Новости кто такие тургеневские девушки

Образ тургеневской девушки в повести «Ася» — этот образ «тургеневской девушки» безупречен, предстает идеалом, который был предан самым близким человеком. А была ли «тургеневская девушка» когда-либо в российской действительности? Новости и факты поднимает спорный вопрос и детально разбирает феномен, ставший нарицательным. Критики о творчестве Тургенева. Личная жизнь великого русского классика, чей талант. Словосочетание «тургеневская девушка» давно является штампом для определенного типа представительниц прекрасного пола. Кто такая «Тургеневская девушка». Видеопрезентацию «Образ тургеневской девушки как литературное явление в русской классике» предлагают к просмотру библиотекари Октябрьской библиотеки № 2 им. Н. К. Жернакова.

Тургеневская девушка что это значит возраст

Тургеневская девушка: глазами современных молодых людей Он познакомил нас с целым рядом «тургеневских барышень», которые как никто другой любили глубоко и самоотверженно.
Викторианская барышня, тургеневская девушка, комсомолка и еще несколько женских образов В нашем новом выпуске смотрите, как писателю Ивану Тургеневу удалось создать в своих повестях и рома Смотрите видео онлайн «Почему «тургеневская девушка» — это особый типаж?» на канале «Минутная История» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 15.

Тургеневская девушка

Первым, кто по-настоящему заговорил о тургеневских девушках, как персонажах имеющих общие черты, был критик Дмитрий Писарев в своей статье "Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова". Тургеневская девушка что это значит возраст СЕМЬ ВОЗРАСТОВ ЖЕНЩИНЫ О женщинах всегда найдётся сказать что-нибудь новое, пока хоть одна из них останется. Тургеневская девушка женственна, не всегда красива на первый взгляд, но при этом ее отличает какой-то особый шарм.

Симптомы «тургеневской девушки»

Ответы : Скажите пожалуйста определение "Тургеневской девушки" Для подавляющего большинства обывателей образ тургеневской девушки ассоциируется с неким инфантильным созданием, обязательно в скромном платье с длинной девичьей косой, дожидающейся Прекрасного Принца на своем крылечке.
Тургеневский архив: Будущее «тургеневской девушки» Тургеневская девушка, или тургеневская барышня, — типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный тип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа нескольких созданных им женских персонажей в романах и повестях 1850-х.
Тургеневские девушки современной России: — Журнальный зал Он познакомил нас с целым рядом «тургеневских барышень», которые как никто другой любили глубоко и самоотверженно.
Кто такая "тургеневская девушка" "Тургеневскими" называют девушек и лошадей в чувашском селе Чуварлей, расположенном в 15 километрах от поселка.
Образ "тургеневских девушек": описание, характеристика и анализ Тургеневская девушка – это нравственный идеал писателя, который он представил на всеобщий суд.

Тургеневская барышня, кто она?

Тургеневская девушка, тургеневская барышня – типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный стереотип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа ряда его женских персонажей из произведений 1850-1880 годов. Могу только сказать, что я не тургеневская девушка и не стремилась. Можно иметь твердые моральные принципы, любить русскую классику и не быть таким бесхребетным, на мой взгляд, созданием. Тургеневская девушка — Константин Сомов. «Дама в голубом» (Портрет Е. М. Мартыновой), 1897—1900, Третьяковская галерея. Портрет написан на рубеже веков, но автор специально изобразил модель в старомодной одежде 1850-х годов.

ТУРГЕНЕВСКИЕ ДЕВУШКИ Обзор произведений И.С. Тургенева

В ней сочетаются любовь, упрямство и самопожертвование. Взять в пример хотя бы образ тургеневской Аси — немного неуверенной в себе, ранимой, непорочной, искренней и благородной. Влюбившись она первой признается в своих чувствах, которые хоть и оказываются взаимными, но обрести счастье влюбленным так и не удается. Ее избранник оказывается не способен в полной мере оценить чувства девушки, для него на первом месте не любовь, а общественное мнение. Он не готов идти наперекор светским обычаям и жениться на девушке в благородности происхождения которой он не уверен. Ася будучи девушкой сильной, находит в себе решимость отказаться от своей любви. Эта история в очередной раз возвысила мягкий и в то же время твердый характер тургеневской девушки над трусостью и нерешительностью ее избранника. Личная трагедия и отношение к любви Образ «тургеневских девушек» сложился благодаря своеобразному мировоззрению писателя. Для писателя любовь стала непреодолимой силой, которая легко ломает даже самую стойкую личность. В этом можно убедиться на примере судьбы Базарова. Тургенев был уверен в том, что, столкнувшись с чувством, человек не сможет остаться прежним — любовь перемелет его.

