Об этом Псковской Ленте Новостей сообщили в Театрально-концертной дирекции Псковской области. Главная» Новости» Пушкин а.с и музыка. Подобно тому, как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Глинка стал основоположником русской классической музыки. Михаил Глинка изменил русскую вокальную школу, создал первую национальную оперу и заложил основы русской симфонической музыки.
Лекция «Пушкин в музыке (на примере оперы «Евгений Онегин»)
Концерт был приурочен ко Дню славянской письменности. В рамках фестиваля состоялись выступления хоровых коллективов и вокальных ансамблей Приволжского Федерального округа: Республики Мордовия, Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Чувашской Республики, Пензенской области, Нижегородской области, Самарской и Саратовской областей.
Вот его поэзия в опере: «Руслан и Людмила» — былинно-эпическая опера Глинки; «Борис Годунов» — историко-трагическая опера Мусоргского, «Евгений Онегин» — лирическая опера Чайковского; «Пиковая дама» — психологическая опера Чайковского.
Дипломат и драматург, одарённый и музыкально, привёз из Грузии народную мелодию, которую обработал Глинка, а Пушкин уже после этого сочинил стихи, и получился романс «Не пой, красавица, при мне». Кто из композиторов только не использовал это стихотворение впоследствии для своих романсов!
И безвестные дилетанты, и Н. Римский-Корсаков, и Т. Романс Глинки, созданный ещё при жизни Пушкина, — «Я здесь, Инезилья» — попал даже в телефильм «Большая перемена». Помните, Нелли Леднёва поёт Нестору Петровичу серенаду? На слуху у нас и страстный порыв «В крови горит огонь желанья», и романтическая лёгкость «Адели», и имитация безыскусного музицирования деревенской барышни «фортепьяно вечерком» — «Признание»: «Я вас люблю, хоть я бешусь...
Но всё же, когда звучит романс, а тем более в. Лемешева, думаешь не об его истории, а о том, что «гений чистой красоты» — это само искусство, воплощённое в нём. Младший друг и последователь Глинки, Александр Сергеевич Даргомыжский 1813—1869 всю свою творческую жизнь развивал его традиции вокальной пушкинианы. Молодой композитор в 1836 г. Следуя пожеланию поэта, он сочинил кантату «Торжество Вакха» на его стихи к сожалению, уже после смерти Пушкина , которую потом переделал в лирическую оперу-балет.
Новым словом в музыке были и серенады — хоровые трёхголосные песни, в том числе и на стихи Пушкина. Он также написал 29 романсов на стихи Пушкина. Его любовь к восточным мелодиям и романтическому колориту отразилась в его романсах на стихи Пушкина: «На холмах Грузии» часто исполняется и сейчас , «Заклинание», «Для берегов отчизны дальней», «Редеет облаков летучая гряда», «Ненастный день потух», «Эхо», а также в двух ариозо для баса: «Анчар» и «Пророк», — вокальных произведениях, сочетающих в себе черты баллады и монолога. Примерно в одно время с ариозо, в преддверии столетия со дня рождения Пушкина, Римский-Корсаков сочинил также кантату «Песнь о Вещем Олеге». Поэзия Пушкина очень привлекала Цезаря Кюи 1835—1918 : тому подтверждение — семь романсов на стихи Пушкина и Лермонтова, 25 романсов на стихи Пушкина, в том числе «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя», «Я вас любил», «Воспоминание», «Ты и вы» и др.
Романсы на стихи Пушкина писали такие композиторы, как А. Бородин, А. Гречанинов, А. Глазунов, И. Стравинский, Ю.
Так вот, в отношении стихотворения Александра Сергеевича Пушкина можно сказать «просто песня», как в этом метафорическом смысле, так и в буквальном. Едва ли можно назвать поэта, стихи которого так часто бы превращались в песни и об этом мы сегодня хотим поговорить с нашим большим другом, кандидатом искусствоведения, лауреатом международных фортепианных конкурсов, автором уникальных музыкально-просветительских циклов, Юлией Казанцевой. Здравствуйте, Юлия. Казанцева - Добрый вечер. Ананьев - Сначала мы с Аллой Сергеевной хотим задать вам вопрос общий, про любовь к музыке, смотрите, спросить сегодня любого: «Любите ли вы музыку? Но тут важно понять одну очень важную штуку: любить сегодня музыку и любить музыку в XIX веке — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Сегодня сел в машину, включил радио и сиди себе спокойно, люби музыку, а тогда, в XIX веке это же была целая культура: концерты, большие, камерные, они же были событиями и относились к ним совсем иначе. Вот в этом смысле Александр Сергеевич любил музыку или нет?
