В частности о смерти Ленина говорили: Константин Замятин (секретарь ЦК КПСС), доктор Чазов (лечил всё политбюро), и авторитетный историк, Рой Медведев (сторонник коммунистов). Во-вторых, Ленин был действительно захоронен, что подтверждает постановление ЦИК Союза ССР от 1924 года.
«Заразился половым путем»: причиной смерти Ленина назвали венерическую болезнь
Позднее у Ленина парализовало правую сторону тела, пропадала способностью говорить, исчезала или изменялась способность писать, постоянные спазмы мозговых сосудов приводили к сильным головным болям. Но в январе 1924 года он начал поправляться. По словам нейролога Гарри Винтерса, за несколько часов до своей смерти Ленин был довольно активен, разговаривал. Также он отметил, что при вскрытии проводились токсические анализы, которые смогли бы выявить отравление.
Официальная причина смерти вождя — диффузный атеросклероз, сопровождающийся преимущественным поражением сосудов мозга. Но его подписало лишь 8 из 27 медиков Кремля. По словам доктора Владимира Лернера, со ссылкой на сына одного из докторов, лечивших Ленина, только на основании вскрытия тела Ленина было составлено восемь заключений о причине его кончины.
Не одно, и не другое Специалист по лечению сифилиса, профессор, доктор наук Денис Заславский, в своих выводах опирается на так называемую ретроспективную диагностику — анализ симптоматики и изменений в организме. Он считает, что у вождя могла быть мягкая опухоль ткани нервной системы, известная как спинная сухотка. Он довольно распространена при третичном сифилисе. Изучая мозг Желая установить причины смети Ленина, ученые сегодня исследуют его мозг, хранящийся в Научном центре Неврологии.
Комиссия по организации похорон решила уменьшить размеры котлована с семи до пяти аршин, вместо двух входов в склеп закончить лишь один и отказаться от возведения колонн", - отметил историк. В результате над заглубленным в землю примерно на три метра небольшим траурным залом был возведен квадратный, высотой около четырех метров деревянный каркас, обшитый тесаными досками в "елочку". Венчавшая его трехступенчатая пирамида высотой менее двух метров была обшита досками по горизонтали. Мавзолей был выкрашен темно-серой краской, а доски, оформлявшие углы прямоугольных объемов, - в черный цвет, составляя траурную раму. На фасаде было выложено черными накладными буквами слово "Ленин". В оставленном Щусевым описании первого временного склепа говорится, что "планировка мавзолея была рассчитана таким образом, чтобы создать график движения, обеспечивавший беспрерывный пропуск значительных масс народа без образования встречного потока", для чего были сделаны две двери.
Входя, люди должны были спускаться по лестнице, ведущей в центральный зал с гробом и, обходя его кругом, подниматься по такой же лестнице, ведущей к выходной двери. Для утепления мавзолея было решено выстлать пол, стены и потолок центрального зала двойными досками со слоем чистых опилок между ними. Девятов указал, что "до того, как к бальзамированию приступила группа профессоров во главе с Воробьевым, предполагалось сохранять тело Ленина при помощи выписанной из-за границы холодильной установки". Эта установка должна была монтироваться в Сенатской башне, к которой из временного мавзолея прорывали тоннель-воздуховод. Мавзолей номер два К началу февраля Щусевым был разработан увеличенный по размерам, усложненный по форме, более богатый по оформлению и цветовому решению проект деревянного Мавзолея. Его строительство началось в марте и завершилось в конце мая 1924 года, он открылся 1 августа 1924-го из-за затянувшихся работ по бальзамированию тела. Щусев писал: "В марте 1924 года мне было поручено, не меняя основной конструкции мавзолея, придать ему монументальную архитектурно-художественную форму. Предстояло создать из дерева монументальное сооружение на Красной площади и вложить в него архитектурную идею, достойную имени того, чью бессмертную память оно должно было увековечить. Это было делом нелегким". Поэтому в проекте предлагалось произвести "обстройку" временного мавзолея, которая значительно изменила его очертания, создать трибуны по двум сторонам от него.