В ней автор видит обреченность, неотвратимый фатум. Героини Образ тургеневской девушки является неким воплощением рока, который призван разрушать жизни — познав любовь, герой обречен на гибель духовную и физическую. Его персонаж либо умирает, как Базаров, либо угасает, как Павел Петрович Кирсанов, который безответно был влюблен в княгиню Р. После того как она умерла, он теряет внутреннюю силу, существует по инерции. Что касается романа «Отцы и дети», то Анна Одинцова не подходит на роль «тургеневской барышни». Скорее к ним можно причислить Фенечку и Катю. Слово в обиход ввел критик Дмитрий Писарев. Затем скучающие, щеголеватые, недалекие светские красотки стали кочевать из произведения в произведение. Образ «тургеневских девушек»: характеристика Героини писателя разные, но у них есть и общие черты. Все «тургеневские девушки» очень женственны.

Они могут быть и не красивы на первый взгляд, но в них есть что-то особенное. Его героини «не от мира сего» — очень романтичны, много читают, впечатлительны, живут в своем мире. Показательно в этом отношении описание Натальи «Рудин» : «оставалась неподвижной… задумывалась… опускала руки… на ее лице отражалась работа мыслей… она чувствовала сильно и глубоко, но тайно». Тургеневская девушка очень нравственна и безукоризненно добродетельна. Самое важное для нее — быть честной перед собой и не пойти против совести. Только тогда она может быть счастлива. Со стороны может показаться, что такие героини беспомощны и слабы, но это совершенно не так. В них заключена большая сила, которую дает им чувство нравственного долга. Сломить такую героиню невозможно, если она приняла решение, то уже не изменит его. В этом снова проявляется их внутренняя сила.

Часто духовной потенциал таких героинь намного выше, чем у любого героя-мужчины. Из-за их необычного характера судьба «тургеневских девушек» складывается очень необычно. Например, Елена из «Накануне» отправляется на войну, Марианна из «Нови» оказывается в самом центре революционных событий, Лиза Калитина «Дворянское гнездо» находит успокоение только в монастыре. Героиня Тургенева обязательно чему-то служит. Это может быть любимый мужчина, высшая идея, а подчас и то, и другое. При этом в ней уживаются совершенно противоречивые черты характера, например, трезвость ума и упрямство, порывистость. Итак, мы разобрали основные характеры персонажей. Ниже можно будет увидеть план. Образ «тургеневской девушки» по нему будет гораздо легче проанализировать. Мы же для примера возьмем Асю.

Pin-up Girl Внутренняя сила Писатель создает новый женский образ. В его героинях ничего не остается от прекрасных дам Средневековья, которые считались идеалом. Такие женщины были покладисты, смиренны и ждали действий от мужчин. Образ «тургеневской девушки» в повести или романе совершенно не такой. От нее можно ожидать, что она сама займет место рыцаря и спасет своего возлюбленного от всех бед. Поэтому назвать такую барышню безвольной и слабой — непоправимая ошибка. Просто разглядеть ее потенциал сразу не удается. При этом героини Тургенева остаются верны себе, они всегда внутренне цельны, их не раздирают противоречия и сомнения. Вот, для примера, описание Лизы Калитиной: «проникнута чувством долга… с сердцем кротким и добрым… она любила одного Бога нежно, восторженно, робко». Критика[править] Иннокентий Анненский писал о том, сколь однообразно женщины изображаются у Тургенева «Богатырь, посаженный в женский карман, да ещё вместе с лошадью, вот настоящий символ тургеневского отношения к красоте».

Лиза Калитина предстает обычной провинциальной барышней, которая во всем подчиняется матери и целыми днями музицирует. В будущем ей предрекали хорошую партию, то есть завидного жениха. Приняв эту судьбу, она могла бы прожить такую же жизнь, как и многие ее ровесницы. Однако обыкновенна Лиза только на первый взгляд. Особенность героини подчеркивает сам автор. Он знакомит читателя с каждым героем, расписывая его прошлое, но Лизу нужно понять, разгадывая характеристики, которые дают ей другие.

