Что такое Часы литургии и как в церкви проходит эта служба. Часы – это краткое богослужение, совершаемое в составе суточного круга.
Часы (церковная служба)
Их использование уходит корнями в глубокую древность. История появления часов в богослужении Первые часы были созданы еще в Древней Греции и Риме. Они представляли собой простые приборы, показывающие время с помощью тени от солнечных лучей или движения воды. В те времена люди использовали их для определения времени молитвенных занятий. Как правило, это были монастырские общественные часы, которые служили для согласования времени молитвы и работы.
Позже, в Средние века, часы стали использоваться и в церковной службе. Факт: В православной традиции часы считаются не только инструментом для определения времени, но и символом разделения дня на светлое и темное время, что напоминает о борьбе между Богом и злом.
Сейчас люди ищут, скорее, вдохновения и смысла. Поэтому первое, о чем бы я призвал помнить, — что любое богослужение возникло как таинство предстояния перед Богом, и радость в нем изначально заложена. Само слово «бдение» кажется мне очень вдохновляющим, ведь оно говорит о готовности человека предстать перед Богом. Чтобы было желание ходить на богослужение, в первую очередь нужна живая вера, тогда человек захочет выразить ее в молитвах и гимнах на богослужении. Поэтому если идти на службу решительно не хочется, стоит задуматься — все ли в порядке в моих отношениях с Богом? Что такое всенощное бдение и как оно устроено Всенощное бдение — богослужение, которое совершается вечером накануне Литургии особо чтимых праздничных дней. Всенощным оно называется потому, что в древности начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.
Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом; вечерня и утреня в составе Всенощного бдения совершается более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни. Вечерня по своему составу напоминает и изображает времена Ветхого Завета: сотворение мира, грехопадение Адама и Евы и изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, надежду людей на пришествие Спасителя. Вторая часть всенощного бдения — утреня напоминает времена новозаветные: явление Иисуса Христа в мир для нашего спасения и Его Воскресение. Подробнее о том, как служится всенощное бдение, здесь и здесь. Изначально всенощное бдение было богослужением, которое предваряло большие праздники, для того чтобы все время дня и ночи было посвящено молитве, радостной встрече с Богом, напоминает отец Алексей. Все тексты, все молитвы, все гимны, псалмы — это рассказ о Боге. Это соборное действие, когда люди друг другу рассказывают, какой замечательный и прекрасный наш Бог. Неслучайно 103-й псалом, с которого начинается служба, это хваление: «Благослови, душе моя, Господа». Структура всенощной может сперва казаться запутанной, но любое богослужение — и вечерня, и утреня, и литургия, и даже молебен с панихидой, строятся по одному принципу: вхождение, предстояние и отпуст, объясняет отец Алексей.
По смыслу это радость входа к Богу, радость предстояния перед Его престолом, радость от совершения совместной молитвы, плоды которой мы понесем с собой в мир. Кроме того, помимо изменяемых частей у всенощного бдения есть и неизменяемые, которые повторяются из раза в раз. Постепенно они становятся все более знакомыми и понятными.
Часовые службы в латинском обряде включают в себя постоянный для каждого Часа гимн, 3 псалма с антифонами, краткое чтение и заключительную молитву разница между дособорным и послесоборным Часом незначительна; однако изменяемые части варьируются не с недельной периодичностью, а с четырехнедельной, за исключением заключительных молитв, у которых периодичность двухнедельная. Тем не менее, 4 часовых службы в течение дня сведены в сущности к одной на выбор; Час первый сравнительно позднего происхождения вовсе упразднен. С 1568 переиздавался неоднократно. VI promulgatum. Liturgia Horarum iuxta Ritum Romanum.
Editio typica. Typis Polyglottis Vaticanis, 1971. Русский перевод реформированного чина см. Четырехнедельная Псалтирь. Основные праздники. Милан — Москва, 1995. Энциклопедический словарь.
Вскоре Причастие и молитвенная благотворительная трапеза отделились друг от друга. Раннехристианский богослов Тертуллиан пишет: «Мы садимся за стол не иначе как помолившись Богу; вкушаем… и пьём как приличествует людям, строго соблюдающим воздержание и трезвость… беседуем, зная, что Бог всё слышит. По омовении рук и возжжении светильников, каждый вызывается на середину воспеть хвалебные песни Богу, извлечённые из Священного Писания или кем-нибудь сочинённые. Вечеря оканчивается, как и началась, молитвою» «Апологетика». В течение первого тысячелетия агапа постепенно вышла из практики христиан.
Однако она оказала существенное влияние на развитие вечернего богослужения и стала прототипом совершаемой по сей день литии. Первые тексты вечерни появились уже в 3 веке. В современном виде служба сформировались на рубеже первого и второго тысячелетий. Вечерняя служба — значение Кульминацией, сердцевиной всей церковной жизни является установленная Спасителем Евхаристия — превращение хлеба и вина в Его плоть и кровь. Евхаристия совершается утром, на главной службе — Божественной литургии.
Для чего же нам необходимо вечернее богослужение? Во-первых, нельзя забывать, что любое богослужение, а особенно соборное общественное , освящает и духовно преображает человека. Игумения Домника Коробейникова наставляет: «На богослужении всё содействует тому, чтобы мы освятились и изменились… На богослужении мы объединяем свои духовные силы. Человеку очень трудно молиться одному. А когда он молится вместе с другими, то его молитва обретает крылья.
И он освящается уже от того, что вокруг него все молятся». Во-вторых, суточный круг богослужений нельзя рассматривать как набор обособленных элементов. Начиная с вечерни, через весь цикл красной нитью проходит литургическая тема спасения во Христе. Таким образом, службы второй половины дня готовят христиан к кульминации суточного круга и способствуют лучшему пониманию литургии. Игумения Домника Коробейникова отмечает: «Все богослужения Церкви — это, прежде всего, вдохновенная песнь любви к Сладчайшему Иисусу… В особенности большое значение имеет вечерня.
Хотя эта служба краткая, но в ней заключается великая благодать! Когда мы бываем на вечерне и всех других службах, то потом более глубоко понимаем литургию… Когда мы приходим на литургию подготовленными, тогда она возносит нас на небеса!