Архитектор объяснял, что "основная тема Мавзолея - куб, символ вечности". Объем сооружения из архангельской сосны увеличился до 1 300 куб. Из небольшого вестибюля посетитель поворачивал налево и по лестнице спускался в траурный зал, и, обойдя с трех сторон саркофаг, поднимался по лестнице к боковому выходу. По воспоминаниям Збарского, "траурный зал второго Мавзолея был оформлен в принципе так же, как во временном склепе, но он стал более монументальным".
Менее чем за неделю до смерти Ленин охотился, а с 20 января его состояние вызвало особое беспокойство жены Надежды Крупской. Сидел на балконе до 12:00... Попов доложил в 15:00, что пациент посинел лицом, был припадок», — привел текст дневника Новоселов. Утром 21 января Владимир Ильич заснул в 10:30 и спал до двух часов дня. Ему вызвали врачей. Пульс Ленина достигал 86 ударов в минуту, живот вздулся, но лидер большевиков был спокоен. В три часа дня он пообедал в последний раз. От 5 часов 40 минут начался припадок, сопровождавшийся тошнотой, продолжавшийся до смерти, и в 6 часов 50 минут Владимир Ильич скончался», — отметил в дневнике профессор Осипов.
Российский ученый рассказал, от чего умер Ленин
Как оказалось, у дожившего до 53 лет Ленина было затвердевание артерий головного мозга, которое могло привести к инсульту. Подобное заболевание было и у Ульянова-старшего. А, по мнению российского историка Лева Лурье, смерть вождя мог ускорить Сталин, отравив его ядом. Это был один из самых любимых способов Отца народов расправляться со своими врагами. Лурье отмечает, что мозг Ленина до сих пор находится в Москве, поэтому его можно исследовать. В 1921 году самочувствие вождя резко ухудшилось, у него часто случались инсульты, которые чередовались с периодами улучшения. Позднее у Ленина парализовало правую сторону тела, пропадала способностью говорить, исчезала или изменялась способность писать, постоянные спазмы мозговых сосудов приводили к сильным головным болям.
Играл в городки. Плавал, хорошо катался на коньках, любил кататься на велосипеде… Был азартный грибник… Азарт на охоте — ползанье за утками на четвереньках.
До слез». Вычеркнуто из рукописного текста: «Помню, например, хохот такой, когда кто-то, приехав из Дагестана, привез карту и на вопрос, зачем нужна карта, ответил, что Мих. Калинин путает Дагестан и Туркестан». Громкий, но не крикливый «Голос был громкий, но не крикливый, грудной». Вычеркнуто из машинописного текста: «Тенор». В рукописном тексте написано: «Баритон». Репертуар: «Нас венчали не в церкви», «Я вас люблю, люблю безмерно», «Замучен в тяжелой неволе», «Варшавянка», «Вставай, подымайся, рабочий народ», «Смело, товарищи, в ногу», «День настал веселый мая», «Беснуйтесь, тираны», Vous avez pris Elsass et Lorraine и Soldats dix-septieme это известные французские марши — «Вы взяли Эльзас и Лотарингию» и «Солдаты 17-го полка». Схватились за палки «После споров, дискуссий, когда возвращались домой, был часто сумрачен, молчалив, расстроен… Бледнел, когда волновался».
Вычеркнуто из рукописного текста: «В 1906 году во время выступления в доме Паниной в Ленинграде стоял белый, заразил настроением 1000 человек. Порвали красные рубашки на знамена… Видела раз, как они чуть не подрались с Богдановым настоящая фамилия Малиновский, Александр Александрович, философ, соратник Ленина по работе в большевистской фракции РСДРП, после — объект его ожесточенной критики. Они с мамой моей часто соревновались в этом деле». Вычеркнуто в машинописном тексте: «Она дальнозоркая, он нет». Зрительная память прекрасная… Никогда ни о каких своих сновидениях не рассказывал…» Цвет галстука был безразличен «Одевался и раздевался быстро… На свою одежду обращал внимания мало. Думаю, что цвет его галстука был ему безразличен. Да и к галстуку относился как к неудобной необходимости». Вычеркнуто из машинописного текста: «Но красиво одетых любил».