Насколько он был интегрирован вот в эту сферу культурной жизни великолепного Санкт-Петербурга? Казанцева - Мне кажется, он был полностью интегрирован, другое дело, что у него особенно и выбора не было, потому что для человека начала XIX века, если вам повезло родиться в дворянской семье, как Александр Сергеевич, то музыка сопровождала бы вас с утра до вечера и с вечера до утра. Другой вопрос, что это музыка разная, то есть у нее были разные назначения. Во-первых, сложно сказать, что во-первых, что во-вторых, но просто если перечислять: балы, это не вопрос, нравится тебе или не нравится, это обязательный пункт светской жизни — посещение балов. Ананьев - Это как сегодня «Фейсбук деятельность организации запрещена в Российской Федерации »: если тебя нет на «Фейсбуке деятельность организации запрещена в Российской Федерации » — тебя нет в жизни, правильно? Казанцева - Абсолютно, да. Митрофанова - Ну, или какая-то другая социальная сеть, не все в «Фейсбуке деятельность организации запрещена в Российской Федерации » присутствуют, но какие-то другие социальные сети, они вполне себе да, тоже площадка для общения и взаимодействия. Ананьев - Поиск работы и увлечений, да, да.
Казанцева - Да, балы, ведь там тоже и карьеру делали, и я уже молчу о том, что и мужей себе находили, и балы были разные, были светские, были более провинциальные, и музыка в них звучала тоже разная, номер один — это балы. Номер два — это обязательное посещение оперного театра, если ты живешь в городе, и Пушкин всегда, когда и в Петербурге или в Одессе, он обязательно посещал оперу, он слушал все, что в то время ставили. Мне кажется, сложно найти человека, которому Россини бы не понравился. Значит, пункт два — это опера. Три — это музыкальные салоны и тут тоже такая специфика жизни начала XIX века: не было еще больших концертных залов, а были музыкальные салоны с очень уютной атмосферой, где люди и общались, и музыку слушали, они в карты не играли, не танцевали, то есть это другой вид светской жизни, вот такой утонченной, духовной. И Пушкин был частым гостем во многих самых-самых престижных музыкальных салонах, мы о них еще поговорим сегодня, и самое главное — это домашнее музицирование, это то, что нам, наверное, сложнее всего представить, потому что, например, практически все знакомые барышни Пушкина, они все играли на фортепиано, а барышень знакомых у него же было великое множество, и вот они все услаждали его слух романсами, фортепианной музыкой, поэтому, как видите, музыки было в его жизни много. Митрофанова - Юлия, наверное, не все барышни одинаково виртуозно владели этим музыкальным инструментом, но прежде чем об этом поговорить, может быть, вы нам небольшой экскурс бы сделали, хочу вас об этом попросить, а фортепиано вообще когда и как входит в повседневную жизнь российского дворянства, как это случилось? Ананьев - Да, когда на смену балалайке пришло пианино?
Казанцева - Случилось, конечно, не в один день, то есть уже с середины XVIII века появляется у нас клавесин и клавикорды и возникает мода на домашнее музицирование, но в начале XIX века - это вот уже пышный расцвет, и в начале XIX века появляется уже именно фортепиано, которое выселяет на чердаки несчастные клавесины, и Пушкин скорее всего в детстве слышал еще клавесинную игру, а вот потом уже скорее всего это было исключительно фортепиано. Митрофанова - Так, хорошо, разобрались, значит, фортепиано появляется все-таки чуть позже и для Пушкина, который светский лев и завсегдатай музыкальных салонов, и часто ездит в гости к разным своим знакомым, он оказывается в ситуациях, когда слышит разного качества исполнение известной музыки, например, Моцарта. У нас сейчас, пожалуйста, что там в арсенале у человека, который закончил музыкальную школу, там обязательно будет Шопен, будет Чайковский, будет, наверное, может даже что-то из Баха… А. Ананьев - Ты переоцениваешь тех, кто закончил музыкальную школу, я закончил музыкальную школу и могу сыграть начало «Лунной сонаты», пожалуй, что все. Митрофанова - Бетховена, да, но тут с чем мы сталкиваемся, пожалуйста: Чайковский - к тому моменту еще пока нет, Бах — наверное, уже нет, ведь это как раз тот период забвения Баха. Казанцева - Вы знаете, Бах - очень интересно, потому что Пушкину повезло в этом смысле, потому что Баха, скорее всего, он слышал в исполнении своего друга и большого чудака, он так сам себя называл - князя Владимира Федоровича Одоевского. Александр Сергеевич был частым гостем в салоне у Одоевского, у Одоевского литературно-музыкальный салон и сам князь играл гостям именно Баха, он просто мучил своих гостей фугами бесконечными, никто не хотел слушать, но он играл, потому что Одоевский был как раз таким энтузиастом, и написал вообще первый русскоязычный труд о Бахе — это небольшая новелла, которая называется «Себастьян Бах», там нет практически ни слова правды, это все выдумка, но так талантливо сделанная и главное, что читаешь и цепляет, хочется послушать эту музыку. То есть Одоевский сделал великое дело — он положил начало русскому баховедению, то есть скорее всего можно предположить, что Пушкин Баха слышал.