Роль часов в православном богослужении
Три службы, которые следуют вслед за утреней, носят название «часы»: это 1, 3, 6 и 9 часы, названия которых соответствуют древней традиции совершения этих служб в указанное время (согласно византийскому отсчету времени суток). Вечернее богослужение в монастырях состоит из девятого часа, вечерни и повечерия, а на приходе – обычно из девятого часа, вечерни, утрени, первого часа. На сайте публикуются последования воскресных и праздничных богослужений наряду в Изначально сайт задумывался в помощь духовенству и клирошанам небольших приходов. Строго говоря, часами в восточном обряде называются только первый, третий, шестой и девятый часы, для прочих служб используются их собственные названия.
Все о богослужении
Великопостные Часы совершаются в среду и пятницу Сырной седмицы, будние дни всех седмиц Великого поста см. Великие Часы служатся в Великую пятницу и перед праздниками Рождества Христова см. Пасхальные Часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме. Вседневные Часы совершаются во все остальные дни года.
В латинском обряде см. Ежедневное совершение каждого из них будь то общинное или индивидуальное со временем было признано обязательным для каждого клирика, включая малые чины, и для монашествующих. Соответствующие богослужебные тексты содержались в «Бревиарии см.
В результате реформы, осуществленной после 2-го Ватиканского собора см. Суточный круг богослужений открывается Предначинанием Invitatorium , за которым следуют Хвалы утренние Laudes Matutinae; в среде русских католиков именуется просто «Утреней см. К ней может также присоединяться Час чтений см.
В середине дня совершается Дневной Час Hora media , который, в зависимости от времени, когда его совершают, может называться Часом третьим ок. Ранним вечером совершается Вечерня см. Богослужения суточного круга в латинском обряде содержат ряд постоянных структурных элементов, входивших в них еще в раннее средневековье; к их числу относятся: Псалмодия Psalmodia , содержащая псалмы или песни Canticum из Ветхого и Нового Завета; антифоны см.
В завершение проскомидии иерей благословляет кадило с фимиамом и, покадив звездицу, ставит ее на дискосе над Агнцем и частицами, покрывает дискос и потир двумя небольшими и одним большим покровцами «воздухом» , кадит пред Дарами и молит Господа благословить предложенные Дары, помянуть принесших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его соделать достойным для священнодействия божественных Таин. История Проскомидии Из истории: по описанию, данному в труде «Евхаристия» проф. Постепенно процесс усложняется: упоминания о начертании креста, прободении, вынимании Агнца и иных действиях появляются у Николая Кавасилы ХIV в. Когда появились дополнительные, кроме агничной просфоры, установить трудно, но можно Афоно-Есфигменовский Илитарий ХIV в. Требовалось увеличение числа проскомидийных просфор, и по сей день их число может увеличиваться до семи при особом поминовении светской власти, отдельно от духовной В чем смысл Проскомидии Смысл Проскомидии не просто в том, чтобы подготовить все для Евхаристии.
Каждый предмет напоминает нам одновременно о Рождестве и о Распятии. Дискос — и Вифлеемский Вертеп и Голгофа, звездица — не только вифлеемская звезда, но и крест, покровцы — одновременно рождественские и погребальные пелены Спасителя; потир — Чаша Тайной Вечери, приготовление Агнца — суд, страдания и смерть Иисуса Христа, а прободение его копием — прободение ребер Спасителя. Все частицы в единстве — это Церковь Божия, сочетающая в себе Божию Матерь, ангелов, всех святых, всех верующих живых и упокоившихся. Каждение — осенение Святым Духом.
Однако, в России сложилась иная традиция: во многих храмах Слово Божие читается на часах понемногу в течение всего поста. С первой седмицы Великого поста: особенности богослужений Особенность постных служб — их неспешность и длительность. Приходящий на богослужение на несколько часов как бы «выпадает» из суеты, вслушивается в чтение и пение — и тут обнаруживает, что и строй служб другой, чем в обычные дни. Когда и почему «литургии не положено» Эта отметка в церковном календаре: впервые встречается в среду и пятницу последней седмицы перед постом; еще идут масленичные гуляния, и лишь немногие знают, что это — дни, когда в храме нет литургии, а на Часах звучит молитва прп. Ефрема Сирина; стоит все будние дни самого поста, кроме среды и пятницы.
Полная литургия служится в будний день только в одном случае: если с понедельника по пятницу выпадает Благовещение Пресвятой Богородицы. Чтобы христиане не были лишены Причастия, дважды в неделю, по средам и пятницам проходит особая служба — на ней причащают Дарами, освященными ранее, отсюда и наименование — «литургия Преждеосвященных Даров». Но по сути это — не привычная всем литургия, а Вечерня в ряде храмов и монастырей ее и служат вечером, а не утром , на которой совершается Причащение. Она также может быть совершена в другие будние дни: если отмечается память особо чтимого святого или престольный праздник церкви; так, Преждеосвященную всегда служат на память 40 Севастийских мучеников и обретения главы Иоанна Крестителя; есть она и в четверг 5 седмицы поста: это память прп. Марии Египетской; в первые три дня Страстной Седмицы. Как проходит служба в понедельник, вторник и четверг: все по порядку Последование этого богослужения, можно описать так: Утреня; Часы с 1 по 9; Изобразительны; Вечерня, которая по традиции в настоящее время в большинстве случаев совершается с утра. Утреня Она начинается как обычная Утреня, которую хорошо знают часто посещающие храм христиане. Однако, к ней добавлены: кафизмы Псалтири; великопостные каноны, Трипеснцы, называемые так потому, что состоят всего из 3 песней; в богослужебных книгах их часто именуют творениями «кир Иосифа» и «кир Феодора»: речь идет о создателях песнопений — прпп. Великопостные часы с чтением Евангелия: что читают и поют Служба часов Великим Постом намного длиннее, чем в обычные дни из-за включенных в нее кафизм Псалтири.
Начинаются Часы с молитвы «Приидите, поклонимся» — это своего рода исповедание нашей веры во Святую Троицу.
Значение Все литургии, кроме созданной Папой Григорием — так называемые «полные». Это значит, что во время них происходит Таинство Евхаристии , преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Они преподаются верующим, которые подготовились к этому постом, сугубой молитвой, Исповедью. Лебедев К. Причащение народа Несколько иной чин — Литургия Преждеосвященных Даров свт. Здесь верным преподаются уже освященные ранее Святые Дары. Издревле утвердился обычай совершать такую службу только Великим Постом, по средам, пятницам, так как полная литургия в это время служится лишь по субботам, воскресеньям, а верующим может требоваться Причастие также в другие дни седмицы.