Просил изолировать опилками стену «Очень любил слушать музыку. Но страшно уставал при этом». Вычеркнуто из рукописного текста: «Если слушал музыку, то на следующий день чувствовал себя плохо. Обычно уходил после 1-го действия»… Очень любил Вагнера». Но вот в квартире не любил шуму. Просил, например, изолировать опилками стену, отделяющую его комнату от комнаты Марии Ильиничны, где стоял рояль и иногда происходило пение и музыка». Вычеркнуто из рукописного текста: «Он очень любил читать беллетристику. Чтение отвлекало бы от мыслей и перебивало бы их».
Считал конину вкусной «Довольно покорно ел все что дадут. Некоторое время ели каждый день конину. Они с Иннокентием находили, что очень вкусно.
На здоровье он особо никогда не жаловался. Что же сгубило этого энергичного и нестарого человека? Споры о причинах болезни и смерти Владимира Ульянова не прекращаются до сих пор: многие факты, относящиеся к его кончине, засекречены. Подлинной сенсацией в 2017 году стала находка в архивах дневника врачей Ленина.
Из этих записей можно понять, от чего же его лечили на самом деле. Но после того, как о находке стало известно, доступ к документу снова был закрыт. Владимир Ульянов умер 21 января 1924 года в Горках под Москвой. Согласно официальному заключению, «основой болезни умершего является распространённый атеросклероз сосудов на почве преждевременного их изнашивания», а причиной смерти стали нарушения кровообращения и кровоизлияние в мозг. Считалось, что недуг был спровоцирован чрезмерными нагрузками, а также последствиями покушения на него в 1918 году. Несмотря на официальные заявления, в России и за рубежом стало распространяться множество слухов о причинах смерти Ленина, самый упорный из которых — о сифилитической природе его болезни.
Крупской пообещали, что бальзамирование — это временная и вынужденная мера. Но это оказалось неправдой. Возможно, поэтому Крупская не любила посещать Мавзолей, она была в нем всего лишь несколько раз.
Как забальзамировали сто лет назад и до сих пор поддерживают состояние Ленина Ленин в 1924 году и после 60-го, когда вождю сменили костюм на тройку. Прощание с Лениным затянулось, приближалась весна, и становилось понятно, что тепло ускорит разложение тела. Требовались более эффективные технологии. На этой волне свои предложения озвучил отец Ильи Збарского, Борис. Он предложил Ф. Дзержинскому, который был основателем секретных служб и главой похоронной комиссии, использовать раствор ученого Мельникова-Разведенкова. Одобрение было получено, но вряд ли тогда молодой физиолог Илья Збарский мог подумать, что на обслуживание тела уйдет много лет, а за каждую оплошность можно понести суровое наказание. В обслуживающий персонал Илью взял отец в 1934 году, являясь директором Лаборатории при мавзолее. Тело Ленина обрабатывали Збарский и профессор Воробьев.
На теле было сделано множество разрезов, чтобы раствор лучше проник в ткани, и погрузили в каучуковую ванну с раствором из глицерина, ацетата калия, воды и хлор-хинина. Внутренности были вынуты при первом бальзамировании, так же как и мозг вождя, который хранится в сейфе Института Мозга СССР. Три или четыре раза в неделю Збарские намазывали лицо и руки Ленина бальзамическим раствором, а основательная корректировка происходила один раз в год. Для этого мавзолей закрывался на 1,5 месяца, чтобы тело полностью могло напитаться раствором. В Мавзолее Ленин лежит как живой, и это благодаря усилиям Збарских. Глаза вождя были заменены на стеклянные, а рот красиво зашили под усами. Каждые два года ему шьют новый костюм, и вообще на обслуживание уходит до 17 млн рублей. Чтобы тело не высыхало, и Ленин не превратился в мумию, под одеждой находится резиновый костюм, обтягивающий тело и удерживающий бальзамический раствор. Желтизну кожи убрали с помощью отбеливающих средств, а румянец на лице от света, который исходит от правильно установленных ламп с красными фильтрами.
Они направлены на лицо и руки, поэтому освещение создает иллюзию спящего человека. Сложности в сохранении тела Ленина Збарские Борис и Илья, которые многие годы следили за сохранностью тела Ленина в мавзолее. В сталинские времена в СССР даже появление пятнышка на теле вождя вызывало ужас. Збарский вспоминал, что как-то появились черные пятна, с которыми они до этого не сталкивались.
