Зарождение «казанского феномена» произошло в 1970-х годах. О «казанском феномене» напишет The New York Times, по Союзу раструбит сарафанное радио. А после мы перешагнули в 1990-е, и именно тогда начался окончательный беспредел, когда тебя просто хватали на улице и запихивали в машину. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. КАЗАНСКИЙ ФЕНОМЕН. БАНДЫ 70 -х / 2007. Сергей Старочкин 3 209 24.09.2022. «Казанский феномен» — теперь уже менее известное, но знаковое явление позднего СССР.
Молодежь в Татарстане снова играет в «казанский феномен». Пока играет
А учитывая то, что годом ранее в Казани от тяжелой болезни скончался " Карась" Николаев, ОПГ лишилась всех своих основателей. Контроль над группировкой взяли в свои руки Радик Юсупов Дракон и Равиль Гатиатуллин Джамай : во второй половине 90-х севастопольские практически перестали участвовать в боевом переделе Казани и начали уходить в бизнес. Джамай, к примеру, владел рядом коммерческих фирм и промышленными базами. Главой группировки он было до ноября 2020 года, пока не скончался от осложнений после коронавируса. А Дракон пытался баллотироваться в местный парламент, но его кандидатуру "завернули" накануне выборов - за подкуп избирателей. По данным силовиков, одним из последних видных лидеров севастопольских стал авторитет Сергей Новосёлов: в 2021 году он попал под следствие и провёл 9 месяцев в СИЗО по обвинению в произошедшем в конце 90-х убийстве лидера чувашского ОПФ. Избежать наказания ему удалось благодаря истечению срока давности. Согласно данным источников в правоохранительных органах Казани, ОПГ в Борисково существует и по сей день, однако, ведут себя ее члены спокойно и улаживают всё конфликты с чужаками преимущественно миром. Своё название образованная в 1985 году группировка получила благодаря микрорайону "Жилплощадка", где и проживал Закиров.
Костяк ставшей со временем самой крупной в Казани ОПГ составила крепкая и боеспособная молодёжь, которую Хайдер отобрал из участников 20 районных банд. Дисциплина царила серьёзная: одним из требований было всегда иметь при себе ножи, а тот, у кого клинка на сходках не оказывалось, жестоко избивался соратниками. Закиров запрещал своим бойцам трогать женщин и детей: одному из членов ОПГ, который застрелил двух местных жительниц и маленького ребёнка, лидер ОПГ вынес смертный приговор. Главной мечтой Закирова был контроль над всеми городом: на пути к осуществлению своего плана бандит не останавливался ни перед чем - безжалостно давил конкурирующие группировки. Однако, тем удалось вовремя заметить соперника и занять оборонительные позиции на противоположном берегу озера. В народе событие на Глубоком обросло легендами и получило название "Ледовое побоище", однако никакой битвы там в итоге не было. Распугав отдыхающих и обменявшись ругательствами, группировки разбежались, едва завидев наряд конной милиции. К началу 90-х Хайдер успел подчинить себе порядка восемнадцати преступных формирований , включая участников одного из звеньев ОПГ "Киноплёнка" под предводительством Ирека Мингазизова Ташкент - они стали штатными киллерами жилковских.
При этом Закиров встретил отчаянный отпор от борисковских, которые успешно протежировали на место "смотрящего" по Казани симпатизировавшего им вора в законе Рината Игламова Иглам. Но ликовали они недолго - вскоре после назначения Иглама расстреляли. К обострению отношений между двумя группировками привела гибель врага борисковских - лидера новотатарских Сибагатуллина Сипка , который являлся союзником Хайдера. В 1992 году, когда лидер ОПГ "Борисково" Ленар Речапов объединил своих ребят и союзников в единый анклав - "севастопольские", в Казани началась настоящая бандитская война, в которой пало немало бойцов противоборствующих сторон. В жестоком противостоянии севастопольские использовали против врагов прослушку и прибегали к маскараду: переодевались в милиционеров и в упор расстреливали потерявшего бдительность противника. Уставшие от царящей на улицах опасности из-за непрекращающихся перестрелок горожане засыпали силовиков требованиями прекратить беспредел. После принятия в мае 1993 года республиканского закона "О чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью" власти взялись за опгшников всерьёз. Закиров предпочёл не рисковать и вместе со своим окружением осел в Санкт-Петербурге.
Для того, чтобы занять своё место под солнцем в Северной столице, жилковским пришлось выстоять в жестоких столкновениях с "тамбовской" ОПГ. В результате казанцы захватили власть над всеми фирмами и магазинами Невского проспекта. Убить по-голливудски Однако своих притязаний на место теневого главы Казани Хайдер не оставил. После смерти лидера севастопольских Ленара Речапова новые лидеры группировки предложили Закирову "худой мир", однако тот по-прежнему предпочитал "хорошую войну". Тогда по следам несговорчивого авторитета были пущены лучшие казанские киллеры, которым в октябре 1995 года удалось вычислить адрес жилища Хайдера. Огонь был открыт в момент, когда глава ОПГ вместе с двумя телохранителями находился в лифте. Кабину изрешетило пулями, но охранники успели закрыть собой подопечного. Противники пытались добить Хайдера в больнице, выстрелив в окно из гранатомёта, но авторитету вновь повезло - незадолго до этого его перевели в другую палату.
Конец имперским амбициям Закирова был положен в августе 1996 года, когда после отдыха в Севастополе он вернулся в Санкт-Петербург. Операция по ликвидации Хайдера была проведена в духе голливудских боевиков: подкараулив авторитета в момент, когда он с охранниками вышел из машины, киллеры открыли огонь из кустов и бросили дымовую шашку. Дождавшись, когда пытавшиеся занять круговую оборону телохранители отойдут от своего подопечного, в дело вступил снайпер - двумя выстрелами он добил Хайдера. После смерти авторитета группировка потеряла былое могущество: внутри неё обострилась борьба за власть, в ходе которой погибло много видных жилковских. В итоге лидерство захватил Юрий Марухин. Пока члены ОПГ выясняли, кто круче, представители других группировок взяли под свой контроль ряд объектов империи Закирова. Жилковские попытались было захватить власть на заводе им.
Долгожданная, слитая, переснятая, но вышедшая в срок.
Сериал рассказывает о криминальных группировках в Казани 80-х годов, к которым активно присоединялись подростки. Сериал основан на документальной книге журналиста Роберта Гараева, в которой разбирается так называемый «казанский феномен». Из-за того, что «Слово пацана» отчасти основано на реальных событиях, у сериальных героев есть прототипы. Крыжовников отмечал, что все герои, показанные в сериале, выдуманы, но за каждым стоит реальный прототип или история. Сама группировка «Универсам», в которой состоят главные герои, существовала в реальности — она была малочисленной, но жестокой. Известно, что в 90-е «универсамовские» крышевали местный рынок. При этом сериальная ОПГ — это, скорее, собирательный образ. В ней можно разглядеть группировку «Тяп-ляп», с которой, по общему признанию, начался расцвет криминала в еще советском Татарстане.
Этой бандой управляли бывшие уголовники — а в начале сериала «Универсамом» заведует «Кащей», который уже успел отсидеть в тюрьме.
В свободное время группировки «щемили чушпанов», то есть требовали у подростков выворачивать карманы. При этом самим участникам группировок в карманы «чушпанов» залезать было нельзя. Однако если «пацан» бросал девушку, то воспользоваться ей мог уже любой участник или несколько участников группировки. Кстати, оральный секс в группировках был запрещен. Он должен был давать отпор, если его оскорбили.
Бить «пацана» ногами или трогать «пацана» из другой бригады, если тот шел с девушкой, было нельзя. Также «пацаны» не могли общаться с милицией. Но все эти правила действовали только в кругу равных. В других ситуациях работало правило «пацан всегда прав». Выйти из группировки было крайне сложно, но из нее могли «отшить». Трансформация группировок и их исчезновение 16.
В 90-е годы в мир группировок пришли большие деньги. Некоторые группировки брали под контроль даже целые предприятия. Однако многочисленные войны между группировками, законы, принятые властями для борьбы с организованной преступностью, а также тот факт, что многое уже было поделено и делиться никто ни с кем не хотел, привели к постепенному исчезновению группировок.
Помог случай. Как-то следователям довелось услышать телевизионное интервью с Валдисом Пельшем. Говорил он с явным прибалтийским акцентом, а ведь в передаче "Угадай мелодию" оперировал чистейшим русским. Выяснили, что есть специальная аудиоаппаратура. И тут озарило: почему бы не попробовать сделать то же в суде? На процесс очевидцев привозили под мощной охраной.
