Гроза (значение названия пьесы) Гроза как физическое явление (IV действие) Гроза в душе Катерины – от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию.
Гроза - краткое содержание
"Гроза" Омской драмы тоже имеет возрастное ограничение 16+. «Успех "Грозы" был большой и, Островского, с особой любовью относившегося к этой пьесе, он очень. Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии.
"Грозу" Островского в современном прочтении иркутяне смогут увидеть 12 февраля
Луч света в темном царстве. Катерина героиня пьесы Островского гроза. Катерина - героина драмы "гроза" Островский. Н А Островского гроза образ Катерины. Содержание пьесы гроза Островского. Сюжет пьесы гроза кратко. Гроза Островского краткое содержание. Гроза Островский краткое. Н Островский драма гроза. Островский гроза монолог Катерины. Монолог Катерины из пьесы гроза Островского.
Монолог Катерины в грозе Островского. Отрывок из пьесы гроза Островский. Гроза Островский спектакль Катерина. Пьесы Островского в театре Катерина. Гроза Островский тема. Островский гроза кратко. Гроза Островский краткое содержание. Гроза краткое содержание. Образ Екатерины в грозе Островский. Характеристика Екатерины гроза Островский.
Характеристика Катерины гроза Островский. Гроза Островский описание Катерины. Гроза Островский анализ. Анализ пьесы гроза. Гроза анализ произведения. Анализ драмы гроза. Анализ эпизода. Эпизод отрывок из художественного произведения. Анализ эпизода художественного произведения гроза. Что такое эпизод в литературе.
А Н Островский гроза краткое. Сюжет драмы гроза. Островский гроза театр 19 век. Островский 19 века в театре. Гроза Островский на сцене 19 век. Гроза Островского первая постановка. Женские образы в грозе Островского. Гроза Островский главные герои. Тема произведения гроза. Характеристика Катерины из пьесы гроза.
Иллюстрации к грозе Островского Герасимов. Иллюстрация Тихона гроза Островского. Произведение гроза кратко. Сюжет пьесы гроза. Александр Яковлевич Головин декорации к грозе. Гроза Островский театр 19 века Петербург. Гроза декорации.
Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Реклама Дома у маменьки Катерине жилось легко. Работой её не обременяли, молилась она по зову души, а не по принуждению, ей снились волшебные сны, а теперь снится, что она скоро умрёт. Катерина призналась Варваре, что полюбила другого. Варвара не увидела в этом ничего страшного и пообещала устроить Катерине свидание, как только Тихон уедет по поручению маменьки. Катерина даже слушать об этом не захотела, ведь измена мужу — тяжкий грех. Начиналась гроза. Пугливая Катерина боялась, что её убьёт молнией, и она явится перед Господом с чёрным грехом на душе. Вернулся Тихон, все поспешили домой. Действие 2. Муж Катерины уезжает В дом Кабановых пришла Феклуша. Служанка верила страннице: только она приносила вести из внешнего мира в их глухой угол. Удивив служанку своими россказнями, Феклуша ушла. Реклама Тихон собрался в дорогу. Кабанова заперлась с сыном в комнате, чтобы дать ему последние наставления. Катерина и Варвара дожидались своей очереди попрощаться с Тихоном. Варвара догадалась, что Катерина любит Бориса: увидев его, женщина менялась в лице. Варвара давно научилась притворяться и всё скрывать от матушки. Катерина так не могла: она не хотела встречаться с Борисом, боясь, что потом не сможет жить в доме Кабанихи и бросится в Волгу. Вышел Тихон. Кабанова заставила сына по старинному обычаю перед отъездом дать наставления жене: чтобы почитала свекровь, не сидела без дела и на парней не заглядывалась. Затем супругов оставили наедине. Тихон посоветовал жене пропускать ругань Кабановой мимо ушей, но Катерина бросилась мужу на шею и попросила взять её с собой. Тот отказал: ему хотелось погулять на свободе, чтобы хоть две недели не было над ним никакой грозы. Кабановой не понравилось, как Катерина прощалась с мужем. Она долго ворчала, что невестка не показывает своего горя: не воет на крыльце по старинному русскому обычаю. Реклама Когда Тихон уехал, Варвара выпросила у матери разрешения спать вместе с Катериной в саду, в старой беседке. Она вручила Катерине ключ от калитки, ведущей из сада к оврагу, и пообещала передать Борису, чтобы пришёл ночью к калитке. Катерина долго колебалась, но всё же оставила ключ у себя. Действие 3. Катерина и Борис тайно встречаются Феклуша и Кабанова сидели на скамейке перед домом купчихи. Феклуша говорила, что в других городах жизнь суетливая, по улицам «огненные змии» ездят, а здесь, в Калинове, тихо и хорошо: просто «обетованная земля». Тут пришёл пьяный Дикой, пожаловался, что его снова рассердили: мужики потребовали денег за работу. В таком состоянии успокоить его могла только Кабанова. Она пригласила Дикого в дом. Вскоре к Кабановым пришёл Борис: его прислали узнать, где Дикой.