Врач рассекретил детали смерти Ленина
Тепляков делают вывод о том, что культ «героев-жертв» развивался в молодой Советской России в достаточно жестких границах, поскольку «революционная аскеза боролась с тенденцией культа видных покойников»5. Похороны Ленина сыграли роль катализатора в процессе обсуждения пределов и ограничений нового траурного церемониала, при этом они носили демонстративно экстраординарный характер. Регламентация процесса советских переименований в 1920-1930-е гг. Массовость и хаотичность данного процесса, особенно после смерти Ленина, привели к принятию постановления ЦИК СССР о запрете «ленинских» переименований без специального разрешения верховной власти7. Савин отмечает, что руководство страны осознавало реальную угрозу девальвации имени вождя8.
Несмотря на это, имя Ленина эксплуатировалось в 1 Великанова О. Утопия, агрессия, власть. Психосоциальная динамика постреволюционного времени. Россия, 1920-1930 гг.
Новосибирск, 2015. СССР чрезвычайно широко и явно избыточно, что приводило к обратному эффекту -к аномизации объектов, носивших его имя. Фундаментальный труд Б. Эннкера содержит значительный материал, который посвящен смерти В.
Эту работу можно рассматривать как своеобразный итог исследования проблемы на современном этапе. Такой вывод был бы вполне закономерен, если не принимать во внимание значительный информационный массив, который содержится в региональных архивах и позволяет рассмотреть не только спектр оценочных суждений современников, но и процессы информационного обмена, практики официальных и неформальных коммуникаций в раннесоветском обществе, проанализировать феномен массового сознания на региональном материале. Несомненно, можно говорить о некотором объединении, основанном на вполне понятных и общечеловеческих морально-этических императивах - «о мертвом либо хорошо, либо ничего». Очевиден страх перед переменами, которые могут пойти по негативному, по мнению тех или иных социальных групп, сценарию.
С другой стороны, это событие можно рассматривать как переход к нормальной жизни после периода Гражданской войны, для которой была характерна «рутинизация» смерти. Булдаков отмечает: «Годы Гражданской войны изменили взгляд на ценности жизни и смерти - ушло таинство, стали меняться представления о человеческом организме соответственно и "душе" »10. В послевоенное время реакция на смерть человека становится более естественной и вписывается в отечественную гуманистическую традицию. Эннкер пишет: «Все современники были поражены тем резонансом, который она [смерть Ленина.
Как руководители Коммунистической партии, так и пропагандисты были потрясены и захвачены зрелищем участия масс в траурных событиях. Зиновьев следующим образом суммировал эти многократно повторяющиеся впечатления: "Простой народ, одухотворенный идеями Ленина, сымпровизировал эти похороны вместе с нами"»11. Валентинов Вольский , - пишет Б. Эннкер, - при всей своей враждебности к коммунистическому режиму вынужден был прийти к такого же рода выводам.
Он сообщает, что большая часть населения в Москве, "без всякого сомнения, с печалью и с чувством какой-то значимой потери", отреагировала на смерть Ленина». Далее Валентинов отмечает, что это «чувство скорби превалирует в рабочей среде, но отмечено также среди мелких служащих и беспартийной интеллигенции»12. Булдаков обращает внимание на кумулятивный эффект, который был спровоцирован совпадением двух дат: «О смерти Ленина люди узнали 22 января - день был нерабочим в память о "Кровавом воскресенье" 9 января по старому стилю. Уже сложился обычай - по крайней мере на предприятиях - устраивать в связи с этой датой собрания, петь революционные песни в траурно оформленных помещениях.
Получалось, что одна жертва рабочая масса символично наложилась на другую вождь , что оказывало дополнительное эмоцио- 13 нальное воздействие»13. В материалах периодической печати прослеживается стремление охватить трауром весь социальный спектр - от пионеров до пенсионеров, от пролетариев до нэпманов, от индустриальных рабочих до безработных, от Союза воинствующих безбожников до синода Русской православной церкви. Эннкер приводит данные о трауре среди детей14, которым совершенно не свойственно столь глубокое осознание конечности бытия и смерти. Формирование культа Ленина в Советском Союзе.
