Даная Рембрандт Даная Рембрандт 1636—1647 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Форма поиска
- Бесценная копия: как омский музей помог спасти «Данаю» Рембрандта
- Что еще почитать
- Рембрандт Харменс ван Рейн «Даная»
- Спасение голландской «Данаи» от последствий вандализма литовского сумасшедшего
"Даная" Рембрандта: история картины и интересные факты
"Даная" Рембрандта: история картины и интересные факты ее создания | 20 лет назад, 15 июня 1985 г., душевнобольной нанес картине Рембрандта “Даная” два ножевых удара и облил ее концентрированной серной кислотой. |
"Даная" Рембрандта | 14 октября 1997 г. в Эрмитаже открылась выставка, на которой после реставрации была показана картина Рембрандта «Даная» (1636) — одно из самых знаменитых полотен в. |
Картина Даная Рембрандта В Эрмитаже | 20 лет Даная провисела в мастерской Рембрандта, а ушла с молотка, вместе с другим имуществом разорившегося художника. |
История о том, как копия спасла оригинал | картина голландского художника Рембрандта, которая создана в период 1636-1647 годы. |
Легендарная картина Рембрандта "Даная". Эрмитаж (01.06.2023)
Рентгеновский снимок руки Данаи: на рентгенограмме две поднятые руки В 1656 г. «Даная» была продана в числе других картин за долги Рембрандта. Самая известная картина Рембрандта – «Даная» – с момента своего создания и до наших дней попадала в такие истории, что ее сохранность можно считать чудом. Рембрандт Даная В живописи есть много популярных сюжетов, которые кочуют из одной эпохи в другую. «Даная» (1636—1647) Рембрандта из коллекции Эрмитажа, пострадала от действий вандала в 1985 году. «Даная» (1636—1647) Рембрандта из коллекции Эрмитажа, пострадала от действий вандала в 1985 году. Рембрандт окончит жизнь в полной нищете, его дом будет конфискован, а в него въедет хамоватый сапожник.
"Даная" Рембрандта: история картины и интересные факты ее создания
Даная, Рембрандт, 1636 | Рембрандт, «Даная» (1636-1647), фрагмент. Компьютерный анализ показал, что после акта вандализма около 30 процентов авторского письма утрачено навсегда. |
Многоликая Даная | Но в результате проведенной работы, «Даная» Рембрандта в 1997 году возвратилась в залы Эрмитажа. |
Трагедия не должна быть предметом злорадства | 15 июня 1985 года картина "Даная" Рембрандта подверглась нападению психически больного мужчины, который облил картину серной кислотой и нанес полотну несколько ударов ножом. |
Рембрандт Харменс ван Рейн «Даная»
Через полтора часа была остановлена реакция кислоты. Чтобы при высыхании не отслаивалась краска, поврежденные участки укрепили специальным раствором. Рембрандта спасла смесь осетрового клея и меда. Тем не менее, пострадало 27 процентов живописного слоя. Решалась судьба картины — оставить творение Рембрандта в поврежденном состоянии или восстановить — практически сделав копию. Государственная комиссия решила идти по пути, предложенному реставраторами Эрмитажа — освободить полотно от результатов кислотной реакции и, ни на йоту не трогая авторской живописи, тактично соединить поврежденные места. К сожалению, в XX веке это не единственный акт вандализма, связанный с произведениями высокого искусства в мировых музеях.
Но пророчество сбылось. Своего собственного дедушку Персей убивает совершенно случайно, броском диска во время спортивных состязаний. В конце XIX века было сформулировано 11 версий того, кто же может быть изображён на картине в виде золотых монет. Среди гипотетических персонажей выдвигались как античные, так и библейские герои. Но в 1950 году все вопросы были сняты при помощи рентгена. Выяснилось, что золотых монет на картине никогда не было, что ставит под сомнение — Даная ли изображена на картине? Но это не единственная загадка «Данаи». Картина хранит в себе… медицинскую тайну. Исследователи обнаружили, что изначально лицо Данаи было другим. Первоначально это было лицо любимой супруги Харменса Рембрандта, Саскии. А после было переписано в лицо няни сына Ребмрандта, Титуса. Вероятно, это произошло после смерти Саскии, почившей, согласно официальной версии, в родах в 1642 году. В 2001 году испанский доктор Ж. Грау и его коллеги высказались о том, что на самом деле Саския умерла от рака груди.