Существует устойчивое представление, что женщины-воительницы есть производное от культур исключительно ираноязычных кочевников, прежде всего сарматов. Удивительно, но массовое присутствие амазонок у других кочевых народов - тюрок, монголов почти всегда игнорируется. Также как игнорируется преемственность культур более поздних тюркских и монгольских кочевников от древних ираноязычных. Ранее я как-то писал о погребальных обрядах монголов , имеющих много общего с иранским зороастризмом. В этот пост я собрал несколько отрывков из текстов исторических хроник и эпических сказаний , которые повествуют о массовом присутствии воюющих женщин у тюрок и монголов. Как известно, почти во всех кочевых культурах женщина имела более высокий социальный статус , чем у народов земледельческих. Связано это было с устройством быта кочевников который способствовал определенному равноправию между мужчинами и женщинами. Плано Карпини, "История монгалов" «Девушки и женщины ездят верхом и ловко скачут на конях, как мужчины. Мы также видели, как они носили колчаны и луки. И как мужчины, так и женщины могут ездить верхом долго и упорно». Анналы Бертонского монастыря Annales Burtonenses о монгольской армии: «Женщины, наподобие мужчин, скачут верхом, сражаются и стреляют из луков. Доспехи у них сделаны из многослойной кожи, и они почти непробиваемые». Сейфи Челеби XVI век "Таварих" Хроника «После боя, когда обирают павших в сражении калмыков и снимают с них латы и доспехи, обнаруживают, что это девушки. Этот народ обладает такой отвагой, что даже девушки идут на войну, облачившись в военные доспехи». Татарские женщины , как и все воины средних веков были невероятно жестоки, о том, как они издевались над пленными писал Фома Сплитский 1200 - 1268 гг. Фома Сплитский "Истории архиепископов Салоны и Сплита" «Татарские женщины, вооружённые на мужской манер, как мужчины, отважно бросались в бой, причём с особой жестокостью они издевались над пленными женщинами. Если они замечали женщин с более привлекательными лицами, которые хоть в какой-то мере могли вызвать у них чувство ревности, они немедленно умерщвляли их ударом меча, если же они видели пригодных к рабскому труду, то отрезали им носы и с обезображенными лицами отдавали исполнять обязанности рабынь». Эта знатная дама, желая отомстить одному татарскому королю за то, что он убил ее мужа, просила Едигея, чтобы он помог ей изгнать того короля. Необходимо знать, что эта дама, равно как и провожавшие ее женщины, ездила верхом и управлялась в стрельбе из лука не хуже мужчины и что она, готовясь к битве, привязала к каждой стороне лошади или седла по мечу и луку. Когда двоюродный брат короля, убившего ее мужа, будучи взят в плен в сражении с Чакрой, был отведен к ней, она приказала ему стать на колени, обнажила меч и одним ударом отсекла ему голову, говоря: "Теперь я отомстила! Это случилось в моем присутствии, и я говорю здесь об этом как очевидец». Множество воинствующих женских персонажей присутствуют в главном огузском эпосе "Книга моего деда Коркута", это жены, матери, невесты ханов и богатырей. Этот эпос восходит к XI веку - времени завоевания тюрками всей Передней Азии. Рассказы о Бурла-хатун жене Казан-Бека: «Сорок стройных дев на коней посадила, вороного жеребца привести велела, сама верхом села, мечом опоясалась и [на поиски сына] отправилась… «Высокорослая Бурла-хатун разрубила мечом черное знамя гяуров, сбросила его на землю» Кадры из турецкого сериала "Эртогрул". Интересно, что в 17 веке участник немецкого посольства в Персию Адам Олеарий оставил описание могил Казан-бека и его жены Бурла-хатун в Азербайджане, он даже отметил необычную длину ее гробницы, ведь не даром Бурла-хатун имела постоянный эпитет "высокорослая" Адам Олеарий "Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию" «Царь Кассан, умерший позже своею смертью, похоронен у Тавриза при реке Аджи.