Утопия, агрессия, власть... Формирование культа Ленина. Эннкер также отмечает некоторые аспекты конструирования траура: «Эти реальные чувства - скорбь и участие - превратились в руках большевиков в ту "бесхитростную народную почву", которую можно было обрабатывать и получать с нее плоды. В процессе организации "публичного траура" большевики последовательно занимали место, оставленное для трудящихся.
Они делали это из осознания своей авангардной роли, которая не могла позволить обществу самостоятельно "носить траур"; наоборот, их цель состояла в том, чтобы траурные переживания перевести в "политику". Благодаря этому событие публичного траура по случаю смерти Ленина приобрело характер политического "плебисцита", в который были вовлечены сотни и миллионы людей. Подобное впечатление от политизированного траура могло сложиться не только у сторонних критически настроенных наблюдателей. Принудительному воздействию "плебисцита" оказались подвержены, прежде всего, сами его субъекты, то есть "трудящиеся"»15.
Тенденции на дезинтеграцию, разделение, классовую дифференциацию, разобщенность, атомизацию общества, которые доминировали в годы Гражданской войны и были вызваны как идеологическими установками властей, так и повседневной борьбой граждан за свое существование, должны были смениться периодом единения и консолидации. Поводом или причиной для этого могли являться внешние или внутренние угрозы, события, которые осознавались большинством населения как судьбоносные: как правило, это были минорные, трагические обстоятельства - ситуации, при которых «горе объединяет». Таким событием была смерть В. Не абсолютизируя степень единения всех граждан СССР, можно утверждать, что это событие выполняло задачу консолидации общества.
Несмотря на различные идеологические установки и отношение к советской власти, к этому периоду созрела потребность или появился спрос на общенациональное действо, символизирующее национальное единство как своего рода антитезу Гражданской войне, как зримый символ ее завершения. Смерть человека, которого воспринимали как первопричину изменений, могла быть такой точкой, означавшей завершение определенного этапа революции. Без такого рода контрастов и сопоставлений, без чередования периодов консолидации и размежевания ни тот ни другой механизм не мог быть эффективным и достигать заданной цели. Этот механизм описал еще Аристотель в «Политике»16.
Миф о «великом Ленине» как инструмент стабилизации. Год 1924-й - время, когда в хозяйственную деятельность был возвращен здравый смысл, наметились очевидные признаки стабилизации системы в экономическом и политическом плане. Была проведена денежная реформа, которая воспринималась как материализованное проявление устойчивости большевистской системы. Именно эти обстоятельства являлись фоном, на котором формировался миф о Ленине.
Смерть «первого лица государства» всегда является определенным рубежом, определяющим границы того или иного исторического периода. Уместно вспомнить отечественную традицию «нарезать» историческое полотно отечественной истории по периодам правления монархов, генеральных секретарей ЦК КПСС или президентов. Вождизм был значимой составной частью конструирования раннесоветского общества. Этому способствовала как дореволюционная практика, персонализирующая исторические процессы, так и милитаристская идеология Гражданской войны и образ СССР как осажденной крепости.
Задача состояла в том, чтобы, сформировав у населения образ «великого Ленина», объяснить, как страна будет существовать без его руководства и что его смерть не приведет к анархии. Вопрос «Кто, если не Ленин? Излишняя драматизация события могла внушить гражданам чувство беспокойства и неуверенности, ослабить контроль со стороны государства. Формирование культа Ленина...
Сочинения: в 4 т. Следует обратить внимание на тот факт, что естественная смерть лидера могла рассматриваться элитами как самый предпочтительный вариант для транзита власти. Стабильность режима обеспечивалась процедурой преемственности и формированием культа вождя, носителями и верными толкователями наследия которого являлись его соратники. В этой ситуации смерть В.
Ленина была использована максимально эффективно для легитимации и сакрализации власти тех людей, которые «находились в тени» Ленина или «грелись в лучах» его популярности. Преемникам необходимо было по максимуму использовать авторитет ушедшего вождя в своих интересах, обеспечить устойчивость существующего режима и закрепление власти за господствующим социальным слоем. Несмотря на то, что целый ряд лидеров большевистского движения ушел из жизни до В. Ленина, устоявшегося канона, сценария церемонии прощания так и не сложилось.