Чем собственно, он отличался от Тихона? Только порядочным образованием, которое в мире Кабанихи и Дикого особой ценности не представляло. Характером, решительностью, смелостью? Катерина просит Бориса, как когда-то Тихона: «Забери меня с собой». Борис тоже не может. Дядюшку боится. Вспоминаются слова Иоанна Богослова, которого читал и перечитывал Александр Островский: «Любовь изгоняет страх…. Боящийся несовершенен в любви…». Борис боялся, легко оправдывая свою боязнь. Он был несовершенен в любви — и к женщине, и к самой жизни. Борис безропотно подчиняется обстоятельствам. Для слабых натур прыжок в тишину — благодать! Катерина мечется по сцене. Что её мучает? Тяжесть греха, предательство любимого человека, пустота жизни… Не может эта тонко чувствующая, чистая, добрая юная женщина прижиться в мире, где в дефиците совесть, ответственность, сострадание, любовь. Надолго запомнится зрителям одинокая хрупкая фигурка в красном платьице на фоне глубокого чёрного пространства. Фото Русского драматического театра Стерлитамака. Автор:Евгения Дьяконова.
Действие 2. Муж Катерины уезжает В дом Кабановых пришла Феклуша. Служанка верила страннице: только она приносила вести из внешнего мира в их глухой угол. Удивив служанку своими россказнями, Феклуша ушла. Реклама Тихон собрался в дорогу. Кабанова заперлась с сыном в комнате, чтобы дать ему последние наставления. Катерина и Варвара дожидались своей очереди попрощаться с Тихоном. Варвара догадалась, что Катерина любит Бориса: увидев его, женщина менялась в лице. Варвара давно научилась притворяться и всё скрывать от матушки. Катерина так не могла: она не хотела встречаться с Борисом, боясь, что потом не сможет жить в доме Кабанихи и бросится в Волгу. Вышел Тихон. Кабанова заставила сына по старинному обычаю перед отъездом дать наставления жене: чтобы почитала свекровь, не сидела без дела и на парней не заглядывалась. Затем супругов оставили наедине. Тихон посоветовал жене пропускать ругань Кабановой мимо ушей, но Катерина бросилась мужу на шею и попросила взять её с собой. Тот отказал: ему хотелось погулять на свободе, чтобы хоть две недели не было над ним никакой грозы. Кабановой не понравилось, как Катерина прощалась с мужем. Она долго ворчала, что невестка не показывает своего горя: не воет на крыльце по старинному русскому обычаю. Реклама Когда Тихон уехал, Варвара выпросила у матери разрешения спать вместе с Катериной в саду, в старой беседке. Она вручила Катерине ключ от калитки, ведущей из сада к оврагу, и пообещала передать Борису, чтобы пришёл ночью к калитке. Катерина долго колебалась, но всё же оставила ключ у себя. Действие 3. Катерина и Борис тайно встречаются Феклуша и Кабанова сидели на скамейке перед домом купчихи. Феклуша говорила, что в других городах жизнь суетливая, по улицам «огненные змии» ездят, а здесь, в Калинове, тихо и хорошо: просто «обетованная земля». Тут пришёл пьяный Дикой, пожаловался, что его снова рассердили: мужики потребовали денег за работу. В таком состоянии успокоить его могла только Кабанова. Она пригласила Дикого в дом. Вскоре к Кабановым пришёл Борис: его прислали узнать, где Дикой. У дома с ним встретилась Варвара, возвращавшаяся со свидания с Кудряшом. Прикрыв лицо платком, она шепнула Борису, чтобы тот пришёл ночью к оврагу за их садом. Ночью Варвара ушла на свидание с Кудряшом, а Катерина встретилась с Борисом. Они признались друг другу в любви. Катерина чувствовала, что заплатит за этот грех, но уже ничего не боялась. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Реклама Они договорились встречаться, пока не вернётся Тихон. Действие 4.