Фрагмент Первоначально «Даная» была гимном взаимной любви — в этом образе Рембрандт написал свою молодую жену — Саскию. Эта девушка стала для художника музой на долгие годы. Рембрантд создал «Данаю» в 1636 г. Но семейное счастье было очень кратковременным. Саския на картинах Рембрандта Слабое здоровье женщины не позволяло ей родить здоровых детей — они умирали в младенчестве. Выжить посчастливилось лишь одному сыну — Титусу, но его матери это стоило жизни — в 1642 г. Саския скончалась. Служанка Гертье Диркс стала кормилицей Титуса, а вскоре и любовницей Рембрандта. Рембрандт Харменс ван Рейн Между любовниками часто вспыхивали ссоры — Гертье ревновала Рембрандта к Саскии даже после ее смерти, уж слишком явственно проступали ее черты на всех полотнах. Самое большое раздражение у Гертье вызывала «Даная», на которой Саския словно оживала.
Полные бедра Данаи были сожжены кислотой. Лишь к вечеру химическую реакцию удалось остановить, но треть полотна была безнадежно мертва. Лучшие реставраторы трудились над картиной целых 12 лет, вот фото их работы: Однако все попытки вернуть полотну прежний вид оборачивались неудачей, потому что повторить стиль и мастерство автора было нереально. Одно время подумывали даже оставить затею реставрации, чтобы окончательно не потерять «Данаю» руки Рембрандта. Путем кропотливых нечеловеческих усилий реставраторы сумели укрепить красочный грунт, а также убрать потеки темной краски. Лишь в 1997 году знаменитое полотно вернулось в родные стены «Эрмитажа», но теперь его защищало бронированное стекло. Ценители Рембрандта, обладающие тонким вкусом, говорят, что в 1985 году «Даная» умерла. Впрочем, для непрофессионалов разница практически незаметна. А вот виновник смерти картины так никогда и не раскаялся. Обо всём.
Бесценная копия: как омский музей помог спасти «Данаю» Рембрандта
15 июня 1985 года житель города Каунаса Литовской ССР Бронюс Майгис, находясь в Эрмитаже, плеснул на полотно кисти Рембрандта «Даная» серной кислотой и нанес два сквозных пореза. Рембрандт начал писать «Данаю» в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. «Даная» Рембрандт Полотно пострадало в 1985 году от рук литовца Бронюса Майгиса. В образе Данаи Рембрандт показал большое чувство, проявляющееся так непосредственно и откровенно.
Петербургские тайны: можно ли было спасти «Данаю» Рембрандта с помощью NFT?
Экскурсоводы то и дело указывают на них посетителям. Перед картиной — ажиотаж, в толпе не протолкнуться. Взял такси, примчался, и то, что я увидел, повергло меня в шок. Картина покрылась бурой шевелящейся массой, сплошные подтеки и резкий запах. Он был схвачен на месте, а позже — отправлен в психиатрическую больницу. Этот акт вандализма был первым в Советском Союзе, но далеко не первым в мире. В Германии в 1977 г.
А тогда только час собирали реставраторов и химиков. За это время произошла реакция серной кислоты с красками, что и привело к большим утратам.
Картина была приобретена Екатериной II в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона Луи Антуана. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и Тициана. Все детали, относящиеся к мифу, удалены из картины, оставлена лишь сцена оплодотворения, давшая жизнь Персею, — мгновение, остановленное на века по воле художника.
Золотой дождь, проникающий в тело Данаи, и орнамент картины придают этому древнему сюжету характер возвышенной сакральной сцены. Округлые женские формы и орнамент являются теми главными композиционными элементами, которые придают эротичность полотну, которая ещё более подчеркивается золотым цветом дождя. Выбор позы и искаженная перспектива придают телу Данаи необычайную сексуальность, в то же время орнаментализация создает определённую дистанцию. Ни в одной другой работе художник не доводил женскую сексуальность до такой гипертрофированности. Собственно живописная традиция изображения Данаи и золотого дождя начинается именно с нее.