Они были в масках и балахонистых пальто, так скрывавших фигуру, что было трудно установить пол человека. Свидетелей размещали в соседней с залом заседаний комнате, где были установлены микрофоны и камера. Судья заходил в эту комнату, удостоверял личность и возвращался в зал, где все происходящее транслировалось на большом экране. Голос человека изменяли. Кое-кто из свидетелей был готов говорить и без маски, но не там же, где за решеткой сидели 13 плечистых парней, один вид которых действовал устрашающе. Для таких устраивали своеобразный телемост. Но не все очевидцы дожили до процесса. Он шел год. По каким-то своим причинам обвиняемые были заинтересованы откладывать судебные заседания.
Так, Новицкий и Широков то глотали гвозди, то вспарывали себе животы. И слушание дела переносили. Суд В первые дни суда было яблоку негде упасть. У пришедших проверяли паспорта и сумки. На скамье подсудимых -- 13 человек, чертова дюжина. У клетки с подсудимыми неотступно дежурил автоматчик. Был подобран соответствующий состав суда -- даже адвокаты осужденных говорят, что это доки в своем деле. В клетке народ держался довольно свободно. И лишь только когда судья зачитал приговор, лица группировщиков стали серьезными.
Ни один из них не признал себя виновным ни по одному пункту обвинения. Радика Галиакберова приговорили по статьям УК РФ о бандитизме, убийствах, мошенничестве и организации преступного сообщества к пожизненному заключению. Такой же срок получил и ближайший его подручный Ринат Фархутдинов. Активным членам группировки Сергею Гребенникову и Александру Сычеву дали по 24 года в колонии строгого режима. Валерий Широков получил 15 лет, Денис Лонщаков - 12 лет. Самые молодые члены банды Павел Комлев и Айрат Хакимов осуждены на 8 и 7 лет соответственно. Минимальный срок -- 6 лет -- получил Асхат Валиуллин, страдающий серьезными увечьями. Все -- с конфискацией имущества. Кстати, почти у всех у них малолетние дети.
А у Сергея Гребенникова сын родился уже в ходе следствия. И суд посчитал эти обстоятельства смягчающими. Послесловие Адвокаты осужденных готовят кассационную жалобу в Верховный суд России. Собственно, им есть за что уцепиться. В делах об убийствах есть только косвенные доказательства виновности осужденных. Некоторые тела не найдены до сих пор. Особый разговор -- о свидетелях. То, что они давали показания не в зале суда, уже только за это, по мнению защиты, их можно оспорить. Между тем для оставшихся на свободе членов группировки "Хади Такташ" Раджа по-прежнему бог и царь.
А свидетелей не могут охранять круглосуточно... Когда я спросила Равиля Вахитова, как он оценивает предстоящее разбирательство в столице, он с грустной улыбкой ответил: "Возможности преступного мира таковы, что они могут сломать любой приговор. Как это будет в Верховном суде России -- неизвестно, но мы все же надеемся на принципиальность судей в Москве". Но были и более мощные -- "Жилка", "Тукайка". И борьба за власть, за сферы влияния там проходила с такой же жестокостью и кровопролитием... Правоохранительные органы республики заявили, что борьба с оргпреступностью продолжается. От автора сайта, 2003 год. Верховный суд России оставил приговор членам группировки "Хади Такташ" без изменений. Расстреляли на глазах толпы Татарстан.
Один из лидеров организованной преступной группировки "Перваки", 30-летний Роберт Аюпов был расстрелян в Казани на глазах у десятков людей. Об этом сообщили во вторник в пресс-службе МВД Татарстана. Двое неизвестных в масках подошли к Аюпову, который в это время находился внутри собственного автомобиля и прогревал двигатель машины, и начали стрельбу. По оценкам экспертов, в Аюпова было произведено восемь выстрелов: четыре из пистолета Макарова и четыре из пистолета ТТ. От полученных ран Аюпов скончался на месте. По данному факту возбуждено уголовное дело. Сотрудники милиции склоняются к версии о заказном убийстве. По версии следствия, его застрелили в Казани в 1999 году за то, что он отказался платить дань ОПГ «Перваки». В следственном комитете считают, что организатором убийства является предполагаемый лидер ОПГ, «авторитетный» предприниматель Фирдинант Юсупов.
Он арестован, вину не признает. Главным подозреваемым является заключенный под стражу житель Казани Фирдинант Юсупов — предполагаемый руководитель бригады по прозвищу Федя.
"Их боялась даже Москва". Роберт Гараев написал историю казанской банды
Священника задержали за икону с Бандерой, Кадыров показал видео с тренировки и другие новости России за 23 апреля. О пугающем "казанском феномене" страна заговорила в начале 80-х. Казанский феномен. Татарстан имеет богатую криминальную биографию.
Кто вырос из “Слова пацана”: правда и вымысел о казанских молодежных преступных группировках
Еще «Квартала» «27-й», «38-й», «39-й». Мог отговориться и сказать, что «не при делах», то есть чушпан. Фото: 1976 г. В магазин не любил ходить, так как идешь потом и смотришь, чтоб гопники не остановили и мелочь не отняли. После девятого класса родители отдали в экспериментальный лицей на Роторной, там, где «Газовая-Халева Сила». В новом классе оказались в основном группировщики из разных районов. В соседнем юридическом классе учились окодовцы, познакомился поближе с ними и их образом жизни. Это был 1993 год.
Вот здесь начались проблемы серьезнее. На потоке был парняга, который только пришился к какой-то группировке. Так получилось, что объектом вымогательства он выбрал меня. Попытался наехать, я на словах дал отпор. На следующее занятие он своих старших привез на подмогу.
Что касается молодых «универсамовцев», то Андрей «Пальто» больше всего напоминает Роберта Гараева, который написал книгу «Слово пацана».
Кстати, актер Леон Кемстач, сыгравший «Пальто», тоже придерживается этой версии. А Гараев намекнул на это, опубликовав совместную фотографию с актером, на которой у них одинаковые образы. Судьба Гараева сложилась хорошо, в отличие от многих других членов группировок, которые были убиты или осуждены. В 2001 году, когда мне было 25, я переехал в Москву. С тех пор я был музыкальным и клубным журналистом, диджеем, круглосуточным тусовщиком и экскурсоводом в Еврейском музее, то есть занимался вещами, далекими от улицы», — писал Гараев. Sport24 сделал свой тест Кто ты из «Слова пацана» , а еще мы рассказывали про образ Вовы Адидаса как нового Данилы Багрова, находили в сериале киноляпы и вспоминали историю слов « пацан » и « чушпан ».
У нас есть перевод песни «Пыяла» на русский , а также оценка реалистичности кино от бывших криминальных авторитетов. Еще про «Слово пацана».
Мы просто работали, жили практически в условиях военного времени, часто оставаясь спать прямо в кабинетах. Да и предъявить, как правило, мы им ничего не могли. Но сам не бил, а кто бил, я не видел». Максимум, за что можно было их привлечь, это за хулиганство, да и то его еще надо было доказать. А эти «романтики» хранили дома кто кастет, кто заточку, кто «самострел». К сожалению, методика наша хоть и приносила реальные результаты, но процесс остановить уже не могла. Более того, те, кто побывал в наших руках, тоже мотали себе на ус информацию, изучая принципы и слабые места работы милиции.
Если парень сломается, не брали. Если сразу с ними драться идет, значит, «свой». Критерий один был — кулак. Особенно раздражали бессмысленные жестокие драки, в которых по приказу «старших» втягивалась вся группировка, весь микрорайон. Жизнь тогда сужалась до примитивного: или ты бьешь, или тебя бьют. Боишься выйти из своего микрорайона, боишься каждого встречного, если идешь один. Действовали волчьи законы: не хочешь драться, но приходится.
Я твердо решил выйти. Давно надоело. Как-то сидели вместе с «суперами» и говорили о том же: надоело «мотаться». У «автора» спросили. Он тоже ответил: «Мне до чертиков опротивело, хочу уйти». Нас было около сорока. Только двое-трое не захотели уйти: тупые, ограниченные.
Только таким здесь нравилось. Тем, у кого смысл жизни — драки, деньги, карты. Когда мы ушли, все увидели, как нас били. Каждый день приходили домой, просили какие-то деньги. Сразу — двести рублей. Откажешь — бьют. Издевались при девчонках: били, плевали, унижали.