«Гроза-шестидесятница»: хрестоматийная пьеса Островского на Качаловском фестивале
Если ума не хватает сходить Вк и... Саберхаген Фред - Крылатый шлем Лариса 53 минуты назад Фантастичен в части ядерный войны и всей ситуации с вывозом тел, ибо в рассказе это реальность. Ну и рассказ о том,... Если бы не одно но, героев для того, наверное, нарисовали глупыми, хотя на...
Они с ранних лет подчинились одним и тем же требованиям, одним и тем же формам. Странницы и богомолки не переводятся у них в доме, рассказывают им нелепейшие сказки о своих далеких странствиях, сказки, в которые они обе верят, как в нечто непременное и неизменное. Дьявол с своими проказами играет у них такую же роль, как самое обыденное явление, роль какого-то домашнего человека». Эскизы декораций к «Грозе», 1916 год. Источник: pinterest. Почему так вышло?
Среда в обоих случаях одна и та же, круг общения один и тот же, религия одна и та же. Тем не менее, как замечает Михаил Достоевский, «не приписывайте ее чистоты и добродетели одному религиозному направлению ума. Чистота эта в ней врожденная. Без нее она, как и тысячи других, вошла бы в разные сделки и договоры с своею совестью и посредством разных пожертвований, эпитимий, лишних постов и поклонов, прекрасно ужилась бы и с адом и с раем, как бы ни был ужасен один, неподкупен другой». Внутреннюю жизнь Катерины, жизнь ее души Михаил Достоевский рассматривает, естественно, с христианских позиций. И потому видит и ее изъяны, и то, как эти изъяны используются темными силами. Они очень податливы на любовные искушения и мало с ним борются, как будто заранее знают, что им не побороть врага». В когтях у страстей Тут надо кое-что пояснить. В христианстве есть такое понятие, «страсти» между прочим, в светской культуре само это слово воспринимается скорее в положительном ключе — как нечто яркое, бурное, романтичное, свидетельствующее об огромном масштабе человеческой души.
Но христианство под страстью понимает порабощение человеческой воли желаниями, которые не являются для человека естественными и которые человек не в состоянии контролировать а иногда и вообще их в себе не замечает. Обычно под страстями понимают пылкое половое влечение, но это лишь один из вариантов. Например, гневливость купца Дикого — это тоже проявление овладевшей им страсти. Кабанихой владеет страсть властолюбия, ей жизненно необходимо, чтобы домашние подчинялись ей и всячески демонстрировали свою покорность. Сыном Кабанихи, Тихоном, владеет другая страсть — алкоголизм. Хотя, наверное, первично в нем все-таки желание скинуть с себя ответственность за собственную жизнь, а пьянство — это уже следствие. Примерно та же страсть помимо блудной владеет и Борисом. Ему ведь так не хочется становиться самостоятельным! Именно потому он и терпит выходки своего взбалмошного дяди Дикого.
У сестры Тихона, Варвары, тоже имеется клубок страстей, одна из которых — удовольствие от манипулирования людьми это же она устроила так, что чувства Катерины и Бориса оказались реализованы в отношениях — то есть упоминаемых в драме ночных прогулках. Всякая страсть вырастает из эгоизма, из желания, чтобы мне было хорошо, невзирая на то, причиняет ли это вред другим. Да если даже и не причиняет, одержимый страстью человек стремится к объекту своего желания «здесь и сейчас», хотя бы это и приносило ему вред в будущем таковы, например, страсти чревоугодия и пьянства. Точнее сказать, страсти — это те конкретные формы, в которых реализуется человеческий эгоизм. У Кабанихи вот так, у Тихона по-другому, у Катерины — по-третьему. Согласно христианскому вероучению, исходная причина страсти — это грех человека. То есть его воля направлена не туда, куда следовало бы. Изначально оно могло обозначать промах при выстреле из лука, но уже во времена античности вобрало в себя и множество переносных значений. Иначе говоря, если сравнить страсти с сорняками, то вырастают они на почве человеческого греха, человек сам виноват в них.