Многие богословы считают, что чин службы ближе к Вечерне. Это не случайно, ведь по Уставу она совершается вечером на практике чаще всего — утром. В каком порядке обычно совершается в храме Служба с древности предваряется 3 и 6 часами. Затем следует «литургия оглашенных», которая оканчивается после чтения Евангелия. Последняя, важнейшая часть службы — само Таинство Евхаристии. Когда совершается и из чего состоит Всенощное бдение Продолжительное от 2 до 3 ч. Бдение именуется «всенощным», так как с древности продолжалось от заката раннего утра. Сейчас оно соединяет богослужения Вечерни под большие праздники — Великого Повечерия , Утрени, а также Первого часа.
Связующим звеном между вечерей и утреней является шестопсалмие. Читайте также: Основные понятия о шестопсалмии: коротко и ёмко о главном В каком порядке обычно совершается Начало бдения — Вечерня, она продолжается чуть менее часа. Самая продолжительная часть службы — Утреня, которая завершается Великим Славословием с последующими молитвами.
Толкование Первого Часа и исторические сведения о нем
краткие богослужения, установленные Церковью для воспоминания о событиях, связанных со страданиями и смертью Христа, предназначенные, изначально, для совершения в каждой четверти дня. Строго говоря, часами в восточном обряде называются только первый, третий, шестой и девятый часы, для прочих служб используются их собственные названия. Богослужения Православной Церкви. Суточный круг церковного богослужения. Радостное богослужение перерастает в покаянное моление о прощении грехов. Ежесуточный круг православных богослужений включает в себя девять служб: 9й час вечерню, повечерье, полуночница, утреню, 1-й, 3-й, 6-й, часы и литургию.
О богослужении Царских Часов
Как уже говорилось выше, и в Ветхозаветной церкви существовал обычай, который переняли апостолы, совершать молитвы в определенное время суток, в том числе в 3-й, 6-й, 9-й часы. Древние христианские подвижники исполняли свое молитвенное правило также в определенные часы нижеперечисленные 1-й, 3-й, 6-й, 9-й и в другое время дня и ночи. В монастырях в назначенное время суток служились церковные службы, в том числе и службы часов. Счет времени суток по Св.
Писанию и Типикону отличается от современного. По восточному времяисчислению ночь делилась на 4 части по 3 часа в каждой — стражи, причем ночь начиналась с заходом солнца. Подобным образом ведется и времяисчисление Типикона, по которому: 1-й час соответствует нашему 7-у часу утра, 3-й час соответствует нашему 9-у часу утра, 6-й час соответствует нашему 12-у часу дня, 9-й час соответствует нашему 3-у часу после полудня в повествованиях о жизни подвижников часто упоминается, что они не вкушали пищи до девятого часа, то есть до 15.
На иконах никогда не использовался серый цвет. Поскольку в нём смешаны белая и чёрная краски, то иконописец воспринимал этот оттенок как неясность, пустоту, небытие, которым нет места на образе. Для мастера краски — это драгоценные материалы. Он использовал их аккуратно и бережно, наслаждаясь чистотой оттенков и сиянием цветов. Поэтому древние иконы до сих пор удивляют и восхищают нас тонкими и яркими тонами.
Особенности изготовления янтарных икон Сегодня мастера уже не придерживаются столь строгих канонов, как прежде. Благодаря этому есть возможность купить икону, выполненную из самых разнообразных материалов. Но, тем не менее, роль образа в духовности православного христианина, его мировоззрении сложно переоценить. Как правило, сейчас для написания икон используют масляные краски. Они более долговечные, чем темпера, не растрескиваются и не тускнеют со временем.
Также лики святых, их нимбы и ризы украшают вставками из металла, драгоценных камней, фольги или ткани. Для передачи Божественного сияния, благодати Царства Небесного подбирают материалы светлого, яркого оттенка, позволяющие воочию узреть свет, силу и славу Бога. Именно поэтому иконы часто декорируют золотом и янтарём. Янтарь часто используется для изготовления культовых, религиозных предметов именно из-за своих необыкновенных свойств. Эта окаменевшая смола хвойных деревьев — один из красивейших драгоценных камней, а благодаря тому, что солнечный самоцвет ещё и довольно пластичен, он применяется для множества целей.
Из него высыпают картины, делают украшения, фигурки и статуэтки, чаши и кадила. Благодаря богатейшей цветовой палитре янтаря он может воссоздать все оттенки и цветовые нюансы святых ликов, передать краски одежд ангелов и праведников, тона природы, узоры на фоне иконы. Образа украшают прозрачными кристаллами этого самоцвета, или же вырезают накладки из матового камня. Но, в любом случае, каждая его крупинка сияет солнечным светом, нежным и ярким, благодаря чему иконы из янтаря выглядят особенно прекрасными и почти неземными. Волынская икона Божьей Матери из янтаря самоцветная крошка янтаря разных оттенков Икона «Св.
Николай Чудотворец» из пластин янтаря технология флорентийской мозаики Существует несколько способов изготовления икон из этого драгоценного камня. Они могут быть высыпаны из самоцветной крошки, полученной при переработке янтаря разных оттенков, или выложены в виде мозаики. Также мастер может выполнить образ в технологии флорентийской мозаики, когда отдельные элементы изображения вырезаются из цельных кристаллов, а затем тщательно подгоняются друг к другу и полируются. Это позволяет создать цельную картину, переливающуюся тысячами оттенков и тонов. Но, в любом случае, эта икона будет качественной и красивой, напоминая вам о традициях Древней Руси.
Янтарные образа, выполненные с благоговением и любовью, украшали дома наших предков. И теперь вы тоже можете обрести икону, которая будет сопровождать вашу семью, осенять её незримым светом своего небесного заступничества, дарить счастье, благополучие и достаток! Это церковная служба в Православии, которая проводится вместо Литургии. Второе название возникло потому, что обедница в определенном смысле изображает и замещает Литургию. Происхождение понятия Обедница — древняя традиция отшельников и монахов.
В прошлые времена не все монахи принимали сан, и для проведения Божественной литургии приглашали священника. В остальное же время они правили обедницу. Обедница — православная церковная служба, совершаемая вместо Литургии Особенно актуальной служба была во времена гонений на Церковь, когда простые люди были лишены права посещать храм и были вынуждены молиться тайно. Название возникло от слова «обед» и считается простонародным. Служба обычно проводилась в утренние часы, и после нее миряне устраивали совместную трапезу.
Разница между Литургией и изобразительными Следует не путать понятия «обедня» и «обедница».
