыть из Доростола.
В первом ряду находились пехотинцы и кавалерия. Сзади их прикрывали лучники. Всего защитники крепости отразили 12 атак, после чего ослабленный гарнизон отступил за стены города. Византийцы добились этого благодаря завершающему удару конницы. Из осадных орудий показан камнемёт. Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы. Византийский лагерь Стало ясно, что оборона Доростола продлится как минимум несколько дней. Тогда Иоанн Цимисхий отдал приказ о строительстве укрепленного лагеря под стенами города, где осаждающие могли бы с удобством разместиться. Его центром стал небольшой холм, вокруг которого вырыли ров. Кроме того, лагерь защитили с помощью воткнутых в землю копий, на которые были повешены щиты. Еще накануне, покидая греческие провинции, император собрал флот и отправил его вдоль черноморского побережья к устью Дуная. Эта эскадра успешно поднялась по реке и 25 апреля оказалась рядом с Доростолом, который теперь был блокирован. Святослав все это время был в гарнизоне. У него также был небольшой флот из ладей. Князь приказал сжечь корабли, которые могли бы достаться врагу. Византийцы безуспешно пытались вынудить осажденных выйти из города и дать генеральное сражение. Вместо этого славяне с городских стен обстреливали врагов камнями и стрелами. Наконец 26 числа Святослав отдал приказ своей дружине выйти в поле и сразиться с неприятелем. Он надеялся, что так успешно закончится оборона Доростола. Год беспрерывных сражений закалил его армию, все солдаты рвались в бой. Сеча продолжилась и 27 апреля, после того как русское войско провело ночь на том же самом месте. Во время боя погиб один из главных приближенных Святослава Игоревича - Сфенкел. О его судьбе известно благодаря детальному описанию балканских событий, оставленному писателем Львом Диаконом. Император, надеясь сломить врага, отправил небольшой отряд в тыл славянам.
"…Победить и остаться в живых, либо умереть со славой": оборона Доростола в 971 году
Текст, приведённый в «Повести временных лет» под 6479 971 годом, считается полным текстом русско-византийского мирного договора, заключённого в июле 971 года после осады Доростола. Мертвые сраму неймут По свидетельству летописей именно с этими словами князь Святослав обратился к своим воинам перед битвой с византийцами при Аркадиополе в 970 г. Что такое «не комильфо» Не комильфо — это выражение порой можно услышать в нашей речи, особенно из уст молодежи. Что же оно означает? В переводе с французского «comme il faut» — «как надо», «как следует».
В первую очередь, комильфо — это то, что отвечает правилам хорошего тона. А поскольку в разных условиях и ситуациях эти правила могут отличаться, то и значение понятия «комильфо» бывает разным. То есть это может касаться как правил поведения, так и формы одежды. Ну а когда говорят «не комильфо», в зависимости от ситуации хотят сказать, что такое поведение, манеры или поступки не приняты в приличном обществе.
Русы подплыли к берегу, обошли обоз лесом и, разбив, разграбили. Цимисхий был потрясен дерзостью врага, повелел перекопать все дороги вокруг города и оставить на них дозоры. За время осады византийцам удавалось разрушать городские стены и убивать русов. Святослав предпринял вторую вылазку, во время которой были уничтожены осадные машины греков. Третий бой 20 июля 20 июля русы вышли из Доростола, чтобы принять бой. Греки атаковали войско Святослава несколько раз без особого успеха. Но во время одной атаки был убит крупный военачальник русов, и они, закрыв свои спины щитами, отступили в город.
На следующий день Святослав на военном совете выслушал разные мнения по поводу сложившейся обстановки. Одни советовали убежать незамеченными ночью, другие — заключить с греками перемирие. Но Святослав убедил военачальников и дружину принять последний бой, так как русы никогда не спасались от врага бегством. Четвертый и последний бой Последний бой под Доростолом состоялся 22 июля. Когда войско Святослава вышло в поле, князь велел запереть врата города, чтобы никто не смог убежать с поля боя. Греческое войско тоже выстроилось в боевой порядок. Сначала русы атаковали греков, и к полудню те отступили.
Греки не смогли воспользоваться своим численным преимуществом, так как войско Святослава все время держалось вблизи городских стен. Цимисхий задумал хитрый маневр: одна половина войска греков во время боя с русами должна была увести их подальше от города, а другая половина должна была с тыла отрезать противника от Доростола.
Беспрепятственно ограбив жителей прибрежных селений, они на обратном пути еще и перебили ромейскую обозную прислугу, которая привела к Дунаю коней на водопой.
Разгневанный Цимисхий пригрозил начальнику флота смертью, если русские ладьи еще раз покажутся на Дунае. Осадные машины ромеев каждый день забрасывали город грудами камней. Мощные стены Доростола толщиной до 4,7 метра без особого ущерба выдерживали удары метательных снарядов.
Но находившиеся на стенах русы терпели от них жестокий урон. Святослав решил уничтожить осадную технику врага. Эти машины охранял родственник императора, магистр Иоанн Куркуас.
