В былинах люди называли его «Красным солнышком» и такое прозвище возникло за его добрый характер. Владимир Святославич (Владимир Красно Солнышко). Отправившись за Днепр, Владимир послал впереди себя воеводу по прозвищу Волчий Хвост. Владимир получил прозвище «Красно Солнышко», которое символизировало его красоту и силу.
3. Князь Владимир - Красное солнышко
Для начала надо понять, что же такое «прозвище». Тут, конечно, всё кажется простым: прозвище — название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству[1]. Но немногие знают такой интересный факт. Обычно история Руси в школе начинается с момента призыва варягов и правления первого Рюрика. Уже у второго князя, Олега 879-912 , появляется прозвище: Вещий. Всё вроде понятно, оно дано именно за волхвование. Как считают некоторые историки, князь Олег, будучи предводителем своей дружины и верховным правителем, также выполнял еще и функции чародея, волхва, жреца. Однако всё не так просто.
Существует и вторая версия происхождения этого прозвища причём наличие нескольких версий происхождения и значения прозвища будет встречаться нам довольно часто. Для происхождения второй версии стоит обратиться к исходному значению слова. Олега называют основателем Древнерусского государства. Князь смог присоединить к Руси новые земли, объединил южный и северный центры восточных славян, сделав столицей город Киев, покорил и подчинил многие восточноевропейские племена, был удачлив в военных походах, также и в походах на Византию, в результате которых заключал выгодные торговые договоры, создал полюдье система сбора дани. Поэтому его прозвище отражает именно мнение людей о своём правителе, как к дальновидном и рассудительном человеке. Однако если история этого прозвища известна, то про прозвище Святослава 957-972 вообще мало кто знает. За разгром хазар, многочисленные победы над печенегами и булгарами, причём меньшим количеством войска, враги прозвали его Барсом.
В этой работе будут рассмотрены преимущественно народные прозвища. Последние два легко объяснимы: при Святославе было крещение Руси 988г. Но почему именно Красное Солнышко, и менее известное прозвище князя Ласковый? Для народа, основным занятием которого является земледелие, солнце имеет первостепенное значение. Называя князя в его честь, люди ценили дела князя, направленные на создание и укрепление обороны границ от печенегов с помощью сооружения несколько оборонительных рубежей с системой крепостей. Ведь таким образом он защищал их «место под солнцем». Так в истории Руси появилась первая засечная черта.
Кроме того, красный в народной поэзии и речи употребляется для обозначения чего-то хорошего, яркого, светлого. Так в летописях найдены примеры доброты и «светлости» князя: в каждое воскресенье на княжеский пир мог прийти любой бедняк и получить пищу, питьё, деньги. Часто по Киеву развозили на телегах различную снедь и раздавали немощным и убогим. Сын Владимира, Святополк 1015-1019 , тоже получил прозвище, но уже негативное: Окаянный. Окаянный, то есть грешный, проклятый, отверженный; преисполненный греха [3]. Если обратиться к этимологии слова, «окаянный» заимствовано из старославянского языка, где оно является страдательным причастием от «окаяти»: «проклясть, осудить». Но если проследить его историю ещё глубже, «окаяти» является префиксальной производной от «каяти», что означает каять ся.
Недаром в церковном понимании «окаянный» имело совершенно другой оттенок: бедный, отверженный, сожаления достойный, злосчастный, несчастный [4]. Народная же этимология связывает это слово с именем Каина, который, согласно Библии, убил своего брата и был проклят Богом. Отсюда и народное прозвище. Ведь Святополк, подобно, Каину, убил своих братьев Бориса и Глеба, впоследствии причисленных к лику святых и стали символами праведности и мученичества для русского народа. Также он подсылал убийц брату Святославу и выступал с печенегами против Ярослава, который его потом победил. Однако, вопреки обычаю, после его смерти имя его не было вычеркнуто из родового списка княжеских имён вплоть до середины XII века. Некоторые историки считают, что это косвенное доказательство невинности Святополка в убийстве братьев, которые, кроме того, были единственными, кто признавали его законным правителем, а убил их сам Ярослав Мудрый.
В широких массах неизвестно даже о наличии такой теории. При Ярославе Мудром 1019-1054 русские войска разгромили окончательно печенегов. Русь стала в один ряд с сильнейшими государствами Европы, а Киев мог даже соперничать с Константинополем. C семьей киевского князя пытались подружиться и породниться крупнейшие знатные дворы Европы. Был принят первый свод законов «Русская Правда». Да и сам князь был очень образованным человеком, знавшим несколько иностранных языков и имевшим богатую библиотеку, и ещё проявил себя и как выдающийся полководец. Таким образом, Мудрость стала его символом.
Всё кажется логичным и понятным, но это была лишь первая версия из пяти. По второй версии Мудрым он стал не столько из-за своей собственной образованности, как, к примеру, византийский король Лев VI, а скорее за то, что он нёс знания в народ: открывал школы, библиотеки. Третья версия гласит, что Мудрым его прозвали за основание двух соборов Святой Софии в Киеве и в Новгороде. Так как князь посвятил главные храмы городов Софии — мудрости Божьей. Четвёртая версия гласит, что князя Ярослава не называли Мудрым ни современники, ни летописцы, а эпитет этот придумал писатель и историк Н. Карамзин, писавший его характеристику.
На Русь довольно часто нападали хазары и печенеги, а единого верования среди людей не было, именно поэтому народ был разобщен. Во все времена язычества князь Владимир считался очень жестоким правителем. Существовали в те времена обряды жертвоприношения богам, а в качестве жертв выбирали живых людей. Однажды в качестве жертвы был выбран мальчик, но его отец, который к тому времени был христианином, воспротивился тому, чтобы его сына убивали. Народ в гневе убил и отца и сына, а это событие произвело очень сильное впечатление на князя Владимира. После этого он стал искать религию, которая сможет объединить всех людей таким образом, чтобы прекратились кровопролития, а народ чувствовал себя единым целым. В результате долгих размышлений и поисков веры, которую можно принести русским людям князь Владимир остановился именно на христианстве.
Язычество жило на Руси еще минимум 50 лет после ее крещения. Но все же принятие христианства было большим шагом к объединению страны и учреждению в ней нового института власти. Некоторые историки считают, что христианскую религию Владимиру могла навязать еще его бабушка — княгиня Ольга. Но эта теория маловероятна, так как общение с этой женщиной у князя было слишком ограничено. Скорее всего, Владимир Великий Красное Солнышко пошел на такой серьезный шаг из-за внешнеполитических факторов. Прозвище Почему князя Владимира называли Красное Солнышко? Конечно, такое прозвище дал святому не народ. Ведь фигура князя у его современников одобрения не вызывала. Многие подданные не поддерживали перехода к христианству. Да и распутный образ жизни мало говорит о святости человека. Но все-таки стоит верить, что люди меняются. И изменить их может одно судьбоносное событие или, как в случае с Владимиром, человек. Ведь есть версия, по которой крещение князь принял именно благодаря одной из своих жен, а именно святой Анне. Сложно описать, какой огромный вклад в развитие Руси внес Владимир. Почему Красное Солнышко? Да потому, что столько света и мира, сколько наше отечество получило столетием позже, наша родина никогда не видела. Перемены в стране Что же существенно изменил в укладе жизни государства Владимир? Ну, конечно, это крещение Руси и изгнание язычества. Объединение нашей страны в руках одного правителя - тоже большое достижение. Конечно, потом князь совершил большую ошибку, разделив свои владения между сыновьями, но нужно отдать ему должное, он не сильно хотел этого делать. Бразды правления Владимир намеревался передать в руки любимого сына Бориса, но можно себе представить, как к такой идее отнеслись другие дети. Последние годы жизни Правление Владимира Красное Солнышко продолжалось 46 лет. Под конец своей жизни князь правил в Киеве и очень опасался за свою жизнь. И это неудивительно. Ведь он хотел написать завещание, по которому наследником становился лишь один из его сыновей. Конечно, такой расклад не понравился детям, и в 1014 году на войну с отцом отправляется Святополк. К тому времени он успел жениться на дочери польского князя, так что военный отряд у него был собран в довольно быстрые сроки. Кроме того, многие подданные Владимира поддержали Святополка.