Для передачи Божественного сияния, благодати Царства Небесного подбирают материалы светлого, яркого оттенка, позволяющие воочию узреть свет, силу и славу Бога. Именно поэтому иконы часто декорируют золотом и янтарём. Янтарь часто используется для изготовления культовых, религиозных предметов именно из-за своих необыкновенных свойств. Эта окаменевшая смола хвойных деревьев — один из красивейших драгоценных камней, а благодаря тому, что солнечный самоцвет ещё и довольно пластичен, он применяется для множества целей. Из него высыпают картины, делают украшения, фигурки и статуэтки, чаши и кадила.
Благодаря богатейшей цветовой палитре янтаря он может воссоздать все оттенки и цветовые нюансы святых ликов, передать краски одежд ангелов и праведников, тона природы, узоры на фоне иконы. Образа украшают прозрачными кристаллами этого самоцвета, или же вырезают накладки из матового камня. Но, в любом случае, каждая его крупинка сияет солнечным светом, нежным и ярким, благодаря чему иконы из янтаря выглядят особенно прекрасными и почти неземными. Волынская икона Божьей Матери из янтаря самоцветная крошка янтаря разных оттенков Икона «Св. Николай Чудотворец» из пластин янтаря технология флорентийской мозаики Существует несколько способов изготовления икон из этого драгоценного камня. Они могут быть высыпаны из самоцветной крошки, полученной при переработке янтаря разных оттенков, или выложены в виде мозаики.
Также мастер может выполнить образ в технологии флорентийской мозаики, когда отдельные элементы изображения вырезаются из цельных кристаллов, а затем тщательно подгоняются друг к другу и полируются. Это позволяет создать цельную картину, переливающуюся тысячами оттенков и тонов. Но, в любом случае, эта икона будет качественной и красивой, напоминая вам о традициях Древней Руси. Янтарные образа, выполненные с благоговением и любовью, украшали дома наших предков. И теперь вы тоже можете обрести икону, которая будет сопровождать вашу семью, осенять её незримым светом своего небесного заступничества, дарить счастье, благополучие и достаток! Это церковная служба в Православии, которая проводится вместо Литургии.
Второе название возникло потому, что обедница в определенном смысле изображает и замещает Литургию. Происхождение понятия Обедница — древняя традиция отшельников и монахов. В прошлые времена не все монахи принимали сан, и для проведения Божественной литургии приглашали священника. В остальное же время они правили обедницу. Обедница — православная церковная служба, совершаемая вместо Литургии Особенно актуальной служба была во времена гонений на Церковь, когда простые люди были лишены права посещать храм и были вынуждены молиться тайно. Название возникло от слова «обед» и считается простонародным.
Служба обычно проводилась в утренние часы, и после нее миряне устраивали совместную трапезу. Разница между Литургией и изобразительными Следует не путать понятия «обедня» и «обедница». Обедней называют Литургию, она входит в суточный ежедневный круг богослужений наряду с утренней и вечерней и считается венцом церковной службы. Сходства: И Литургия, и обедница считаются средством выражения любви друг к другу и способом проявить Благодарность Богу. Во время Литургии и обедницы прихожане вспоминают земной путь Христа, слушают главы из Священного Писания, молятся, поют псалмы. Различия: Божественная Литургия обедня совершается только священником.
Самая важная часть обедни — Евхаристия. Правила ее проведения были установлены самим Христом и завещаны его последователям. Во время Таинства хлеб и вино вкушают в знак единства с Творцом и приобщения к высшей природе и вечной жизни. Обедницу, как служение по сокращенному или мирскому типу, христианин способен совершать дома. Причастие после изобразительных не совершается. Богослужение, совершаемое мирянами, нельзя назвать полноценным.
Оно не может в полной мере заменить Божественную литургию, которую имеет право совершать только священнослужитель.
Русское пояснение. Утром услыши голос мой молитву мою , Царь Мой и Бог Мой.
В богослужении третьего часа воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Тропарь 3-го часа. Господи иже пресвятыи Свой дух, а третии час апостолом Своим пославыи, того благии не отими от нас.
Господи, ниспославший на апостолов в третий час Пресвятого Твоего Духа, не отними Его от нас, многомилостивый, но обнови нас, молящихся Тебе. Шестой час вспоминает Распятие и Крестные страдания Господа, «на Кресте пригвоздившего рукописание наших грехов», то есть крестной смертью искупившего нас от наказания за грехи. Тропарь 6-го часа.
Иже в шестыи день же и час, на кресте пригвождеи, иже в раи дерзновенныи от адама грех, и согрешении наших рукописание раздери Христе Боже, и спаси нас. В шестой день и час на кресте пригвоздивший дерзновенно совершенный в раю Адамом грех, Христос Бог, разорви рукопись наших грехов и спаси нас.
Что такое часы в богослужении
Первый час почти всегда соединяется с утреней, третий и шестой час, соединенные вместе, читаются перед литургией, а девятый час, которым заканчивается день, читается перед вечерней. Бывает иногда и другой порядок чтения часов. Так три раза в году бывает чтение так называемых Царских часов: в Великую пятницу, в Навечерие Рождества Христова и в Навечерие Богоявления или в пятницу перед этими праздниками, если навечерие придется в субботу или воскресенье. Царские часы имеют ту особенность, что на них два псалма из трех особые, пророческого содержания, и после богородична на каждом часе поются особые предпразднственныя стихиры, возглашается прокимен, читается паремия, Апостол и Евангелие, и читаются все эти часы: первый, третий, шестой и девятый, подряд, составляя одну службу вместе с последующими изобразительными. Великим постом и во всех случаях, когда вечерня соединяется с литургией, подряд один за другим следуют часы: третий, шестой и девятый, а потом изобразительные см. Каждый час имеет после себя особое последование, которое составляет как бы его продолжение и называется «Междочасием», или «Почастием». Каждое междочасие так же, как и час, состоит из чтения предначинательных молитв, трех псалмов, Трисвятого по «Отче наш», тропаря, «Господи, помилуй» 40 раз, «Честнейшую херувим…» возгласа священника и заключительной молитвы; нет только молитвы: «Иже на всякое время». Молитвословия междочасий помещены в Следованной Псалтири и Иерейском Молитвослове. По уставу, междочасия совершаются только в седмичные, и притом будничные, дни. Отменяются междочасия в период времени празднования Рождества Христова и Богоявления с 20 декабря по 14 января, в седмицы мясопустную и сырную, в течение всей Страстной и Пасхальной седмицы, а также седмицы, следующей за праздником Пятидесятницы.