Конечно, Джона Фильда, вот сейчас, не знаю, насколько мы представляем Джона Фильда, но весь XIX век в России проходит под музыку Джона Фильда, даже Лев Николаевич Толстой в детстве описывает, что «маменька играет ноктюрны Джона Фильда» и Пушкин, конечно, слышал ноктюрны, это знаете, как — маст-хэв, обязательно барышня будет играть ноктюрны Фильда. Ананьев - Ну, пришла пора и нам уже отдаться на милость чарующих звуков музыки, а вот начать хочется с композитора, который питал особые чувства к пушкинским текстам. Представьте себе, почти четверть всех романсов и песен композитора написано на слова Пушкина и из четырех опер — три на пушкинские сюжеты, скажу больше: даже звали его так же, как Пушкина — Александр Сергеевич. Александр Сергеевич Даргомыжский, вот с него мы и начнем. Они же были знакомы, скажите, пожалуйста? Казанцева - Я тут боюсь ошибиться, потому что теоретически могли, но нигде никаких упоминаний я не нашла, но действительно, Даргомыжский преклонялся перед Пушкиным, не случайно, как вы сказали, у него есть прекрасная опера «Русалка», опера «Каменный гость» и, конечно, прекрасные романсы. Митрофанова - А насколько я помню, «Русалку-то» саму Пушкин и не услышал, она появилась после того, как он погиб? Казанцева - Нет, не услышал, к сожалению, Пушкин вообще ни одной оперы не услышал на свои тексты, то есть и «Руслан и Людмила» Глинки появляется тоже после его смерти и две оперы Даргомыжского тоже после его смерти, я уж не говорю о Мусоргском.
Он при жизни слышал романсы, то есть при жизни Пушкина было написано около 80 романсов, это очень много, и он их слышал, конечно. То, что мы сейчас послушаем, я предлагаю, выбрала один из своих любимых романсов Даргомыжского «Я вас любил», стихотворение Пушкин посвятил Анне Алексеевне Олениной, которой делал предложение, а вот Даргомыжский положил на музыку. Ананьев - Давайте тогда и послушаем. Звучит романс. Ананьев - Мы продолжаем «Светлый вечер», сегодня мы слушаем песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина абсолютно разных композиторов, вот только что послушали романс на музыку Александра Сергеевича Даргомыжского. А вот наш следующий композитор, на котором остановился выбор кандидата искусствоведения, лауреата международных фортепианных конкурсов Юлии Казанцевой, с которой мы сегодня разговариваем о Пушкине, его зовут тоже Александр Сергеевич, Александр Сергеевич Грибоедов, и вот здесь Алла Сергеевна Митрофанова делает круглые глаза — да, да, Алла Сергеевна, Александр Сергеевич не только «наше всё» в мировой литературе и русской, но и замечательный композитор.
Параллели гениев: Александр Пушкин и Михаил Глинка
Слово Пушкина по-особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.
ПУШКИН Уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров, и концертных залов. Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры.
Юбилейный сезон Владимир Спиваков и его коллектив решили посвятить русской классике и, в частности, вписать в него мультимедийный проект — концерт «Пушкин в музыке». Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт, еще при жизни его стали именовать гением. Имя А.
Пушкина навсегда вошло в историю русской музыки. Его поэмы, драмы и повести, его народные сказки и лирические стихотворения пленили воображение более 1000 композиторов. Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более 3000 музыкальных произведений.
Особым украшением программы станут стихи Пушкина в художественном прочтении Владимира Спивакова. Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт, которого еще при жизни признали гением. Композитор Александр Серов писал о нем: «Пушкин — неисчерпаемый родник для русской музыки». Петр Ильич Чайковский также восхищался пушкинским гением: «Независимо от того, что он излагает в форме стиха, в самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка». Поэмы, драмы и повести, сказки в народном духе и лирические стихотворения великого классика вдохновили более 1000 композиторов.
«Пушкинские образы в музыке»
Чайковский опера «Мазепа» 4. Рахманинов опера «Алеко» 5. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» 6. Римский-Корсаков опера «Золотой Петушок» 7. Римский-Корсаков опера «Моцарт и Сальери» 8. Направник опера «Дубровский» 9.
Даргомыжский опера «Русалка» 10. Даргомыжский опера «Каменный гость» 11. Мусоргский опера «Борис Годунов» 12.
Пушкина Белоруссия в рамках проекта «Пушкинские дни в лицее» при поддержке фонда «Русский мир» прошёл литературно-музыкальный салон «А. Пушкин и музыка». Учащиеся познакомились с литературным наследием Пушкина в музыке: операми «Руслан и Людмила» М. Глинка , «Евгений Онегин» П. Чайковский , «Золотой Петушок» Н.
Пушкина, как его основателя. Оба — великие таланты, оба — родоначальники нового русского художественного творчества, тому подтверждение стихотворение «Два гения» нашего земляка А. Мишина, которое для Вас прочтёт зав. Личным воспитателем был В. Кюхельбекер, который преподавал там российскую словесность. К своему лицейскому другу нередко приходил Пушкин. Они были очень дружны.
В стихотворении «19 октября» поэт, как никто другой, превозносит дружбу и вспоминает своих друзей — лицеистов. Михаил Иванович вспоминал: «Около этого же времени я часто встречался с известнейшим поэтом нашим — Александром Сергеевичем Пушкиным, который: хаживал и прежде того к нам в пансион, к брату своему и пользовался его знакомством до самой его кончины». В апреле 1835 года М. Глинка работал над оперой «Иван Сусанин» и друзья постоянно интересовались его работой, неоднократно обсуждался сценарий. Пушкин, безусловно, был в курсе глинковского замысла.
Музыку к ней писали А. Верстовский, А. Алябьев и другие композиторы. Отрывок из трагедии Пушкина «Каменный гость» получил название «Испанский романс». Ночной зефир струит эфир. Музыку к нему писали М. Глинка, А. Даргомыжский и другие.
В Саратове открылся «Пушкин в музыке»
Публикация «Список музыкальных произведений „А, С, Пушкин в музыке“» размещена в разделах. Библиотекари рассказали о важности поэзии Пушкина в годы Великой Отечественной войны, о том, что пушкинское слово звучало на передовой, в окопах перед наступлением и в госпиталях, стихи великого русского поэта вдохновляли бойцов. Для самого Пушкина музыка была искусством не только прекрасным, но и высоким, исполненным огромного этического содержания. Большим стихотворно-музыкальным концертным представлением в областной филармонии имени Альфреда Шнитке завершился фестиваль, получивший название «Пушкин в музыке». А.С. Пушкин интересовался самыми различными явлениям музыкальной жизни – итальянской оперой, музыкой Моцарта, Глинки, других композиторов его эпохи.
Пушкин в русской музыке
Петербургский мюзикл дает новое осмысление жизни и творчества поэта Яркие страницы биографии Александра Сергеевича Пушкина современные артисты отобразили в музыке. Диалог о Пушкине и музыке будут вести актер Евгений Шевелев и солист филармонии Вячеслав Клименко. Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке 20 века у Георгия Свиридова. Участие в литературно-музыкальном салоне позволило лицеистам и гостям мероприятия оценить, какое влияние творчество Пушкина оказало на развитие русской и мировой музыкальной культуры.
Пушкин в русской музыке
4 июня в 19:00 в преддверии дня рождения А.С. Пушкина приглашаем на концерт «Пушкин: известный и неизвестный». Русская музыка всегда была неразрывно связана классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина. 10.04.24 Для всех любителей настоящей поэзии и ее воплощения в музыке музыкально-поэтический вечер «Мой Пушкин». Исследование роли музыки в творчестве а и влияния его произведений на музыкальное творчество русских композиторов.
В исполнении столичных певцов. В Пушкинских Горах прошёл фестиваль «Пушкин. Музыка. Михайловское»
Стихи Пушкина стали песнями | И сегодня, вместе с членами Пушкинского клуба мы отправились в увлекательное и познавательное путешествие в музыкальный мир А.С. Пушкина. |
Концерт «Пушкин в музыке» в Доме музыки, Москва – билеты | Первый — «Пушкин в Михайловском» — ретроспектива музыкальных сочинений, связанных с поэтом и его временем. |
Пушкин в музыке середины ХIХ века | Об этом Псковской Ленте Новостей сообщили в Театрально-концертной дирекции Псковской области. |
Пушкин в музыке. Концертные исполнения опер в Театре Наталии Сац.
Оно поражает нас благородством и подлинной человечностью чувств: Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Другим образчиком соединения талантов двух корифеев русской культуры - Пушкина и Глинки - стал романс «Я помню чудное мгновение». В этом произведении слово и музыка слились настолько, что почти невозможно произнести пушкинские строки и не услышать музыку Глинки. Примечательно, что история создания этого романса мистическим образом повторяет историю написания стихотворения.
Пушкин посвятил свои стихи Анне Петровне Керн. Глинка был знаком с её дочерью Екатериной. Знакомство перешло в глубокую взаимную привязанность.
Нежные чувства, которые питал Глинка к Е. Керн, пробуждали музыкальное воображение композитора. Для Екатерины Глинка написал и романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи, посвящённые её матери.
Глинки «Не пой, красавица, при мне» был создан с подачи русского писателя, дипломата и музыканта А.
У меня было много дебютов, вчера было исполнение из «Руслана и Людмилы». Была у меня песня певца за сценой, «Утешься, милая княжна», сегодня уже было три романса на стихи Пушкина», - Виктор Коротич, оперный певец Мариинского театра. А с этим местом нас давнишняя дружба связывает - ещё со времен Семёна Степановича Гейченко, потому что мы дружили, приезжали, жили здесь», - Александр Чернушенко, художественный руководитель и главный дирижёр симфонического оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. О, не кляни меня за речи злые… Во время концерта зрители не только услышали арии из известных опер, но и узнали о работе композиторов над музыкальными шедеврами. В программе фестиваля известные произведения и незаслуженно забытые - например, романсы. Не просто разные композиторы, но и разные эпохи и разные века.
Показать, насколько он оплодотворял творчество великих русских композиторов, как они им вдохновлялись, питались», - Игорь Тарасов, генеральный продюсер фестиваля «Пушкин.
Национальный Филармонический Оркестр России, основанный в 2003 году выдающимся дирижёром, народным артистом СССР Владимиром Спивако-вым, в наступившем сезоне отмечает 20-летие творческой деятельности. За прошедшие годы НФОР сумел стать одним из ведущих симфонических ор-кестров России, завоевать любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом.
Юбилейный сезон Владимир Спиваков и его кол-лектив решили посвятить русской классике и, в частности вписать в него мультимедийный проект — концерт «Пушкин в музыке». Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт, еще при жизни его стали именовать гением. Пушкин — неисчерпаемый родник для русской музыки А.
Кроме того, на его стихи, в том числе написанные в Михайловском, сочинены романсы. Здесь поэт писал и трагедию "Борис Годунов", по мотивам которой Модестом Мусоргским была создана одна из самых известных репертуарных русских опер. Сегодня на основе его произведений даже сочиняют мюзиклы. Так что Александр Сергеевич Пушкин принадлежит к миру музыки не меньше, чем к миру литературы и словесному искусству. Но составители концертной программы не обошли вниманием и знаковые для этого юбилейного года и для русской музыки имена Федора Шаляпина и Сергея Рахманинова. Поэтическая поляна - сцена фестиваля. Фото: Юрий Лепский За два дня пройдет три разных концерта, участие в которых примут также артисты и музыканты Мариинского театра. Поверьте, нас ожидает очень интересная программа Как можно приобрести билеты на фестиваль? Георгий Василевич: Вход на концерты свободный.
Любовь к Пушкину - вот главная валюта, которой будут расплачиваться желающие попасть на фестиваль в Михайловском.
Ваш комментарий будет первым
- Гала-концерт «Пушкин в русской и европейской музыке» завершит праздник поэзии
- Оркестр Капеллы примет участие в фестивале «Пушкин. Музыка. Михайловское» в Пушкинских Горах
- «Пушкин и музыка»
- Форма обратной связи
- Хорошие новости
- Гала-концерт «Пушкин в русской и европейской музыке» завершит праздник поэзии