Но давайте обо всем по — порядку. Если говорить проще, то в славянской интерпретации выражение «Красное Солнышко» ассоциируется со словом «Великий». А именно таким и был князь Владимир. Русью он правил 37 лет. Среди всех его благих деяний нужно выделить Крещение Руси. Владимир являлся сыном князя Святослава, который заступил на киевский престол в 978 году. Он же является инициатором выбора единой веры Киевской Руси — христианства.
Князя Владимира прозвали Красное Солнышко: Почему? История в день памяти святого 28 июля
Благодаря его решению произошло крещение русского народа и распространение христианской веры. Кто такой святой Владимир? Язычник, принявший христианство и поменявший свою жизнь, князь, обративший Русь в православие, все это о Владимире, который после смерти был признан святым равноапостольным. В былинах люди называли его «Красным солнышком» и такое прозвище возникло за его добрый характер. Святой князь Владимир сделал все возможное, чтобы распространить веру во Христа. Святой Владимир в православии Согласно существующей информации, Владимир появился на свет примерно в 960 году точная дата неизвестна. Его отец Святослав Игоревич был князем на Руси, а мать, на удивление многих, была обычной наложницей. Житие святого Владимира описывает, что первые пару лет своей жизни он жил вместе с мамой в селе и только через несколько лет переехал в Киев. В 972 году он стал правителем Новгорода, а через восемь лет завоевал Киев и стал правителем Руси. Он был язычником, но через время начал сомневаться в своих предубеждениях и начал приглашать к себе разных проповедников и наибольшее впечатление на него оказало православие, и он решил креститься.
До принятия христианства у него было несколько языческих браков, а после он женился два раза. Владимир стал отцом 13 сыновей 10 или более дочек. За что Владимира причислили к лику святых? При жизни князь сделал огромный вклад в распространение христианства: он провел крещение Руси и построил много храмов, где люди могли узнавать о Боге. Многих интересует, почему князя Владимира прозвали святым, так вот свой титул он получил благодаря великому служению русскому народу и вере в православие. Равноапостольным его начали называть за то, что он был первым человеком, с которым крестился русский народ.
Киев достался старшему сыну Ярополку, Древлянская земля — Олегу, а вот с Владимиром вышла такая история. В Киев в это время пришли новгородцы и попросили направить к ним князя. Святослав спросил их насмешливо: «Абы пошел кто к вам? И тогда новгородцы, по совету Добрыни, попросили себе на княжение Владимира. Святослав согласился. Так Владимир еще ребенком сделался новгородским князем и начал свой путь правителя, впоследствии решительным образом повлиявшего на судьбу народа. Наставником Владимира в Новгороде стал его дядя воевода Добрыня. Гибель Святослава в 972 году повернула исторические события самым неожиданным образом. Сыновья стали княжить самостоятельно, но долго троевластие продолжаться не могло, тучи уже сгущались над взаимоотношениями братьев-правителей. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями. Олег потерпел поражение от Ярополка и, отступая, был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Узнав о гибели брата, юный Владимир бежал «за море» — к варягам, в отечество предков, а Новгород достался Ярополку. Казалось, что Владимир навсегда сошел с исторической сцены — и не видать Руси христианского Крещения. Бежать из родного Отечества означало, прежде всего, спасать свою жизнь, чувствуя себя неустойчивым дома. В чужих краях судьба русского князя могла решиться самым печальным образом. Но жизненный путь людей включен в Промысл Божий , и часто Господь ведет человека к славным делам через начальное уничижение. Владимир уже взрослел, смог проявить в Скандинавии незаурядные организаторские способности, вместе с дядей Добрыней ему удалось набрать войско, найти необходимое для него обеспечение, и вскоре молодой князь вернулся, сумев завладеть Новгородом. Началась война между Владимиром и Ярополком. Много жестокости было явлено языческим войском, да и сам Владимир в ту пору не отличался великодушием. Прозреть в нем будущего христианина было невозможно. Так, Владимир захватил поддерживавший Ярополка город Полоцк, бесчеловечно унизив и умертвив семью правителя города князя Рогволода. Незадолго до этого дочь полоцкого князя Рогнеда гордо отвергла предложение Владимира стать его женой. Оскорбление обернулось жестоким возмездием: по совету Добрыни Владимир обесчестил Рогнеду на глазах ее родителей, а затем убил ее отца и двух братьев. Рогнеда, просватанная прежде за Ярополка, была насильно взята Владимиром в жены. Сергей Ефошкин. Господь попускает впасть в глубину зла, дабы затем сильнее было обращение к Нему. Как говорил святой апостол Павел , «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» Рим. Тем временем успех в войне сопутствовал Владимиру. Вскоре он осадил Киев, где заперся Ярополк. Не проявив вовремя нужной решимости, Ярополк выпустил инициативу из рук; кроме того, Владимир смог подкупить его воеводу с красноречивым именем Блуд. Этот-то Блуд и сыграл плачевную роль в судьбе князя: спровоцировал в Киеве мятеж местных жителей. Судя по летописным данным, именно Ярополк предоставил христианам в Киеве много льгот и прав, чем вызывал недовольство большинства населения. Ярополк потерял поддержку киевлян, и воевода Блуд уговорил князя бежать в маленький городок Родень. Он же убедил Ярополка, что следует идти на переговоры с Владимиром. Как только Ярополк, поверив брату, вступил в покои Владимира, Блуд проворно закрыл за ним двери, а двое варягов подняли Ярополка на мечах «под пазухи». Так Владимир-язычник пошел на откровенное братоубийство, а беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, взял себе в наложницы. Чтобы понять силу последующей перемены, необходимо знать, каким яростным язычником был Владимир прежде С таких злодейств началось киевское княжение Владимира 978. Действительно, чтобы понять силу последующей перемены, необходимо знать, каким яростным язычником был Владимир в первые годы своего княжения. Он был жесток и злопамятен, летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия христианства. Молодой князь предавался бурной чувственной жизни, и его женолюбие запечатлелось в «Повести временных лет»: «Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены… а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Скорее всего, количественные характеристики являются преувеличением, но жен у Владимира в ту пору было пять: Рогнеда, которую он прилюдно обесчестил мать Изяслава, Ярослава Мудрого и Всеволода , гречанка — вдова убитого Ярополка, бывшая прежде монашенкой и привезенная в Киев князем Святославом, пораженным ее красотой от нее родился Святополк Окаянный , некая болгарыня мать святых Бориса и Глеба и две чехини одна — мать первенца Владимира Вышеслава, а другая — мать Святослава и Мстислава. Были сыновья и от других женщин, в частности Станислав, Судислав и Позвизд. Владимир и Рогнеда с сыном Владимир выступил ярым противником христианства и убежденным язычником. При этом считается, что князь принял меры к реформированию языческого культа. На тот момент князь думал, что консолидировать разрозненное по племенам с отдельными божками Древнерусское государство возможно вокруг единого, общего для всех культа. Он видел неудовлетворительность сложившейся языческой религии, но полагал, что ее авторитет можно повысить путем реформ. Так, по воле Владимира в Киеве языческое капище было вынесено за пределы княжеского двора и богослужение стало публичным государственным мероприятием, а не частным или династическим. Это были шесть основных богов славянского язычества, им были установлены торжественные жертвоприношения, а главным божеством признавался Перун. Подобные действия предпринимались и в других городах. Так князь полагал, что введение по всей стране единого культа с единым главным богом Перуном олицетворит единство государства, главенство Киева и киевского князя. Капище у озера Сергей Ефошкин. Первые русские мученики Федор и Иоанн перед гибелью Поскольку прежний князь Ярополк симпатизировал христианству, Владимир начал борьбу с христианской верой. Известно, что древние русы время от времени практиковали человеческие жертвы, для чего убивали захваченных пленных, но мог и бросаться жребий для выбора жертвы. В 983 году, после удачного похода на ятвягов, князь Владимир решил принести на «Перуновом холме» жертву идолам. Жребий пал на двор варяга христианина