Суть её женственности: грудь — она растёт Аксессуар: смартфон, бюстгальтер Косметика: паста Лас Сара салицилово-цинковая мазь — от угревой сыпи Кулинария: мороженое Хобби: фантики, календарики, автографы или прочая подобная мишура Слоган: «Первым делом самолёты, ну а мальчики потом! Хотя тургеневскими девушек называют больше не за возраст, а за образ, но всё ж таки не всех чистолобых, кудрявых, с французским романом в руках, а только девиц, начиная от 19 до 20 с хвостиком. Тех, что раскрываются из тугого бутона в пышную розу, превращаясь из подростков в молодых женщин. У них, как правило, нет проблем с прыщами, лишним весом, целлюлитом, нет морщин. Им легко даются физические и интеллектуальные нагрузки. Но они этим не пользуются, потому что у них глобальные проблемы с головой, то есть, извините, с мужчинами. Нет, существуют, конечно, девственницы, чья сексуальность спит и не отвлекает их от диплома, кандидатской диссертации, двух работ и турпоходов по воскресеньям. Они остаются бутонами. Их очень любят женщины всех возрастов — потому что не чувствуют в бутонах конкуренции. Но песня не о них, а о любви. Ибо традиционно тургеневскими девушками всех времён и народов владеет инстинкт любви — они ищут себе жениха. Редкие — находят. Суть женственности: желание любви Аксессуар: айфон, книжка о любви. Годится трактат Стендаля, советы Овидия, поучения какого-нибудь американского гинеколога или старый добрый французский роман Косметика: тушь и помада Кулинария: пицца и пирожки с капустой Хобби: конный спорт, горные лыжи, большой теннис — любая модная тусовка, где много перспективных мужчин. Как альтернатива — интернет, компьютерные игры, клуб любителей пива, то есть тусовка с чуть менее блестящими перспективами, зато без риска сломить себе шею Слоган: «Бороться, искать, найти и сдаться» Ущерб от мужчин: в некоторых случаях сравним с Хиросимой. Но иногда попадается и мирный атом Женщины всё угадывают; они ошибаются только тогда, когда рассуждают. После 25 все женщины, и в этом они схожи с мужчинами, перестают расти и начинают незаметно стареть. Согласно статистике, любимый Чеховым возраст предполагает в багаже женщины неудачный брак, немного лишнего веса, иногда ребёнка, готовность вступить в порочащую связь и необъяснимую жажду счастья. Чем лучше женщина выучила урок о том, что неудавшиеся попытки дорого обходятся, тем больше её желание попробовать ещё раз. Такова психология запойного игрока: снимая с себя последнее, он ставит на невероятную карту в надежде отыграться. Вот это животное, не подвластное логике, стремление женщины к счастью пугало Чехова в прекрасной половине человечества. Женщины за 25 уже набили достаточно шишек, но ещё считают себя слишком молодыми, чтобы сделать из этого выводы. Именно в этом возрасте женщины чаще всего становятся жертвами брачных аферистов. Может быть, поэтому — в силу накопленного опыта и не сделанных выводов — одинокие женщины болеют всем подряд. У них и мигрень, и печень с почками, и язва, и кости ноют. Не говоря уж о том, что ногти ломаются и волосы выпадают. В утешение можно сказать — этот возраст быстро проходит. Но они и этому не рады — боятся стареть! Их женская суть: карточка у гинеколога и свидетельство о браке или его расторжении Аксессуар: обручальное кольцо, айфон, браслеты как показатель готовности заковаться в кандалы брака Косметика: полный набор средств по уходу за кожей после 25 и мешок декоративки для боевой раскраски на тропе войны за личное счастье Кулинария: изыски всех кухонь народов мира в качестве одного из путей к сердцу мужчины Хобби: инстаграмм, собаки, кино, чтиво и прочие суррогаты принца Слоган: «Удача — награда за смелость» Ущерб от мужчин: даже женатый мужчина может заразить венерической бякой Красивыми мужчинами женщины любуются, умных обожают, в добрых влюбляются, но выходят замуж охотно только за сильных. Сейчас этот возраст потихоньку отодвигают к 40, а 30-летних называют политкорректно молодыми женщинами. Но справедливости ради надо сказать, что за 30 — это уже и есть бальзаковский возраст. Женщина с удивлением обнаруживает, что после 30 она не становится серьёзнее, не толстеет, не седеет, и вообще, как бы ничего не меняется, и ей по-прежнему дают при знакомстве 21, и иногда со спины в автобусе обращаются: «Девочка, ты выходишь? Она всё про себя знает, и научилась, наконец, ценить себя как главную ценность. С позиций своего локального всемогущества женщина после 30 рожает ребёнка «для себя» или делает головокружительную карьеру.