При этом существовало противоречие в идеологии траурных мероприятий. С одной стороны, ставилась цель поднять на наивысшую высоту умершего вождя, использовать его смерть для консолидации общества вокруг декларируемых ценностей и господствующей идеологии, с другой - потеря столь значительной исторической личности невольно наводила людей на мысли о неизбежных изменениях и невозможности продолжения прежней политики без его непосредственного участия. В условиях коллегиального управления эта проблема не столь остра, поскольку ротация и сменяемость в составе коллективного руководства является рутинной практикой. Официальный дискурс по своим целевым установкам был направлен именно на это, но форма его представления была весьма разнообразна и, на наш взгляд, противоречива.
Помимо традиционных и ожидаемых, вполне устоявшихся формулировок, он включал тексты соратников Ленина, которые были полны искренних, интимных, неформальных выражений, откровенно экзальтированные по своей форме и не вписывающиеся в традиционные представления о некрологе. Напротив, сам факт смерти и описание ее причин, сообщения медицинского характера наполнены конкретикой, холодной, рассудочной констатацией фактов, физиологизмами и натурализмом. Мы связываем это с антирелигиозной кампанией, выработкой подчеркнуто материалистического отношения к смерти в рамках официальной идеологической доктрины. Эти фрагменты контрастируют с доверительной и камерной манерой изложения, характерной для соратников Ленина.
Контраст мифологичности, образности и конкретики, натуралистичности обращает на себя внимание как на уровне официальной пропаганды, так и при описании событий и настроений населения в сводках ОГПУ. В своей работе Б. Эннкер цитирует немецкого философа и культуролога Эрнста Касси-рера, посвятившего ряд своих работ феномену мифа: «И только там, где не ограничиваются спокойным созерцанием божественного присутствия, но дают божественному развернуть свое наличное бытие и свою природу во времени, где совершен переход от образа божества к божественной истории, мы имеем дело с мифом в подлинном смысле слова». Кассирер поясняет, что «подлинный характер мифологического бытия раскрывается только там, где оно выступает как бытие причины, и исток присущего бытию священного начала следует видеть, в конечном счете, в его происхождении, а не выводить его из присущих мифу свойств и качеств.
В силу этого мощь мифа - это мощь его истоков»17. Одним из истоков являлась жертвенная смерть вождя. Ленина приобретала сакральный характер, поскольку происходила экстраполяция культа жертвенной смерти Иисуса Христа на образ Ленина. Была очевидна востребованность данного культа, воспроизводимого с различными вариациями применительно к погибшим в Гражданскую войну.
Слёзкин, рассматривая партию большевиков как милленаристскую секту, пишет: «Ленин стал основателем и вождем, потому что был 17 Эннкер Б. Булдаков отмечает: «Показательно, что партийное предписание вождю - "жить вечно" в забальзамированном виде - было встречено в народе без всякого изумле- 20 ния». Источники исследования. Оценка знаменательного исторического события является маркером лояльности граждан по отношению к существующей власти, поскольку В.
Ленин воспринимался как создатель, демиург нового строя. В результате лояльность оценивалась не только через реакцию на саму смерть, но и стремление, желание участвовать в траурных мероприятиях, предпринимать конкретные шаги к увековечиванию памяти о Ленине коммеморативные практики. Общественное мнение воспроизводится нами не с опорой на первоисточник письма, дневники, воспоминания , а на основе данных официальных источников, как созданных для публикации периодические издания , так и не предназначенных для широкого круга лиц делопроизводственные и отчетные документы , в частности, сводки ОГПУ. Периодическая печать.
В материалах периодической печати преобладают тексты, которые дублируют официальные документы, с включением более эмоционально окрашенных оценок. В газетах публиковались различные «народные инициативы», связанные с формами и способами увековечивания имени В. Номер «Уральского рабочего» от 25 января 1924 г. Помимо воззваний высших партийных органов, на страницах газеты опубликована статья Л.
Троцкого, а также выдержки из резолюций различных организаций. Обращает на себя внимание консолидированная позиция социальных антиподов, например тех, кто охраняет, и тех, кого охраняют. С одной стороны: «Сотрудники ПП [полномочного представительства. Ленина, клянутся неустанно нести красное знамя борьбы рабочего класса все вперед и вперед до окончательной победы труда над капиталом».