Есть и те существа, которые очень радуются подобным растениям и всячески о них заботятся: удобряют, поливают. Инфернальные существа, а проще сказать, падшие ангелы, то есть бесы. Михаил Михайлович в своей статье упоминает лукавого не как фигуру речи, а совершенно всерьез. Как православный христианин, он убежден в реальности существования бесов и понимает, что они в некоторой степени способны влиять на людей, разжигая в них страсти. Только влияние это чаще всего хитрое — не напрямую, а через других людей. Например, желание Тихона ни за что не отвечать, желание быть инфантилом подогревает в его матери, Кабанихе, властолюбие. То же и с Диким: страх и угодливость его домашних подогревают в нем гневливость. Собственно, вся «Гроза» — именно о том, как страсти исподволь овладевают людьми, а люди подогревают своими страстями чужие, и возникает то, что сейчас бы мы назвали «кумулятивным эффектом», и кончается это трагически. Не обязательно именно самоубийством, возможны и другие варианты.
Преслабая женщина Вернемся к статье Михаила Михайловича. По его мысли, беда Катерины, которая кончается трагедией — это вовсе не само по себе любовное чувство к Борису. То, что ее губит, он именует сладострастием. Это парадоксальное упоение страданием, болезненное удовольствие, которое человек находит в осознании своего падения, в предстоящем позоре. Говоря современным языком, это некая разновидность мазохизма, только не в половой сфере, а в эмоциональной. Этот странный вид удовольствия — упоение позором, наслаждение самобичеванием — может не иметь ничего общего с физиологией, это духовное состояние, а не телесное. Тут вновь необходимо пояснение: все страсти вырастают на почве человеческого эго, но сама эта почва бывает разной, она зависит от внутреннего мира человека, от его личных устремлений и уязвимостей его души. Если у грубияна Дикого страсти вырастают из присущих ему агрессивности и жадности, у Кабанихи — из ее властолюбия и узости мышления, то у Катерины, напротив, из свойственных ей высоких романтических порывов. Да, упомянутый Достоевским лукавый может завлечь человека в свою игру через то, что в нашем культурном мире принято считать чем-то прекрасно-безобидным: свобода чувств, тяга к тому, что кажется чище, ярче неприглядной и несвободной обыденности.
С детства Катерина наслушалась всяческих благочестивых странниц, прониклась множеством суеверий, усвоила стереотипы своего окружения, а еще добавим поэтичность ее натуры, способность ощущать красоту в самых заурядных вещах — и в результате у нее сформировалась совершенно фантазийная картина мира. Романтического мира, где все то и дело превращаются в зрителей и соучастников драмы, сценарий которой пишется ею самой: вот они наблюдают за охватившей ее любовью, а вот уже казнят за падение. Катерина словно бы главная героиня на сцене, к которой приковано внимание сотен и тысяч глаз, и одновременно со стороны, как автор пьесы, наблюдает за происходящим и реакцией окружающих, упиваясь то картиной высочайшего полета, то картиной нижайшего падения. Собственно, драма в том и заключается, что такая картина мира не выдерживает давления обстоятельств, трескается, и жестокая внешняя реальность вторгается внутрь души Катерины. Причем оказывается, что никакой защиты у нее нет. Оказывается, что она фатально одинока: вокруг нее нет ни одного человека, кто мог бы хотя бы понять ее и пожалеть, не то что помочь. В самом деле, кто? Вялый, ни на что не способный Борис, более всего переживающий за свой душевный комфорт? Интриганка Варвара, которой Катерина изначально доверилась и благодаря которой вся ее трагическая история и завертелась?