Несмотря на чувственность этого полотна, которая никак не была свойственна средневековью, Мабюз вслед за де Реца и другими средневековыми авторами, видит в Данае воплощение целомудрия. Рубенс Юпитер и Даная.
Здесь уже идти на поводу у Гертье Рембрандт не стал. Он просто взял и отнёс картину в подвал, где она и оставалась некоторое время. Покушение на «Данаю» В 1656 году она была продана, чтобы оплатить долги художника. Владельцы полотна всё время менялись. Уж не знаю, почему «Даная» не приживалась ни в одном доме.
Но, с другой стороны, это хорошо. В итоге произведение попало в коллекции Пьера Кроза, у которого творение Рембрандта приобрела российская императрица Екатерина Вторая. Полотно оказалось в России, а вскоре уже украшало Эрмитаж. Но судьба «Данаи» оказалась печальна. Ничем с виду не приметный субъект проследовал прямиком к творению Рембрандта, после чего вынул нож и несколько раз полоснул холст. Потрясённые посетители бросились бежать, полагая, что перед ними безумец. А вандал вынул из кармана баночку с кислотой, которой облил шедевр.
Говорят, что при это он громко крикнул: «Свободу Литве! Литовцы всякую причастность к совершённому акту вандализма отрицали, а сам преступник был признан душевнобольным. Что происходило в его голове, и почему он решил наброситься именно на «Данаю» остаётся загадкой.
Царь Акрисий, повелитель города Аргос, узнал от предсказателей, что погибнет он по вине собственного внука, которого родит дочь Даная. Чтобы обмануть судьбу, царь решил спрятать дочь в подземный дом из меди. Несмотря на это, Бог Зевс сумел попасть в покои Данаи, пролившись золотым дождём. После визита громовержца Даная родила сына Персея, который впоследствии действительно убил своего деда. Проникновение Зевса золотым дождем к томящейся пленнице было нередким сюжетом для художников тех времён.
Подобные картины есть у Тициана, Госсарта, Климта, Коллерджо. Однако все они изобразили на своих полотнах золотой дождь, о котором говорится в мифе. У Рембрандта дождя нет, и возникает логичный вопрос — действительно ли в основе картины миф о Данае? Рентгенографические исследования, которые проводились в середине двадцатого века, показали, что изначально золотой дождь все-таки был. А это значит, что картина все же посвящена прекрасной дочери Акрисия, заключенной в подземелье собственным отцом. История создания Первый вариант «Данаи» был написан в 1636 году, через два года после свадьбы голландского художника с его женой Саксией. В обнаженной женщине Рембрандт воплотил черты любимой жены, которую он нередко делал героиней своих работ. Впрочем, семейное счастье влюбленных было недолгим.
Слабое здоровье не позволило Саксии обзавестись здоровым потомством. Все дети умирали в младенчестве, выжить удалось только одному — Титусу. После его рождения Саксия прожила девять месяцев, а затем умерла. Оплакав потерю жены, Рембрандт нашёл новую любовь в лице Гертье Диркс, которая после смерти Саксии стала няней Титуса. Обретя утешение в лице Гертье, в 1642 году Рембрандт возвращается к картине и переписывает её. Именно этот исправленный вариант и дошел до наших дней.
Атака на Данаю: Зачем Бронюс Майгис покусился на шедевр?
В 1772 году по поручению Екатерины II картина Рембрандта «Даная» была куплена у наследников коллекционера и помещена в Эрмитаж. Летом 1985 года житель Литвы Бронюс Майгис плеснул на картину серной кислотой, которую он принес с собой в Эрмитаж, затем достал нож и нанес два режущих удара по полотну. В месте попадания кислоты краска пошла пузырями и потеками, верхние слои грунта были повреждены. Сегодня картина выставлена в Эрмитаже под защитой бронированного стекла.
Настольная игра "Главный экспонат" Начинайте исследовать мир современного искусства вместе с нами!
А вот чтобы исправить последствия случившегося за это время, реставраторам потребовалось целых 12 лет.