Феодора, и язычники потребовали отдать им его сына Иоанна для жертвы. Феодор отказался. Эти два варяга стали первыми на Руси мучениками за веру Христову. И судя по всему, их предсмертные слова, переданные князю Владимиру, их бесстрашие перед лицом смерти с исповеданием истинного Бога произвели на него сильное впечатление. Для родной земли он был рачительным хозяином, который расширял и оборонял ее пределы Но, конечно, черные краски не следовало бы сгущать чрезмерно. Владимир был, без сомнения, и до Крещения великий князь. Для родной земли он стал рачительным хозяином, который расширял и оборонял ее пределы. Он воевал с польским князем Мешко I за приграничную Червенскую Русь и смог присоединить к родной земле ряд территорий. Именно Владимир впервые присоединил к Древнерусскому государству территорию вятичей, а также покорил радимичей и балто-литовское племя ятвягов. Он одержал победу над булгарами и обложил данью Хазарию. Князь «пас свою землю правдою, мужеством и разумом», — говорится о нем в летописи, а возвращаясь из похода, он устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры. Но никакие пиры и победы не могли утолить тоску сердца. Душа не имела покоя при внешней славе и достижениях. Вроде бы было всё, но не хватало чего-то самого главного. А не хватает душе встречи с Богом, благодать Которого насыщает глубины человеческого духа. Призвание человека ко Христу всегда таинственно и для человеческого рассудка непонятно. Это призвание совершается часто вопреки сложившимся обстоятельствам и образу жизни. Это действие Промысла Божия, при котором сердце человеческое вдруг откликается на призывающую Божию благодать. Выбор князем Владимиром веры Христовой был именно таким откликом на Божий зов, и как некогда гонитель христиан Савл стал первоверховным апостолом Павлом, так и язычник Владимир стал равноапостольным князем, призвавшим к вере сотни тысяч людей. Князь, конечно, шел на немалый риск, отдавая предпочтение вере, которой не придерживалась значительная часть населения. Язычники на такое избрание могли отреагировать весьма жестко, кроваво. Но князь всё равно шел на это. Язычество не могло дать стержня государственной жизни Этот шаг был обусловлен как личными религиозными исканиями князя, так и рядом политических причин. Примитивное славянское язычество значительно уступало более развитым религиям соседних народов. Русь уже входила во взаимодействие с христианскими державами, и религиозное отставание было налицо. Кроме того, Русь переставала быть прежней военной федерацией отдельных племен, где каждый молился своим богам, превращалась в единое государство. В отличие от христианства, язычество не могло дать стержня государственной жизни, консолидирующего и объединяющего народ. В интересах Отечества и государства требовалось принять одну веру, такую, которая объединит разрозненные племена в один народ, и это поможет вместе противостоять врагам и заслужить уважение союзников. Умный князь понимал это, но как, еще пребывая язычником, было разобраться, какая вера истинная? Народы, жившие вокруг Руси, вроде бы исповедовали единобожие, но имели кардинально разные религии, соответственно — и разные обряды и правила жизни. Владимир-язычник Слух о том, что князь недоволен языческой верой и думает о перемене ее, быстро распространился. Соседние страны были заинтересованы, чтобы Русь приняла их веру. Первыми пришли волжские булгары, которые исповедовали ислам. Расспросив об их законе и услышав об обрезании младенцев, запрете вкушать свинину и употреблять вино, князь отказался от мусульманства. Действительно, еще в 962 году германский император присылал в Киев епископа и священников, но они не были приняты на Руси и «еле спаслись». Выбор Веры князем Владимиром После этого пришли хазарские иудеи. Они полагали, что раз две предыдущие миссии не удались, то, значит, не только ислам, но и христианство на Руси отвергнуто, стало быть, остается иудаизм. Выслушав иудеев об их законе и правилах жизни, Владимир спросил: «Скажите мне, где ваша родина? Владимир сделал правильный вывод: «Если так, то как же вы учите других, когда сами отвергнуты Богом? Если бы Богу угоден был закон ваш, то Он бы не рассеял вас по чужим землям.
Владимир назван равноапостольным, потому что дело, совершенное им, приравнивает его к святым апостолам, просвещавшим верой Христовой различные земли. По значению своих дел он назван Великим и так поминается в храмах. Еще его называют Владимиром Крестителем за то масштабное действо, которое по его повелению свершилось в водах Днепра. Простые же люди называли его Красным Солнышком за свет добра и тепло милосердия, явленные им по принятии Крещения. И не было на Руси другой такой личности, которая так решительно и кардинально повлияла на всю дальнейшую историю нашего Отечества. Владимир родился около 960 года по Р. Его матерью была ключница Малуша, верой и правдой служившая равноапостольной княгине Ольге. Кто такая ключница? Это та, что имела ключи от всех дверей, то есть заведовала обширным хозяйством княгини и, конечно же, пользовалась огромным влиянием на княжеском дворе. В то же время она оставалась рабыней. Брак с ней князя хотя и был допустим по обычаям того времени, но никак не мог считаться равным. Летописи рассказывают, что Ольга, разгневавшись по какой-то причине на свою ключницу, сослала ее в отдаленное селение Будутино под Псковом. Есть предположение, что Малуша была христианкой, как и сама княгиня Ольга; она исполняла обязанность милостницы, то есть раздавала милостыню из христианских побуждений княгини, однако нарушила со Святославом заповедь «не прелюбодействуй», чем и вызвала гнев его матери. Так или иначе, но судьбы Божии свершились, и в отдаленном Будутине родился будущий великий святой — князь Владимир Великий. Сын Игоря, он являл собой пример доблести и отваги, проводил время в военных походах, думая об укреплении величия и славы Руси. К сожалению, при многих воинских и государственных заслугах Святослав настроен был против христианства. Так что крестить его детей было невозможно несмотря даже на то, что жили они при дворе своей бабушки — равноапостольной княгини Ольги. Непосредственным же воспитанием Владимира занимался его дядя Добрыня — по обычаям древней Руси воспитание наследника доверялось старшим дружинникам, опытным в военных и государственных делах. Еще ребенком Владимир сделался новгородским князем В 969 году Святослав отправился в поход, из которого ему уже не суждено было вернуться: на обратном пути он попал в засаду, устроенную печенегами, и был убит. Но перед походом Святослав успел поделить Русскую землю между тремя сыновьями. Киев достался старшему сыну Ярополку, Древлянская земля — Олегу, а вот с Владимиром вышла такая история. В Киев в это время пришли новгородцы и попросили направить к ним князя. Святослав спросил их насмешливо: «Абы пошел кто к вам? И тогда новгородцы, по совету Добрыни, попросили себе на княжение Владимира. Святослав согласился. Так Владимир еще ребенком сделался новгородским князем и начал свой путь правителя, впоследствии решительным образом повлиявшего на судьбу народа. Наставником Владимира в Новгороде стал его дядя воевода Добрыня. Гибель Святослава в 972 году повернула исторические события самым неожиданным образом. Сыновья стали княжить самостоятельно, но долго троевластие продолжаться не могло, тучи уже сгущались над взаимоотношениями братьев-правителей. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями. Олег потерпел поражение от Ярополка и, отступая, был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Узнав о гибели брата, юный Владимир бежал «за море» — к варягам, в отечество предков, а Новгород достался Ярополку. Казалось, что Владимир навсегда сошел с исторической сцены — и не видать Руси христианского Крещения. Бежать из родного Отечества означало, прежде всего, спасать свою жизнь, чувствуя себя неустойчивым дома. В чужих краях судьба русского князя могла решиться самым печальным образом. Но жизненный путь людей включен в Промысл Божий , и часто Господь ведет человека к славным делам через начальное уничижение. Владимир уже взрослел, смог проявить в Скандинавии незаурядные организаторские способности, вместе с дядей Добрыней ему удалось набрать войско, найти необходимое для него обеспечение, и вскоре молодой князь вернулся, сумев завладеть Новгородом. Началась война между Владимиром и Ярополком. Много жестокости было явлено языческим войском, да и сам Владимир в ту пору не отличался великодушием. Прозреть в нем будущего христианина было невозможно. Так, Владимир захватил поддерживавший Ярополка город Полоцк, бесчеловечно унизив и умертвив семью правителя города князя Рогволода. Незадолго до этого дочь полоцкого князя Рогнеда гордо отвергла предложение Владимира стать его женой. Оскорбление обернулось жестоким возмездием: по совету Добрыни Владимир обесчестил Рогнеду на глазах ее родителей, а затем убил ее отца и двух братьев. Рогнеда, просватанная прежде за Ярополка, была насильно взята Владимиром в жены. Сергей Ефошкин. Господь попускает впасть в глубину зла, дабы затем сильнее было обращение к Нему. Как говорил святой апостол Павел , «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» Рим. Тем временем успех в войне сопутствовал Владимиру. Вскоре он осадил Киев, где заперся Ярополк. Не проявив вовремя нужной решимости, Ярополк выпустил инициативу из рук; кроме того, Владимир смог подкупить его воеводу с красноречивым именем Блуд. Этот-то Блуд и сыграл плачевную роль в судьбе князя: спровоцировал в Киеве мятеж местных жителей. Судя по летописным данным, именно Ярополк предоставил христианам в Киеве много льгот и прав, чем вызывал недовольство большинства населения. Ярополк потерял поддержку киевлян, и воевода Блуд уговорил князя бежать в маленький городок Родень. Он же убедил Ярополка, что следует идти на переговоры с Владимиром. Как только Ярополк, поверив брату, вступил в покои Владимира, Блуд проворно закрыл за ним двери, а двое варягов подняли Ярополка на мечах «под пазухи». Так Владимир-язычник пошел на откровенное братоубийство, а беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, взял себе в наложницы. Чтобы понять силу последующей перемены, необходимо знать, каким яростным язычником был Владимир прежде С таких злодейств началось киевское княжение Владимира 978. Действительно, чтобы понять силу последующей перемены, необходимо знать, каким яростным язычником был Владимир в первые годы своего княжения. Он был жесток и злопамятен, летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия христианства. Молодой князь предавался бурной чувственной жизни, и его женолюбие запечатлелось в «Повести временных лет»: «Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены… а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Скорее всего, количественные характеристики являются преувеличением, но жен у Владимира в ту пору было пять: Рогнеда, которую он прилюдно обесчестил мать Изяслава, Ярослава Мудрого и Всеволода , гречанка — вдова убитого Ярополка, бывшая прежде монашенкой и привезенная в Киев князем Святославом, пораженным ее красотой от нее родился Святополк Окаянный , некая болгарыня мать святых Бориса и Глеба и две чехини одна — мать первенца Владимира Вышеслава, а другая — мать Святослава и Мстислава. Были сыновья и от других женщин, в частности Станислав, Судислав и Позвизд. Владимир и Рогнеда с сыном Владимир выступил ярым противником христианства и убежденным язычником. При этом считается, что князь принял меры к реформированию языческого культа. На тот момент князь думал, что консолидировать разрозненное по племенам с отдельными божками Древнерусское государство возможно вокруг единого, общего для всех культа. Он видел неудовлетворительность сложившейся языческой религии, но полагал, что ее авторитет можно повысить путем реформ. Так, по воле Владимира в Киеве языческое капище было вынесено за пределы княжеского двора и богослужение стало публичным государственным мероприятием, а не частным или династическим. Это были шесть основных богов славянского язычества, им были установлены торжественные жертвоприношения, а главным божеством признавался Перун. Подобные действия предпринимались и в других городах. Так князь полагал, что введение по всей стране единого культа с единым главным богом Перуном олицетворит единство государства, главенство Киева и киевского князя. Капище у озера Сергей Ефошкин. Первые русские мученики Федор и Иоанн перед гибелью Поскольку прежний князь Ярополк симпатизировал христианству, Владимир начал борьбу с христианской верой. Известно, что древние русы время от времени практиковали человеческие жертвы, для чего убивали захваченных пленных, но мог и бросаться жребий для выбора жертвы. В 983 году, после удачного похода на ятвягов, князь Владимир решил принести на «Перуновом холме» жертву идолам. Жребий пал на двор варяга христианина Феодора, и язычники потребовали отдать им его сына Иоанна для жертвы. Феодор отказался. Эти два варяга стали первыми на Руси мучениками за веру Христову. И судя по всему, их предсмертные слова, переданные князю Владимиру, их бесстрашие перед лицом смерти с исповеданием истинного Бога произвели на него сильное впечатление. Для родной земли он был рачительным хозяином, который расширял и оборонял ее пределы Но, конечно, черные краски не следовало бы сгущать чрезмерно. Владимир был, без сомнения, и до Крещения великий князь. Для родной земли он стал рачительным хозяином, который расширял и оборонял ее пределы. Он воевал с польским князем Мешко I за приграничную Червенскую Русь и смог присоединить к родной земле ряд территорий. Именно Владимир впервые присоединил к Древнерусскому государству территорию вятичей, а также покорил радимичей и балто-литовское племя ятвягов. Он одержал победу над булгарами и обложил данью Хазарию. Князь «пас свою землю правдою, мужеством и разумом», — говорится о нем в летописи, а возвращаясь из похода, он устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры. Но никакие пиры и победы не могли утолить тоску сердца. Душа не имела покоя при внешней славе и достижениях. Вроде бы было всё, но не хватало чего-то самого главного. А не хватает душе встречи с Богом, благодать Которого насыщает глубины человеческого духа. Призвание человека ко Христу всегда таинственно и для человеческого рассудка непонятно. Это призвание совершается часто вопреки сложившимся обстоятельствам и образу жизни. Это действие Промысла Божия, при котором сердце человеческое вдруг откликается на призывающую Божию благодать. Выбор князем Владимиром веры Христовой был именно таким откликом на Божий зов, и как некогда гонитель христиан Савл стал первоверховным апостолом Павлом, так и язычник Владимир стал равноапостольным князем, призвавшим к вере сотни тысяч людей. Князь, конечно, шел на немалый риск, отдавая предпочтение вере, которой не придерживалась значительная часть населения.
Активную энергию народа пытался направить не на войны, а на хозяйственную деятельность, на укрепление веры и духа, поощрение строительства, искусств и ремесел. В этом заключалась его основная мудрость как правителя. Владимир Красное Солнышко. Огромное уважение и почитание со стороны простого народа и церкви за щедрость и заботу о простом люде, широкая просветительская деятельность, бесчисленное множество грандиозных сражений и громких завоеваний, скорее всего, и явились основной причиной возникновения такого высокого прозвища, как «Красно солнышко». До наших дней дошли сведения о великолепных пирах, которые устраивались щедрым князем для простого народа, подобные широкие жесты также дают все основания для возникновения подобного названия, ведь «красным солнышком» в 10-11 веке было принято ласково называть любимых и близких людей.
Почему Владимира Красное Солнышко так прозвали
Без своего князя киевская дружина быстро перешла на сторону победителя. Ненасытен в блуде Варяги Владимира воевали за право грабить занятые селения и города. Киев на разграбление он не отдал, а отравил наемников в Константинополь. Одним из первых действий нового правителя стало распределение его наложниц по княжеским резиденциям: 300 в Вышгород, 300 в Белгород, 200 — в село Берестовое.
Число рабынь известно по летописи Нестора, сколько девушек было на самом деле — остается загадкой. В XI веке летописцы писали, что Владимир ненасытен в блуде и растлевал как молодых девушек, так и замужних женщин. Запомнился князь и своими пирами, упоминания о которых сохранились в былинах.
В них князь всегда пирует с дружиной и отдает приказы богатырям, сидя за столом. Однако блуд и гулянки не мешали ему строить сильную державу. За первые 10 лет правления Владимир расширил границы Руси, разгромил ее внешних и внутренних врагов, а также сформировал государственный аппарат управления.
Строились новые города и крепости, организовалась колонизация пограничных с Диким полем земель. Владимир был настоящим язычником, как в частной жизни, так и в управлении державой — безудержный, агрессивный, отчаянный. Выбор Бога Ярополк благоволил христианам, а Владимир повел противоположную политику.