На бегу конь оступился в яму и сбросил магистра. Скифы увидели великолепное вооружение, прекрасно отделанные бляхи на конской сбруе и другие украшения — они были покрыты немалым слоем золота — и подумали, что это сам император. Русы собирались было поджечь осадные машины, но подоспевшие ромеи отстояли их.
Ромеи также выстроились в глубокую фалангу и двинулись им навстречу». Окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них. Как только Икмор погиб, скифы подняли крик, смешанный со стоном, а ромеи устремились на них.
Скифы не выдержали натиска противника; сильно удрученные гибелью своего предводителя, они забросили щиты за спины и стали отступать к городу, а ромеи преследовали их и убивали». По сведениям Скилицы, среди убитых русов было несколько женщин, переодетых в мужское платье. Ночью русы «вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов.
Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра [Дуная]». Тризна русских дружинников после битвы под Доростолом в 971 году.
Картина Г. На рассвете Святослав держал совет со старейшей дружиной о том, что делать дальше. По Льву Диакону, мнения разделились.
Одни настаивали на том, чтобы ночью погрузиться в ладьи и попробовать тайком проскользнуть мимо ромейских кораблей, «потому что невозможно сражаться с покрытыми железными доспехами всадниками, потеряв лучших бойцов». Другие опасались греческого огня и советовали предварительно помириться с ромеями, взяв с них клятву не препятствовать уходу русской флотилии. Скилица пишет, что все высказались за то, чтобы так или иначе прекратить войну.
Речи сторонников мира Повесть временных лет передает так: «аще не сотворим мира со царем, а увесть [узнает] царь, яко мало нас есть, пришедшие оступят ны во граде. А Русска земля далече… а кто ны поможеть? Итак, проникнемся мужеством, [которое завещали] нам предки, вспомним о том, что мощь росов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточенно сражаться за свою жизнь.
Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; [мы должны] либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, [достойные] доблестных мужей! Очень похожую речь князя, обращенную к его воинам, читаем в Повести временных лет где она, правда, предваряет некую небывало победоносную битву Святослава с греками : «Уже нам некамо ся дети [некуда деться], волею и неволею стати противу; да не посрамим земле Руские, но ляжемы костью ту, мертвы бо сорома не имаеть; аще ли побегнем, то срам нам. Не имам убежати, но станем крепко, аз же пред вами поиду: аще моя голова ляжеть, то промыслите собою».
Слова Святослава воодушевили русов. На другой день к заходу солнца все русское войско вышло из города; Иоанн со своей стороны вывел ромеев из лагеря. Скилица сообщает, что Цимисхий, желая кончить дело без лишнего кровопролития, предложил Святославу поединок.
По знаку своих полководцев ромеи и русы бросились друг на друга. В бою Святослав был тяжело ранен. Согласно Льву Диакону, это случилось так: «Вот уже завязалась битва, и скифы с силой напали на ромеев, пронзали их копьями, ранили стрелами коней и валили на землю всадников.
Уже пало весьма много воинов с обеих сторон, а победа все еще оставалась сомнительной». Византийский историк напрасно писал так туманно: победы греков просто не было. В сумерках князь Святослав увел своих воинов в город. Императору пришлось перейти к осаде. Утром 24 апреля он приказал строить напротив Доростола укрепленный лагерь, готовить осадные машины. Военная хроника последующих дней вместила боль драматических событий, чем иные недели или даже месяцы войны.
Катафракты атаковали их, но успеха не имел. После равного боя противники разъехались. В этот день по Дунаю поднялся к Доростолу большой византийский флот, но русы сумели спасти свои легкие лад перенесли их к крепостным стенам под защиту лучников 26 апреля произошел второй большой бой. Русы снова в шли в пешем строю, и снова была равная битва. Они да не ушли вечером в город, а простояли на равнине всю ночь и утро, и катафракты не решились идти в бой. Только к полудню 27 апреля, когда император выступил со все своими силами, русские воины неторопливо свернули свой стан и ушли в Доростол, оставив грекам лишь догорающие костры.
Закрыть Как отключить рекламу? Многочисленные баллисты и катапульты [9] были поставлены возле византийского лагеря, мастера возились вокруг них, приводя в боевое состояние. Император хотел завтра же придвинуть осадную технику к стенам Доростола и начать обстрел. Но русы за одну ночь вырыли поодаль от стен глубокий и широкий ров, преградивши! Князь Святослав отыскал единственно возможное средство защиты от камнеметных машин, не применявшееся ранее полководцами. Весь день 29 апреля прошел в перестрелке русских и византийских лучников через ров, не причинившей ни той, ни другой стороне сколько-нибудь существенных потерь.
Ночью, воспользовавшись непогодой, русы на ладьях незаметно проплыли по мелководью между берегом и стоящими на якорях большими византийскими кораблям» и неожиданно напали на византийские обозы.