В школе учителя или не видели, или делали вид, что не видят. В лучшем случае позвонят в инспекцию, скажут, чтобы нас на учет поставили. Я дрался до ожесточения. Мать не успевала отмывать кровь в подъезде. Заставляли играть в карты. Один из нас проиграл 800 рублей. Каждый день приходили, требуя долг.
Часть денег упросил выплатить бабушку. Она дала 150 рублей, но от этого пацану легче не стало. Я понял, кто эти «молодые» и «старшие». Фанатики, жестокие, бессмысленные фанатики, которым ничего не стоит избить пацана, до полусмерти. Сколько раз мы слышали от них: «Не смейте защищать девчонок. Они — не люди». В группировке из пацана делают волка.
Там никто не говорит о будущем, об учебе, о семье. Только о драках. Однажды я жестоко избил парня, который накануне в числе пятерых напал на меня. Среда воспитывала злость, жестокость, ненависть. Я видел, кто нами руководит: тупые, ограниченные люди. У меня была девчонка. Делился с ней всем, у девчонок то же самое, что у ребят.
Те же установки. Деньги отнимают друг у друга, вещи, дерутся, унижают друг друга. Некоторые из тех, кто решил выйти из группировки, лгали, что заболела мать, например. Их презирали, им не верили и тоже били. Некоторые уговаривали родителей переехать в другой район, другой город. Я понял, восемьдесят процентов попадают сюда по глупости. В двенадцать-тринадцать лет, что понимаешь в жизни?
Особенно, если у тебя нет настоящего друга. Но надо искать его. Не связываться с группировкой! Не попадаться на удочку тех, кто обещает, что там за тебя заступятся. Все это ложь! Там вырывают из жизни, лишают ее радостей. Начисто вычеркивают лучшие годы.
«Слово пацана»: очевидцы рассказали о противостоянии казанских ОПГ
В чем причина появления «казанского феномена» и почему с ним так долго не боролись — в материале «Ямал-Медиа». Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан. «Снег» продолжает публиковать отрывки из книги экс-главы татарстанского МВД, а ныне руководителя аппарата президента РТ Асгата Сафарова «Закат казанского феномена». “Казанский феномен” по-нижнекамски, или Громкое дело “негромкого” ОПС. Татарстан в 90-е годы прошлого столетия считался одним из центров российской криминальной жизни.
Казань пацанская. Как молодёжные уличные банды держали в страхе столицу Татарстана
Знаменитый «казанский феномен» пустил корни очень глубоко и эта все еще полузапретная тема до сих пор будоражит сознание. Что известно про убийство одного из лидеров казанской ОПГ «Тяп-ляп» Скрябина спустя почти 30 лет. полная история группировки "Жилплощадка - Казань". ОПГ Хади Такташ. ОПГ «Кинопленка» Кино не для всех. ОПГ Перваки Первые Горки. Казанский феномен (гопники).
«Казанский феномен». Вернутся ли молодежные банды?
Сегодня опять появились опасения, что «казанский феномен» может вернуться, и уже есть симптомы. О феномене казанских преступных группировок когда-то говорила вся Россия. Криминал - 7 декабря 2023 - Новости Казани - В чем причина появления «казанского феномена» и почему с ним так долго не боролись — в материале «Ямал-Медиа». Фитиль темы «казанского феномена» снова разгорелся.
Как банда «Хади Такташ» контролировала всю Казань
ОПГ «Жилка» Локация: казанский микрорайон «Жилплощадка» Основавшего в 1985 году ОПГ «Жилка» уроженца казанского микрорайона «Жилплощадка» Хайдара Закирова Хайдер отличала невероятная амбициозность: он мечтал покорить весь преступный мир Казани, поэтому старался привлечь в свою группировку самых мощных бойцов из 20 уличных банд. В октябре 1995 года его заблокировали в лифте, который изрешетили из автоматов киллеры: криминального авторитета спасли телохранители, прикрывшие босса своими телами. Тяжело раненый Хайдер попал в больницу, где его попытались добить — выстрелили в больничное окно из гранатомета. Но лидеру ОПГ «Жилка» повезло и на этот раз: незадолго до покушения его перевели в другую палату. Однако в 1996 году, когда Хайдер выходил из машины, удача ему изменила. Автомобиль закидали дымовыми шашками, дезориентировав телохранителей, и снайпер двумя выстрелами отправил лидера «Жилки» на тот свет. После того как главаря не стало, его группировка быстро растеряла былое влияние, а ее новый лидер Юрий Марухин довольно скоро был задержан и получил пожизненный срок в колонии «Полярная сова». ОПГ «Перваки» Локация: казанский микрорайон «Первые Горки» Группировку «Перваки» еще в 1970-х годах основал житель казанского микрорайона «Первые Горки» Ринат Шагвалиев: поначалу он просто хотел научить местных парней давать сдачи уличной банде из соседнего микрорайона «Старые Горки».
Однако вскоре «Перваки» не только поставили на место соседей, но и сами начали экспансию на другие территории. К началу 1990-х годов к ним примкнули участники других группировок, благодаря чему ОПГ «Перваки» стала одной из крупнейших в Казани: по разным данным, в нее входило 300-400 человек. Участники ОПГ «Перваки». Последний назначил за голову Бибика награду в 50 тысяч долларов и отправил на тот свет его зятя Альберта, чтобы выманить врага на церемонию прощания и там с ним расправиться. Однако Бибик, который в этом противостоянии потерял семерых близких, все же уцелел. Впрочем, расправиться с ним мечтал и лидер второй группировки, возникшей после раскола ОПГ «Перваки», — Фирдинат Юсупов Федя : исполнителем преступления он выбрал того самого Рината Шагвалиева, который стоял у истоков банды из «Первых Горок». Шагвалиев согласился и получил аванс в 25 тысяч долларов, но не стал ликвидировать Бибика, а просто тянул время Это могло бы длиться и дальше, но Рината задержали сотрудники правоохранительных органов — позже он получил пожизненный срок.
Бибик в 1999-2001 годах отсидел за незаконное хранение оружия, а в 2016 году его не стало из-за воспаления легких. Федя и его люди оказались под следствием в 2010 году, но три года спустя присяжные оправдали их.
Во-вторых, иерархия ценностей казанского криминалитета отличалась от «общепринятых». Несмотря на господство блатной романтики и зоновских «понятий», здесь, например, не пользовались таким авторитетом, как в других регионах, «воры в законе». Существовал свой, пусть уродливый, но кодекс чести — не трогать «врага», если он идёт с девушкой, всегда и везде отстаивать интересы своей группировки. В-третьих, сам принцип организации. Пресловутые «пятёрки», использованные ещё «тяпляповскими» лидерами, — это ведь не что иное, как ячейки.
Таким построением пользовалось большевистское подполье в царской России, через несколько десятилетий — подполье уже партизанское, антифашистское. Ячеистые структуры прочнее, чем цельные и монолитные. Советские идеологи хорошо это понимали, когда внедряли октябрятские звёздочки, пионерские звенья, комсомольские дружины и партийные ячейки, надеясь укрепить внутренни- ми связями всё общество. Одного они не учли: такая система хороша исключительно для подполья, а не для легально- го существования. Зато это хорошо усвоили отцы-создатели группировок, недаром многие из них имели педагогическое образование. Эти особенности и выделил в материале автор статьи Юрий Щекочихин. Он также абсолютно правильно описал этапы вербовки молодёжи в группировки, их структуры, иерархию и потенциальную опасность.
За 1986—1987 годы в Казани было совершено 181 нарушение общественного порядка, в том числе 51 групповая драка, в которой участвовали 900 человек. В итоге 6 подростков погибли, 73 были госпитализированы с серьёзными травмами, 193 получили телесные повреждения. С осени 1987 года обстановка резко ухудшилась. В драках стали использовать ножи, тяжёлые металлические шары, обрезки арматуры, кастеты, самодельные взрывные устройства. Щекочихин в 1988 году опубликовал в «Литературке» целую серию статей, посвящённых зреющей криминальной опасности. Самые известные из них — «Лев готовится к прыжку» и «Лев прыгнул! Во-первых, это — преступное сообщество, которое имеет чёткую структуру и иерархические связи: есть главарь или группа главарей , держатель кассы, связники, боевики, разведка, контрразведка.