Муж Тихон, которому главное — угодить суровой и въедливой маменьке? И более того, при всей своей пылкой религиозности Катерина и на Бога надеяться не может, потому что представляет Его как сурового судию, всегда готового покарать, но не способного прощать; это не Бог-любовь Евангелия, а по сути еще один персонаж ее авторской пьесы, которому, как и многим другим в ней, отведена роль палача. С ее точки зрения, совершенный грех полностью закрывает ей возможность обратиться к Богу. Она нисколько не уповает на Его милосердие, потому что, с ее точки зрения, милосердие следует заслужить, а она — не заслужила. Достоевский замечает, что в таком мировосприятии не внешние обстоятельства виноваты, а сам склад личности Катерины. Только он не вне их: они носят его в собственном сердце». И далее: «Будь она окружена самыми добрыми людьми, она, совершив свой грех, точно так же казнилась бы и тосковала. Не было бы, может быть, самоубийства, но жизнь ее все-таки была бы разбита».
Споры по поводу истоков сюжета Высказывания по поводу прототипов и сюжетной основы произведения весьма противоречивы. Так, для костромичей творческая история создания пьесы «Гроза» напрямую была связана с недавними трагическими происшествиями в их городе. Некоторые детали указывали на то, что прототипом Катерины могла стать знакомая писателя Л. Люди, лично знавшие драматурга, считали, что появление «Грозы» - результат путешествия Островского по Волге. Чем же были вызваны подобные суждения? Трагедия семья Клыковых Согласно первой версии, история создания пьесы «Гроза» связана с происшествием в городе Костроме. В начале ноября 1859 года исчезла одна из жительниц города Александра Клыкова, которой было всего 19 лет. Позже ее тело нашли в водах Волги, и по этому факту возбудили уголовное дело. Рассматривалось две версии: самоубийство или убийство и попытка скрыть преступление. В ходе расследования выяснилось, что недавно девушку выдали замуж, и она попала в купеческую семью, где всецело властвовала деспотичная и ни с кем не считавшаяся свекровь. Воспитанная в других условиях, Александра не смогла смириться со своей участью и прижиться в новой семье. Не нашла она поддержки и в муже — тихом, послушном, во всем уступавшем матери. Все эти детали легко узнаваемы в драме. Вот почему после появления книги в Костроме местные жители упорно заговорили о том, что создание пьесы «Гроза» напрямую связано с жизнью семьи Клыковых. И хотя позже выяснилось, что произведение было написано за месяц до этой трагедии, актеры, игравшие на местной сцене, долго гримировались именно под семью Клыковых. А место на берегу Волги, с которого якобы бросилась в воды Катерина-Александра, входило в число местных достопримечательностей. Гроза — это личная драма А.
Во многом благодаря Добролюбову «Гроза» долгое время воспринималась как символ борьбы с традиционными крепостническими устоями России первой половины XIX века, чему способствовал созданный образ Катерины. В свою очередь, по задумке режиссёра Михаила Фейгина, основной акцент должен быть сделан на силе женской души, обилию чувств и её беззащитности. Стоит сказать и про название спектакля. Название «Гроза. Среда обитания» было выбрано не случайно.
Камерная «Гроза». В Омской драме состоялась премьера по Островскому
"Грозу" Островского. Фестиваль «Островский в доме Островского» показывает, что традиционный аутентичный подход к его произведениям нисколько не устарел. 3 июня в 18.30 в рамках фестиваля русской культуры «ПушкинФЕСТ» в музее Е.А. Боратынского состоится публичная просветительская лекция «Погасшая свеча» в пьесе «Гроза» А.Н. Островского» Александра Ужанкова, крупнейшего российского литературоведа, профессора.
Ближайшие спектакли
- Действие 1
- В печатном номере
- О произведении
- Гроза (проект "Пушкинская карта") | Московский Молодежный Театр под руководством В. Спесивцева
- Репертуар Донецкой муздрамы пополнится спектаклем «Гроза» по Островскому
- В Омской драме версия "Грозы" Островского от Зальцман | Новости | MC2. Cветская жизнь Омска.
Островский Александр Николаевич: Гроза. Пьесы
Вольно или невольно в эту историю оказались втянуты семья Катерины и жители города. Чувство долга борется с сердцем, готовность предостеречь, простить, скрыть беду от чужих глаз проявляют все участники драмы. В глазах Катерины — сразу видно, нет мира, в душе «что-то недоброе делается». Красивая, статная и страстная, искренняя, порывистая.
