Победителями конкурса стали студенты IV курса кафедры теории и истории музыки Астраханской консерватории – Алана Аливердиева, Маисат Гусейнова и Елизавета Дегтярева. Консерваторская наука: о проекте. Приветственное слово ректора Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки Жанны Алийевны Лавелиной. В тексте представлена попытка анализа концепта "средний класс" с консервативной перспективы, на основе работ и политической практики французских либеральных. В Доме-музее К. С. Станиславского состоится концерт «Консерваторские встречи» при участии Московской государственной консерватории П. И. Чайковского. Консерваторские классы им. П. И. Чайковского.
Петербургской консерватории вернут визуальное звучание
Метрополитен, Консерваторские классы | Николаевское самодержавие: государственный консерватизм. |
Консерватизм и инновации в реставрации документов | Первые концерты в обновленной Консерватории планируется провести в 2024 году. |
Камертон Competition-инструментальное искусство, академический вокал | Консерваторские классы им. П. И. Чайковского относится к рубрикам: концертные залы, филармонии и консерватории. |
Консерваторские классы | Это значит, что образование не столь консервативно, как принято думать. |
Консерватория Санкт-Петербурга готовится к открытию
На первом этапе упор был сделан на восстановление богато украшенных фасадов. Процесс реставрации. Как рассказала архитектор Александра Черногорцева, внутри были устроены реставрационные мастерские, куда перенесли с фасада демонтированные и тщательно промаркированные лепные элементы из гипса и терракоты. Предстояла кропотливая работа по их очистке, догипсовке, мастиковке, укреплению и восполнению утрат. Отсутствующие и пришедшие в негодность детали, а иногда и целые композиции воссоздавались по сохранившимся аналогам либо по чертежам и рисункам. Каждая модель, с которой делались дальнейшие отливки элементов художественно-архитектурного оформления, утверждалась с заказчиком — вплоть до выражения лица бога Нептуна, головы которого украшают один из фасадов. На момент подготовки номера нашей газеты к печати демонтированные элементы декора уже начали возвращать на свои места. Фото: АО «Политехстрой» Близится к завершению реставрация фасада по улице Декабристов, где после утверждения заказчиком цветового решения приступят к окраске здания.
Со студенческих лет увлекалась камерной музыкой.
Её партнерами были замечательные музыканты: З. Винников, Ф. Хиршхорн, М. Майский, Д. Шварцберг, Б. Пергаменщиков, с которым Ирина Кандинская в 1974 г.
Адрес проведения: Москва, Брюсов пер. Получил образование в области международных отношений; также, будучи страстным любителем оперы, брал уроки музыки.
А руководителю проекта — доктору искусствоведения, профессору, заслуженному работнику высшей школы РФ, заведующей кафедрой теории и истории музыки Людмиле Владимировне Саввиной было вручено два Благодарственных письма от Ректора РАМ имени Гнесиных А. Рыжинского — за творческое партнерство и за вклад в развитие исследовательского потенциала и мастерство научного руководителя при подготовке лауреата. Поздравляем Алану Аливердиеву, Маисат Гусейнову, Елизавету Дегтяреву и их руководителя — Людмилу Владимировну Саввину с достойной победой и желаем новых творческих и научных открытий!
История. 9 класс
В консерватории теперь появится новое помещение — Балетный класс. Наш консерватизм – это консерватизм оптимистов, это самое главное. консерваторские классы им. П.И. Чайковского. Московская консерватория в Москве — афиша событий и билеты по официальным ценам. Консерваторская наука: о проекте. Приветственное слово ректора Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки Жанны Алийевны Лавелиной. Завершить реставрацию консерватории планируется в 2024 рация консерватории, которая длилась на протяжении десяти лет, приближается к завершающему этапу. Консерваторы считают, что их идеология недостаточно широко представлена в школьных правилах или учебных программах и что изменение баланса давно назрело.