Во-вторых, это организация, созданная для систематического преступного бизнеса. И третий, основной, признак — преступное сообщество становится мафией лишь в условиях коррупции: оно должно быть связано с представителями государственного аппарата, которые состоят на службе у преступников.
Особенно высокой была концентрация юных бандитов в городских ПТУ.
Порядки Чаще всего молодежь попадала в группировки по двум причинам. Первой было «призвание» — в таких случаях юноша следовал примеру старших товарищей, которые уже состояли в банде, и искренне разделял пацанские ценности. Часть подростков искала в уличных кланах защиты.
Жизнь молодых людей в Казани была непростой: прямо на улице или заднем дворе школы подростка могли как просто избить, так и снять новую модную куртку или джинсы, а вдобавок ещё и отобрать деньги. Вступление в группировку снимало эти проблемы, давая новому участнику крышу в лице соратников. Чтобы стать частью банды «пришиться» , в некоторых случаях нужно было пройти ритуальную проверку — выстоять в спарринге с другим группировщиком или не испугаться драки с подосланными провокаторами.
В среднем в ряды сообщества принимали в возрасте 13—14 лет. Тех же, кто не был в банде «с улицей» , называли «чушпанами» и чаще всего расценивали как лёгкую добычу. Почти все группировки делились на возрасты.
Младшие были обязаны подчиняться старшим. Самый младший возраст назывался «первым», «скорлупой» или «шелухой». Важных заданий малолетним участникам не поручали, максимум, что они могли, — постоять «на шухере».
Спустя год-два «скорлупа» поднималась на ступень выше и становилась «суперами». За ними следовали «молодые», «средние» и «старшие». На вершине цепочки находились «старики» — так называли группировщиков, которые уже успели отслужить в армии.
Бывали и исключения. В книге «Слово пацана» приводятся воспоминания бывшего участника одной из группировок — он рассказал, как однажды в их «первый возраст» определили 30-летнего экс-спецназовца, которому пришлось ждать шанса проявить себя и получить повышение. Основной повинностью всех пацанов было участие в сборах, которые в 90-х стали называть «сходняками».
Такие мероприятия проводились несколько раз в неделю. А иногда каждый день. Пропускать их было крайне нежелательно.
Обычно у разных возрастов были отдельные сборы. На них участники банды обсуждали насущные дела, организовывали спарринги, играли в футбол и просто общались. Главной опасностью были милицейские облавы — парней часто ловили во время сборов, отвозили в отделы и переписывали личные данные, после чего отпускали иногда предварительно избив.
Помимо сборов, группировщики должны были платить в общак установленную сумму. Собранные деньги в основном шли на «грев» обеспечение всем необходимым соратников, находящихся в заключении, или на другие нужды банды. Кроме того, все должны были соблюдать определённый свод правил и ограничений.
Почти во всех командах действовал уже упомянутый запрет на алкоголь и курение, который был особенно жёстким для «шелухи». Тем, кого ловили за распитием или с сигаретой, грозило избиение. Иногда били весь возраст, к которому относился проштрафившийся подросток.
Нельзя было бить участника вражеской банды, если тот шёл по улице с девушкой. В некоторых группировках участникам запрещалось работать в сфере обслуживания, например официантами, уборщиками или таксистами. Строжайше запрещено было убегать во время потасовок: боец должен был продолжать драться с врагами даже в том случае, если соотношение сил складывалось не в его пользу.
Если пацан «сломился» то есть отступил , его ждали серьёзные последствия вплоть до «отшивания» — исключения из группировки. Те, кто желал уйти, либо говорили об этом напрямую, либо просто переставали посещать сборы. Обычно после этого ставился вопрос об их исключении.
Чтобы «отшиться», сохранив лицо и возможность перейти в другую группировку, нужно было выдержать испытание. Уходящего жестоко избивали бывшие соратники, но после этого он получал свободу. Существовал и другой вариант: исключённого из рядов группировки могли просто «загасить», то есть оплевать.
Человека при этом не били, но его репутация на улице полностью уничтожалась. О возвращении или присоединении к другой банде больше не могло быть и речи.
Период с начала 80-х до начала 90-х называют «асфальтным», так как в то время шли многочисленные «войны за асфальт». Группировки называли «моталками», а позже — «конторами» или просто «улицами». У каждой из них была своя территория: двор, несколько кварталов или даже несколько микрорайонов. У группировок был свой язык. В июле 1988 года в журнале «Огонек» вышел материал под названием «Дрянные мальчишки». Именно его автор Дмитрий Лиханов впервые употребил словосочетание «казанский феномен».
Постепенно это явление распространилось и на другие города и республики СССР. Роберт Гараев 9. Автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберт Гараев в конце 80-х годов вступил в казанскую группировку «Низы». Она контролировала территорию Московского района Казани, которая находилась в низине. Мать Роберта была сотрудником НИИ, а отец — адвокатом. В школе мальчик учился на пятерки и ходил в художественную школу. Но, когда Гараеву было 14 лет, ему предложили «пришиться» к группировке, куда набирали «новые возрасты».
«Слово пацана»: очевидцы рассказали о противостоянии казанских ОПГ
В клубе парня назначили ответственным за порядок. Железный закон группировки гласил: не курить, не пить, в беде не бросать. Вполне благородные принципы, если бы не истинные цели предводителей. Быстро завоевал авторитет и одноклассник Хантимирова Сергей Скрябин.
Он учился в Казанском педагогическом институте, воспитывался в хорошей семье, но настоящее лицо умело скрывал. На самом же деле он, хитрый и изворотливый человек, презирал справедливость. Жадный до денег, страстно мечтал разбогатеть.
И хотя многие одноклубники Скрябу недолюбливали, авторитет того был непререкаем: опытный самбист мог одним ударом покалечить человека. Очень быстро слава о подвальной «качалке» разнеслась по округе, и в будущую банду весьма успешно вербовали новых членов. Через год численность «спортсменов» достигла трёх сотен.
Главари решили, что пора подключать подопечных к более серьёзным делам, нежели мелкие стычки с соседями. Малолетние «братки» В 1974 году преступная группировка окончательно сформировалась и даже получила наименование - «Тяп-Ляп». Такими словами за глаза местные жители характеризовали качество продукции «Теплоконтроля».
К этому времени бандиты уже прошли закалку боями: отлично тренированные «спортсмены» наводили страх на противников близлежащих районов. На соперников они нападали с велосипедными цепями, арматурой, ломами, огнестрельным оружием и даже самодельными бомбами. Начинали криминальный путь с примитивного гоп-стопа и вымогательства у школьников, над чем трудились малолетние «братки» - в рядах «Тяп-Ляпа» были даже первоклассники.
Затем начались грабежи и угоны. Мальчишки обложили данью подпольных воротил и базарных спекулянтов. Лидеры группировки выстроили иерархию, разделив банду на десятки и пятёрки.
Сами же старались оставаться в тени. Имелась своя идеология: рядовые бойцы считали, что восстанавливают социальную справедливость, отнимая неправедно нажитое у барыг. О том, что эти деньги их командиры проматывают, кутя в ресторанах, они, само собой, не знали.
В группировке имелся даже штатный психолог - Михаил Зарахович. Дипломированный детский психиатр очень умело обрабатывал ребят. Обзавелась бригада и хирургом, который латал членов клуба после побоищ.
Передвигались «спортсмены» обычно на мотоциклах «Ява». Несколько из них специально купили для членов спортклуба, а часть юные бандиты попросту отняли у законных владельцев. Через некоторое время тяп-ляповцам удалось подчинить себе несколько районов республиканской столицы - Горки, Калиновку и Мирный.
Повязанные кровью Троица главарей не могла остановиться.
По его словам, те, кто осознал свою вину, сотрудничает со следствием, хочет получить минимальный срок и скорее начать нормальную жизнь, не жалуются. Среди полутора сотен участников оказались два десятка молодых людей крепкого телосложения "в черном" куртки, брюки, шапочки , которые в развернутых ими плакатах и в выступлениях заявляли о давлении на них со стороны полиции и следствия, выступали в защиту неких "Феди" и "Валька". Как позже было сообщено в распространенной информации МВД по Татарстану, "Федя" и "Валек" - это Фирдинат Юсупов и Валентин Лукоянов, которые являются организаторами одной из бригад ОПГ "Перваки", на их счету пять убийств, похищение человека, три факта причинения тяжкого вреда здоровью один из которых повлек за собой смерть , а также незаконный оборот оружия и боеприпасов.