Сотрудники областной и окружной милиции: «Смерть нашего учителя сплотит еще сильнее наши ряды, и дружной боевой цепью пойдем мы в поход против капитала. Победа будет лучшим памятником тов. Достоверность данных источников вызывает сомнение в связи с невозможностью определить их авторство, поскольку тексты стандартизированы и тотальны в плане охвата организаций. Сводки ОГПУ.
Анализ сводок ОГПУ как исторического источника является предметом специального исследования22. В данной работе мы сосредоточим свое внимание на палитре оценок смерти Ленина как со стороны социального состава респондентов, так и на основе сюжетной классификации, которые нашли отражение в сводках. Нами были рассмотрены информационные сводки 16 округов Уральской области и сводные информационные сводки по Уральской области за 1924 г. Дом правительства: сага о русской революции.
В большинстве сводок, относящихся к периоду январь-март 1924 г. Ленина сюжеты, упомянуты связанные с этим событием мемориальные мероприятия. Эннкера, в частности как источник информации об оценках факта смерти В. Ленина представителями различных социальных групп.
Основное внимание было сосредоточено на сводках столичных полномочных представительств, по этой причине могут представлять определенный интерес сводки региональных, провинциальных подразделений ОГПУ. Разумеется, в документах политической полиции смерть лидера должна была быть оценена «антисоветскими элементами» как праздник, как шанс на скорое свержение советской власти, что, в свою очередь, позволило обосновать необходимость существования, а также особую значимость в текущей ситуации органов политического сыска. Можно критически оценивать степень достоверности приведенных фраз и выражений, которыми описывалась сложившаяся ситуация, но даже если допустить, что эти тексты отчасти являлись плодом воображения самих сотрудников информационных отделов ОГПУ, они не утрачивают исторической ценности и не умаляют ценность этого исторического источника, поскольку дают представление о процессе конструирования социальных образов как «чужих», так и «своих» - лояльных сторонников советской власти, а также проясняют содержание самой категории «лояльность». Степень достоверности данных повышается в случае персонификации источника информации, когда те или иные высказывания приписываются конкретному человеку указаны фамилия, имя и отчество респондента, место его работы или жительства.
Сводки ОГПУ являются, с одной стороны, альтернативным каналом сбора и передачи информации в сопоставлении с данными общественных организаций и государственных органов как воспринимают их некоторые исследователи , соответственно содержащих информацию более высокой степени достоверности, с другой - это документы, которые являются отчетными и служат цели продемонстрировать эффективность деятельности политической полиции. Вторая задача предопределяет, во-первых, необходимость обосновать широкое поле деятельности для политического сыска, значительное число контрреволюционных элементов, с которыми необходимо бороться, и, во-вторых, показать, что ситуация находится под контролем и ОГПУ «не дремлет». Этим, возможно, и предопределяется значительная доля негативных и провокационных отзывов на смерть Ленина, которые содержатся в сводках ОГПУ. Эннкер отмечает: «Сводки ГПУ о настроениях среди народа, ежедневно присылаемые агентами ГПУ из различных районов и предприятий Москвы с момента смерти Ленина, с лихвой подтверждают впечатления Валентинова [об общей скорби.
И напротив, враждебные настроения, о которых также регулярно обязаны были сообщать, регистрировались довольно редко»24.
Академик Сергей Иллариошкин в беседе с «Газетой. Средство массовой информации, Сетевое издание - Интернет-портал "Общественное телевидение России". Главный редактор: Игнатенко В. Адрес электронной почты Редакции: internet otr-online.
Средство массовой информации, Сетевое издание - Интернет-портал "Общественное телевидение России". Главный редактор: Игнатенко В. Адрес электронной почты Редакции: internet otr-online.