Их диалог с Варварой тут же многое проясняет.
Книги серии «Читаем по школьной программе» адресованы учащимся средней и старшей школы. Все произведения русской и зарубежной классики, которые необходимо изучить согласно обновлённому государственному образовательному стандарту, найдутся среди толстых красных корешков! Серия «Читаем по школьной программе» — это продолжение книжных серий «Читаем до школы» и «Книги для внеклассного чтения». Красные корешки — гарантия отличных оценок по литературе!
Но с этой не простотой ты миришься, потому что актерские качества, которыми она обладает, довольно-таки уникальны.
Она актриса огромной энергии — легкой, мощной, и многого она сама о себе не знает и не понимает. Абсолютная скромняга, и ее скромность, с моей точки зрения, сильно превышает разумные размеры. Она человек, любящий темные пыльные углы, ей лучше спрятаться куда-то, ее даже приходилось довольно долго учить кланяться в конце спектакля как нужно, а она очевидно является центром спектакля. Правильно кланяться — это тоже своя, может быть, и небольшая, но наука, так вот ее приходилось учить и переубеждать, как можно кланяться без ложной скромности. Короче говоря, она очень интересная творческая единица, такой человеческий феномен и, конечно, ее талант и результат, которого она добивается, стоит того, чтобы преодолеть всяческие трудности и оценивать её работу наивысшим образом. Этот её дебют мне кажется совершенно очевидно победным, и это невозможно не заметить и не отметить.
Для Островского сильная любовь — это чувство, которое в принципе не может не вступать в конфликт с реальностью, и поэтому оно обречено? Тогда и у Толстого, и у Шекспира. Ну, потому что это чувство сродни прикосновению к Богу. Такая сильная мощнейшая любовь — это резкое открытие истины, а истина граничит со смертью. Открытие истины буквально опасно для жизни.
Какую жизнь проживает этот текст на современный сцене?
На эти вопросы ответит Антон Ткаченко. Лекция начнется 9 августа в 19:00 сбор гостей в 18:30 в Вологодской областной научной библиотеке ул. Ульяновой, 1, третий этаж. Билет — 650 рублей оплата на мероприятии.
Гроза - краткое содержание
160 лет исполняется пьесе "Гроза" А. Н. Островского. Спектакль по одноименной пьесе Александра Островского, поставленный в 1977 году в Государственном академическом Малом театре Союза ССР Борисом Бабочк. Фестиваль «Островский в доме Островского» показывает, что традиционный аутентичный подход к его произведениям нисколько не устарел.
О премьере в Русском драматическом театре Стерлитамака
"Гроза" Омской драмы тоже имеет возрастное ограничение 16+. 27 марта в московском «Центре драматургии и режиссуры» состоялась постановка пьесы Александра Островского «Гроза». Островский Александр — Гроза это то произведение, которое слушается/читается за считанные полтора часа, а задумываешься уже над всей своей жизнью и совершаемыми поступками. Громкое чтение отрывков из пьесы «Гроза» «Читаем А.Н. Островского».
Реакция прогрессивных умов на появление пьесы
- Английский перевод «Грозы»: в Калининграде показали современную интерпретацию пьесы Островского
- «Гроза-шестидесятница»: хрестоматийная пьеса Островского на Качаловском фестивале
- Смотрите также
- Что еще почитать
- «Какова история создания пьесы «Гроза» Островского?» — Яндекс Кью
- Творческая история пьесы Гроза
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
- «Гроза»: краткое содержание и анализ пьесы Островского
- «Гроза» приедет на фестиваль «Вперед к Островскому!»
- Действие 1
- Рецензия на драму "Гроза" — hellhound на DTF
- Островский А. Н. «Гроза» • Литература, Русская литература второй половины XIX в. • Фоксфорд Учебник
- О премьере в Русском драматическом театре Стерлитамака
«Гроза-шестидесятница»: хрестоматийная пьеса Островского на Качаловском фестивале
— «Гроза» стоит особняком среди пьес Островского. Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. В результате пьеса получилась народной, жизненной и удивительно достоверной – настолько, что когда 10 ноября 1859 года в Костроме произошёл случай, до деталей напоминающий сюжет пьесы, было решено, что Островский использовал его за основу своего произведения.