История. 9 класс
Консерваторские классы им Чайковского логотип. Артистический центр Yamaha. Зал могучая кучка Брюсов. Репетиторий в Раменках фортепиано. Консерваторские классы им п. Репетиторий классы им Чайковского. Концерт в консерваторских классах Брюсов переулок. Репетиторий Piano-Presnya, Москва, улица красная Пресня.
Брюсов переулок 19 квартира 170 м 5 этаж. МГК Чайковского классы. Московская консерватория классы. Дирижер Новосибирской консерватории. Консерваторские классы им Чайковского. Даниил Коган. Даниил Коган скрипка.
Михаил Фейман скрипка. Класс профессора н. Коган камерный ансамбль. Репетиторий Чайковского Брюсов. Pianorooms Брюсов. Репетиторий Брюсов переулок. Концертный зал Мясковского консерватория.
Консерватория Чайковского зал Мясковского. Зале им. Мясковского Московская консерватория. Концертный зал метрополитен Брюсов переулок. Зал метрополитен Брюсов. Зал метрополитен Брюсов переулок. Любимова Мария Анатольевна консерватория.
Арфа в России в Московской консерватории. Сцена большого зала Московской консерватории. Консерватория Чайковского Москва арфа. Консерватория Чайковского концерт. Концерт в консерватории им Чайковского. Московская консерватория арфа. Вокальный Факультет Московской консерватории.
Рахманиновский зал большого театра. Большой зал Московской консерватории дресс код. Ника Рябчиненко арфа. Саратовская консерватория класс арфы. Арфа Шипова Казань консерватория. Класс в консерватории. Музыкальный класс консерватории.
Казанский симфонический оркестр под управлением Сладковского. Рахлинские сезоны в Казани. Оркестр достояние Республики. Международный фестиваль «Рахлинские сезоны». Преподаватели Московской консерватории фортепиано.
Со студенческих лет увлекалась камерной музыкой. Её партнерами были замечательные музыканты: З. Винников, Ф. Хиршхорн, М. Майский, Д. Шварцберг, Б. Пергаменщиков, с которым Ирина Кандинская в 1974 г.
Благодаря мастер-классу педагоги и студенты кафедры теории музыки и композиции получили возможность приобщиться к традициям теории полифонии, развиваемым в стенах старейшей российской консерватории. Желаем Киралине Иосифовне всех благ, выражаем ей искреннюю признательность за поддержание постоянных профессиональных контактов между нашими вузами и надеемся на дальнейшее сотрудничество!
Благодаря мастер-классу педагоги и студенты кафедры теории музыки и композиции получили возможность приобщиться к традициям теории полифонии, развиваемым в стенах старейшей российской консерватории. Желаем Киралине Иосифовне всех благ, выражаем ей искреннюю признательность за поддержание постоянных профессиональных контактов между нашими вузами и надеемся на дальнейшее сотрудничество!
Метрополитен, Консерваторские классы
Консерваторы проголосовали в субботу за включение в свою политическую программу ряда новых социально-консервативных мер. Консерваторские классы им. П. И. Чайковского. 25 апреля в школе № 1454 прошло два мастер-класса по лакроссу. При бронировании классов с 9.00 ключ брать на охране в БЦ брюсов плаза (палаты брюсова 18 век). основные принципы - разбор арий. Главная» Анонсы» «Лица консерваторского ополчения»: в Московской консерватории впервые прозвучат произведения Константина Макарова-Ракитина.
КОНЦЕРТНО-ТЕАТРАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР ОТКРЫТИЯ ФЕСТИВАЛЯ
Консерваторские оркестры покоряют Россию. В его консерваторском классе подготовлены свыше восьмидесяти специалистов — преподавателей, концертных исполнителей и артистов оркестра. Главная» Анонсы» «Лица консерваторского ополчения»: в Московской консерватории впервые прозвучат произведения Константина Макарова-Ракитина.