Нам известно две группы монастырских Типиконов — Савваитский и Студийский. Первый, лаврского типа, начинается с воскресного всенощного бдения с вечерни субботы до воскресной Литургии , особенно любимого лаврскими монахами-пустынниками, тогда как второй устав с чисто общежительным духом начинается с бдения Пасхи а его центром является ежедневная уставная служба. Студийский Типикон, синтез савваитской монастырской традиции и песенной константинопольской будет записан в 1034 году константинопольским патриархом Алексием 1025—1043 , прежде бывшим студийским монахом, для монастыря Успения Богородицы, который он основал рядом с Константинополем.
Именно эта версия Студийского устава будет переведена на славянский язык и после 1051 года преподобный Федосий введет ее в Киево-Печерскую лавру, а оттуда этот устав перейдет в большинство русских монастырей. Новосавваитский синтез — Афон и славянские Церкви Новые горизонты развития открываются для суточного богослужебного круга и Часослова, который постепенно вводит в службы все новые изменения. Студийский синтез достигает Иерусалима и многие его элементы, особенно те, которые происходит из песенного чина, привносят, с одной стороны, обогащение богослужения и торжественность, а с другой стороны, погружение в богословие литургии, и становятся принятыми до той поры строгой, простой и лаконичной пустынной савваитской традицией.
Эта последняя новосавваитская версия суточного богослужебного круга снова придет в Константинополь, а также в монастыри студийской традиции, что было вызвано бегством многих монахов из Палестины после захвата Иерусалима в 1009 году халифом Аль-Хакимом и разрушения храма Воскресения, а также последующих дальнейших несчастий Восточной Церкви, вызванных продвижением и поселением османов. Никон Маврорит 1025—1088 первым отмечает и записывает основные различия двух уставов одного и того же, подчеркнем, палестинского происхождения: савваитского и студийского. Падение Константинополя и переход его в руки латинян в 1204 году нанесет непоправимый удар по всем областям жизни Византийской империи.
Новые неблагоприятные исторические условия в столице сделают невозможной применение песенного последования, тогда как одновременно они неизбежно приведут к увяданию монашеской жизни как в Студийском монастыре, так и в других монастырях в столичной области, а также в значительных монашеских центрах Малой Азии. В то же время мы видим расцвет афонского монашества, которое, несмотря на изначальную зависимость от исключительно студийской традиции, с XIII века начинает постепенно принимать новосавваитский синтез. Лаврский исихастский дух Палестины в конце концов одержит вверх над городским общежительным студийским монашеством до такой степени, что новосавваитская богослужебная традиция будет вполне принята афонскими Типиконами XIV века, а полностью она возобладает в них в XV веке.
Святой Симеон Солунский объясняет: «Другие прочие службы устава Великой Церкви… не совершаются ни в христолюбивом царском граде вследствие захвата его латинянами… и вследствие недостатка во множестве священников и певчих». Напротив, отмечает тот же писатель, распространение савваитского устава по всей Византийской империи обязано тому, «что с ним возможно совершать службу одному человеку, поскольку он составлен монахами, и часто служба без песен в общежительных монастырях совершается». Диатаксис патриарха Филофея быстро распространится по Афону и константинопольским епархиям.
Южная Италия, последний оплот студийского влияния, примет новосавваитский устав двумя веками позже, когда папа своим распоряжением 1587 года повелит монастырю Сантиссимо-Сальваторе в Мессине заменить свой студийского устав савваитским. В России митрополит Алексий первым в 1365—1378 годах введет савваитский устав в основанный им Чудовский монастырь. Этапом, разрезом, вехой в литургической жизни России будет произведение о богослужении подлинного исихаста, митрополита Киприана, ученика святого Филофея Коккина сначала на Афоне 1364—1373 , а потом в Константинополе 1373—1375.
Митрополит Киприан ввел в Русскую Церковь в 1378—1401 годах савваитский устав как на приходах, так и в монастырях. Широкое распространение савваитского устава, составление богослужебной Псалтири, а также новых богослужебных книг, адаптированных к иерусалимскому чину, принесло Русской Православной Церкви богослужебное единообразие. Сочинение о богослужении митрополита Киприана имело целью, с одной стороны, исихасткое обновление, основанное на фундаменте святоотеческой монашеской традиции, а с другой стороны, — укрепление единства Константинопольской Церкви со славянскими Церквями.
Монах Афанасий Высоцкий в 1401 году составил в монастыре Богородицы Перивлепты в Константинополе первый русский савваитский устав, называемый «Око церковное», который подводит итог и сочетает различные традиции: савваитскую, студийскую и святогорскую. Троице-Сергиева лавра в 1429 году примет новосавваитский устав, а потом в 1441 году за ней последует Новгород и в 1494 году — далекий Соловецкий монастырь. Стоглавый собор 1551 утвердил богослужебный труд митрополита Киприана, тогда как патриарх Никон в середине XVII века предпринял попытку согласовать обычаи богослужения Русской Православной Церкви с книгами грекоязычной Церкви, таким образом навязывая и упрочивая бытование новосавваитских уставных элементов в русской богослужебной практике.
Службы суточного круга Для наглядности мы подытожим основные моменты развития богослужений суточного круга в третий и четвертый период развития византийской богослужебной практики. Утреня Изначально утреня начиналась с 50 псалма; все, что следует до него, происходит из древнего ночного последования: 1. Шестопсалмие встречается в ночном последовании древнего Часослова «6-й час ночи» ; 2.
Гимн пророка Исайи «От нощи утренюет дух мой» Ис. Три кафизмы Псалтири. В изначальную основную монашескую савваитскую структуру утрени из константинопольского песенного последования вводятся 12 молитв, великие и малые ектеньи, сугубая ектенья, просительные ектеньи и молитва преклонения главы.
Из всенощного бдения песенного устава происходит корпус антифонного пения Полиелея псалмы 134, 135, 136 и возжжение света. Степенны — продукт поэтического дара великих студийских гимнографов, и в сущности они представляют собой три малых антифона, тогда как прокимен и Евангелие взяты из песенного чина. Чтение святоотеческих текстов является чисто монашеской практикой.
Древний тропарь ипакои идет из Палестины, кондак сейчас — единственный остаток из «вступления» к пространным константинопольским кондакам, тогда как воскресные эксапостиларии написаны императором Константином VII Порфирородным 913—959.