Он приказал разрушить церкви, синагоги и мечети, а на их месте построить языческие капища новому пантеону богов: Перуну, Хорсу, Даждьбогу, Стрибогу, Симарглу и Мокоши. Себя и свою дружину князь связывал с воинственным Перуном. Однако многочисленные боги не подходили единой державе.
Нужна формула одного правителя на земле и одного на небе. Выбор Владимира пал на христианство византийского обряда. Крещение киевлян Обряд крещения в 988 году провел греческий священник Павел.
Перед этим Владимир совершил военный поход в Византийскую империю и выбил себе в жены сестру императора — принцессу Анну. Хотя ромеи не хотели родниться с диким скифом. Для подтверждения серьезности своих намерений жениться и уверовать во Христа Владимир захватил в Крыму город Корсунь и устроил в нем бойню.
Такие весомые аргументы убедили императора взять киевского князя в зятья. Крестили мечом и огнем Новая вера встретила сопротивление племенной знати и простого люда.
Известно, что в Новгород малолетний князь был посажен на княжение в 970 г. После смерти Святослава в 972 г. В итоге начавшейся через три года усобицы погибает брат Святослава и Ярополка, древлянский князь Олег, а немного позже и сам князь Ярополк. Приход к власти Владимира Святославича был омрачён братоубийством. Во время походов 981 и 992 г. В 981 г. Владимиру пришлось снова покорять вятичей.
В 984 г. Ещё более важно, что произошли качественные перемены в отношениях Киева и подчинённых земель. Сыновья Владимира стали его наместниками на этих землях. Суд и управление переходили к киевским наместникам, которым подчинялась местная верхушка. Создавались новые крепости, становившиеся новыми административными центрами. В крепостях размещались дружинники, местная верхушка частично уничтожалась, частично вливалась в ряды княжеской дружины, ставшей господствующей социальной группой в государстве. Всё это означало важный шаг на пути к превращению слабо связанных племенных территорий в единое государство с единой системой управления, подчиненной единому главе — киевскому князю. Меры по защите от кочевников В конце IX — пер. Отношения их с восточнославянскими землями не всегда были враждебными, но всё же представляли опасность: нападения печенегов затрудняли связи между Русью и Византией.
Владимир принял важные меры для борьбы с ними: строились «грады» — крепости по рекам Десне, Трубежу, Суле, Стугне. Для их заселения князь посылал людей из северо-западных и северо-восточных областей.
Первыми пришли волжские булгары, которые исповедовали ислам.
Расспросив об их законе и услышав об обрезании младенцев, запрете вкушать свинину и употреблять вино, князь отказался от мусульманства. Действительно, еще в 962 году германский император присылал в Киев епископа и священников, но они не были приняты на Руси и «еле спаслись». Выбор Веры князем Владимиром После этого пришли хазарские иудеи.
Они полагали, что раз две предыдущие миссии не удались, то, значит, не только ислам, но и христианство на Руси отвергнуто, стало быть, остается иудаизм. Выслушав иудеев об их законе и правилах жизни, Владимир спросил: «Скажите мне, где ваша родина? Владимир сделал правильный вывод: «Если так, то как же вы учите других, когда сами отвергнуты Богом?
Если бы Богу угоден был закон ваш, то Он бы не рассеял вас по чужим землям. Или же вы желаете, чтобы и нас постигла такая же участь? История не сохранила его имени, но именно он своей речью о Православии смог произвести на князя Владимира самое сильное впечатление.
Философ рассказал князю о Священном Писании Ветхого и Нового Завета, о рае и аде, об ошибках и заблуждениях других вер. В заключение показал картину Второго пришествия Христова и Страшного суда. Пораженный этой картиной, великий князь произнес: «Благо тем, которые стоят направо, и горе стоящим налево».
Философ же на это ответил: «Если хочешь стать по правую сторону, то крестись». И хотя окончательного решения князь Владимир не принял, он серьезно задумался. Он знал, что христиан становится всё больше и в дружине, и в городе, помнил бесстрашие святых Феодора и Иоанна, пошедших на смерть с исповеданием Иисуса Христа, помнил и бабушку свою Ольгу, принявшую вопреки всем христианское Крещение.
Что-то в душе князя стало клониться в сторону Православия, но Владимир еще не решался что-либо предпринять и собрал на совет бояр и градских старцев. Они-то и посоветовали князю отправить «добрых и смысленных мужей» в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы. Послы киевского князя были ошеломлены увиденным Посетив религиозные службы мусульман и латинян, послы князя Владимира прибыли в Константинополь, где в соборе Святой Софии присутствовали за богослужением.
В буквальном смысле они были очарованы неотмирной красотой тамошнего богослужения. Православное священнодействие оказало на них незабываемое действие. По возвращении в Киев послы рассказали князю Владимиру: «Мы были в булгарской земле и видели, как магометане молятся в своих храмах, которые они называют мечетями; в храмах их нет ничего для человека радостного, закон их нехорош.
Были мы у немцев и видели в их храмах множество различных обрядов, но благолепия не видали. Наконец были мы и у греков, нас повели в храм, в котором они служат своему Богу. Во время службы мы не понимали, где мы находимся: там ли, на небе, или здесь, на земле.
Мы не в силах даже рассказать о святости и торжественности обрядов греческого богослужения; но мы вполне уверены, что в греческих храмах присутствует Сам Бог вместе с молящимися и что греческое богослужение лучше, чем все остальные. Нам никогда не забыть этого святого торжества, и мы уже не можем более служить нашим богам». На это бояре заметили: «Если бы закон греческий не был лучше всех, то бабка твоя княгиня Ольга, мудрейшая из всех людей, не приняла бы его».
Волею Божией сложились такие обстоятельства, которые повлияли на ход всей истории Руси Для князя Владимира превосходство православной веры над всеми остальными было уже очевидно. Однако великому князю так просто принять Крещение и крестить целый народ вряд ли было возможно — требовалось от кого-то принять священников, вступить в новые, церковные взаимоотношения с подающей Крещение православной державой, что повлечет изменение общественно-политических и международных отношений. В каком-то смысле могла возникнуть зависимость государства, чего мудрый Владимир допустить не хотел.
И вот волею Божией сложились еще некоторые исторические обстоятельства, которые повлияли на ход событий того времени и повернули всё самым благоприятным для князя Владимира и всей Руси образом. Влиятельный полководец Варда Фока объявил себя императором, увлек за собой многочисленное войско и осадил Константинополь. Ввиду смертельной угрозы император Василий II срочно обратился за помощью к князю Владимиру.
Случай выдавался самый подходящий для неожиданного возвышения Руси на международной арене. Великий князь затребовал в ответ на помощь неслыханное вознаграждение — родственную близость с византийскими императорами, а именно брак с родной сестрой императора Василия царевной Анной. Для тех времен это было уникальным исключением из династических правил Византии.
Сам же общественно-политический ход князя Владимира был просто выдающимся шагом его как непревзойденного дипломата того времени. В Константинополе ради спасения империи вынуждены были согласиться. Однако отдавать сестру за язычника-многоженца Василий II никак не хотел и сам предложил князю креститься и вступить с царевной Анной в законный христианский брак.
Владимир, будучи подготовлен всеми предыдущими событиями, согласился. Помощь Византии быстро оказали, прибывшее от князя Владимира войско помогло разбить несметные силы Варды Фоки, а сам мятежник погиб. Но тут Василий II замедлил с выполнением обещания: слишком уж возвышалась Русь посредством династического брака с византийским императором.
И тогда Владимир Великий предпринял поход на Корсунь Херсонес в Крыму для устрашения императора, чтобы тот поторопился с исполнением своих обязательств. Херсонес являлся оплотом византийского господства на Черном море Важно отметить, что Херсонес являлся оплотом византийского господства на Черном море, одним из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Поэтому удар по городу весьма ощутимо действовал на Византию.
Осажден Херсонес был князем Владимиром в 988 году. При этом город показал незаурядную стойкость в обороне. Например, когда осаждавшие делали насыпь вокруг городских стен, то корсуняне, прокопав тайный подкоп под стеной, выносили землю снизу и тем самым уничтожали насыпь.