В настоящее время дело "бригады Феди", которой инкриминируется бандитизм, передано в Верховный суд Татарстана.
Группы молодых хулиганов, которые покушались на коррупционные доходы барменов и директоров ресторанов и магазинов, использовались цеховиками для перевозки товара и его охраны, превратившись в мелкие предпринимательские группы [10] ; они сами облагали «данью» цеховиков и совершали другие корыстные преступления от квартирных краж до угонов машин [11]. Согласно автору книги «Бандитская Казань», заместителю председателя Верховного суда Республики Татарстан Максиму Беляеву, у истоков «казанского феномена» стояла банда « Тяп-ляп » из Приволжского района , лидеры которой активно привлекали на свою сторону подростков из множества посёлков, превратив большую часть молодёжных групп Приволжского района в собственные филиалы. Их влияние расширялось как путём мирного вовлечения авторитетных дворовых компаний в их деятельность, так и путём драк «стенка на стенку». Апофеозом деятельности группировки стал мотопробег в августе 1978 года [tt] в Ново-Татарской слободе , в ходе которого были забиты до смерти несколько человек. После краха группировки её место заняли банды из молодых людей [12] , среди которых выделялись « Новотатарские », «Жилка» и «Грязь» [13]. Татарская АССР стала первым регионом СССР, в котором было впервые признано официально существование организованных преступных группировок в стране [14].
Костяк банды «Тяп-ляп» составляли подростки из семей рабочих, проживавших в микрорайоне завода «Теплоконтроль» [5]. Руководство Авдеева не реагировало должным образом на сообщения о бандах, считая, что это обычные драки между молодёжью из разных микрорайонов [13]. Первый секретарь горкома КПСС Рашид Мусин потребовал от партийных органов «усилить воспитательную работу среди молодежи» и отказался возлагать на милиционеров ответственность за сложившуюся ситуацию в том числе события с бандой «Тяп-ляп» : «ни один сотрудник милиции не понесет партийной ответственности, потому что все произошедшее — не столько вина милиции, сколько вина идеологов». Для лучшего обеспечения безопасности в Казани было учреждено городское подразделение ППС , расширившееся с батальона до полка, а в его составе появились вскоре 8-я рота специального назначения и конный взвод; также была образована дежурная часть УВД. Правду о деятельности банды «Тяп-ляп» на встречах с общественностью впервые раскрыли в 1982 году [15] [13]. Само понятие «казанский феномен» стало появляться в 1980-е годы в центральных газетах и журналах, юридической литературе СССР и ряде изданий [1]. В то же время Любовь Агеева писала, что первые публикации о вражде подростковых компаний были связаны не с Казанью, а с Дзержинском Горьковская область и подмосковными « люберами » [19].
Причины возникновения Определить основные причины возникновения большинства конфликтов между микрорайонами в целом не представляется возможным, поскольку участники дворовых банд почти всегда обвиняли друг друга в начале любого конфликта и считали себя обязанными нанести «ответный удар» [20]. Позже они говорили, что своими поступками поддерживали уже сложившиеся нелепые традиции [21]. Приводятся разные точки зрения на причины возникновения «казанского феномена» [3]. Разрыв социальных связей По мнению Гараева, появление «казанского феномена» было одной из иллюстраций традиционного противостояния «города и деревни» в СССР: на месте старых общественных связей, которые были разорваны, появлялись новые. Как правило, при достаточно большом количестве молодёжи люди начинали объединяться в банды. По версии политолога Марка Галеотти, автора книги «Воры. История организованной преступности в России», уличные группировки появились вследствие «утраты связей в обществе»: в связи с отсутствием нормальных иерархий и социальных лифтов участие в такой банде позволяло человеку подняться по символической лестнице иерархии.
Члены некоторых банд могли заручиться связями из правоохранительных органов или крупных магазинов, чтобы приобрести нужный товар или услугу [3]. В одной из публикаций газеты « Советский спорт » утверждалось, что виновниками образования молодёжных банд являются люди, которые во время войны переехали в эвакуацию в Казань, что якобы привело к конфликту между коренными молодыми жителями и приезжими [22]. Пресс-секретарь МВД Татарской АССР в 1986—1991 годах Анвар Маликов придерживался похожей точки зрения: по его словам, на фоне больших понесённых в войну потерь в Казань начали массово переезжать жители деревень и уроженцы других городов, которые не стали авторитетом для детей, породив тем самым «неприкаянное поколение». Произошло их объединение с критической массой молодёжи в «спальных» комплексах города [13]. Определённую роль в этом могла сыграть и амнистия, объявленная после смерти Сталина , когда из тюрем и лагерей были освобождены более 1,2 млн человек [16]. Тогда воровские понятия стали транслироваться на обычную публику, а блатная романтика стала популярной во всём СССР, особенно среди молодёжи, заложив основу для появления молодёжных группировок [8]. Агеева отмечала, что расцвет преступности среди молодёжи отражает конфликт отцов и детей: старшие возмущались тем, что молодёжь забывала их идеалы и отвергала их традиции, но сами понимали, что неспособны решить те или иные проблемы.
На молодёжь также накладывался отпечаток семейных проблем, связанных с социально-экономическими условиями жизни; на нет сводились и все формы социализации подрастающего поколения [23]. Среди иных факторов, влиявших на агрессивность подростков, упоминались возможные нарушения психического развития частота нервных заболеваний и экологический фактор: исследователи пытались связать эти факторы с кругом общения подростков [24]. Гараев ссылается на одно из заявлений Юрия Андропова о диссидентах, космополитах и неформальной молодёжи как главных врагах советской власти, против последних должна была бороться «крепкая пролетарская молодежь» [25]. Предполагалось, что КГБ намеревался таким образом отвлечь молодёжь от реальных проблем общества [26]. По воспоминаниям современников, сотрудники КГБ действительно часто контактировали с представителями групп и, возможно, получали от них информацию о списке участников каждой из банд. В 1990-е годы появились слухи о том, что у каждой банды был куратор из спецслужб, однако эти слухи не выходили за пределы «старших» групп: младшим рассказывать об этом запрещалось. Боевые комсомольские дружины БКД, расшифровывались как «Бей, кого догонишь» , в которые уходили и некоторые из бандитов, затаившие обиду на своих друзей, стали злейшими врагами казанских банд [3].
Духовный кризис Агеева утверждала, что учёные только в последние годы существования СССР начали серьёзно исследовать причины молодёжных проблем: на первых порах всё списывали на ошибки в воспитании. Одним из факторов «группировочной чумы» стал низкий уровень культуры в Казани, связанный с рядом запретов: были закрыты многие дискуссионные клубы, а люди с активной жизненной позицией подвергались преследованиям. Была слабо развита социальная инфраструктура, что отражалось в виде нехватки школ, детских садов, бассейнов, кинотеатров. О социальной обусловленности молодёжных проблем центральная пресса начала писать в 1985 году [27]. Одним из факторов слабого развития духовной культуры в Казани было огромное выделение средств на строительство крупных промышленных объектов типа «Атоммаш», « КамАЗ » и «Химмаш» при слабо развитой социальной инфраструктуре на микрорайон, где проживали 150 тысяч человек, приходился всего один кинотеатр на 200 посадочных мест [5]. Агеева соглашалась с тем фактом, что многие «естественные формы социализации подрастающего поколения» перестали действовать [28] : по её словам, «жёсткая регламентация школьной жизни» и «авторитарность отношения со взрослыми» привели к выталкиванию ребят из основных институтов социализации и позволили им войти в группировки [29]. Граждане оставались сторонними наблюдателями, давая советы только в «приказном тоне», а наиболее презрительное отношение к подросткам было со стороны студентов, которые реже брали подростков на летние работы в стройотряды и перестали возглавлять кружки и секции при школах и ПТУ [30].
Отсутствие развлечений и вражда с соседями мотивировали молодёжь из района «Теплоконтроль» на занятия спортом, позднее группировки стали совершать вылазки в соседние районы и устраивать побоища [5]. По версии кандидата философских наук, доцента Казанского филиала Высшей юридической заочной школы Н. Фатхуллина , последствия упущений в школьной практике, семейном воспитании, социальном управлении и идеологической работе приводили к росту правонарушений среди подростков, которые действовали спонтанно, порой не осознавая последствий своих действий [31]. По словам кандидата педагогических наук А. Вайсбурга, социально-политические условия жизни не соответствовали воспитанию нравственных качеств из-за масштабов сталинских репрессий и последствий брежневского « застоя » [32]. Уголовный аспект Любовь Агеева писала, что преступный мир Казани, имевший глубокие исторические корни, мог увидеть в молодёжных группировках своеобразную подрастающую смену. Поэтому опытные преступники подталкивали малолетних преступников на кражи, изнасилования, угоны машин и массовые драки, чтобы сковать силы милиции.
В то же время влияние уголовного мира на появление «казанского феномена» не могло быть единственным фактором [33] , а члены банд той эпохи опровергали слухи о том, что подростковые банды курировались «урками» из мест лишения свободы, поскольку у заключённых не было организаторских способностей, а собираемая дань с каждого участника подростковой банды в целом была ничтожной [26]. Матвеева, в официальных отчётах и выступлениях всячески занижались данные об уровне преступности среди несовершеннолетних, а говорить открыто опасались: те, кто выступал за предоставление подлинных данных, увольнялись из органов, а когда стала известна правда о малолетних группировках, милиция бросила на них все силы, прекратив заниматься расследованием квартирных краж и семейных дебошей [34]. Гатцука , на момент существования « Тяп-ляп » в городе было ещё несколько мелких группировок, занимавшихся преступной деятельностью с целью обогащения, и разные агрессивные дворовые компании, на базе которых и произрастали молодёжные банды [35]. Некоторые банды заключали союзы против «Тяп-ляпа», хотя и терпели неудачи в войнах против него [6]. Разгром банды «Тяп-ляп» ошибочно внушил жителям Казани чувство безопасности [35]. Количество банд и их численность Кировский район Казани, в котором проживали члены банды «Грязь» Оценка количества банд Данные о количестве казанских банд варьируются в разных источниках. В 1986 году советская милиция составила список из 3,5 тыс.
КПСС получила первые сведения о наличии подростковых банд в Казани в 1984—1986 годах от комсомола. По словам Роберта Гараева, бывшего члена одной такой группировки и автора книги «Слово пацана», в Казани существовало не менее 150 крупных уличных банд, однако речь не шла об одновременном их существовании — в среднем в городе действовало около 100 группировок, из них активными были около 70. Группировка могла контролировать территорию от одного двора до нескольких кварталов или микрорайонов [37]. Порой враждовали не только улицы, но и дворы [3]. Подростки называли каждую такую дворовую компанию «конторой» [38] , «бригадой» [39] , «моталкой» или «улицей» [40] , а членов такой банды — «мотальщиками» [41] , «мотанами» или просто «гопниками» [42]. Согласно Кириллу Рукову, в 1980-е годы число казанских банд составляло не менее сотни [40] ; Анвар Маликов выделял наличие от 70 до 80 банд, из которых около 15 были признаны особо опасными [15]. В 1990-е годы вместо слова «мотаться» чаще употреблялось «лазить» для описания деятельности группировок [13].
Известные группировки Названия банд давались по улицам и районам, где проживали их участники. По данным прокурора Бауманского района А. Мингазова, в районе орудовали пять группировок численностью по 40 человек каждая; было выявлено 19 главарей в возрасте 30 лет в основном ранее судимые [51]. Традиционным процессом было объединение и поглощение мелких группировок более крупными. Так, группировка «111-й двор» с улицы Тукаевской в 1970-е годы вошла в «Новотатарскую» группировку, куда входили многие другие банды — в частности, там были «Вахитовские», «Сайдашевские», «Ямовские», «Нефтебазовские», «Автовокзаловские», «Центровские», «Речпортовские», «Каримовские» и «Тракторовские». В начале 1990-х годов многие серьёзные группировки района Первые Горки и ряд небольших банд вошли в состав большой банды «Перваки», которая стала крупнейшей бандой в Приволжском районе — туда вошли «Мавлютовская», «Камаевская», «Гарифьяновская», «Старогорковская», «Дружная коробка» и «Пьяная коробка». Одна из мощнейших группировок «Жилка» сформировалась из 13 мелких дворов микрорайона под руководством Хайдара Закирова — это были дворы с названиями «Овражный», «Фашистский», «Московский», «Кошачий», «Шведский», «Средний», «Хайдеровский», «Бочинский», «Римский», «Паспортовский», «Больничный», «Темный» и «Блядский».
Попасть на их территорию можно было только по двум дорогам, однако молодёжь во время разборок докладывала о каждой подозрительной машине, ехавшей в район «Жилки» [37]. Союзы группировок Союзы группировок появились в 1970-е годы: так, в печально известном пробеге «Тяп-ляп» участвовали «Павлюхинские», «Тукаевские» и «Мирновские» [52]. Одной из самых мощных группировок того времени была «Грязь» из Кировского района, которая пользовалась авторитетом во всей Казани [1]. В то же время в Авиастроительном районе Казани появился союз банд «Татарский двор», «Соцгород» и «Дементьев» [52]. На стыке десятилетий в Московском районе появилось объединение «Телестудия» из банд «Хитрый двор», «Панели», «Пентагон», «Чайники» и «Звери» — позже к ним присоединились «Шамилька», «Игоряновские», «Квадратовские» и «Брод». Наиболее крупным союзом стал «Золотой союз», куда вошли группировки «Жилка», «Стандартный двор», «Северный», «Чайники», «Левченко», «Сухая река», «Пентагон», «Хитрый двор», «Панели», «56-й квартал» и «Савинка». Этот союз распался во время бандитских войн между «Жилкой» и «Севастопольскими» [52].
Зоны влияния Наименьшее количество банд действовало на улицах с индивидуальной застройкой и тесными старыми двориками, которые были самыми спокойными: поведение соседей контролировалось достаточно прямолинейно, но честно и гласно [54]. Намного больше банд действовало на городской территории заводской застройки со сформировавшимся населением, значительную часть которого составляли ранее судимые: примером таких районов был Соцгород с птичьим рынком [55]. Главными очагами преступности несовершеннолетних считались и спальные районы [56] [15]. По словам дочери одного из лидеров «Перваков», жизнь в Казани в ту эпоху подразумевала, что каждому мужчине рано или поздно придётся оказаться в той или иной молодёжной банде [40]. Продюсер Ильхам Сафиуллин, проживавший в Московском районе ранее он назывался Ленинским , считал этот район самым криминогенным, где люди уже с детства готовились провести много времени за решёткой [43]. Казань была разделена всеми существовавшими в городе бандами на сферы влияния: группировки соседних территорий, как правило, были заклятыми врагами, а союзы заключались с теми бандами, которые находились достаточно далеко [15]. Войны, которые велись между группировками, получили название «асфальтных» [1] , поскольку на жаргоне подростков борьбу за территории описывали выражениями «делить асфальт» [5] или «битва за асфальт» [47].
Эти войны также называли «монтажными», поскольку в драках подростки в качестве оружия использовали монтажки , хотя в ход также шли кирпичи, монтировки, цепи, металлические шары и любое другое похожее оружие [16]. Наличие огнестрельного оружия у члена «конторы» вызывало как минимум недоумение, хотя есть свидетельства того, что в 1970-е годы «в Борисково и на Тёплом шмаляли будь здоров» [53]. Под контролем каждой из «контор» находились техникумы и ПТУ, вследствие чего попасть в некоторые учебные заведения было физически невозможно: автобус или троллейбус мог быть обстрелян металлическими шарами, которые швыряла враждебная группировка. Из-за страха попасть «под раздачу» из других городов перестали приезжать абитуриенты, а у школьников сократились возможности для выбора училища [15]. Специалисты-практики делили группировки на два вида. Один тип «контор» носил чисто оборонительный характер, и их создавали подростки с целью защиты себя и своей территории от незваных гостей. Другой тип «контор» был связан с агрессивными набегами на соседние территории: такие банды укрепляли своё влияние и авторитет путём драк с «чужими» или избиений таковых лиц.
Группировки второго типа считались близкими к преступным бандам: численность агрессивных «контор» варьировалась от 6 до 13 в 1980-е годы. Смысл подобного разделения часто оспаривался [57]. По словам Анвара Маликова, известными дворовыми бандами Альметьевска были «Гестапо», «Бразилия» и «Чили» их названия изображались огромными буквами на стенах домов [13]. Структура банды Иерархия Ядро каждой молодёжной группировки называлось «коробкой» и обычно включало или двор, или несколько рядом стоящих многоэтажных домов. Группировку могла образовывать как одна такая «коробка», так и сразу несколько «коробок» [49]. Гараев, который состоял в банде под названием «Низы» [59] , утверждал, что в казанских бандах была сформирована собственная возрастная иерархия, которая могла насчитывать до шести уровней возрастов в крупных бандах: разница между членами одного возраста составляла один или два года, однако все ребята с одного уровня переходили на уровень выше в один и тот же день [60]. Названия возрастов в иерархии казанских банд отличались в зависимости от группировки [61].