Из взаимного влияния этих двух типов часов возник нынешний чин. Начиная с 11-го века многие Часословы содержат такой, очень близкий к современному, чин. Интересно отметить, что по разным Уставам и на каждом часе количество «Господи, помилуй» перед «Иже на всякое время…» было различным — 12, 30, 40, 51 раз. Виды богослужебных часов. Вседневные обычные часы H. Царские часы. На каждом из царских часов читаются три особых псалма, поются особые стихиры, тропари, читаются отрывки из Ветхого Завета, Посланий Апостольских и Евангелия.
Евангелие, имея при этом в мысли все благодеяния воскресшего Господа. Хор в это время поет призывную песнь поклониться воскресению Христову: Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш; разве кроме Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии поклонимся Святому Христову воскресению. Се вот бо прииде крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерь разруши. Полиелей под двунадесятые праздники и праздничные дни святых угодников Божиих отличается от воскресного полиелея тем, что после хвалитных стихов 134 и 135 псалмов выходят священнослужители на середину храма, где полагается на аналое икона праздника, и поется величание, при этом стихи в честь св. Евангелие читается, имеющее применение ко дню праздника; молящиеся в храме целуют св. Канон После чтения евангелия и молитвы Господу Богу о помиловании нас грешных, обыкновенно читаемой диаконом пред иконою Спасителя, поется канон, или правило для прославления Бога и святых и для испрашивания себе милости Божией по молитвам святых угодников Божиих. Канон состоит из 9 священных песней, составленных по образцу тех ветхозаветных песней, которые был воспеты праведными людьми, начиная с пророка Моисея и кончая родителем Предтечи Иоанна, священником Захариею. На каждой песни поется вначале ирмос по-русски - связь , и в конце катавасия по-русски - схождение. Название песни катавасией принято потому, что для ее пения положено по уставу обоим хорам сходится вместе. Содержание ирмосов и катавасии взято из тех песней, по образцу которых составлен весь канон. Этою песнью пророк хотел расположить еврейский народ к покаянию; как песнь покаяния, по уставу православной Церкви, поется только Великим постом. В прочее же время после первой песни в каноне непосредственно следует третья песнь. После 8-й песни канона поется песнь Божией Матери, разделенная на несколько стихов, после которых припевается песнь: Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления болезни Бога Слова родшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Песнь содержит мысли, взятые из песни священника Захарии, которую он воспел по рождении у него сына, Предтечи Господня Иоанна. В древности утреня оканчивалась с наступлением дня, и вот после пения канона и прочтения псалмов 148, 149 и 150, в которых св. Слава Тебе, показавшему нам свет, говорит священник, обратившись к престолу Божию. Хор поет великое славословие Господу, начинающееся и оканчивающееся песнью св. Сугубою и просительною ектеньею и отпустом, обыкновенно произносимым священником из открытых царских врат, оканчивается утреня - вторая часть всенощного бдения. Затем читается первый час - третья часть всенощного бдения; он оканчивается благодарственною песнью в честь Божией Матери, составленною жителями Константинополя за избавление их предстательством Богоматери от персов и аваров, нападавших на Грецию в седьмом веке. Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто неневестная. Тебе, одерживающей верх на брани или войне , мы, рабы Твои, Богородице, приносим песни победные торжественные , и как избавленные Тобою от зла - песни благодарственные. А ты, как имеющая власть непобедимую, избавляй нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста , не имеющая жениха из людей. Литургия Литургия, или обедня, есть такое богослужение, за которым совершается таинство св. Таинство причащения было установлено Господом Иисусом Христом. Накануне Своих крестных страданий и смерти Господу было угодно совершить пасхальную вечерю вместе с 12 учениками Своими в Иерусалиме, на память о чудесном выходе евреев из Египта. Когда была совершена сия пасха, Господь Иисус Христос взял пшеничный вскисший хлеб, благословил и, раздавая его ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Потом взял чашу с красным вином и, подавая ее ученикам, говорил: пийте от нея вси: сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. После того Господь прибавил: сие творите в Мое воспоминание. После вознесения Господа ученики и последователи Его в точности исполняли Его волю. Они проводили время в молитве, чтении божественного писания и причащения св. Древнейший и первоначальный порядок литургии приписывают св. До четвертого столетия по Рождеству Христова литургия совершалась, никем не записанная, но чин ее совершения передавался от епископа к епископу и от них к пресвитерам, или священникам. В четвертом столетии св. Василий, архиепископ Кесарии Каппадокийской за свою духовную мудрость и труды на пользу св. Церкви Христовой прозванный Великим, записал чин литургии, каким он дошел от апостолов. Так как молитвы в литургии Василия Великого, обыкновенно читаемые тайно в алтаре совершителем ее, продолжительны, и вследствие этого и пение при сем было медленное, то св. Иоанн Златоуст, архиепископ константинопольский, названный Златоустым за свое красноречие, заметив, что многие из христиан не выстаивают всей литургии, сократил эти молитвы, отчего литургия сделалась короче. Но литургия Василия Великого и литургия Иоанна Златоустого в существе своем не разнятся одна от другой. Церковь, снисходя к немощам верующих, постановила в продолжение года совершать литургию Златоустову, а литургия Василия Великого совершается в те дни, когда нужна с нашей стороны усиленная молитва о помиловании нас. Так, эта последняя литургия совершается в 5 воскресных дней Великого поста, кроме Вербного воскресения, в четверг и субботу Страстной седмицы, в рождественский и крещенский сочельники и на память св. Василия Великого, 1 января, при вступлении в новый год жизни. Литургия Златоустова Литургия Златоустова состоит из трех частей, имеющих разное название, хотя разделение это за обеднею и незаметно для молящегося. За проскомидиею приготовляются хлеб и вино для таинства. За литургиею оглашенных верующие молитвами своими и священнослужителей приготовляются к участию в таинстве причащения; во время литургии верных совершается самое таинство. Проскомидия Проскомидия слово греческое, что значит принесение. Первая часть литургии называется так от обыкновения древних христиан приносить в церковь хлеб и вино для совершения таинства. По той же причине хлеб сей, называется просфора, что означает с греческого языка приношение. Пять просфор употребляются на проскомидии в память чудесного насыщения Господом 5 хлебами 5000 человек. Просфоры по виду своему делаются двухсоставными в память о двух естествах в Иисусе Христе, божеском и человеческом. На верху просфоры изображается св. Слова эти означают Иисуса Христа, Победителя смерти и диавола; нi. Слово греческое. Проскомидия совершается следующим образом. Священник с диаконом, после молитв пред царскими вратами об очищении