“Вполне консерваторские кадры”
В нем принимали участие студенты не только из России, но и из Республики Беларусь. Главная идея — отражение творческой, научной, педагогической, просветительской деятельности творческих вузов — позволяет развивать сотрудничество между культурными, научными и образовательными организациями. Участники представили: документальные фильмы, музыкальные сочинения, научно-экспедиционные работы, фестивальные проекты. А завершался смотр блестящим праздником, на котором состоялось награждение победителей, — Новогодним научным балом, прошедшим в Доме Пашкова в Москве. Номинации конкурса посвящены различным направлениям исследовательской работы: «Музыка и общество. Научно-просветительский проект», «Сохранение нематериального культурного наследия народов России. Научно-экспедиционный проект», «Наставник и наставничество в музыке искусстве.
В 2024 году подрядная организация обещает полностью завершить реставрационные работы и вернуть Театральной площади один из самых значительных архитектурных памятников в первоначальном историческом виде. В качестве художника на памятниках настенной живописи она работает с 2011 года. Принимала участие в художественных работах по восстановлению исторического облика более 40 объектов исторического наследия, участвовала в возвращении к жизни росписей Грановитой палаты Московского Кремля, вместе с другими специалистами выполнила комплекс работ по росписи Царских сеней в технике масляной живописи «Ветхозаветная Троица». Там ею были выполнены сложнейшие работы в Успенском соборе росписи южной стены артели Плеханова, построенной в 1684 году.
Она выполнила такие значимые работы, как «Изгнание торгующих из храма», «Притча о десяти девах», «Молитва Богородицы на Гробе Господнем», «Богородица повелела принести кадильницу и позвать к Ней апостола Иоанна Богослова». По словам коллег, Людмила Сосина входит в особую касту художников, избравших своим путем художественную деятельность, связанную с историей, религией и культурой страны. Она стала первым в России высшим учебным учреждением профессионального музыкального образования. История консерватории неразрывно связана с именами ее первого выпускника П.
Ждать высокой проходимости не стоит. Его есл... Некоторым не особо нравится определенная направленность НТВ- то бандитов показывают , то стражей порядка. Но лично меня, как раз, эта тема интересует.
Рахманинову, а также французским импрессионистам — К. Дебюсси и М. Преподаватель Московской государственной консерватории имени П. Чайковского и Московского государственного колледжа музыкального исполнительства имени Ф. Абдрашев, Юн Вон Санг, В. Зива, Д. Лисс, Ю. С 2005 года является постоянным участником ежегодной серии концертов, организованных фондом Eusebiuskring в Нидерландах. В 2005 и 2006 году пианисткой были сделаны две записи для Национального радио Голландии. Руководитель музыкальных проектов и преподаватель в Немецкой школе при посольстве Германии в Москве им. Окончила РАМ им. Гнесиных класс профессора Ю. Понизовкина и В. Бенуа,концертный зал Дома композиторов г. Санкт-Петербург , Левитан -холл г. Плёс , Дом-музей П. Чайковского г. Участвовала в концертных программах фонда В. Вены Постоянный член жюри различных Международных и Всероссийских музыкальных фестивалей и конкурсов. Член городского экспертного Совета в ГБУ г. Гнесиных ". Лауреат национального проекта "Россия 21 век". Чайковского, выдающийся российский флейтист, педагог, Член Союза театральных деятелей Российской Федерации. На счету А. Голышева множество наград и побед, среди которых 2-ая премия на Международном конкурсе «Пражская весна» в 1974 году, звание Заслуженного артиста РСФСР 1976 , награда медалью «В память 850-летия Москвы» и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». Флейтовая карьера А. Голышева развивалась стремительно - с 1969 по 2008 год он являлся солистом оркестра Большого театра Российской Федерации, с 1979 по 1991 год был участником Ансамбля солистов оркестра ГАБТ, под управлением А. Лазарева, а с 1992 по 2002 год - художественным руководителем Ансамбля солистов оркестра