По горячим следам Спасать «Данаю» начали сразу же после задержания преступника. Это была первая в стране порча картины серной кислотой, и у реставраторов не было алгоритма действий. Однако было очевидно, что первым делом нужно остановить химическую реакцию, поэтому картину начали промывать водой.
На следующий день в Эрмитаже провели совещание, на котором картину изучили искусствоведы и реставраторы, художники музея и сотрудники художественных факультетов МГУ. Первыми откликнулись специалисты Ленинградского технологического института и директор Института химии силикатов им. Гребенщикова академик Михаил Шульц.
Его помощь в реставрации «Данаи» ценна тем, что он был не только талантливым химиком, но и художником. Таким образом, он знал о и технике масляной живописи, и о химических процессах, сопровождающих её. Картина после нападения.
На бедре и животе Данаи видны порезы. Больше всего пострадало изображение Данаи, что характерно для повреждённых картин с обнажёнными женщинами. Стекающая кислота оставила на полотне безобразные потёки, заполняющиеся разъеденной краской.
Центр картины представлял собой смесь бурых рельефных пятен, брызг и вертикальных натёков. Такая бурная химическая реакция связана с тем, что кислота, разрушив слой лака, вступила во взаимодействие с пигментами — свинцовыми белилами, голубым азуритом и мелом. За счёт этого внутри живописных слоёв начал выделяться углекислый газ, который устремился на поверхность, увлекая за собой частицы краски.
Усугубляли ситуацию два глубоких пореза, один из которых достигал 12 см. Ущерб оценили в 200 тыс. Сначала партийные работники пытались скрыть информацию от СМИ особенно зарубежных , но когда стало ясно, что это невозможно, то они заверили общественность, что ситуация под контролем и реставрация завершится за год.
Специалисты такого оптимизма не разделяли, и дальнейшие события подтвердили их правоту: одно удаление с фигуры Данаи потёков кислоты, смешавшейся с краской, заняло несколько лет! И только после этого стало возможным оценить перспективы восстановления картины. Но до этого нужно было сделать важные шаги по сохранению самого полотна.
Первым делом нужно было укрепить краску на холсте. Благодаря тому, что кислоту сразу же начали деактивировать, она не прожгла само полотно и, что не менее важно, не иссушила его. Однако сама краска была повреждена и местами отслоилась от грунта.
Чтобы сберечь её, реставраторы изготовили необычный клей — осетрово-медовый. Он применяется в реставрации для укрепления живописи, а в случае с «Данаей» ещё и помог нейтрализовать оставшуюся после промывки серную кислоту. Реставратор Евгений Герасимов, 1993 г.
Холст, прорезанный ножом, продублировали. В этом плане «Данае» повезло: мощное деревянное крепление минимизировало удары ножа, не позволив преступнику изрезать полотно. После этого была проведена большая работа по реставрации лака: где-то его слои сняли, где-то выровняли.
Это позволило лучше изучить палитру Рембрандта, что также помогло реставраторам. К концу 1985 г. Следующие полтора года реставраторы под микроскопом удаляли следы кислотной реакции.
Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества [6] [7]. На основании стилевого анализа можно предположить, что Рембрандт вернулся к картине спустя десять лет об этом есть и косвенные свидетельства. Если в первый раз моделью служила Саския она скончалась в 1642 году , то в 1646—1647 годах, когда Рембрандт, пережив тяжелейший кризис, вернулся к картине, его художественное мышление и манера живописи стали иными, более живописными, а техника виртуозной и раскованной. Это и определило некоторую двойственность, заметную при внимательном рассмотрении картины: выверенность, классичность композиции и необычайную чувственность живописи. Никогда ещё Рембрандт не писал с таким откровенным наслаждением тело женщины, упиваясь красками и формой.
Пронизанная золотым светом, картина напитана эротикой. Двусмысленность улыбки Данаи, её трепещущий живот во втором варианте картины художник убрал скрывавшие его ранее драпировки вводили в заблуждение исследователей-знатоков» [8] Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника. Кроме того, рентгеноскопия показала, что в начальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх. У Эрота в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука Данаи была развёрнута ладонью вверх. Выдающийся знаток нидерландской живописи, художник и писатель Эжен Фромантен в знаменитой книге « Старые мастера » писал о творческом методе Рембрандта одновременно критично и восторженно: «Никогда действительность не покоряла его [Рембрандта] своей цельностью. Когда смотришь, как он писал тело, можно усомниться, интересовался ли он его формами.
Он любил женщин, но замечал только деформированные тела, любил ткани, но не копировал их. И если в изображении наготы ему не хватало грации, красоты, чистых линий и изысканности, то он восполнял это, изображая нагое тело гибким, упругим, округлым, с такой любовью к плоти и таким пониманием смысла живого существа, что это приводит в восторг живописцев. Выделяя необходимое ему, он разлагал всё — цвет, также как и свет… Невозможно в пластическом искусстве пойти дальше в познании бытия в себе. Красоту физическую Рембрандт заменял духовным выражением, воспроизведение вещей — почти полным их преображением» [9] Но, наверное, точнее всех о «Данае» написал А. Глупо говорить о некрасивом типе женщины или ещё о несоответствии всей формальной стороны с пониманием красоты древних, у которых заимствовал миф и Рембрандт. Здесь больше, нежели иллюстрация к Овидию, и рядом с этим подлинным апофеозом весь Овидий кажется мелким, чуть ребяческим.
Рембрандт трактует миф со всей подобающей ему грандиозностью и искренностью. Быть может, действительно, Данаи, как Данаи, как дочери царя Акризиоса здесь нет. Но здесь есть нечто большее, настоящий праздник солнца, какая-то оргия света, вторжение и почти насилие живительного источника. Вся картина — сплошное золото; ликующая музыка света льётся из неё неисчерпаемым потоком. И даже некрасивость лица и тела героини не вредят впечатлению» [10] Даная в России[ править править код ] После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Картинной галереи Эрмитажа, она поручила Дени Дидро способствовать таким приобретениям.
Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза , находившуюся у Луи- Антуана, барона де Тьера, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе семи картин Рембрандта были «Даная» и «Святое семейство» [11] [12] [13]. Акт вандализма[ править править код ] Долгое время «Даная» Рембрандта была «жемчужиной» эрмитажной коллекции картин.
По третьему снимку, сделанному в ультрафиолете, можно судить, как был наложен слой лака, какова его толщина в различных участках. Слабые повреждения лака выглядят как светлые точки и полосы. Небольшие подмалевки заметны на носу и лбу. Поглощая ультрафиолетовые лучи, некоторые вещества возвращают полученную энергию в виде излучения с иной, обычно большей длиной волны — флуоресцируют. В лучах флуоресценции сделан четвертый снимок. Толстый слой старого лака светится так сильно, что сквозь него не видно изображения. С помощью флуоресценции можно выявить позднейшие записи, реставрационные тонировки, фальшивые подписи, можно судить о возрасте лака — свежие лаки прозрачны для ультрафиолета и не флуоресцируют.
Однако тут надо быть начеку, так как картина может быть покрыта специальным флуоресцирующим лаком, который легко принять за старый. Пятый снимок — рентгенограмма. На нем хорошо видна структура деревянной доски и красочного слоя; видно, что блики усилены белилами по сравнению с первым вариантом. Химические неоднородности в виде темных пятен на лбу, на носу и на верхней губе, вероятно, следы работы какого-то «реставратора», подновившего полотно великого мастера. Дело в том, что у Рембрандта было много учеников. Молодые художники, обладавшие незаурядными способностями, писали картины, подражал во многом своему гениальному учителю. Часто Рембрандт помогал своим ученикам или разрешал им закончить начатую им картину. Случалось, что по просьбе учеников он ставил свою подпись на их картинах, а иногда оставлял законченную работу без подписи — в эпоху Рембрандта не всегда было принято подписывать картины. Открытие И. Линник было настолько поразительным, что амстердамские ученые и искусствоведы приступили к исследованию всех полотен Рембрандта, находящихся в Голландии.