Многие никогда не смогут понять её жертвенность своему делу, её цели. С таким стремлением она может подняться до невероятных высот, но на каждой новой ступени ей будет препятствовать её же замкнутость. Сейчас мы живём в такое время, когда ты должен быть открыт миру, ты должен быть в ногу со временем, но для достижения своей цели тебе придётся плыть против течения и не врезаться в айсберг, как «Титаник», который при такой встрече потерпел кораблекрушение и пошёл ко дну. Да, ей бы пришлось не сладко в наше время, хотя, как и каждому. В моём представлении она имеет волосы цвета красного дерева длиной до лопаток, которые ниспадают лёгкими волнами на её светлые плечи. Сложные причёски это не для неё, поэтому она довольствуется косой или свободным пучком на затылке. Цвет её кожи говорит, что её не задело южное солнце, и она не является любителем солнечных ванн. Также это девушка небольшого роста и с невзрачной фигурой, хороша, но не более. Лицо немного округлой формы, выражает образованность и скромность, и даже немного холодность. Высокий лоб прикрывают лишь пару выбившихся прядок, не очень густые брови идеально дополняют её глаза. Они карие с вкраплениями зелёного, излучают решительность. Ничем не примечательный нос и тонкие губы дополняли её образ. В макияже она не отличалась какой-либо экстремальностью. Максимально естественный, разве что ей приходилось добавлять немного румянца, чтобы не казаться слишком бледной. Она была той, которая мечтает носить лёгкие струящиеся платья в пол с кринолином. Ей не мешало бы это сделать общественное мнение , но ей мешала практичность. Гардероб её составляют в основном юбки, блузки и платья из летящих и нежных материалов например, шелк, шифон и гипюр. Такой девушке нравятся бежевые и лиловые, розовые оттенки, либо благородные тёмно-красный и тёмно-зелёный. Заключение Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к выводу, что «тургеневская девушка» - это типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный стереотип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа нескольких его женских персонажей из произведений с 1850-х до 1880-х годов. Они гораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Тургеневский идеал заключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого. Все эти героини, конечно, очень разные, у каждой из них своя жизнь, свои переживания, но всех их объединяет любовь и желание быть счастливой. Все это актуально и по сей день. И «тургеневские девушки», несомненно, существуют в нашем современном мире. Нужно лишь приглядеться.

Исследовательская работа по литературе "Образ тургеневских девушек в современной литературе"

Автор – Ольга Поварова Модель – Мария Шилова Говоря об образе тургеневской героини, мы представляем, как правило, нежную и искреннюю, немного застенчивую, но решительную в самые ответственные моменты своей жизни Асю. Вопрос знатокам: кто такие тургеневские девушки какими качествами они должны обладать С уважением, Владимир Дорохов Лучшие ответы Игорь:Скромная, воспитанная, культурная, тактичная то есть полная противоположность большинству Шок:скромная. В нашем новом выпуске смотрите, как писателю Ивану Тургеневу удалось создать в своих повестях и рома Смотрите видео онлайн «Почему «тургеневская девушка» — это особый типаж?» на канале «Минутная История» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 15. Образ "тургеневских девушек" сложился благодаря своеобразному мировоззрению писателя. Во многом он обязан своему появлению отношению Тургенева к любви. Тургеневская девушка, или тургеневская барышня — это типичная героиня многих романов и повестей Ивана Тургенева. На обобщённых образах его нескольких женских.

Исследовательская работа по литературе "Образ тургеневских девушек в современной литературе"

Даже у Чехова он есть, и это не Мопассан, как думают многие: вся чеховская драматургия — это Метерлинк, перенесенный в русские усадебные условия. У каждого русского прозаика и поэта обязательно есть европейский прототип, на который он ориентируется. Прототипа нет только у Тургенева. Он единственный русский писатель, который не учился у Запада, — он сам научил Запад писать. Во Франции до Тургенева был классический роман-фельетон, рассчитанный на газетную публикацию, огромный социальный роман с острой фабулой. Тургенев научил французскую литературу не зависеть от физического носителя. Тургеневский роман отличается пятью чертами, которые создали европейскую новеллистику, какой мы ее знаем.