Большого театра, с которым концертировал в России и других государствах, кроме того - записал несколько компакт-дисков. В составе оркестра, различных ансамблей и как солист гастролировал более чем в 60 странах мира. Важное место в профессиональной жизни А. Голышева занимает преподавательская деятельность - с 1975 года он преподавал в ДМШ им. Дунаевского, затем в училище им. Гнесиных, с 1980 года в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. С 1987 года ведёт класс флейты в Московской консерватории. МГК им. Федосеева, преп. Станиславского и многие другие. Его уроки проходят в фондах "Новые имена", Спивакова, Образовательном центре "Сириус". Москвы "ДМШ им. Чайковского, у выдающегося профессора Алексея Уткина. В 2003 году Филипп Нодель стал одним из основателей первого российского оркестра исторических инструментов Pratum Integrum совместно с продюсерской компанией «Музыка Массам». На протяжении последних 10 лет он записал около двадцати дисков для звукозаписывающей компании «Caro Mitis» c оркестром «Pratum Integrum», а также с Алексеем Уткиным и ансамблем «Эрмитаж». Во многих из этих городов он также регулярно даёт мастер-классы и устраивает выставки гобоев и аксессуаров для тростей. Чайковского, а также в Академическом Музыкальном Колледже при Московской консерватории. Он также является одним из основателей первого российского сайта о гобое и модерирует группу в Интернете, включающую в себя более чем 1000 российских гобоистов. Ипполитова-Иванова, профессор кафедры «Оркестровые духовые и ударные инструменты», кандидат педагогических наук, член Московского музыкального общества, независимый эксперт дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства Департамента культуры города Москвы «Исполнительство на духовых инструментах». Лауреат Международных и Всероссийских конкурсов. Председатель и член жюри различных Международных и Всероссийских конкурсов. Гнесиных по классу кларнета, композиции, истории исполнительского искусства, ансамблевого искусства. Известный российский кларнетист, композитор, педагог и импровизатор Антон Прищепа родился в 1983 году в Москве. Свою композиторскую карьеру начал уже в пятилетнем возрасте. С 1990 года учился в МССМШ имени Гнесиных в классе кларнета доцента Николая Васильевича Волкова, а немного позднее, наравне с кларнетом, начал заниматься в классе специального фортепиано преподавателя Марианны Шалитаевой и в классе композиции заслуженного деятеля искусств РФ Владимира Довганя. За время обучения в школе юный музыкант неоднократно становился лауреатом международных юношеских конкурсов в качестве кларнетиста и композитора. После школы Антон Прищепа продолжил обучение в Российской академии музыки имени Гнесиных по двум специальностям: как кларнетист класс доцента Николая Волкова и как композитор класс профессора Кирилла Волкова. В 2006 году окончил РАМ имени Гнесиных, а в 2009 году — аспирантуру по композиции.
Мастер-классы по лакроссу в школе № 1454
Благодаря мастер-классу педагоги и студенты кафедры теории музыки и композиции получили возможность приобщиться к традициям теории полифонии, развиваемым в стенах старейшей российской консерватории. Желаем Киралине Иосифовне всех благ, выражаем ей искреннюю признательность за поддержание постоянных профессиональных контактов между нашими вузами и надеемся на дальнейшее сотрудничество!
В Новосибирской консерватории, единственной за Уралом, исполняющим обязанности ректора назначен Вячеслав Стародубцев - певец теноровые партии в московском «Геликоне» , педагог преподавал в ГИТИСе , режиссер. Горького с Арзамасовой — тоже его работа. Комментируя назначение, в Министерстве культуры РФ подчеркнули, что подобная рекогсценировка позволит восстановить «историческую преемственность во взаимодействии между консерваторией и НОВАТ». К слову, худрук Новосибирской оперы Дмитрий Юровский также вошел в штат консерватории в качестве заведующего кафедрой дирижирования.
Санкт-петербургской консерватории собрались на импровизированный пикет, чтобы обсудить последние события, касающиеся образовательного процесса. Новости неутешительные.