Война Святослава с Византией. Битва за Преслав и героическая оборона Доростола
Битва под Доростолом в 971 г. - История России в датах | В ролике показали осаду крепости, массовые сражения армий и процесс тренировки воинов. |
Telegram: Contact @slavtraditions | С тяжелыми боями дружины Святослава отошли к крепости Доростол. 23 апреля 971 г. под стенами крепости они дали бой грекам, отбив за день 12 атак. |
Оборона Доростола, русско-византийская война 970-971 годов: события, командующие | Осада длилась три месяца, положение русских войск было тяжелым — продовольствия не хватало, многие воины были ранены. |
Битва у Доростола - YouTube | Чтобы Иоанн Цимисхий сам предложил мир Святославу, нужно доказать, что русское войско еще сильно и что осада Доростола может затянуться до бесконечности. |
Походы князя Святослава. Осада Доростола – Telegraph | Вооруженные силы РФ нанесли ракетный удар в районе Одессы. Представители местной администрации сообщили, что пострадал крупнейший в городе православный храм. |
Битва при Доростоле и другие великие сражения в истории Руси которые забыли
Битва у Доростола - YouTube | Усилия русов обезопасить стены Доростола от разрушительных действий ромейских инженерных машин дали свои плоды лишь отчасти. |
Доростольский мир: gorlex72 — LiveJournal | После битвы при Доростоле город был переименован в Феодорополь в честь царствующей императрицы (? |
ПОХОДЫ РУССКОГО КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА 942—972 гг. | Уповая на честность императора Цимисхия, он разместил главные силы в городе Доростоле, даже не перекрыв горные перевалы Балкан. |
"…Победить и остаться в живых, либо умереть со славой": оборона Доростола в 971 году | То, что русы не были готовы к войне, видно и из того, какой голод они испытывали в период осады Доростола. |
Регистрация на сайте
Война с Цимискием. [Русско-Византийская война за Болгарию. Часть 3: Осада Доростола] / Князь... | 23 апреля византийское войско подошло к Доростолу, где находились главные силы Святослава с ладейным флотом. |
Новости мира: В Греции сообщили об эвакуации более 30 тыс. человек с острова Родос | После трехмесячной осады Доростола и, особенно после последней битвы, он ее потерял. |
Оборона Доростола — Википедия с видео // WIKI 2 | 24 июля 971 года под Доростолом киевский князь Святослав и византийский император Иоанн Цимисхий заключили почётный мир на условиях военной помощи, соблюдения прежних. |
Походы князя Святослава. Осада Доростола: sergeytsvetkov — LiveJournal | Оборона Доростола стала ключевым событием русско-византийской войны 970-971 гг. После ее завершения был подписан мирный договор, восстановивший статус-кво. |
Осада крепости и массовые сражения в релизном трейлере Lost Eidolons | ОСАДА ДОРОСТОЛА. |
Война с Цимискием. [Русско-Византийская война за Болгарию. Часть 3: Осада Доростола] / Князь...
Часть 3: Осада Доростола] Император осадил его [Князя Святослава в Доростоле]. The siege is described in detail by John Skylitzes and Leo the Deacon, although some of their assertions (e.g., Sveneld's death during the siege) appear to be apocryphal. То, что русы не были готовы к войне, видно и из того, какой голод они испытывали в период осады Доростола. Затем византийцы окружили Доростол. Осада продолжалась в течение трех месяцев, сопровождаясь периодическими битвами, в которых стороны несли серьезные потери. The siege is described in detail by John Skylitzes and Leo the Deacon, although some of their assertions (e.g., Sveneld's death during the siege) appear to be apocryphal. ну Святослава не боевая ничья.И не битва при Доростоле а осада Доростола.А русы там приняли не один бой а несколько.
Русско-византийская война 970—971 годов
23 апреля византийское войско подошло к Доростолу, где находились главные силы Святослава с ладейным флотом. Сражение под Доростолом в 971 г. Понимая, что в условиях голодной блокады борьба с превосходящими силами противника невозможна, Святослав заключил мир с Цимисхием. После трехмесячной осады Доростола и, особенно после последней битвы, он ее потерял. Осаду Доростола он не начинал, дожидаясь прихода флота. Битва при Доростоле (971 г.) В 968-971 годах киевский князь Святослав как союзник Византии совершил серию походов на Балканы, против Болгарии. Выдержав со своим войском трехмесячную осаду после боя под Доростолом князь Святослав заключил мир с Византией.
Битва под Доростолом в 971 г.
Выдержав со своим войском трехмесячную осаду после боя под Доростолом князь Святослав заключил мир с Византией. МОСКВА, 3 дек — РИА Новости. Российские военные освободят Одессу ради защиты Крымского полуострова, заявил бывший разведчик ВС США Скотт Риттер в интервью YouTube-каналу Ask. Началась осада Доростола, вокруг которого византийцы выкопали глубокий ров и насыпали высокий вал, в котором были устроены ворота. Кульминацией войны была осада Доростола на протяжении 3 месяцев. Святослав оказался в осаде в городе Доростол современная Силистра в Болгарии.