Подобных людей члены группировки презирали и могли безнаказанно избить, ограбить [3] или забить до смерти [62]. Согласно Гараеву, в шестиуровневых группировках выделялись следующие возрасты — «скорлупа», «супера», «молодые», «средние», «старшие» и «старики». При ориентировочной численности шестиуровневой группировки от 150 до 200 человек в её состав могли входить порядка 30 «младших», 30 «суперов», 30 «средних», 40 «старших», небольшое количество «стариков», порядка двух лидеров и ещё несколько авторитетных людей, хранивших у себя оружие [60]. Новичков этой группы называли «шелухой» дети от 10 до 13 лет [49] и высматривали из них потенциальных кандидатов на более высокие должности [64] , считая их своеобразным резервом конторы [49]. Занимавшим низшую ступень в этой иерархии не доверялось никаких серьёзных поручений, кроме как «постоять на пиках» покараулить, побыть на шухере [60]. Ступень выше занимали «супера» от 14 до 17 лет [49] , которые всегда сидели в своём микрорайоне и не имели права выходить за его пределы; от них требовали всегда быть на виду [64]. Выше них шли «молодые» от 17 до 19 лет [49] , которые были главной силой в драках с представителями банд других районов, используя кирпичи, арматуру и дубинки [65].
Они также устраивали драки рано утром перед началом школьных занятий «бежали с добрым утром» или вечером «спокойной ночи». Так называемые «средние» шли ещё выше и имели право ездить в другие микрорайоны на переговоры, объявляя войну и заключая мир, а также наказывая «молодых» за провинности [64]. Выше всех шли «старшие» или «армейцы» [26] возраст мог быть в пределах 20—35 лет или старше [49] , которые определяли политику группы: только они имели право ходить на дискотеки, устраивать ссоры с представителями других банд «чужими» и затевать войну против других микрорайонов. Во главе каждой небольшой группы стоял «автор» [66] , который входил в руководящее ядро группировки и обеспечивал связь своего отряда с другими частями и компаниями. Высшее звено руководства любой группировкой называлось также «авторитетами» [65] , «стариками», «дедами» или «королями» [49]. Количество «авторов» варьировалось: во главе мог стоять совет таковых лиц или один конкретный человек, которого рядовые «мотальщики» не знали [67]. Выбирать лидера группировки могли демократическим путём из наиболее авторитетных «стариков», но самый авторитетный и заинтересованный сам мог её возглавить [60].
Людей, отошедших по возрасту от руководства бандой старше 40 лет , называли иногда «древними» [60] : это прозвище перекочевало и на лидеров казанских ОПГ в постсоветской России [46]. Иерархия казанских банд была схожа с армейской: младшие возраста всегда беспрекословно подчинялись старшим, однако никто из старших не должен был злоупотреблять властью; со стоящими ниже по возрасту старшие обязаны были поступать по справедливости. За связь между возрастами, дисциплину и коммуникацию отвечали «смотрящие», которыми становились красноречивые люди с лидерскими качествами. Многоступенчатая возрастная иерархия имела сходства с боевыми комсомольскими дружинами, пионерскими отрядами и лагерными «мастями» [60]. Банды считались символическими «государствами», «граждане» которых обязаны были защищать свою территорию и честь — давать сдачи тому, кто их оскорблял или посылал куда подальше — и имели полное право обобрать и унизить любого «чушпана» [68]. Личный состав банды Казанские дети в 1975 году В составе типичной банды были выходцы из разных семей — рабочих, служащих, интеллигенции, рядовых и руководителей.
Он выразил надежду, что к этим жалобам "отнесутся адекватно и объективно рассмотрят". По его словам, те, кто осознал свою вину, сотрудничает со следствием, хочет получить минимальный срок и скорее начать нормальную жизнь, не жалуются.
Среди полутора сотен участников оказались два десятка молодых людей крепкого телосложения "в черном" куртки, брюки, шапочки , которые в развернутых ими плакатах и в выступлениях заявляли о давлении на них со стороны полиции и следствия, выступали в защиту неких "Феди" и "Валька". Как позже было сообщено в распространенной информации МВД по Татарстану, "Федя" и "Валек" - это Фирдинат Юсупов и Валентин Лукоянов, которые являются организаторами одной из бригад ОПГ "Перваки", на их счету пять убийств, похищение человека, три факта причинения тяжкого вреда здоровью один из которых повлек за собой смерть , а также незаконный оборот оружия и боеприпасов.
Молодежь в Татарстане снова играет в «казанский феномен». Пока играет
Сейчас про таких сказали бы — с чётко выраженной мотивацией. Именно они дежурили на дискотеках, чтобы не допустить массовых драк. Они же, кстати, в своё время оказали огромную помощь в деле «Тяп-ляпа», когда потребовалось одномоментное задержание членов группировки. Надо сказать, что после дела «Тяп-ляпа» группировщики тоже усвоили определённый урок: есть предел, переступать который нельзя. Разборки при дележе территории теперь устраивали так, чтобы мирные граждане не страдали. Грабежи, разбойные нападения и изнасилования совершались с таким запугиванием потерпевших, что в милицию обращалась едва ли десятая часть.
Поэтому наиболее заметными и резонансными оставались молодёжные драки, часто — со смертельным исходом. Именно в это время, в самый пик массовых молодёжных драк, я пришёл на работу в следственное отделение Советского РУВД, где прослужил с 1984 по 1987 год. Расследовал преступления, совершённые в микрорайоне «Танкодром», в основном как раз подростковые. Через кабинет, который мы делили с коллегами, прошли многие будущие лидеры ОПГ Советского района Казани. В обиход вошли слова «мотаться» и «мотальщики» — именно так называлось членство в группировках.
Вычислить «мотальщика» в толпе было проще простого: все они носили спортивные костюмы или олимпийки летом и телогрейки зимой. Обязательный атрибут холодного времени года — спортивные трикотажные шапочки. Каждая группировка носила шапочки с определённым рисунком и расцветкой — чтобы узнавать своих и чужих издалека. С точки зрения группировщиков, молодёжь делилась на «пацанов» — тех, кто «мотается», и «чушпанов» — тех, кто не живёт по принципам группировок. Большей частью подростки, состоящие в группировках, не понимали настоящих целей своих лидеров, им просто нравилось быть сильными и внушать страх другим.
Они с удовольствием эпатировали окружающих, гордясь своим нарочито люмпенским видом. Понятно, что группы хмурых парней, одетых в телогрейки и войлочную обувь типа «прощай, молодость», не могли не привлекать к себе внимание, в том числе и журналистов. Казанские «понятия» «Литературная газета», самый популярный печатный орган страны, в 1988 году опубликовала статью «Экстремальная модель» о молодёжной преступности. Именно в ней впервые прозвучал термин «казанский феномен». Вообще, молодёжные группировки в то время зрели по всей стране, но Казань даже на общем фоне оказалась уникальной.
Дружба пианиста Андрея и мотающегося Марата завязывается, как мальчишеские шалости — легко, стремительно и весело. Будто в советском приключенческом фильме для детей. Только шалости скоро превращаются в административку: хулиганство. А потом и в уголовку: воровство, разбой. Так на улице стоят за своих. Это кодекс чести улицы, понимание справедливости, устное право. Обаятельные и характерные подростки нравятся зрителям, ровно за это телезрители влюбились в клёвых героев гангстерской саги «Бригада» 20 лет назад. Кстати, пианист Андрей из «Слова пацана» мне напомнил скрипачку Олю, затем жену авторитета Белого и фактически «Белого в юбке», многолетнее многочасовое посвящение жизни музыке закаляет характер. В Сети под сериалом «Бригада» зрители пишут, что пересматривают его ежегодно. Вот только взлетевшие в нём актеры от ролей открещиваются.
Год назад я просила друга-ивентщика, который делал концерт актёра Дюжева, попросить автограф «от Космоса» — прославившей его роли рэкетира. Так он отказался. Зрители пишут, что ждут семи утра каждого четверга, когда выкладывают новую серию. Другие обвиняют «сериал в мире животных». Молодёжь у нас творческая, объясняется смайликами: «четверг раньше — какашки, блевашки и череп, четверг сейчас — перебинтованное сердце». Молодёжь нашла в сериале так называемую пасхалку — секрет, выглядящий в контексте произведения неправдоподобно такие штуки появились в 1978 году в компьютерных играх и разлетелись по разным жанрам. У главного героя Андрея день рождения 22 апреля — «как у Ленина». Районный лидер Вова-Адидас в ушанке с краснозвездной кокардой спрашивает младшего брата, нацепившего кепку-сеточку с надписью USA: «Ты чё, америкосом стал? На хрен сними». Вова-Адидас ходит в родимой голубой тельняшке, а антиамериканская риторика ниточкой прошивает сериал.
Сериал пошёл в народный фольклор, как дилогия «Брат». Думаю, остроглазые зрители найдут и другие пасхалки. Наверняка будут и шевроны «Победа будет за нами! Слово пацана». Сериал вышел очень вовремя. Почти два года идёт СВО, тыл держится физически и морально, но «выпасть» из реальности хочется безумно, хотя бы на 50 минут одной серии. Сериал летит, затягивает в омут времени, водопад музыки, романтику первой любви и трясину криминала. Это цепляет молодёжь, на которую создатели не рассчитывали. Не столетняя перхоть. Слышь, как жили наши родители!
Деньги есть? Звякает че-то, выворачивай! Нефиг было гнать… Казанская молодёжь обособилась ещё в застойных 70-х. Когда в Ленинграде шпана довольствовалась традицией драк на салютах, в Казани всё было поделено на улицы, шли «войны за асфальт». Информация дошла наверх и в 1988 году «Литературная газета» с профилями Пушкина и пролетарского Горького в названии, обладавшая большой свободой, опубликовала статью «Экстремальная модель» о молодёжной преступности, где впервые прозвучал термин «казанский феномен». Жизнь в Казани подразумевала, что каждому десятилетнему мальчишке рано или поздно придётся оказаться в молодёжной банде. Статью «Экстремальная модель» написал известный журналист Юрий Щекочихин. В ней он привёл данные статистики, которые ужасают сами по себе: за 1986-1987 годы в Казани было совершено 181 нарушение общественного порядка, в том числе 51 групповая драка, в которой участвовали 900 человек. В итоге шесть молодых людей погибли, 73 были госпитализированы с серьёзными травмами, 193 получили телесные повреждения. Нам нравятся герои «Слова пацана» — и это проблема.
Реальность совсем другая.
Из «хадишевских» погиб только один, и ещё Ситнов был ранен во время одной из разборок. Целью данного убийства, как позже выяснило следствие, было выманить Бибика из Москвы в Казань на похороны Сакмарова — тот был свояком Бибика. Но Бибик не приехал. Киллера задержала охрана Марушкина, но сам авторитет был убит. Задержанным оказался Анатолий Новицкий, киллер «Хади Такташ». Новицкий дал показания против Раджи.
Большинство из них давать показания отказывались. Следствие[ править ] Следствие по делу «Хади Такташ» доселе не имело аналогов. Впервые должно было быть вырвано под корень целое организованное преступное сообщество. Впервые в истории российского судопроизводства была применена программа защиты свидетелей. Свидетелям надевали маски, изменяли голоса и фигуры. По некоторым данным, во время следствия члены группировки предъявили правительству Татарстана ультиматум — или Раджа отпускается на свободу, или Президент Республики Шаймиев будет убит [1]. Но доказанными суд признал лишь 13 из них.
Галиакберов на все обвинения отвечал одинаково: «Я не Раджа, я Радик. Все это фикция». В Верховном суде республики Татарстан дело пробыло больше года. Заседания откладывались под самыми невероятными предлогами: например, то один, то другой обвиняемый умудрялись в камере поранить руку или ногу. А одна из наиболее активных свидетельниц со стороны обвинения Юлия Гаврилова скончалась у себя дома от отравления угарным газом 24 декабря 2001 года. Ее якобы погубил костер, разведенный неподалеку неизвестными бомжами. Тем временем все упорнее становились слухи о том, что для Верховного суда уже приготовлены 250 тысяч долларов, которые будут вручены в случае вынесения мягкого приговора [2].
В январе 2002 года состоялся суд. Он приговорил: Гребенникова и Сычева — к 24 годам лишения свободы Зайнутдинова и Ситнова — к 22 годам лишения свободы Новицкого и Чернеева — к 20 годам лишения свободы Широкова — к 15 годам лишения свободы. Лонщакова — к 12 годам лишения свободы. Хакимова — к 8 годам лишения свободы. Комлева — к 7 годам лишения свободы. Валлиулина — к 6 годам лишения свободы. В сумме 11 бандитов получили 180 лет.
Еще двое — Радик Галиакберов и его правая рука Ринат Фахрутдинов по кличке Ринтик получили высшую меру наказания — пожизненное заключение. В приговоре особенно подчеркивались «дерзкий характер и высокая степень опасности содеянного» [3].
Только либеральные журналисты — щуплые ботаны-метросексуалы в брючках в обтягон — порицают всё. Осуждают беседы героев о брате, который должен вернуться, «и уж тут-то начнётся». А ещё сериал возмутил главу Татарстана Рустама Минниханова. История про 14-летнего Андрея, который учится в музыкальной школе и живёт с мамой и пятилетней сестрой. Семья живёт так бедно, что Андрей дома занимается музыкой, играя на нарисованных клавишах фортепиано. Мальчишка регулярно сталкивается с давлением уличных подростков. Случай сводит его с озорным 14-летним Маратом, и он решает переступить черту — вступить в уличную банду.
Дружба пианиста Андрея и мотающегося Марата завязывается, как мальчишеские шалости — легко, стремительно и весело. Будто в советском приключенческом фильме для детей. Только шалости скоро превращаются в административку: хулиганство. А потом и в уголовку: воровство, разбой. Так на улице стоят за своих. Это кодекс чести улицы, понимание справедливости, устное право. Обаятельные и характерные подростки нравятся зрителям, ровно за это телезрители влюбились в клёвых героев гангстерской саги «Бригада» 20 лет назад. Кстати, пианист Андрей из «Слова пацана» мне напомнил скрипачку Олю, затем жену авторитета Белого и фактически «Белого в юбке», многолетнее многочасовое посвящение жизни музыке закаляет характер. В Сети под сериалом «Бригада» зрители пишут, что пересматривают его ежегодно.
Вот только взлетевшие в нём актеры от ролей открещиваются. Год назад я просила друга-ивентщика, который делал концерт актёра Дюжева, попросить автограф «от Космоса» — прославившей его роли рэкетира. Так он отказался. Зрители пишут, что ждут семи утра каждого четверга, когда выкладывают новую серию. Другие обвиняют «сериал в мире животных». Молодёжь у нас творческая, объясняется смайликами: «четверг раньше — какашки, блевашки и череп, четверг сейчас — перебинтованное сердце». Молодёжь нашла в сериале так называемую пасхалку — секрет, выглядящий в контексте произведения неправдоподобно такие штуки появились в 1978 году в компьютерных играх и разлетелись по разным жанрам. У главного героя Андрея день рождения 22 апреля — «как у Ленина». Районный лидер Вова-Адидас в ушанке с краснозвездной кокардой спрашивает младшего брата, нацепившего кепку-сеточку с надписью USA: «Ты чё, америкосом стал?
На хрен сними». Вова-Адидас ходит в родимой голубой тельняшке, а антиамериканская риторика ниточкой прошивает сериал. Сериал пошёл в народный фольклор, как дилогия «Брат». Думаю, остроглазые зрители найдут и другие пасхалки. Наверняка будут и шевроны «Победа будет за нами! Слово пацана». Сериал вышел очень вовремя. Почти два года идёт СВО, тыл держится физически и морально, но «выпасть» из реальности хочется безумно, хотя бы на 50 минут одной серии. Сериал летит, затягивает в омут времени, водопад музыки, романтику первой любви и трясину криминала.
Это цепляет молодёжь, на которую создатели не рассчитывали. Не столетняя перхоть. Слышь, как жили наши родители! Деньги есть? Звякает че-то, выворачивай! Нефиг было гнать… Казанская молодёжь обособилась ещё в застойных 70-х. Когда в Ленинграде шпана довольствовалась традицией драк на салютах, в Казани всё было поделено на улицы, шли «войны за асфальт».