С 1 сентября этого года в консерватории отменены льготы при оплате программы второго высшего образования.
Лепнина из гипсовой мастики на балкончиках крепится на холсте. Реставратор объяснила, что восстанавливать будут по исторической технологии — также с помощью холста. Эти новые стальные конструкции планируется использовать для подвеса механизмов и приборов освещения в знаменитом зале им. Рубинштейна , который оснастят современными технологиями переменной акустики», — говорит представитель ППК «Единый заказчик». Суммарно новые стальные фермы смогут выдержать нагрузку более 100 тонн. Старые фермы уже утратили несущую функцию.
Творческий союз Анны Кандинской и Ирины Кандинской прозвучит в Московской консерватории
Петербургская консерватория отмечает 161-летие | Впрочем, есть и хорошие новости для учеников: из четырёх времён конъюнктива два объявлены контрреволюционными, и употребление их наказывается гильотиной. |
Консерватория Санкт-Петербурга готовится к открытию - Российская газета | Saint Petersburg State Conservatory. |
Петербургской консерватории вернут визуальное звучание
Творческая лаборатория GOSHprojects | Депутаты-консерваторы уже открыто призывают к отставке Лиз Трасс. |
Новости. Зал «Метрополитен» Консерваторские классы им. Чайковского. г Москва | «Музыкальная карта» | «Традиции, перспективы и проблемы консерваторского образования в России в свете проекта Федерального закона об образовании 2013 г.». (Видеозапись сделана с. |
Чешские школы и детсады приняли 51 281 ребенка беженцев с Украины с начала СВО
Кадетские классы также начнут работать в Геническе и других районных центрах. Выпускник композиторского факультета Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Юрия Каспарова) и Гаагской консерватории. «Традиции, перспективы и проблемы консерваторского образования в России в свете проекта Федерального закона об образовании 2013 г.». (Видеозапись сделана с. это состояние консерваторского здания, построенного ровно сто лет назад, и органа в его Концертном зале. Выпускник композиторского факультета Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Юрия Каспарова) и Гаагской консерватории. Депутаты-консерваторы уже открыто призывают к отставке Лиз Трасс.
Открытие сезона в Большом зале Московской консерватории
Волнения произошли и в консерватории. Несколько месяцев продолжались сходки учащихся, протесты, увольнения. В конце 1905 года учреждение получило желанную независимость от Императорского Русского Музыкального общества, и его первым самостоятельно избранным директором стал композитор, общественный деятель и преподаватель Александр Константинович Глазунов сегодня его имя носит Малый зал. Статус вуза консерватория получила в 1918 году. К 156-летию со дня рождения. Консерватория соединяла процесс обучения учащихся музыкальным специальностям и практику выступлений на сцене.
В начале ХХ века в Большом зале шли открытые студенческие оперные спектакли в постановках знаменитых певцов и режиссеров, камерные концерты до этого момента обучающиеся демонстрировали полученные навыки на сторонних площадках. Также на сцене консерватории выступали заграничные гастролирующие труппы, которые блистали в театральном зале чуть ли не чаще студентов. Стены учебного заведения связаны со многими известнейшими деятелями культуры. Лирический цикл Александра Блока «Кармен» 1914 г. Сборник был посвящен участнице постановки - одной из самых ярких и выдающихся оперных певиц Петербурга того времени Любови Андреевой-Дельмас.
Также здесь в 1917-м станцевала свой последний в России спектакль легендарная балерина Матильда Кшесинская. А в 1919 году трагедией Шиллера «Дон Карлос» открылся Большой драматический театр. С 1917-го Большой зал находился в ведении сторонней организации и вернулся к консерватории лишь в 1926-м. А в 1927 году сцена получила имя Антона Рубинштейна.
Эта профессия не популярна, она не обеспечит роскошной жизни, ты не будешь «на коне» в финансовом отношении. Айсылу Сальманова: Проблемы у музыкантов есть и за рубежом, например в Италии — стране оперы, где у вокалистов нет работы! Развитие интереса к искусству словно остановилось.
У нас ситуация сходная, студенты выпускаются, и им тоже некуда устроиться. Поэтому многие талантливые певцы вынуждены уходить либо на татарскую эстраду, либо вообще идти не по профессии. Потому что работодатель хочет получить уже готовый продукт. Залина Загидуллина: Работодатели от наших выпускников требуют высокого уровня владения не только профессиональными исполнительскими навыками, но и дополнительными навыками самопродвижения, коммуникативными навыками в работе с публикой… С другой стороны, за рубежом многие музыканты-исполнители уже во время обучения в вузе объединяются в академические ансамбли, нарабатывают программу, выступают и уже тогда учатся продвигать себя. В итоге на выходе из вуза у них уже есть навыки для самостоятельной работы, необходимые связи, своя публика. Анна Маклыгина: А вот это очень важная составляющая! В нашей консерватории как-то возникала идея создать проектный центр, где творческие навыки сразу бы получали необходимую реализацию.
Что это значит? За рубежом при университетах есть исследовательские центры, где проходят опыты, эксперименты. У нас это тоже могло бы быть, только в области концертной деятельности. Ведь проекты могут существовать не только в области академической музыки. Это могут быть различные шоу-программы, проекты современной, аутентичной, фольклорной музыки, детские интерактивы, образовательные и научные проекты в области музыкального искусства и многое другое. И вопрос здесь не в исполнителях, коих у нас достаточно, а в тех, кто именно продвигает эти проекты на республиканские и всероссийские площадки. В одной упряжке с исполнителями должны работать: менеджер проекта, креативщик и идейный вдохновитель, пиарщик и специалист по рекламе, оратор-ведущий, стилист, может быть, даже юрист по вопросам патента и т.
Задача — создать эксклюзивный готовый продукт, который сразу бы получил реализацию силами целой команды студентов разных специализаций. У нас есть студенты с хорошим потенциалом, которые могут придумывать интересные творческие проекты. У них мощнейшие ресурсы, они мыслят неординарно, у них есть энергия, задор и профессионализм. Для них это что-то новое. На одном из своих занятий я дала задание студентам: сочинить 100 таких проектов. По сути, придумать 100 любых идей о том, что можно сделать с их инструментами. Многие справились.
Артем Усов: Такой пример уже есть. Наша выпускница Регина Абзалова завела инстаграм-канал и делает кавер-версии известных песен на домре, выпускает сборники. Они пользуются достаточно большой популярностью, Регина много выступает на городских площадках. Анна Маклыгина: Прекрасный пример. Время очень сильно все изменило в образовательной среде. Сейчас можно получать образование, просто прогуливаясь вокруг своего дома, включив в наушниках лекции каких-нибудь профессоров, специалистов из разных вузов мира. Другими словами, наряду с фундаментальным академическим образованием, которое может дать сейчас университет, необходимо отдельно — возможно, в рамках вуза — заниматься развитием целого ряда иных навыков, связанных с личностными составляющими: креативного мышления и способности к генерации идей, правильной коммуникации, ораторского искусства и самопрезентации, организаторских способностей, навыков работы в команде и т.
Первоначально музыкальное училище помещались во флигеле дома Демидовых на набережной Мойки, затем на Загородном проспекте, а позднее занимало часть здания Министерства внутренних дел улице Зодчего Росси в то время — Театральной. На Театральную площадь главный корпус консерватории переехал в конце XIX века. Здание было построено в 1891 — 1896 годах на месте Большого Каменного театра и частично включило в себя его фундамент и стены. Также была возведена пристройка, в которой разместился Большой зал перестроен в 1910-м. Переделкой Каменного театра занимался архитектор Владимир Николя-младший среди прочего, он работал в императорском имении в Ливадии. Фасады по улицам Декабристов и Торговой ныне участок от ул. Союза Печатников до кан. Грибоедова были главными, а сторона, обращенная к Театральной площади — боковой.
Наконец-то консерватория получила свое собственное постоянное здание и театрально-концертный зал для выступления учащихся. Интересно: во время торжественного открытия консерватории на Театральной площади звучала увертюра, специально написанная к этому дню Антоном Рубинштейном. Композицию исполнил хор из 400 человек в сопровождении оркестра. Сам музыкант не дожил до этого момента — он умер двумя годами ранее. В 1905 году «Кровавое воскресенье» всколыхнуло общество. Волнения произошли и в консерватории. Несколько месяцев продолжались сходки учащихся, протесты, увольнения.
Житейский опыт у него колоссальный, а церковный — практически нулевой. Возникающий от этого дискомфорт порождает мысль, что там, куда он пришел, то есть в Церкви, что-то не так. И это «не так» необходимо исправить и подогнать под свои обывательские, политические, эмоциональные и интеллектуальные привычки. Мысль, что воспитание и развитие души требуют работы, усилий и напряжения, подобно развитию физического тела в спорте или интеллекта в учебе и науке, в голову этого человека не приходит. Он уже приступает к исправлению Церкви, ее реформации. Это походит на звучащие время от времени предложения освободить программу по русскому языку от «лишних» правил, так как ученикам трудно их усваивать. Ладно бы речь шла о смягчении оценочных критериев, но нельзя вторгаться в законы языка, его нормативную сферу. А неофит этого не понимает и говорит: «Давайте сделаем реформацию, где тут у нас наш православный Лютер, Кальвин... Теперь представьте, что такой реформатор не один, что у него есть группа единомышленников, хорошо знакомых ему по профессиональной или какой-то другой среде. Они начинают предъявлять Церкви требования уже коллективно. Такие сообщества были известны и в 1950-е, и в 1960-е годы, и в последние советские десятилетия. Менялись их требования, звучали разные претензии. Кстати, последнее присуще не только православным либералам. Реформаторский настрой четко улавливается и в консервативной среде, где также есть претензии на переустройство Церкви под себя. Одним словом, если уж пришел в Церковь, стоит поработать сначала над собой, а затем думать над эволюционными реформами. Но достаточно открыть Фейсбук или сходить на митинг, чтобы как минимум усомниться в этом… — Споры в обществе, порой ожесточенные, — это не гражданская война. Гражданская война в привычном понимании этого термина завершилась в России век назад. Независимо от того, были правы или ошибались в военных вопросах адмирал Колчак, генерал Врангель или главком Ворошилов, ту страницу нашей истории следует перевернуть и отдать архивистам. Сегодня «гражданская война» — один из несущих элементов либеральной идеологии, она исключает возможность объединения общества одним из условий которого является умение договариваться «поверх» идеологии. Раскол подогревался искусственно и до сих пор мешает нам заниматься устроением собственной жизни, экономики, хозяйства. Разрыв традиции, который символизирует гражданская война, должен устраняться. Для этого необходимо отыскать те культурные явления и институты, которых он не коснулся, и на их основе строить новое общество. Вы с этим согласны? Но на эти сетования можно возразить очень просто: сядьте и напишите. Действительно, мы до сих пор мыслим в парадигме советской истории, о чем говорит периодизация: 1917 — 1937 — 1945 — 1953 — 1961 — 1991. А куда делись, например, царский Указ «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 , Поместный Собор 1917-1918 , отмена НЭПа 1928 , победа в Финской кампании 1939-1940 , празднование 1000-летия Крещения Руси 1988? У нас, увы, до сих пор нет полноценного учебника по истории Русской Церкви ХХ века, и отнюдь не из-за закрытых архивов, а как раз по идеологическим причинам. Не опасно ли, на ваш взгляд, противопоставлять его народу, не может ли эта критика вызвать антагонизм и новые классовые конфликты? Термин «креативный класс» — самоназвание прослойки общества, которую я именую авангардом партии либерального капитализма.