Большое значение в этой работе, проводившейся при участии советских специалистов, придавалось современным методам научно-технических исследований, в том числе и рентгенографическому. В России, судя по имеющимся публикациям, первая рентгенограмма картины, приписываемой кисти Рафаэля, была сделана в 1915 году. Метод просвечивания картин рентгеновскими лучами поначалу был встречен искусствоведами весьма настороженно. Еще не было уверенности в том, что лучи не повредят живописного слоя, не погубят бесценные творения мастеров живописи. Только после того, как было установлено, что рентгеновское лучи не причиняют никакого вреда картине, просвечивание рентгеновскими лучами стало одним из основных методов исследований произведений живописи — наряду с более ранними бинокулярная лупа, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, спектральный анализ в др. Старые мастера для основы картины чаще всего применяли холст или дерево. Холст практически не задерживает рентгеновские лучи, однако рисунок его обычно виден на рентгенограмме, так как нанесенный на его поверхность грунт вдавливается между нитями, образуя с обратной стороны рельеф, который-то и наблюдается на рентгеновском снимке.
Образ Данаи
- Сокровища Эрмитажа: «Даная» Рембрандта
- Бесценная копия: как омский музей помог спасти «Данаю» Рембрандта | Медиа «Трамплин» Омск
- Одна из самых знаменитых работ Рембрандта -Даная (Алина Алексеева-Маркезин) / Проза.ру
- Картина Даная - Рембрандт Ван Рей
Куда исчез золотой дождь?
- Картина Даная - Рембрандт Ван Рей
- Пять Данай Тициана
- Рекомендованные материалы
- Невеселая судьба «Данаи» Рембрандта
- На чём основан сюжет картины
- Картина Даная - Рембрандт Ван Рей
Даная, Рембрандт, 1636
Рембрандт изменил картину после смерти жены, придав Данае черты своей любовницы. "Даная" Рембрандта вновь появилась перед посетителями Эрмитажа 14 октября 1997 г. На выставке, которая продлилась около года, были также представлены документы. Смотрите видео онлайн «Легендарная картина Рембрандта "Даная". Для одной из главных своих картин Рембрандт выбрал сюжет о царе Акрисии и дочери его Данае. Три художника-реставратора под чутким руководством научной комиссии восстанавливали «Данаю» 12 лет. Описание картины Даная, выполненой Рембрандтом Харменсем Ван Рейном в 1636 году.
Воскрешение “Данаи”
Одним из интересных аспектов этой картины является ее история происхождения. Считается, что Рембрандт создал ее в период своего творческого расцвета и подарил Эрмитажу в знак признания их коллекции. Это дарственная картина полна символического значения и стала неотъемлемой частью музейной истории. Картина даная Рембрандта в Эрмитаже является настоящим сокровищем и символом музейной коллекции.
В результате божественного посещения Даная родила сына Персея. Из истории картины: В 1985 сумасшедший вандал, посетивший Эрмитах , выплеснул из склянки серную кислоту на центр картины, а потом дважды ударил полотно ножом.
Государственный Эрмитаж Каждый желающий может приобрести в свою коллекцию понравившуюся фреску целиком или ее фрагменты, либо просто удачно инвестировать свои деньги в токен с уникальными цифровыми правами.
Каждый токен фиксирует первоначальный вид сегмента фрески, либо каждый этап ее реставрации. Тем самым, вы вносите вклад не только в свое будущее, но и помогаете музею, который вырученные средства направляет на дальнейшую реставрацию шедевров из своих коллекций. В будущем к проекту «Цифровое искусство» могут присоединиться и другие музеи страны. И как жаль, что это случилось только сейчас, а не в 1985 году, когда можно было бы спасти, пусть и в цифре, «Данаю» Рембрандта. Вдобавок, тогда бы эти токены могли принести миллионы долларов своим владельцам. Москва, Большой Саввинский пер. II; Адрес редакции: 119435, г.
Ее уникальность и изысканность делают ее одной из самых ценных и популярных экспонатов Эрмитажа. На картине дано мастерство Рембрандта прекрасно раскрыто. Своими мастерскими кистями он создал потрясающую детализацию и глубину персонажей, которые занимают центральное место на полотне.
Великолепное использование света и тени придает картине особую эмоциональность и реалистичность.