Прежде всего, он короткий — чтобы не утомлять читателя и соблюсти пропорции. Многостраничные романы Достоевского и гигантский эпос Толстого созданы для русского неумеренного пространства. Тургеневский роман короток, изящен, лаконичен и независим от формы, в которой он будет подаваться, то есть журнала или книги. Он обладает пропорциями идеального рассказа и масштабной проблематикой истинно романа. Вторая черта тургеневского романа — полифоничность. Принято считать, что полифонию у нас олицетворяет Достоевский.

А, собственно, где она, если мы всегда понимаем, что автор хочет сказать? Вот у Тургенева мы не знаем, на чьей он стороне. Он задолго до Леонида Леонова освоил главную заповедь русского писателя: завидные мысли надо отдавать отрицательному герою, тогда вы будете неуязвимы. Мораль тургеневского романа, как правило, нельзя выразить словами, она возникает на пересечении многих вариантов, формулируется нами, и мы никогда не можем быть уверены в том, что правильно прочли роман. Третья черта — тургеневские романы актуальны. Иной гуманист думает, что говорить надо о вечном, но в России нет ничего более вечного, чем преходящее, потому что все повторяется каждые 25 лет.

Тургенев оказывается абсолютно прав применительно ко всем временам, и самое удивительное, что за счет точной привязки к эпохе он сохраняет свое «партизанское» действие, он наш подпольный союзник. Четвертая тургеневская черта, которая в западном романе оказалась на первом плане, — отсутствие фабулы. В чем фабула «Отцов и детей»? Два друга ездят в гости из одного поместья в другое. К сожалению, это тоже осталось важной чертой русской жизни: в ней мало что происходит, но в подспудном ее течении всегда зреют великие события. Нет никаких сомнений в том, что изящество французской прозы и во многом нового романа 1950—60-х годов — тургеневское завоевание.

И пятая черта, которая делает тургеневский роман приятным для чтения, — он насмешлив, ироничен. Тургенев не допускает мистику в большие романы: на него сильно повлияла наивнейшая мысль Белинского о том, что «фантастическое в наше время может иметь место только в домах умалишенных, а не в литературе, и находиться в заведовании врачей, а не поэтов». Родившись гениальным фантастом, Тургенев всю жизнь прятался от своей природы, и лучшие свои рассказы «Стук… Стук… Стук!

На протяжении всего разговора Лиза молчит. Но писатель передает ее чувства через движения, мимику и жесты. Герои счастливы. И только после этой сцены Тургенев рассказывает нам о прошлом Лизы, что дает ключ к пониманию ее характера. Приняв свое чувство, героиня уже ни в чем не сомневается. Но появление жены Лаврецкого, которая оказывается жива, разрушает ее счастье. Она считает это наказанием и видит один для себя выход — уход в монастырь. Елена Стахова из романа «Накануне» Если «тургеневскую девушку» поставить перед выбором между личным счастьем и благополучием другого человека, то она, несомненно, выберет второй вариант, ведь для неё сопереживание и сочувствие людям намного важнее собственных чувств. Такова Елена Стахова роман «Накануне» — мечтательная, но волевая, честная, решительная натура. Это тип новой женщины, проходящей путь от недовольства обыденной жизни до самостоятельного выбора собственной судьбы, до самопожертвования. Елена Стахова — первая героиня-подруга революционера, борца за справедливость, оставшаяся ему верной до последнего. Её благодетельные порывы — показатель, характеризующий высокие моральные качества девушки.