После девятимесячной осады, отчаявшись в успехе предприятия, Владимир уже думал отступить, но в это время один из горожан, по имени Анастас, пустил в русский стан стрелу с запиской, в которой говорилось: «За стенами с восточной стороны находятся наши колодцы, из которых вода протекает по трубам в город; перекопай их и перейми воду». Как впоследствии оказалось, Анастас был священником. Что подвигло его оповестить князя Владимира, летописи умалчивают, однако его совет сыграл решающую роль во взятии города.
Известно, что после событий, связанных с Херсонесом, Анастас последовал за князем Владимиром, участвовал в Крещении киевлян и занимал одно из первых мест в зарождавшейся Русской Православной Церкви. Что же касается его записки, то, прочитав ее и взглянув на небо, Владимир сказал: «Если только Господь поможет мне взять этот город, то я крещусь». Колодцы были перекопаны, в городе наступила жажда, и Херсонес сдался Владимиру.
Императорам Василию и Константину князь Владимир послал весть, что если они не отдадут ему сестру в жены, то он пойдет на Константинополь. В то время Византия испытывала разные проблемы и нужды, вести войну с Владимиром у нее не было сил. Василий и Константин дали окончательное согласие на свадьбу и направили Анну в Корсунь, только напомнили, что вступить в брак она должна с христианином, а не язычником.
Владимир ответил: «Я давно испытал и полюбил греческую веру». В Корсунь царевна Анна прибыла в сопровождении священников. Всё шло ко крещению великого князя.
Конечно, его ум и военная сила решили достаточно много. Однако для наглядного, очевидного убеждения в события вмешался непосредственно Сам Бог: князь Владимир разболелся глазами, ослеп. Узнав об этом, царевна Анна послала сказать ему: «Если желаешь выздороветь, то поскорее крестись».
Тогда-то Владимир приказал приготовить всё необходимое для святого Крещения. Князь произнес: «Теперь узрел я истинного Бога». Это действительно было прозрение, не только телесное, но и духовное Сергей Ефошкин.
Князь Владимир. Крещение Таинство Крещения совершил епископ Корсунский с духовенством, и едва Владимир погрузился в купель Крещения, как чудесным образом прозрел. Летопись сохранила слова, которые князь символично произнес после Крещения: «Теперь узрел я истинного Бога».
Это действительно было прозрение, не только телесное, но и духовное. Свершилась личная встреча с Господом в тайниках сердца святого Владимира, которая необъяснима на человеческом языке, но которая являет Небесного Отца и приобщает душу возрожденного человека Его вечному Царству. С этого момента начинается путь князя Владимира как человека святого и всецело преданного Христу.
В Крещении Владимир принял имя Василий в честь святителя Василия Великого как своего небесного покровителя. Но если говорить более точно, то князь Владимир перенял имя правящего византийского императора Василия II. Такова была практика крещения правителей того времени.
Это означало, что заочным крестным отцом Владимира признавался император Василий II. О подобной взаимосвязи с правителем Византийской империи мог мечтать любой вождь или князь народа. Особенно это касалось брака с царевной Анной.
Династические и межгосударственные связи между Русью и Византией упрочились. Во всех событиях того времени отчетливо видно, что Господь посредством святого князя Владимира созидал Святую Русь как преемницу православной Византии. Многие из дружины князя, увидев совершившееся над ним чудо исцеления, приняли святое Крещение здесь же, в Херсонесе.
Совершено было и бракосочетание великого князя Владимира с царевной Анной. Так на бывшего коварного язычника Владимира снизошло обилие благодати, соделав его другом Божиим, чистым и искренним христианином. Город Херсонес князь вернул Византии в качестве дара за царственную невесту, при этом выстроил в городе храм во имя святого Иоанна Крестителя в память о своем крещении.
Что же касается остальных жен, приобретенных в язычестве, то их князь освободил от супружеских обязанностей. Известно, что Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг. Таким образом, после Крещения князь начал новую жизнь в прямом смысле этого слова.
В Киев великий князь возвращался с невиданным доселе сопровождением — княгиней Анной, константинопольскими и херсонесскими священнослужителями. По прибытии в Киев святой Владимир сразу же крестил своих сыновей. Крестился и весь дом его, и многие бояре.
Затем равноапостольный князь приступил к искоренению язычества, велел ниспровергнуть идолов, тех самых, которых сам поставил за несколько лет до этого. Произошла решительная перемена сердца, ума, всего внутреннего мира князя. К идолам, помрачавшим души людей и принимавшим человеческие жертвы, велено было отнестись самым жестким образом.
Одних сожгли, других изрубили мечом, а главного «бога» Перуна привязали к хвосту коня, волокли с горы по улице, побивая дубинами, а потом бросили в воды Днепра.
Ну а пока князь Владимир приказал уничтожить идолы главных языческих богов, стоящих в центре Киева. Вместо них было построено несколько христианских храмов, открыта образовательная школа. Принятие христианства помогло установить дипломатические связи с Европой, укрепить границы государства. До настоящего времени историки спорят, добровольным ли было крещение народа. Приверженцы религиозного направления считают, что народ крестился добровольно. Многие исследователи утверждают, что нельзя приказом князя изменить веру человека, которая передавалась из поколения в поколение. Вопрос остается открытым до настоящего времени. Все очень просто: православная церковь еще в XIV веке приравняла князя Владимира, принявшего христианство и распространявшего его на Руси, к лику святых равноапостольных, а народ назвал его Владимиром Крестителем.
В своей языческой жизни князь Владимир слыл великим распутником, но его христианская жизнь отличалась благочестием, у него была единственная христианская законная жена Анна. Владимир щедро одаривал милостыней нищих, их кормили на княжеском дворе, больным развозили продукты на телегах. Князь даже отменил смертную казнь, объясняя свой поступок страхом греха. Жестокого в прошлом Владимира в народе стали называть ласковым князем и Владимиром Красное Солнышко. С ним связаны былины и сказания, где о нем говорилось, как о главе русских богатырей. Одним из которых, как мы помним, был его наставник Добрыня. За свою жизнь князь имел 6 жен и около 800 наложниц. От жен у него осталось 9 дочерей и 12 сыновей. Им еще при жизни отец раздал земли и города в управление.
какое имя и почему дал народ князю Владимира
Скорее всего, что прозвище появилось уже после смерти Владимира Великого, когда жители Руси стали сравнивать его поступки с деятельностью его сыновей.
У мусульман ему нравится многоженство, но он не принимает их воздержания от вина: «На Руси веселие пити, не может без того жити». Отвергнув учение первых трех проповедников, Владимир неожиданно слушает подробную проповедь грека Философа, а затем заявляет о своем горячем желании быть с праведными одесную на Страшном судилище. И вдруг опять как-то вяло говорит: «Подожду еще немного», аргументируя тем, что надо еще узнать о других верах как будто только что не узнал. Но в то же время дал греку «многие дары и отпустил его с честию великою». Странная история. Как вообще князь Владимир, только что с яростью расправившийся с христианами, слушает все эти, по его представлению, сказки, оскорбляющие его языческий опыт? Как могли осмелиться приходить к нему проповедники, зная его крутой нрав? Вывод может быть один: с князем Владимиром что-то произошло.
Преподобный Нестор-летописец пишет о том, что Господь послал Владимиру «некое запятье» «запятье» слав. Евстафий Плакида — святой мученик II века, полководец. Первоначально был язычником, но милосердным и справедливым. Однажды во время охоты олень, за которым гнался Плакида, принял образ Христа, и Господь сказал Евстафию: «Я Христос, Которого ты боготворишь, не зная этого. Иди и прими крещение». Преподобный Нестор пишет: «И так же случилось с Владимиром. Бог явился ему, и он стал христианином». Как же Бог явился князю Владимиру? В Евангелии от Луки 12, 11-12 Господь увещевает апостолов: «Когда же приведут вас… к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Дух Святой научит вас в тот час, что должно говорить».
Деяния Апостолов в повествовании об убиении архидиакона Стефана см. Ведь страдания их таинственно соединяются со страданиями Самого Господа Иисуса Христа, а их смерть — с Его смертью и воскресением. Здесь мы склонны предположить, что преподобный Нестор, говоря о «запятии» князя Владимира, подразумевал, что Христос таинственно открылся князю Владимиру в страданиях Феодора и Иоанна, наших первых мучеников. Явление Божие всегда дает человеку почувствовать радость иной, настоящей жизни, ее полноту и силу. И вот князь Владимир почувствовал, что мученики соединяются с этой радостью и силой, а он от нее совершенно отвержен и погибает. В этот момент проявились и все определившиеся ранее предпосылки обращения князя Владимира: влияние его бабушки, святой княгини Ольги, нескольких его жен-христианок и друга детства норвежского конунга Олава, а вместе с тем его собственные угрызения совести. История о норвежском княжиче Олаве Триггвасоне малоизвестна. Мы узнаем о ней из древнеисландской саги. Олав со своей матерью скрывался в Новгороде во время междоусобицы.
По достижении совершеннолетия он поступил в дружину Владимира. Но после многих лет военных набегов в жизни Олава произошли перемены. Сам Господь явился ему, призвал отправиться в Византию и принять Святое крещение. Когда Олав исполнил это повеление, он вернулся на Русь, чтобы приобщить к вере Владимира. Последний, согласно саге, отверг предложение Олава, тот уехал на родину и в 993-995 годах крестил свой народ, став первым королем Норвегии. Все эти факторы по-своему значительны, но если бы не было «запятия», так бы и размышлял князь Владимир о них всю свою жизнь. После же убиения Феодора и Иоанна создалась парадоксальная ситуация: князь Владимир принялся искать христиан, чтобы побольше узнать от них об их вере, о Христе, христиане же всячески прятались от него, продолжая видеть в нем гонителя. Естественно, после «запятия» князь Владимир больше не участвовал в языческих обрядах и жертвоприношениях, хотя страсти, как мы видели, продолжали порой им владеть.
Народ его очень любил и уважал, выражал это уважение в различных былинах и баснях, называя его Красным солнышком, то есть великим человеком, а церковь причислила Владимира к лику святых. Существует также версия, что после спасения от печенегов князь устроил великий пир, на который в качестве гостей были созваны все, кроме старейшин и бояр. Каждый нищий и бедный человек мог прийти во дворец и взять еду.
Третья теория относит прозвище к возможному влиянию фонетического сходства с именем Путина. Образ «Солнце» может ассоциироваться с его имиджем как яркого и авторитетного лидера, способного освещать путь стране и народу. Конечно, это лишь некоторые теории, предложенные историками и политологами, и каждый может придумать свое собственное толкование. В итоге, прозвище «Красное солнышко» остается загадкой, и каждый из нас вольно может интерпретировать его значение в соответствии с собственными убеждениями и взглядами на личность и политику Владимира Путина. Словесные анализы и сравнения А чтобы разобраться, откуда пошло прозвище «красное солнышко», нужно обратиться к смыслу этих слов и их контексту в отношении Владимира. Разберемся вместе! Слово «красное» в русском языке имеет богатый значение — оно может означать и красивый, и яркий, и сильный, и мощный. Красный цвет ассоциируется с силой и энергией, с огнем и страстью. В контексте «красного солнышка» это может указывать на мощь и яркость Владимира, его силу и энергию в политике и руководстве государственными делами. Солнышко — символ солнца, и солнце, в свою очередь, является центром источника света и энергии для всей Земли. Солнце олицетворяет яркость и жизненную силу. В данном контексте «красное солнышко» может указывать на значимость и важность Владимира для страны и ее граждан, и на его большую роль в политической и экономической жизни. Сравнивая Владимира с солнцем, тем самым показвается его яркость, сила и мощь. Такое прозвище можно толковать и как символ его значительности и важности в государстве. Однако, как и в случае со всеми прозвищами, данные и разъяснения носят сугубо субъективный характер, и мнения людей могут сильно различаться. Отношение населения к прозвищу «Красное солнышко» Прозвище «Красное солнышко» прикрепилось к Владимиру Доронину, бизнесмену и общественному деятелю, благодаря его видимой энергии и смелости в решении сложных задач. Население относится к прозвищу «Красное солнышко» с интересом и уважением. Владимир стал символом для многих людей, он вдохновляет своим предпринимательским духом, настойчивостью и стремлением к совершенству. Его успешный путь в бизнесе и социально-экономической сфере, а также активная общественная позиция позволяют называть его «Красным солнышком». Многие граждане считают Владимира Доронина своим героем и примером для подражания. Они восхищаются его умением преодолевать трудности, создавать новые рабочие места и развивать экономику региона. Прозвище «Красное солнышко» стало символом силы и энергии, которые Владимир приносит в свою работу и делает мир вокруг него лучше и ярче. Отношение населения к прозвищу «Красное солнышко» можно охарактеризовать как позитивное и восхищенное. Знакомство с автором прозвища, его успехами и достижениями вносит в жизнь людей уверенность и надежду на лучшее будущее. Население видит в нем образ, который вдохновляет на активное участие в жизни общества и стремление к самореализации. Сравнение с другими прозвищами владимирских князей Прозвище «красное солнышко» несет в себе некоторую символику и поэтичность. Оно связано с яркими впечатлениями, которые оставил Владимир в своем княжестве. Однако, он не единственный владимирский князь, которого прозвали особым образом. Рассмотрим несколько примеров прозвищ других владимирских князей. Это прозвище отражает его военные и политические успехи, а также его важное место в истории Руси. Его прозвище указывает на его управленческие и дипломатические навыки, а также его значимость в истории Владимирского княжества. Его прозвище символизирует его военную мощь и силу, а также его важность в политической жизни Руси. Таким образом, прозвище «красное солнышко» Владимира не является уникальным и существует множество аналогичных прозвищ других владимирских князей. Каждое из них отражает особенности их личности, вклад в историю и значение в жизни Руси. Влияние прозвища на образ Владимира в исторической памяти К прозвищу «красное солнышко», данному государю Владимиру, привязано множество легенд и исторических интерпретаций, которые оказали значительное влияние на образ этого правителя в исторической памяти.
Князь Владимир Красное Солнышко. Почему так назвали?
КНЯЗЬ ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО - почему его так назвали? | | Прозвище «Красное солнышко» было дано Владимиру Красному Солнышку, так как он был известен своей яркой и энергичной личностью. |
какое имя и почему дал народ князю Владимира | Владимир Святославич – князь новгородский и киевский, известный под именем Владимир Красное Солнышко, при нем произошло Крещение Руси. |
Почему князя Владимира прозвали Красно Солнышко | Крещение Руси Князь Владимир Красно Солнышко Православие Византия Киев Корсунь Херсонес Крым Константинополь ислам католицизм иудаизм буддизм генеалогическое древо семейное древо родословная память история сохранение памяти цифровой памятник княгиня. |
Владимир Красное Солнышко | Русская История Вики | Fandom | Владимир Красно (е) Солнышко (также Владимир Всеславьевич [1]; прототип — Владимир I Святославич; на сколадывание былинного образа повлиял и Владимир Мономах) — киевский князь, одна из ключевых фигур былин киевского цикла, объединяющее всех русских богатырей. |
Почему князя Владимира называли Красное Солнышко | Владимир Святославич – князь новгородский и киевский, известный под именем Владимир Красное Солнышко, при нем произошло Крещение Руси. |
Князя Владимира прозвали Красное Солнышко: Почему? История в день памяти святого 28 июля
Верховные и значимые фигуры христианского мира неохотно вели переговоры с ярым поборником язычества, сторонились и пытались уйти в сторону. Владимир принял решение о крещении, и стал «активно обращать в веру» своих подданных. Крещение Владимира. Фреска В. Руины Херсонеса. Место, где князь Владимир принял крещение. В обмен на это решение князю было обещана женитьба на сестре императора Василия II Анне. Бытует легенда, что пока князь Руси с дружиной ехал на церемонию крещения, он ослеп.
Но стоило ему окреститься, как он увидел «бога истинного» и прозрел. Вячеслав Назарук. Крещение киевлян. Начало Божественной литургии на берегах Днепра. Он был наречен церковным именем Василий. Князя Владимира Святого стали называть в народе Ясным Солнышком. По приезду в Киев Владимир стал разрушать языческую атрибутику и поголовно крестить свою свиту.
Миниатюра из среднеболгарского перевода летописи Константина Манассия Московский перепис от 1345 г. Елена Доведова. Свержение Перуна. А в 989 году в Киеве началось строительство первой церкви из камня. Десятинная церковь. Фундамент Десятинной церкви сегодня. В 1853 году в Киеве был установлен памятник князю Владимиру.
Именно с этой возвышенности, по преданию, взирал равноапостольный князь на крещение киевлян в водах Днепра. Старейший памятник Киева, гармонично и эффектно выполненный зодчими из Петербурга, с момента основания и по сей день является одним из символов Киева.
Факты о былинах. Князь Владимир былины. Князь Владимир Святославич. Русь князь Владимир Святославович. Святой равноапостольный князь Владимир-красное солнышко. Владимир красное солнышко крещение Руси кратко. Герб Владимира красное солнышко. Владимир красное солнышко соотечественники.
Князь Владимир красное солнышко до крещения Руси. Владимир красное солнышко мероприятия. Проект про Великого князя Владимира. Князь Владимир красное солнышко 4 класс. Храмы при Владимире красное солнышко. Владимир Святославич красное солнышко крещение Руси. Киевский Владимир Великий красно солнышко. Историческая память народа. Владимир красное солнышко эссе. Князь Владимир красное солнышко годы правления.
Древняя Русь Владимир красное солнышко. Эпос о Князе Владимире красное солнышко. Князь Владимир Святославович. Великий Киевский князь Владимир Святославович, крестивший Русь,. Владимир Великий князь Киевский. Князь Владимир 988. Князь Владимир красное солнышко доклад 3. Владимир красное солнышко 960-1015. Владимир 1 Святой красное солнышко. Владимир красно солнышко наместники.
Портрет князя Владимира красное солнышко. Биография князя Владимира красное солнышко кратко. Сообщение о Князе красное солнышко. Князь Владимир доклад 6 класс. Рассказ про князя Владимира красное солнышко 4 класс. Русские князья и их прозвища. Прозвища первых русских князей. Владимир красное солнышко доклад 3 класс. Князь Владимир 980-1015 красно солнышко. Владимир Святославович 988.
Князь Новгородский и Киевский Владимир Святославович. Какого князя на Руси называли красным солнышком. Кого на древней Руси называли красным солнышком. Какого князя на Руси прозвали кошельком. Святослав отец Владимира красное солнышко. Владимир сын Святослава. Князь Владимир.
Для этого он предпринял рискованный поход на византийскую крепость Херсонес в Крыму. После захвата города князь потребовал руки византийской принцессы Анны, сестры императоров Василия и Константина, угрожая в противном случае разорить Константинополь. Это знаменательное событие определило весь дальнейший жизненный путь Владимира и исторический путь Руси.
Почему Красное Солнышко? Да потому, что столько света и мира, сколько наше отечество получило столетием позже, наша родина никогда не видела. Перемены в стране Что же существенно изменил в укладе жизни государства Владимир? Ну, конечно, это крещение Руси и изгнание язычества. Объединение нашей страны в руках одного правителя - тоже большое достижение. Конечно, потом князь совершил большую ошибку, разделив свои владения между сыновьями, но нужно отдать ему должное, он не сильно хотел этого делать. Бразды правления Владимир намеревался передать в руки любимого сына Бориса, но можно себе представить, как к такой идее отнеслись другие дети. Последние годы жизни Правление Владимира Красное Солнышко продолжалось 46 лет. Под конец своей жизни князь правил в Киеве и очень опасался за свою жизнь. И это неудивительно. Ведь он хотел написать завещание, по которому наследником становился лишь один из его сыновей. Конечно, такой расклад не понравился детям, и в 1014 году на войну с отцом отправляется Святополк. К тому времени он успел жениться на дочери польского князя, так что военный отряд у него был собран в довольно быстрые сроки. Кроме того, многие подданные Владимира поддержали Святополка. Ведь он был не родным сыном князя, а приемным. Настоящим отцом его был Ярослав, которого Владимир, садясь на киевский престол, хладнокровно убил. Но военный поход не увенчался успехом. Войско было разгромлено, а Святополк заключен в темницу. В 1015 году против отца выступил второй сын — Ярослав. Но он не пошел войной, просто Новгородское княжество захотело независимости и перестало платить дань. Такой расклад не понравился Владимиру, и он отправил войско урегулировать этот вопрос. Но дожить до развязки этой войны киевскому князю не удалось, 15 июля он умирает. Похоронили Владимира в Киеве в Десятинной церкви рядом с христианской женой Анной. След в истории Князь Владимир прожил очень насыщенную жизнь, и, конечно, былины и легенды не могли обойти стороной такую колоритную фигуру. Киевский правитель фигурирует в «Слове о полку Игореве», именно ему посвящал свои произведения Феофан Прокопович. Немудрено, что образ Владимира отразился и в былинах, например, он фигурирует как главный герой сказаний о трех богатырях. Даже сегодня о крестителе Руси кинематографисты снимают свои ленты. Одна из последних вышла в 2016 году и носит название «Викинг».
Владимир Красное Солнышко почему его так назвали?
широкая просветительская деятельность, бесчисленное множество грандиозных сражений и громких завоеваний, скорее всего, и явились основной причиной возникновения такого высокого прозвища, как «Красно солнышко». Прозвище «Красное солнышко» было дано Владимиру Красному Солнышку, так как он был известен своей яркой и энергичной личностью. Известен также как Владимир Великий, Владимир Креститель (в церковной истории), Владимир Красное Солнышко (в былинах). Вот за то, что князь в своей практике умело использовал принцип римских цезарей "хлеба и зрелищ", он и получил своё прозвище Красное Солнышко.
КНЯЗЬ ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО - почему его так назвали?
Владимир Красное Солнышко, Борьба за княжение после смерти Святослава, Утверждение Владимира на княжении в Киеве, Укрепление государственности Киевской Руси, первые реформы, Завоевательная политика князя Владимира, Борьба с печенегами, Крещение. Нет, он любил очень выпивать и за его красное лицо народ прозвал его Красное Солнышко. Прозвище «Красное Солнышко» легло в основу образа князя Владимира из-за его яркого и величественного характера. Где крестился Владимир Красное Солнышко: Киевский князь крестился в Византии, сразу после нападения на Херсонес он согласился принять веру на землях христианского государства. «Красным Солнышком» великого киевского князя Владимира называли не случайно. Прозвал его так русский народ за доброту, за открытие новой славянской эпохи, за единую веру – за христианство. Владимир Святой (Владимир Красно Солнышко) Внебрачный сын великого князя Святослава, его матерью была ключница княгини Ольги Малуша, сестра воеводы Добрыни.
Почему князя Владимира прозвали Красно Солнышко?
В былинах люди называли его «Красным солнышком» и такое прозвище возникло за его добрый характер. Владимир Красное Солнышко. Sign in to edit. Прозвище. Почему князя Владимира называли Красное Солнышко? За что князь Владимир получил прозвище красное солнышко. Рассмотрим годы жизни Владимира Красное солнышко на сайте Согласно одной из версий, такие прозвища князь Владимир получил за свои. Так изменила благодать Святого Духа некогда жестокого Владимира, которого по причине происшедшей перемены народ стал именовать ласковым князем и Красным Солнышком.
Святой равноапостольный князь Киевский Владимир: 65 фактов из жизни правителя Древней Руси
Получил такое прозвище он не случайно, ведь его правление можно считать золотым веком для Руси. Прозвище «Красное Солнышко», полученное Владимиром во время его правления, в значительной степени повлияло на его образ. Крещение Руси Князь Владимир Красно Солнышко Православие Византия Киев Корсунь Херсонес Крым Константинополь ислам католицизм иудаизм буддизм генеалогическое древо семейное древо родословная память история сохранение памяти цифровой памятник княгиня. Подданные уважали своего князя за мужество, справедливость и заботу о земле русской, за хорошее отношение к простому люду. называли Владимир Красное Солнышко.