Естественно, самым ярким способом заявить о своей ненависти к власти был удар по Мавзолею. Ведь это же центр идеологии. И молотками кидались, и пытались взорвать. Более значимого объекта в Советском Союзе, чем мумия Ленина, не было. Это как лампочка, которая притягивает к себе мотыльков", — пояснил эксперт. Но именно после этого в Кремле всерьез задумались о безопасности в мавзолее. Для начала усилили бдительность охраны. Но вот в 1974 году, когда еще не было пуленепробиваемого саркофага, охрана работала очень хорошо. Передо мной шел представитель иностранного государства из Африки. И у него немножко выпирал фотоаппарат сзади. Его попросили выйти из очереди, и больше он уже в мавзолей не попал", — вспоминает историк Александр Черемин. Но в 1967 году охрана проглядела террориста. Турист из глубинки взорвал у входа в мавзолей самодельное устройство — погибли люди. А у саркофага появилось пуленепробиваемое стекло. А вот люди погибли. После этого саркофаг сделали пуленепробиваемым. Ну ничего особенно в этом не было. К этому времени, это 50- и 60-е годы, пуленепробиваемое стекло уже стало нормой. Машины высшего руководства были им оборудованы. Мужчина смог пронести в траурный зал взрывное устройство. В тот день начались занятия в школах, и к Мавзолею нескончаемым потоком шли шеренги учеников. Это усыпило бдительность охраны — террориста приняли за школьного учителя. Уже в траурном зале мужчина незаметно соединил провода бомбы. Раздался страшный взрыв, но саркофаг остался неповрежденным.
«Не было там сифилиса»: академик Иллариошкин раскрыл истинную причину смерти Ленина
ее причины в версиях современников и потомков. В Москве первыми о смерти Ленина узнают делегаты проходящего в те дни ХI съезда Советов. Печальную новость сообщил председатель ВЦИК Михаил Калинин. Предсказание, что там написано С момента смерти Владимира Ленина в 1924 году и до сегодняшнего дня, момент открытия его завещания остается одной из самых загадочных тайн в истории России. Новости. Знакомства. 21 января 1924 года умер вождь мирового пролетариата Владимир Ленин.
1924г. Посмертное вскрытие В. И. Ульянова - Ленина
Профессор и специалист по лечению сифилиса Денис Заславский выдвинул предположение по поводу вероятности причин смерти вождя пролетариата — Владимира Ленина. Владимир Ильич Ленин скончался в возрасте 53 лет 21 января 1924 года в 18 часов 50 минут в усадьбе Горки Подольского уезда Московской губернии. Тем не менее, в первой части, предполагаемого триптиха, ключевой будет тема — Почему Ленина не захоронили, вопреки его «завещанию»? Сегодня, по прошествии 100 лет после смерти Ленина, многие его прогнозы, казавшиеся провалившимися в свое время, обретают новую актуальность. Ленин умер 21 января 1924 года. По заключению врачей причиной смерти стал атеросклероз сосудов мозга. Учёные выдвинули новую версию смерти Ленина после вскрытия его мозга: "Сифилиса не было".
ДНЕВНИК СМЕРТИ ЛЕНИНА: КАК УМИРАЛ КРОВАВЫЙ ВОЖДЬ?
По его мнению, Ленин — один из немногих исторических деятелей, если вообще не единственный, физическое тело которого и после смерти продолжает обладать политическими смыслами. Картина того, как умирал Ленин, полностью повторяет картину типичной смерти от сифилиса мозга. фактически умирать. Смотрите видео онлайн «Тайна болезни и смерти Ленина. По его мнению, Ленин — один из немногих исторических деятелей, если вообще не единственный, физическое тело которого и после смерти продолжает обладать политическими смыслами. ещё в 1934 г. Некто Митрофан Никитин попытался расстрелять Ильича из нагана.
Не сифилитик, а филателист
- Чем болел и от чего на самом деле умер Ленин - Российская газета
- Тайна смерти Ленина
- 100 лет назад умер Ленин. Почему засекретили реальную причину его смерти?
- Секретное «дело Ленина». Документы о смерти вождя засекречены до сих пор
"Какое великолепное здоровье!"
- Секретное «дело Ленина». Документы о смерти вождя засекречены до сих пор
- "Ничегошеньки не могу"
- Что Ленин говорил о своем захоронении: пожелания вождя
- Еще о "Тайне смерти Ленина"
- Загадка смерти Ленина
Эхо покушения или «стыдная» болезнь?
- Тайна Мавзолея оказалась страшной: почему Ленина никак не захоронят
- Секретное «дело Ленина». Документы о смерти вождя засекречены до сих пор | Аргументы и Факты
- Тайна смерти Ленина раскрыта
- Названа причина смерти Ленина!