Вдовин так ответил мне на этот вопрос: «Тургеневские девушки — это скорее ярлык и шаблон, который поздняя критика и советское литературоведение изобрели для упрощенного описания всех романов Тургенева. Но в этом шаблоне есть доля правды: исследования поэтики романов Тургенева показало, что писатель тяготеет к определенному психотипу женской героини — сильной, поэтичной, естественной натуры, возросшей на национальной почве и наделенной огромными задатками. Девушки Тургенева, как правило, страстно влюбляются, но их любви часто не суждено быть счастливой. Хрустальный стержень Культуролог Князева, которая ведет семинары на факультете журналистики МГУ «моя профессиональная среда обитания — девушки от 18-ти до 23 лет» , так описывает современных девушек. По ее наблюдениям, почти всех сегодня можно назвать «тургеневскими девушками». Свои убеждения, свою жизненную философию эти девушки уже сформировали и готовы отстаивать, удивляя своих матерей и преподавателей: «У каждой из них будто хрустальный стержень внутри. Конечно, из-за резкого поколенческого разрыва у них часто бывают конфликты со старшим поколением. Поэтому я часто выступаю в роли конфидента, помогающего им донести свою позицию до родителей, которым кажется, что такая высокая идеализация едва ли совместима с реальностью, с бытовой стороной жизни». Князева подчеркивает, что девушки неплохо справляются с решением практических вопросов своей жизни. Они образованны, владеют несколькими иностранными языками, а препятствия в виде географических границ их не останавливают: сайты фондов, чаты, социальные сети, форумы всего мира помогают им найти, кто, где и когда открывает набор на стипендии, объявляет open call, принимает заявки на гранты. Князева продолжает: «Они ждут настоящей любви, ищут глубоких знаний и выше всего ставят собственную самореализацию. Уйти из семьи, уехать из страны, поменять вуз или сферу интересов не составляет для них серьезного труда». Здесь к месту вспомнить Тургенева: «Родительская власть никогда не тяготела над Еленой, а с шестнадцатилетнего возраста она стала почти совсем независима; она зажила собственною своею жизнию, но жизнию одинокою. Ее душа и разгоралась, и погасала одиноко, она билась, как птица в клетке, а клетки не было: никто не стеснял ее, никто не удерживал, а она рвалась и томилась. Она иногда самой себя не понимала, даже боялась самой себя. Все, что окружало ее, казалось ей не то бессмысленным, не то непонятным. Недавно социологи Шанталь Курильски-Ожвэн и Ольга Здравомыслова, много лет занимающиеся сравнительными исследованиями представлений о праве, опубликовали результаты интервьюирования московских и парижских старшеклассниц [8]. Речь шла о восприятии ими своей принадлежности к социальным общностям — семье, группам сверстников и друзей, обществу и государству, — а также о представлениях девушек о свободе, правах, ответственности. Исследование показало, что парижанки и москвички во многом схожи. Однако первые гораздо критичнее в отношении семьи и государства, более свободно и развернуто рассуждают о равенстве и правах, об ответственности власти перед гражданами и гражданской солидарности. У московских старшеклассниц явно меньше опыта рассуждений на подобные темы, однако и для них имеют высокую значимость такие ценности, как свобода выбора, независимость, равенство, уважение прав и достоинства личности. В юных москвичках с гаджетами, читающих Тургенева, можно заметить черты сходства с его героинями и одновременно то, что сближает их со сверстницами из Франции и других стран современного мира: они независимы, активны, имеют собственное мнение, которое готовы открыто высказывать. Они все более «видимы» в нашем обществе, не боятся изменений, хотят в них участвовать и, кажется, обладают достаточным потенциалом сил, чтобы не изменить своим юношеским идеалам. Отец Елены Стаховой в романе «Накануне» рассуждал: «Не находите ли вы, что пора ей наконец ступить твердою стопою на стезю… выйти замуж, я хочу сказать. Все эти умствования и филантропии хороши, но до известной степени, до известных лет. Пора ей покинуть свои туманы, выйти из общества разных артистов, школяров и каких-то черногорцев и сделаться, как все». Сегодня русское общество, как и у Тургенева, опять «накануне».

Не секрет, что Тургенев был влюблён во французско-испанскую оперную певицу Полину-Гарсиа Виардо, и любовь эта носила, скорее, болезненный характер. Муж Виардо, с которым Полина, к слову, познакомилась благодаря… Жорж Санд, никак не отреагировал на появление в жизни супруги нового мужчины — настолько привык интрижкам. Семья Виардо жила в России, но покинула страну. Вслед за ними из страны уехал и Тургенев. Уехал, несмотря на уговоры друзей и проклятья родной матери, которая оставила сына на чужбине безо всякого попечения. У русского писателя, безусловно, были и другие женщины, но к ним он быстро остывал и вновь возвращался к роковой испанке, которая уж точно не претендует на образ русской тургеневской девушки. Популярность Виардо была огромной, настолько, что певица становится прототипом главной героини романа «Консуэло». А романы Санд, как мы уже отметили выше, имели огромное влияние на русскую литературу, в особенности на Тургенева. Логично предположить, что «тургеневская девушка» — это девушка, совершенно чуждая русскому читателю, так как написана она с испанки и героинь романов Санд.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий