Разговор о патриотизме становится завязкой действия в антивоенной картине Стэнли Кубрика «Тропы славы», обращающейся к событиям Первой мировой войны с вершин опыта Второй. Древняя Греция: Страна отцов Слово «патриотизм» происходит от. То, каким вырастает человек, напрямую зависит от воспитания, которое он получил. Чувства любви к Родине, патриотизма во мне воспитали классически. Основа советского патриотизма — равноправие рас и наций, дружба народов, морально-патриотическое единство советского народа.
Словарь Ушакова
- Патриотизм перевод с греческого
- Содержание
- Патриотизм: перевод на греческий, значение, синонимы, антонимы, примеры предложений
- Перевод слова «патриотизм» на 25 языков
- Другие материалы
- Глава первая. Патриотизм
Перевод слова «патриотизм» на 25 языков
- Публикация «Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности» размещена в разделах
- Выставка Россия на ВДНХ 2024 - Российское общество «Знание»
- Газета "Правда". Патриот Владимир Ильич Ленин
- О патриотизме
О патриотизме
Описание слова "патриотизм" Патриотизм - это любовь к своей Родине, готовность защищать ее интересы и сохранять историческое наследие. Это чувство глубокой привязанности к стране, ее культуре, традициям, языку и народу. Патриоты благодарны своей Родине за все, что она дала им и за то, что они могут жить в такой замечательной стране. Они стремятся сделать все возможное, чтобы Родина была процветающей и могучей, готовы принять любые трудности и испытания. Патриотизм - это чрезвычайно важное чувство для каждого гражданина, ведь от того, насколько готовы люди заботиться о своей Родине, зависит ее будущее.
Иными словами, детей учат любить не только свою страну, но и родной край. В России Система патриотического воспитания в России носит общественно-государственный характер и реализуется во всех сферах образования и культуры. С целью формирования этого социального чувства создаются различные организации для работы с молодежью, общественные проекты, образовательные форумы, организуются патриотические праздники и конкурсы. За рубежом По результатам опросов общественного мнения, проводимым в США, примерно три четверти американских граждан испытывают гордость за свою страну и считают, что идеи, которые популярны в США, применимы и во всем мире. Каждый второй американец украшает свой дом и автомобиль флагом США, который они считают самым любимым символом наряду со статуей Свободы. Чувство любви к родине американцы прививают своим детям со школьной скамьи: ученики произносят клятву верности флагу, прикладывая руку к сердцу, любая памятная дата коих в стране немало непременно сопровождается тематическим уроком. Чего стоит одно скаутское движение! Это крупнейшая организация в Америке, где в игровой форме у детей и подростков развивают чувство уважения, долга и любви к своей стране. Критика и негативные стороны У понятия есть немало противников. Так, ряд критиков утверждают, что государство существует для того, чтобы охранять и обеспечивать права и интересы своих граждан, а не требовать самопожертвования и отказа от этих интересов и прав, идея чего и лежит в основе патриотизма. Патриотизм может быть направлен либо на завоевание территории, либо на ее удержание, либо на восстановление покоренных и угнетенных народов. А все это сопровождается агрессией, насилием и убийствами. Если же рассуждать о том, что патриотизм связывает людей в государства и поддерживает единство, то тогда зачем поддерживать такую преданность, если это государство уже соединилось? Проблема заключается в том, что у любви к Родине могут быть свои крайности. Радикальный слепой патриотизм может стать отправной точкой на пути к смежным идеологиям, таким как: Ксенофобия — нетерпимость ко всему чужому национальностям, религиозным убеждениям , которая может выражаться в дискриминации иностранцев, их притеснении и т. Национализм — здесь высшей формой общественного единства выступает нация, а ее сторонники стремятся к созданию государства для одной нации. Ярким примером является фашистская Германия во главе с Гитлером. Поскольку Россия — это многонациональная и мультикультурная страна, любые формы вышеперечисленных крайностей могут быть опасны. Заключение Мы с вами рассмотрели понятие патриотизма, узнали, каким образом он проявляется и какие крайности в себе может таить. История знает немало примеров, когда патриотизмом оправдывались войны, геноциды и прочие страшные преступления против человечности. Здоровый патриотизм, который выражается в теплых чувствах к своей стране, — это хорошо. Но все хорошо в меру, без фанатизма. На этом мы завершаем.
В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку , традициям. Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к Родине , но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают Виды патриотизма Патриотизм может проявляться в следующих формах: - полисный патриотизм — существовал в античных городах-государствах полисах ; - имперский патриотизм — поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству; - этнический патриотизм — в основании имеет чувства любви к своему этносу ; - государственный патриотизм — в основании лежат чувства любви к государству. Патриотизм в истории Само понятие имело различное наполнение и понималось по-разному. В античности термин patria «родина» применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям таким как « Эллада », « Италия » ; таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма. В Римской империи патриотизм существовал в виде местного « полисного » патриотизма и имперского патриотизма. Полисный патриотизм поддерживался различными местными религиозными культами. Римские императоры в целях сплочения населения империи под руководством Рима предпринимали попытки формирования общеимперских культов, некоторые из них были основаны на обожествлении императора. Христианство своей проповедью подрывало основы местных религиозных культов и тем самым ослабляли позиции полисного патриотизма. Проповедь равенства всех народов перед Богом способствовала сближению народов Римской империи и препятствовала патриотизму.
Понятие патриотизм в переводе с греческого означает чувство любви и преданности своей стране, народу, вера в его духовные возможности, готовность служить на благо народа. Благополучие страны зависит от каждого человека. Факторы влияния на патриотизм: Самосознание, сочувствие. Ценность исторических событий и боевых подвигов. Гражданская ответственность. Готовность к труду и обороне. Верность Родине, забота о ее интересах. Прививая это чувство молодому поколению, можно затронуть памятные страницы истории, края, рода и семьи. С домашнего семейного альбома, с рассказов родителей и старшего поколения вырабатывается интерес к историческому прошлому. В юном возрасте у человека формируется инстинкт защиты стаи, но еще нет семьи или детей, ответственность за которых заставляет родителей быть осторожными и эгоистичными. Патриотизм является сокровенным чувством, находящимся глубоко в душе каждого. На свое отношение к Отечеству и людям указывают дела и поступки гражданства. Портрет патриота: Моральная, нравственная и физическая сила. Правильное воспитание, образование, просвещение. Заинтересованность в политической ситуации. Участие в общественных мероприятиях. Испокон веков духовным началом было самосознание русского человека, формировавшееся под влиянием православной церкви. Для христиан свойственны соборность, преобладание морального начала над материальным, общего над личным. Земля считается не территорией, а категорией нравственной, соединяющей прошлое и будущее народа. Этапы формирования в обществе Главный моральный принцип или социальное чувство предполагает гордость достижениями и культурой Родины, сохранение ее характера. Понятие трактовалось различно и понималось неоднозначно. На протяжении истории человечества проблема отношения к Родине, Отечеству являлась объектом постоянного внимания общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал указанной идеи отражался в письменных и устных источниках народов мира. В античный период, слово patria «родина» применялось только к государству, а не к общностям. В Средние века, когда взамен гражданскому коллективу пришла лояльность монарха, термин перестал быть актуальным, а вновь приобрел популярность в современные века. Наставление-сообщение равенства всех народов перед Всевышним Господом содействовало сближению населения Римской империи и мешало местному национализму. На уровне городов поучение христианства заключалось в противостоянии патриотическим настроениям язычников. В эпоху американской и французской буржуазных революций патриотизм отождествлялся с национализмом. В этот период патриотами называли революционеров. В России Л. Толстой считал чувство любви к Родине «грубым, вредным, стыдным, дурным и безнравственным». Он считал, что патриотизм пробуждает войны. Основу для славы и величия страны делают не политики, а люди культуры и науки. Воспитание патриотических качеств зависит от социализации народа — от усвоения каждым гражданином ценностей, указаний, норм и примеров поведения, характерных для общества. У детей, молодежи с юношеского возраста должны формироваться социально важные качества личности, взгляды и принципы. Усложняет международное взаимодействие Прискорбно, что для того, чтобы быть хорошим патриотом, нужно стать врагом всего человечества. Вольтер Когда в стране побеждают ценности патриотизма, для всех окружающих становится понятно, что её правительство заменяет стремление к общечеловеческим целям стремлением к национальным. Соответственно, к такой стране будут относиться более настороженно. Если, допустим, несколько человек красят стену и каждый работает, как надо — в результате стена покрашена быстро и качественно, все выполнили общую цель и довольны друг другом. Но если один из этих людей думает , как бы работать поменьше остальных, но при этом получить больше денег и сказать, что он всё сделал сам — это и есть патриотизм. Нечего удивляться, если остальные будут стараться «приструнить» этого неприятного человека и заставить работать, а относиться к нему будут не как к равному, а гораздо хуже. Это вполне нормально. Поэтому патриотизм усложняет интеграцию в мировое сообщество. Он мешает встраиванию отдельного государства в общемировую культуру и ведёт к замыканию в своей так как испытывает предубеждение к другим государствам и пиетет к национальным традициям , что мешает восприятию и усвоению опыта других государств. Такие государства, как например государства индейцев Америки, Османская Империя или даже СССР, перестали существовать во многом из-за этого. Русским патриотам не нравится слышать «Дагестан сила», «Чечня круто», но когда они сами говорят «Русские вперёд», почему-то для них это нормально, хотя и то, и другое — явления одного порядка, это высказывания кавказских и русских «патриотов». Социал-демократы не страдают таким лицемерием: дагестанский социал-демократ и русский социал-демократ борются с националистами как своими, так и чужими. Новое время: Рождение нации Jacques-Louis David , via Wikimedia Commons Рано или поздно более крупные, богатые и успешные протогосударственные образования поглощали более мелкие, превращаясь в большие и неповоротливые бюрократические системы, в которых между нижними и верхними её слоями было слишком большое расстояние. Знать, будучи приближенной к королю, имела на него гораздо большее влияние, что позволяло ей лоббировать собственные интересы за счёт интересов народа, постепенно отказываясь от основных своих гражданских задач — военной службы и административной работы. Как следствие — король и знать утрачивали связь с народом. Народ же всё больше ощущал своё национальное единство, основанное в первую очередь на использовании общего языка, который в свой черед строился на том языке, которым пользовалась бюрократическая система. Участие людей незнатного происхождения в этой бюрократической системе также позволяло осознавать себя как часть государства. С одной стороны, люди из низших слоёв теперь могли изменять своё положение на социальной лестнице благодаря участию в этой системе. А с другой стороны, это изменение положения было ограничено как раз-таки границами государства или, как в случае колоний, границами колонии. При этом накладывалось ограничение в виде знания языка, которым пользуются все остальные бюрократы, так что представителям доминирующей национальности было проще строить карьеру, чем представителям подчинённых языковых групп. Кроме того, вклад в становление национальной самоидентификации внесли унифицированное образование и картография, транслировавшие всем гражданам определённый образ государства, о котором до этого они имели весьма смутное представление, поскольку их мир ограничивался ближайшими деревнями. Получилось так, что власть оказалась изолирована от народа, но народ, не имевший никакого влияния на власть и политику, при этом выполнял практически все основные государственные функции, которые раньше принадлежали представителям власти: в первую очередь, административное управление и военная служба. При этом народ, находящийся в вассальных отношениях с аристократией, осознавая себя единым, ощущал себя также и источником власти. В противовес господствовавшему раньше представлению о том, что источником власти является монарх. Соответственно, если народ является источником власти, он может свергнуть своих властителей, коль скоро они его не удовлетворяют.
Глава первая. Патриотизм
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона Патриотизм Любовь к отечеству. Когда собирательная жизнь человечества держалась на кровной связи между членами отдельных небольших групп, чувство общественной солидарности совпадало с чувством семейным. Такой первичный П. Рода или племени совместен и с кочевым бытом.
При переходе племен к оседлому земледельческому быту П. Получает свое специфическое значение, становясь любовью к родной земле. Это чувство естественно слабеет в городском быту, но здесь развивается новый элемент П.
Оно безинициативно, пассивно, связанно, как правило, только с тем, чтобы вовремя «умереть за Родину» естественно, там и тогда, где укажет начальство. Американский патриотизм: В Америке с самого ее основания царило радикально другое понимание патриотизма. Самое интересное, что, читая высказывания одного из Отцов-Основателей Америки, Томаса Джефферсона, кажется, будто он полемизирует именно с русским пониманием патриотизма: - Инакомыслие — это высшая форма патриотизма. Согласитесь: что в Российской Империи, что в Советском Союзе, что в Российской Федерации каждый из этих лозунгов легко мог быть признан «экстремистским».
Американский патриот — это человек, преданный тем принципам Конституции, которые создали США. Более того, не просто самим идеалам, а еще и их буквальной, нелицемерной и жесткой трактовке. При этом к современному правительству и политическому строю он может относиться настороженно или даже прямо враждебно. Фактически, патриоты верны не «актуальной Америке», а «идеальной» — той, которая описана в Конституции. Потому что в отличие от циничных русских, привыкших, что закон — как дышло, американцы к своей Конституции относятся крайне серьезно.
Для русского патриота главный враг всегда где-то за границей. Есть, правда, еще и внутренние враги, но они опасны всегда именно тем, что играют на руку внешним. И поэтому главная задача и «символ веры» русского патриота — «умереть под Москвой». Для американского патриота главный враг — то правительство, которое предает идеалы Конституции и свободы.
Отечество имеет полное право меланхолически тебя схрумкать, пережевать и переварить, и все остальные патриоты будут лишь приветствовать это, если сочтут, что съеденное пошло на пользу организму в целом. Этот перекос в отношениях очень ярко выразил Джеймс Джойс в своей знаменитой фразе: «Я не буду умирать за Ирландию, пусть Ирландия умрет за меня!
Опаснее же всего патриотизм проявляет себя там, где власть в народном представлении является некой квинтэссенцией государства. Римлянам-республиканцам, которые воспринимали свое выборное начальство как нанятых слуг, в этом случае мало что грозило: они бесконечно полемизировали о том, что наиболее выгодно для Рима, и, в общем, держали власть в ежовых рукавицах. Поэтому еще со времен Просвещения находились мыслители, которые пытались видоизменить идею патриотизма — несомненно, полезнейшую для выживания общества, но чреватую неприятнейшими осложнениями. Кант, Монтескье, Вольтер, Гоббс, Генри Торо — десятки и сотни умнейших голов пытались разработать нормы нового патриотизма. И все они в результате пришли к выводу, что истинный патриот не только не обязан быть слепым и покорным, но и первейшей его обязанностью должен быть поиск пятен на солнце. Чтобы привести свое отечество к идеалу, необходимо следить за ним строже, чем за девушкой-подростком, — мгновенно пресекая, пусть и с риском для жизни, любые его попытки вести себя опасно, глупо или ошибочно.
Так возникло явление «критического патриотизма», при котором человек не только не восхваляет свою страну, но, напротив, придирчиво рассматривает ее под лупой и громким голосом орет, когда заметит какую-нибудь гадость. Одной из программных работ этого направления стал труд американского писателя Генри Торо «О долге гражданского неповиновения», в котором он называл первейшей обязанностью гражданина и патриота категорический отказ от выполнения «неправильных», «губительных» для страны законов. Критические патриоты всегда выступают за максимальную свободу прессы. За неусыпный надзор общества над работой чиновников всех уровней. За честное преподавание истории, какой бы гадкой ни выглядела в отдельных случаях роль отечества, ибо только такое знание даст обществу иммунитет от повторения ошибок. Обычно власти, да и большинство жителей страны, не любят критиков патриотов и называют их врагами народа.
Они уверены, что любовь должна быть слепой и нерассуждающей, и воспринимают критические замечания как унижение их идеалов, как предательство. Надеяться, что оба эти вида патриотов когда-нибудь придут к согласию, не приходится. Не патриот — значит, шизофреник В СССР, где, как мы знаем, не было политических заключенных, психиатры разработали интереснейшую концепцию о том, что любой человек, критикующий свое государство, — психически больной. Эта теория была признана единственно правильной, и до сих пор остались еще психиатры, которые всячески разделяют эти убеждения. Вот как объясняет ситуацию известный психиатр, представитель «старой школы» Татьяна Крылатова: «Любовь требует больших эмоциональных затрат. А у шизофреника с эмоциональностью большие проблемы.
И они начинают отторгать то, что для них наиболее энергетически затратно, — любовь. То же самое происходит и по отношению к Родине. Cовременные патриоты В современном мире отношение к понятию «патриотизм» сильно поменялось со времен римлян. Уж больно близко к нему болтаются такие неприятные слова, как «шовинизм», «нацизм» и «ксенофобия». Тем не менее утверждать, что время патриотов прошло, не приходится: у них по-прежнему очень много дел на этой планете. Даже в Европе, которую до сих пор трясет при воспоминании о Шикльгрубере, наблюдается рост патриотических настроений.
Это ответ Европы на два фактора: глобализацию и массовую эмиграцию туда жителей Азии и Европы.
Поэтому ему то и дело по ошибке приписывают фразу о «прибежище негодяя». На самом деле он лишь процитировал Джонсона в «Круге чтения» — коллаже из своих и чужих мыслей, выполненном в форме литературного календаря: один день — одна тема. Патриотизм, по Толстому, во-первых, чувство безнравственное, поскольку «для христианина любовь к отечеству стоит преградой для любви к ближнему».
Во-вторых, устаревшее, поскольку «любовь к своему исключительному отечеству, которая прежде соединяла людей одной страны, в наше время, когда люди уже соединены путями сообщения, торговлей, промышленностью, наукой, искусством, а главное, нравственным сознанием, уже не соединяет, а разъединяет людей». Помимо джонсоновского афоризма, Толстой подкрепляет свои суждения словами американского проповедника Генри Уорда Бичера 1813—1887 : «Человеку внушают, чтобы он ради блага своей страны отказался от всего, что делает страну его достойной уважения…» Таким образом, классик всесторонне доказывает, что за прошедшие сто с лишним лет патриотическое чувство окончательно упало в цене. Амброз Бирс, 1911 год Амброз Бирс. Картина Джона Герберта Эвелина Партингтона.
Только «последнее прибежище» превращается у Бирса в прибежище первое: все-таки времена изменились, скоро Первая мировая.
Словарь Ушакова
- Примеры перевода «патріотизм» в контексте:
- СОДЕРЖАНИЕ
- Акция «Диктант Победы» в 2024 году пройдет 26 апреля
- Откуда пошло изречение,и что оно по-настоящему означает:"Патриотизм - последнее прибежище негодяя"
- Патриотизм
- Кто такой патриот
Патриотизм (немного этимологии)
Но довольно скоро он формируется более определенным образом, заключая в себе все понятия исторические и гражданственные, какие только успевает приобрести ребенок. Патриотизм этот отличается, до известной поры, полною и безграничною преданностью всему своему,-- будет ли это хорошее или дурное, все равно. Причина такого безразличия заключается в том, что дитя еще и не понимает хорошенько разницы между дурным и хорошим, потому что мало имеет или не имеет вовсе предметов для сравнения. На этой степени развития в человеке необходимо должно исчезнуть то, что было детского, мечтательного в его патриотизме, что возбуждало только ребяческие фантазии, несообразные с действительностью и здравым смыслом. Но вдруг деятельности человека, равно как и его силы и самые желания, не могут простираться на весь мир одинаково, и потому он должен избрать себе какой-нибудь частный, ограниченный круг и в нем прилагать свои общие убеждения.
Этот круг всего скорее, всего естественнее будет -- отечество. Мы больше сроднились с ним, больше его знаем и вследствие того более ему сочувствуем. И сочувствие это вовсе не является в ущерб любви и уважению к другим народностям; нет, оно есть простое следствие ближайшего знакомства с одним, чем с другим. Мы читаем преспокойно в газетах, что в такой-то сшибке убито столько-то; но то же известие производит на нас сильнейшее впечатление, если нам знакомы некоторые из убитых; и оно же может повергнуть нас в глубокую горесть, ежели в числе убитых находится наш лучший друг.
Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику [5] [6]. Представления о патриотизме связываются с любовью к родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное [7] [8] [9]. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают [8] [10]. В этот период служение стране понимается прежде всего как служение монарху. Это связано с тем, что монархия понималась как единственно возможная форма существования государства.
У них он теряет связь с монархическим устройством государства и сближается с понятием гражданина. Любовь к Родине, по их мнению, существует отдельно от государства и достигает высшей степени при народовластии что связано с признанием народа источником власти. Французские просветители придавали патриотическому воспитанию огромное значение: Дитя, раскрывая глаза должно видеть отечество и до смерти не должно ничего видеть, кроме отечества. Руссо , «Очерк национального воспитания, или План образования для молодежи» Впоследствии аналогичные идеи получили распространение в британских колониях в Северной Америке , породив в сочетании с протестантской религиозной культурой особый тип американского патриотизма [11]. Уваровым в виде третьего компонента триады: «православие, самодержавие, народность».
Продолжая увязываться с монархией, это понимание патриотизма вызывало негативную реакцию у части интеллигенции Л. Согласно « Манифесту Коммунистической партии » К.
Перикл, Платон, Геродот и другие греческие философы затрагивают тему патриотизма в своих произведениях и речах. Следует обратить внимание на важное событие греческой истории — колонизацию новых территорий, во многом оказавшее значительное воздействие на становление греческого мировоззрения. В этом процессе идея патриотизма оказалась максимально востребованной. Также, совместный досуг, спортивные состязания, военные игры создавали ощущение единства как некоей данности, не имеющей завершения. В статье приводятся особенности толкования понятия «патриотизм» в трудах Платона и Аристотеля. Текст статьи Понимание темы патриотизма является актуальным для системы гуманитарного знания на протяжении всей человеческой истории. В зависимости от уровня развития социальных, политических, религиозных отношений между индивидом и обществом она варьировалась, получала различные толкования, наполнялась новым содержанием.
Кризисы, затрагивающие основы государства, войны, социальное противостояние, смена цивилизационных импульсов инициировали внимание к фундаментальным составляющим данного феномена. Анализ причин возникновения идеи патриотизма, исторической обусловленности, генезиса развития, изначального наполнения, особенностей национального распространения в общественном сознании предоставляет возможность более четкого и ясного понимания современных интерпретаций этого духовного явления. Обращение к истокам становления патриотизма — философии древней Греции — предполагает комплексный подход с привлечением социальных, политических, религиозных исследований исторического периода, в противном случае утрачивается целостность рассматриваемой идеи. Смысловые аналогии прошлого и настоящего толкований патриотизма должны учитывать атрибутивность в использовании понятия с поправкой на произошедшие изменения в социальной структуре. Научный интерес к данной теме совпадает с общественным вниманием к сфере поиска этнической и общественной идентификации, связанной с кризисными вызовами истории. Кровнородственные связи постепенно вытесняются гражданским статусом индивида, соответственно, обновляется смысловое наполнение понятий, составляющих основу коммуникации: обязанностей, прав, социальных функций. Групповое сознание сородичей распространяется в освоенных пределах борьбы за физическое выживание. Восприятие себя гражданином формирует чувство ответственности не только за жизненное пространство, удовлетворение потребностей племени, но, прежде всего, за духовные феномены, носящие сакральный характер для большинства и представляющие основы общественного объединения. Человек становится гражданином полиса города-государства и в этом качестве нуждается в такой основе, которая связывает его с согражданами и благодаря которой они для него становятся «своими».
Заинтересованность в процветании общественной системы, забота о благе каждого, внимание к проблемам государства задают условия коллективного существования. Единство с согражданами формирует чувство патриотизма, то есть ответственность перед будущими поколениями за настоящее, в котором гражданин реализует личностный потенциал, воспитанный на примерах доблести ушедших поколений. Фундаментальная связь между индивидом и обществом позволяет ощущать себя значащим началом истории, от которого зависят судьба Отечества, его слава и возвышение. Стремление гражданина к достижению гармонии в социальных отношениях мотивируется эмоциональным восприятием своего государства как уникального и неповторимого. Враждебное окружение актуализировало дилемму «свободный — раб». Утрата независимости государством могла обернуться для индивида утратой самой высшей ценности греческого мира — свободы. Вместе с ней исчезали возможности личностного развития, самоуважение, перспективы, чувство собственного достоинства. Таким образом, направленность государства на обеспечение защищенности граждан совпадала с общественным посылом сохранения личной свободы. Интересы отдельно взятого человека в этом ракурсе отождествлялись с интересами общности и создавали предпосылки для возникновения целостного гражданского мировоззрения.
Внутренние раздоры, противостояние различных групп, отстаивающих корпоративные преференции, безудержное властолюбие правителей создавали потенциальную угрозу всему сообществу. Формой борьбы с подобными проявлениями служило лишение гражданских прав. И если они достойны хвалы, то еще более достойны ее отцы наши, которые, умножив наследие предков, своими трудами создали столь великую державу…» [1, c. Сохранение и приумножение территорий, государственного устройства, духовных ценностей становилось главной задачей человека и гражданина. Перикл в своих речах, обращенных к согражданам, взывает к Афинам, а не к богам, тем самым наделяя город-государство величием, требующим особого почитания, и уравнивает по значению с высшими принципами. Патриотизм становится явлением сверхъестественного порядка по степени влияния на граждан.
Такой первичный П. При переходе племен к оседлому земледельческому быту П. Это чувство естественно слабеет в городском быту, но здесь развивается новый элемент П. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели.
Основной долг благодарности к родителям, расширяясь в своем объеме, но не изменяя своей природы, становится обязанностью по отношению к тем общественным союзам, без которых родители произвели бы только физическое существо, но не могли бы дать ему преимуществ достойного, человечного существования. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель П. Таким образом, служба родине была деятельным богослужением, и П. Не культ зависел от родины, а родина, как таковая, создавалась культом: отечество было землей отцовских богов, и потому беглецы, уносившие с собой этих богов, через них основывали новое отечество. Забирать к себе чужих богов было самым прочным средством для завоевания чужих земель, как это и делалось римлянами.
ПАТРИОТИЗМ
соотечественник, patris - родина), любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям. Нужно перевести "πατριώτης" (патриотис) с греческого? Вот 3 возможных значения. Патриотизм Германа Швимпфа был непоколебим. Патриотизм (от греческого patris — родина, отечество) — это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре.
Газета "Правда". Патриот Владимир Ильич Ленин
Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику[4][5]. Русско-греческий словарь. Перевод «патриотизм». Патриоти́зм — политический принцип и социальное чувство, осознанная любовь, привязанность к родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё. Основа советского патриотизма — равноправие рас и наций, дружба народов, морально-патриотическое единство советского народа. Происходит понятие патриотизм, от греческого "патрис"-родина, отечество. Слово "патриотизм" происходит от греческого слова "πατριώτης" (patriotes), что означает "соотечественник".
Газета "Правда". Патриот Владимир Ильич Ленин
ПАТРИОТИЗМ — (от греческого patriotes соотечественник, patris родина), любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям. Значение слова Патриотизм на это Патриотизм Патриотизм (— соотечественник, — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Роди. История происхождения ческий источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. ПАТРИОТИЗМ (от греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – родина, отечество), осознанная любовь к родине, своему народу, его традициям. Польский патриотический плакат, призывающий к обороне родины от советского вторжения (1920), с цитатой из «Варшавянки 1831 года».
Глава первая. Патриотизм
Когда собирательная жизнь человечества держалась на кровной связи между членами отдельных небольших групп, чувство общественной солидарности совпадало с чувством семейным. Такой первичный П. При переходе племен к оседлому земледельческому быту П. Это чувство естественно слабеет в городском быту, но здесь развивается новый элемент П. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Основной долг благодарности к родителям, расширяясь в своем объеме, но не изменяя своей природы, становится обязанностью по отношению к тем общественным союзам, без которых родители произвели бы только физическое существо, но не могли бы дать ему преимуществ достойного, человечного существования. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель П. Таким образом, служба родине была деятельным богослужением, и П. Не культ зависел от родины, а родина, как таковая, создавалась культом: отечество было землей отцовских богов, и потому беглецы, уносившие с собой этих богов, через них основывали новое отечество.
Идеологию партии в 1720-30-х годах философ и государственный деятель Генри Сент-Джон Болингброк в ряде публицистических работ, в частности, в послании «The Patriot King», адресованном Принцу Уэльскому. Философы противопоставляли верность стране верности церкви или монарху» Как отмечает Каннингэм, идея Болингброка, которая идет от древнегреческих представлений о всеобщем благе, усвоенных через труды Макиавелли, состоит в том, что избежать деградации и коррупции можно только путем сохранения баланса между демократией, аристократией и тиранией в британском контексте — между королем, Палатой лордов и Палатой общин. Особенную роль должен был играть король, потому что он стоит над партиями, а также является гарантом процветания страны, поддерживая коммерческое сословие. Болингброк был известным консерватором и якобитом, однако многие его идеи впоследствии повлияли на мыслителей просвещения и идеологов Американской революции. Он выступал за существование систематической оппозиции правительству во избежание придворной олигархии. Патриотическая партия боролась с тиранией, поэтому с понятием «патриот» начинают ассоциироваться оппозиционность по отношению к правительству, ко двору, а также к монарху, который наступает на гражданские свободы. Впоследствии именно эта идея патриотизма использовалась американскими колонистами в борьбе за независимость. Философы противопоставляли верность стране верности церкви или монарху. Они считали, что клерикалы не должны преподавать в публичных школах, потому что их «отечество» находится на небесах.
Эту мысль продолжил в знаменитой Энциклопедии 1765 года Луи де Жокур. Отечество не может сочетаться с деспотизмом, потому что в основе нравственного блага лежит любовь к отечеству. Благодаря этому чувству гражданин предпочитает всеобщее благо личному интересу. При условии свободного от тирании государства гражданин чувствует себя частью содружества равноправных соотечественников. Патриотизм рассматривался философами, в основном, как одна из благодетелей. Монтескье в «Духе законов» писал, что всеобщее благо основывается на любви к закону и любви к отечеству. В предисловии к «Духу законов» в 1757 он вносит ясность: любовь к отечеству — это любовь к равенству, то есть не христианская и не нравственная добродетель, а политическая. В то время как двигателем монархии является честь, двигателем республики является политическая гражданская благодетель. В издании 1775 года Джонсон добавил к дефиниции патриота в словаре новый контекст: «Ироническое прозвище того, кто стремится сеять раздор внутри парламента» В 1774 году Сэмюэл Джонсон опубликовал эссе «The Patriot», в котором он описывает и критикует расхожие для того времени представления о том, кто такой патриот.
Первая черта, которую он выделяет, это оппозиция двору. Также патриот часто выражает свою любовь к народу как единому гомогенному сообществу, что, по мнению Джонсона, неправильно, так как существует гетерогенная масса из богатых и бедных, привилегированных и низших сословий, и нужно ясно понимать, к какой части народа патриот обращается. Если он обращается не к высшим сословиям, которые обязаны регулировать низшие, а напрямую к бедным и непросвещенным, которых легко обмануть, то такой патриотизм нельзя назвать любовью к своей стране. Патриот печется о правах и постоянно напоминает народу о праве защиты от посягательств на то, что им по праву принадлежит. Джонсон осуждает расточительные обещания прав и свобод в угоду сиюминутным политическим целям — например, чтобы пройти в парламент. Настоящий патриот понимает, что нельзя безоговорочно подчиняться воле избирателя, потому что мнение толпы изменчиво. Статья Джонсона была написана перед выборами в Парламент 1774 года. Из статьи видно, что рассуждения Джонсона не имеют абстрактно-теоретический характер, а прямо связаны с актуальным политическим контекстом. Джонсон упоминает в тексте радикала Джона Уилкса, выступавшего с резкой критикой правительства и Георга III, а также боровшегося за более демократичное представительство в Парламенте.
В 1774 году начинаются первые попытки американских колонистов борьбы за независимость. Уилкс выступал за независимость Американских колоний, о чем упоминается и в тексте Джонсона, который отзывается презрительно о патриотах, ставящих под сомнение власть государства над территорией. Таким образом, к 1770-м в Англии годам формируется новая коннотация концепта «патриот». Патриот — политический деятель или журналист, борющийся за демократические реформы, выступающий против тирании монарха и за независимость Американских колоний. Важная роль здесь принадлежит Джону Уилксу, который в своей политической борьбе активно использовал риторику «любви к отечеству» и оправдывал демократические преобразования древней либеральной традицией в Англии. Джонсон все же пытается «очистить» значение термина «патриот» от нежелательных ассоциаций с радикалами, отмечая, что существуют все же «истинные патриоты». Уже в 1775 году, после победы Уилкса в выборах, Джонсон делает свое знаменитое изречение, возможно, самое известное англоязычное высказывание о патриотизме: «Патриотизм — последнее прибежище негодяя». Под негодяем подразумевался Джон Уилкс и его сторонники. Сам Джонсон был наиболее известен в качестве составителя «Словаря английского языка».
В издании 1775 года он добавил к дефиниции патриота в словаре новый контекст: «Ироническое прозвище того, кто стремится сеять раздор внутри парламента». К 1775 году консерваторы проиграли лингвистическую войну радикальным либералам, им проще было отказаться от этого понятия вовсе. Сторонник реформ Джон Картрайт писал в 1782 году, что по-настоящему патриотом должен считаться не тот, кто противостоит испорченному министерству, а тот, кто стремится к восстановлению поруганных прав и радикальному преобразованию государственной системы, после которого будет ликвидирована тирания Георга III. В начале 1790-х годов радикальная газета «The Patriot» выступает против деспотического произвола королевской власти. Если тирания угрожает свободам граждан, то свободные англичане должны встать в оппозицию под знаменем той либеральной традиции, которая была присуща Английскому государству с глубокой древности. По всей стране появляются «патриотические общества» и «патриотические клубы», выступающие против наступления на права и свободы. Во время борьбы американских колонистов за независимость, радикальная патриотическая риторика использовалась в борьбе с британским монархом.
Зачем он нам? Какую функцию выполняет рассматриваемое явление? Выше было сказано, что патриотизм — это состояние ума, в основе которого лежит голый инстинкт самосохранения. Однако, на инстинкт, как на елочку, нанизывается еще пара веток: Патриотизм нужен человеку, чтобы отделять свое от чужого, самоидентифицироваться, понимать, кто он и зачем я — русский и отличаюсь от англичан тем-то и тем. Также феномен играет роль мотиватора — придает людям смысл жизни, формирует моральные ценности. Например, все на той же войне русские солдаты преодолевали страх, эгоизм и шли на верную погибель ради Родины. Среди историков есть даже мнение, что победа досталась русским благодаря патриотизму, так как военные силы и возможности были не в нашу пользу оружие, техника, обмундирование. Патриотизм является цементирующим средством, сплочающим людей одной страны. Проблема нездорового патриотизма Есть люди, называющие патриотизм безнравственностью. Один из таких — Л. Он сравнивал это явление со «стыдным, грубым, вредным и дурным». И действительно, если вдуматься... Убийство — грех?
Правильное воспитание, образование, просвещение. Заинтересованность в политической ситуации. Участие в общественных мероприятиях. Испокон веков духовным началом было самосознание русского человека, формировавшееся под влиянием православной церкви. Для христиан свойственны соборность, преобладание морального начала над материальным, общего над личным. Земля считается не территорией, а категорией нравственной, соединяющей прошлое и будущее народа. Этапы формирования в обществе Главный моральный принцип или социальное чувство предполагает гордость достижениями и культурой Родины, сохранение ее характера. Понятие трактовалось различно и понималось неоднозначно. На протяжении истории человечества проблема отношения к Родине, Отечеству являлась объектом постоянного внимания общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал указанной идеи отражался в письменных и устных источниках народов мира. В античный период, слово patria «родина» применялось только к государству, а не к общностям. В Средние века, когда взамен гражданскому коллективу пришла лояльность монарха, термин перестал быть актуальным, а вновь приобрел популярность в современные века. Наставление-сообщение равенства всех народов перед Всевышним Господом содействовало сближению населения Римской империи и мешало местному национализму. На уровне городов поучение христианства заключалось в противостоянии патриотическим настроениям язычников. В эпоху американской и французской буржуазных революций патриотизм отождествлялся с национализмом. В этот период патриотами называли революционеров. В России Л. Толстой считал чувство любви к Родине «грубым, вредным, стыдным, дурным и безнравственным». Он считал, что патриотизм пробуждает войны. Основу для славы и величия страны делают не политики, а люди культуры и науки. Воспитание патриотических качеств зависит от социализации народа — от усвоения каждым гражданином ценностей, указаний, норм и примеров поведения, характерных для общества. У детей, молодежи с юношеского возраста должны формироваться социально важные качества личности, взгляды и принципы. Усложняет международное взаимодействие Прискорбно, что для того, чтобы быть хорошим патриотом, нужно стать врагом всего человечества. Вольтер Когда в стране побеждают ценности патриотизма, для всех окружающих становится понятно, что её правительство заменяет стремление к общечеловеческим целям стремлением к национальным. Соответственно, к такой стране будут относиться более настороженно. Если, допустим, несколько человек красят стену и каждый работает, как надо — в результате стена покрашена быстро и качественно, все выполнили общую цель и довольны друг другом. Но если один из этих людей думает , как бы работать поменьше остальных, но при этом получить больше денег и сказать, что он всё сделал сам — это и есть патриотизм. Нечего удивляться, если остальные будут стараться «приструнить» этого неприятного человека и заставить работать, а относиться к нему будут не как к равному, а гораздо хуже. Это вполне нормально. Поэтому патриотизм усложняет интеграцию в мировое сообщество. Он мешает встраиванию отдельного государства в общемировую культуру и ведёт к замыканию в своей так как испытывает предубеждение к другим государствам и пиетет к национальным традициям , что мешает восприятию и усвоению опыта других государств. Такие государства, как например государства индейцев Америки, Османская Империя или даже СССР, перестали существовать во многом из-за этого. Русским патриотам не нравится слышать «Дагестан сила», «Чечня круто», но когда они сами говорят «Русские вперёд», почему-то для них это нормально, хотя и то, и другое — явления одного порядка, это высказывания кавказских и русских «патриотов». Социал-демократы не страдают таким лицемерием: дагестанский социал-демократ и русский социал-демократ борются с националистами как своими, так и чужими. Новое время: Рождение нации Jacques-Louis David , via Wikimedia Commons Рано или поздно более крупные, богатые и успешные протогосударственные образования поглощали более мелкие, превращаясь в большие и неповоротливые бюрократические системы, в которых между нижними и верхними её слоями было слишком большое расстояние. Знать, будучи приближенной к королю, имела на него гораздо большее влияние, что позволяло ей лоббировать собственные интересы за счёт интересов народа, постепенно отказываясь от основных своих гражданских задач — военной службы и административной работы. Как следствие — король и знать утрачивали связь с народом. Народ же всё больше ощущал своё национальное единство, основанное в первую очередь на использовании общего языка, который в свой черед строился на том языке, которым пользовалась бюрократическая система. Участие людей незнатного происхождения в этой бюрократической системе также позволяло осознавать себя как часть государства. С одной стороны, люди из низших слоёв теперь могли изменять своё положение на социальной лестнице благодаря участию в этой системе. А с другой стороны, это изменение положения было ограничено как раз-таки границами государства или, как в случае колоний, границами колонии. При этом накладывалось ограничение в виде знания языка, которым пользуются все остальные бюрократы, так что представителям доминирующей национальности было проще строить карьеру, чем представителям подчинённых языковых групп. Кроме того, вклад в становление национальной самоидентификации внесли унифицированное образование и картография, транслировавшие всем гражданам определённый образ государства, о котором до этого они имели весьма смутное представление, поскольку их мир ограничивался ближайшими деревнями. Получилось так, что власть оказалась изолирована от народа, но народ, не имевший никакого влияния на власть и политику, при этом выполнял практически все основные государственные функции, которые раньше принадлежали представителям власти: в первую очередь, административное управление и военная служба. При этом народ, находящийся в вассальных отношениях с аристократией, осознавая себя единым, ощущал себя также и источником власти. В противовес господствовавшему раньше представлению о том, что источником власти является монарх. Соответственно, если народ является источником власти, он может свергнуть своих властителей, коль скоро они его не удовлетворяют. Однако для этого он сначала должен осознать себя как единый народ. Что такое патриотизм Согласно энциклопедии Britannica, патриотизм — это чувство привязанности к стране, нации или политическому сообществу. Большая российская энциклопедия сообщает, что это осознанная любовь к родине, своему народу, его традициям. Там также отмечено, что «в средние века патриотизм предполагал не столько любовь к своей стране и народу, сколько в первую очередь преданность вере и служение сюзерену… С установлением в Европе в раннее Новое время абсолютистских режимов патриотическая идея «служения государству» стала тождественной идее «служения монарху». По словарю Ожегова, патриотизм — это «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Наконец, словарь Merriam-Webster определяет это понятие как «любовь или преданность своей стране». То есть, согласно всем словарям, патриотизм — это любовь и преданность своей стране. Здесь сразу возникают две большие проблемы, связанные с патриотизмом. Во-первых, почему любовь должна быть именно к своей стране? Когда мы положительно оцениваем патриотизм, то есть любовь к своей стране, а не любовь ко всем странам и всему человечеству, мы как бы проводим противопоставление — свою страну любить хорошо, следовательно — любить другие страны, может, и не хорошо. А может быть, и вообще плохо. При такой конкретизации неудивительно, что многие воспринимают патриотизм как нелюбовь к другим странам. Вторая проблема в том, что под словом «любовь» может пониматься очень широкий спектр действий.