их от грехов и о даровании им сил на предстоящее служение, входят в алтарь и облачаются во все священные одежды. Облачение оканчивается омовение рук в знак душевной и телесной чистоты, с которой они приступают для служения литургии. Проскомидия совершается на жертвеннике. Священник выделяет копием из просфоры кубическую часть, потребную для совершения таинства, с воспоминанием пророчеств, относящихся до Рождества Христова и страдания Иисуса Христа. Эта часть просфоры называется Агнец, потому что он представляет в себе образ страждущего Иисуса Христа подобно как до Рождества Христова представлял Его агнец пасхальный, которого евреи, по повелению Божию, закалали и ели в память избавления от погибели в Египте. Агнец полагается священником на дискосе в память спасительной смерти Иисуса Христа и снизу надрезается на четыре равные части. Потом священник вонзает копие в правую сторону Агнца и вливает в потир вино соединенное с водою в воспоминание того, что, когда Господь находился на кресте, один из воинов копьем пронзил Ему ребро, и из пронзенного ребра истекла кровь и вода. Церковная песнь поет: идеже Царь приходит, тамо и чин Его. Поэтому Агнец окружается многими частицами, вынутыми из других просфор в честь и славу Пресвятой Богородицы и святых Божиих человеков, и в память всех людей, как живых, так и умерших. Царица небесная, Пресвятая Богоматерь ближе всех святых находится к престолу Божию и непрестанно молится за нас грешных; в знамение этого из второй просфоры, приготовленной к проскомидии, вынимается священником часть в память Пресвятой Богородицы и полагается по правую сторону Агнца. После этого с левой стороны Агнца полагаются 9 частей, изъятых из 3-й просфоры в память 9 чинов святых: а Предтечи Господня Иоанна, б пророков, в апостолов, г святителей, послуживших Богу в архиерейском сане, д мучеников, е преподобных, достигших святости жизнию в св. При этом священник молится, чтобы Господь, по молитвам всех святых, посетил людей. Из четвертой просфоры вынимаются части за всех православных христиан, начиная с государя. Из пятой просфоры берутся части и полагаются с южной стороны Агнца за всех умерших в вере Христовой и надежде на жизнь вечную по смерти. Просфоры, из которых вынуты части для положения оных на дискосе, в память святых и православных христиан, живых и умерших, достойны благоговейного к ним отношения с нашей стороны. Церковная история представляет нам много примеров, из которых мы видим, что христиане, с благоговением вкушающие просфоры, получали от Бога освящение и помощь в болезнях душевных и телесных. Преподобный Сергий, будучи в малолетстве непонятливым в науках, чрез вкушение части просфоры, данной ему одним благочестивым старцем, сделался очень умным мальчиком, так что опередил в науках всех своих товарищей. В истории соловецких иноков рассказывается, что когда просфору, лежавшую случайно на дороге, хотел проглотить пес, то огонь вышел из земли и тем сохранил просфору от зверя. Так Бог охраняет Свою святыню и этим показывает, что мы должны с великим благоговением относится к ней. Вкушать просфору нужно прежде другой пищи. Поминать за проскомидией живых и умерших членов Церкви Христовой для них очень полезно. Частицы, вынимаемые из просфор на божественной проскомидии за поминаемые души, погружаются в животворящую кровь Христову, а кровь Иисуса Христа очищает от всякого зла и сильна вымолить у Бога Отца для нас все потребное. Блаженной памяти святителя Филарета, митрополита московского, однажды пред тем, когда он готовился служить литургию, в другой раз, пред самым начатием литургии, просили помолиться о некоторых болящих. На литургии он вынимал части из просфор за сих болящих, и они, вопреки приговору врачей к смерти, выздоравливали "Душепол. Григорий Двоеслов рассказывает, как известному в его время благочестивому священнику явился один умерший и просил помянуть его за обеднею. К этой просьбе явившийся прибавил, что если священная жертва облегчит его участь, то он уже в знак этого не явится более ему. Священник исполнил требование, и нового явления не последовало. Во время проскомидии читаются 3 и 6 часы, чтобы занять мысли присутствующих в храме молитвою и воспоминанием о спасительной силе страданий и смерти Христовых. Когда совершится поминовение, проскомидия оканчивается тем, что на дискос полагается звездица, и он и потир закрываются покровцами общею пеленою, называемою воздухом. При сем бывает каждение жертвенника и читается священником молитва, чтобы Господь помянул всех принесших свои дары из хлеба и вина к проскомидии и тех, за которых принесены оные. Проскомидия напоминает нам два главных события в жизни Спасителя: Рождество Христово и смерть Христову. Поэтому все действия священника и вещи, употреблявшиеся на проскомидии, напоминают и Рождество Христово и смерть Христову. Жертвенник напоминает и Вифлеемскую пещеру и Голгофскую погребальную пещеру. Дискос знаменует как ясли родившегося Спасителя, так и гроб Господень. Покровцы, воздух служат напоминанием пелен как младенческих, так и тех, в которых был погребен умерший Спаситель. Каждение знаменует ладан, принесенный волхвами родившемуся Спасителю, и те ароматы, которые употреблены, были при погребении Господа Иосифом и Никодимом. Звездица знаменует звезду, явившуюся при рождении Спасителя. Литургия оглашенных Верующие приготовляются к таинству причащения за второю частью литургии, которая называется литургиею оглашенных. Этой части литургии такое название усвоено потому, что к ее слушанию, кроме крещеных и допускаемых до причащения, допускаются и оглашенные, т. Готовящиеся к крещению и кающиеся, не допускаемые до причащения. Тотчас по прочтении часов и совершении проскомидии литургия оглашенных начинается прославлением царства Пресвятой Троицы. Священник в алтаре на слова диакона: благослови, владыко, отвечает: благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков, аминь. За этим произносится великая ектения. После нее в обыкновенные дни поются два изобразительные псалма 142 и 145, разделяемые малою ектеньею. Эти псалмы называются изобразительными потому, что они весьма ясно изображают милости Божии, явленные для нас Спасителем мира, Иисусом Христом. В двунадесятые Господские праздники вместо изобразительных псалмов поются антифоны. Так называются те священные песни из псалмов царя Давида, которые поются попеременно на обоих клиросах. Антифонное, т. Игнатию Богоносцу, жившему в первом веке по Рождеству Христову. Сей св. Антифонов - три в честь св. Первые два антифона отделяются малыми ектеньями. В обыкновенные дни после второго изобразительного псалма, а в двунадесятые Господские праздники после второго антифона, поется умилительная песнь Господу Иисусу: Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы, и Приснодевы Марии, непреложно истинно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. Эта песнь составлена в пятом веке по Рождеству Христову греческим императором Юстинианом в опровержение ереси Нестория, который нечестиво учил, что Иисус Христос родился обыкновенным человеком, а божество соединилось с Ним во время крещения, и что поэтому Пресвятая Матерь Божия не есть, по его лжеучению, Богородица, а только христородица.
Что такое часы в богослужении
Повечерие и полунощница Вечернее богослужение состоит из 2-х частей: вечерни и повечерия. В 1-й части вспоминаются исторические события Ветхого Завета. Молятся с благодарением о прожитом дне. Великая вечерня служится в Рождество, что довольно длительно по времени. На повечерии по уставу должны читаться вечерние молитвы, на которых вспоминается, как Христос опускался в ад, для освобождения праведников. Но сейчас такое повечерие служится только в период Великого Поста. Вечернее богослужение состоит из 2-х частей Есть ещё ночное богослужение — полунощница. Она служится раз в году — в пасхальную полночь. Поэтому легко запомнить, во сколько начинается вечерняя служба в церкви на Пасху.
Но рассчитывайте свои силы, потому что торжественное служение длится около 4- 4,5 часов. Виды богослужений Имеется определенная классификация служб — они бывают суточными, недельными и годовыми. По дням недели также распределены определенные литургии: воскресенье — малая Пасха, когда поминают воскрешение Иисуса Христа; понедельник — день молитвы Ангелам; среда — памятуют о Кресте и предательстве Иуды; четверг — апостольский день, посвящается Николаю-Святителю; пятница — молятся о страданиях Христовых; суббота — день Матери Божией. Теперь подробнее о ранее перечисленных ежедневных службах. Вечерние службы По церковным канонам именно вечером, а именно в 6 часов, наступают следующие сутки. Во время вечернего богослужения молятся о событиях, описанных в Ветхом Завете: о сотворении мира, первородном грехе, пророковом служении и законах Моисея. После вечерни наступает повечерие, где молятся, вспоминая сошествие Христа в ад и вызволении праведников. В полуношницу, которая наступает в полночь, вспоминают о Втором Христовом пришествии и Страшном Суде.
Принято считать, что следует обязательно посетить вечернее богослужение тем, кто имеет намерение причаститься утром. Начало ночной службы в 17:00-18:00 в зависимости от приходского Устава. Утренние службы Утреннее богослужение принято проводить до восхода солнца. Это самая продолжительная служба, во время которой вспоминается о служении Христа на земле, воспеваются покаянные и благодарственные молитвы. По воскресным дням и большим праздникам проводятся две литургии — ранняя и поздняя. Определение утрени Утреня — это церковное богослужение, которое, согласно Уставу нашей церкви, должно совершаться в самое раннее утро, еще до восхода солнца. Вся суть утрени — это благодарность Богу за прошедшую и пережитую ночь, за наступление нового дня в нашей жизни. Утреня — одно из богослужений суточного круга в православной Церкви Если смотреть структуру суточного богослужения, то утреня входит в состав так называемого всенощного бдения.
Изначально, у первых христиан, всенощное бдение совершалось именно ночью, потому что зачастую организовать службу днем было опасно или вообще невозможно. В современной Церкви всенощное бдение очень редко целиком служится ночью, оно разбивается на части. Но название закрепилось за этой службой с древних времен. Утреня является второй частью всенощного бдения, которая идет следом за вечерней. По своему наполнению она соотносит нас со временами Ветхого Завета, когда Христос только пришел в наш мир для спасения каждого из нас, для чего победил смерть и воскрес. Сегодня утреня служится на вечернем богослужении, которое устанавливается в каждом храме вечером, накануне праздничных, воскресных и любых других дней, когда есть Литургия. Определить начало утрени несложно — она начинается с чтения шестопсалмия, когда в храме выключаются все светильники и оставляют гореть только зажженные лампады. Это очень трогательный и запоминающийся момент всей службы — весь храм, освященный только мягким светом лампад, погружается в общую молитву.
Служба в субботу в церкви Службы в субботу в церкви в целом не отличима от богослужений в будние дни, если, конечно, нет определенного расписания на этот день, установленного церковью в индивидуальном порядке. Единственное, что характерно для этого дня, в отличие от будних — присутствие большего количества народа, так как многие отдают предпочтение посещать храм в выходные из-за высокой занятости в другие дни. Поэтому, если вы имеете намерение пообщаться о чем-либо со священником, то удобнее это делать среди недели и не во время больших церковных праздников. Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви в Вербное Воскресенье?
Последнее наиболее важно — это было воспоминанием о событиях, предшествовавших казни Христа. Оно сопровождалось преломлением хлеба и вкушением вина, которые символизировали тело и кровь Господню. Позже это станет таинством, называемым Евхаристией. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из неё все.
И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. В Евангелии от Луки упоминается и продолжение его слов — «сие творите в Мое воспоминание». С тех пор вкушение тела и крови Христовой является неотъемлемой частью богослужения. Развитие в первые века Распространяясь по Средиземноморью, христианство все больше приобретало черты всемирного учения. Этому способствовала греческая философия, органично вошедшая в богословские труды апологетов. Богослужебный обряд тоже приобретает эллинские черты. Например, хоровое пение, сопровождающее службу, идет именно с Балкан. Постепенно выделяется группа служителей Церкви, причем соблюдается преемственность рукоположения. Несмотря на то что обряд в своих ключевых чертах следовал службе в иерусалимском Храме, в него вкладывался иной смысл.
Важными отличиями христианского богослужения от иудейского являются следующие: неприятие кровавой жертвы — хотя алтарь присутствует; доступность рукоположения для любого христианина, а не для потомков Аарона; местом служения может быть весь мир; расширились временные рамки службы — христиане молились и ночью. Подобное отношение к службе не было случайным. Иудей считался праведным постольку, поскольку соблюдал Закон Моисеев и был верен его букве. Христианин следовал не букве, а духу, и более важным для него была сама вера. После легализации вероучения при Константине Великом христианам были подарены здания храмов, и богослужение начинает развиваться в современном направлении. Появляется служба по часам, утверждается список таинств, систематизируются требы — Крещение, Венчание, Помазание, входит в практику всенощное бдение накануне Пасхи. Но центральным таинством так и остается Евхаристия, ставшая основой Божественной литургии. Структура и практика служб Чтобы иметь представление о том, по какому принципу строится расписание богослужений, стоит вспомнить, что оно имеет истоки в Ветхом Завете, и сутки в Церкви исчисляются несколько иначе. Они начинаются в 6 часов вечера, а не в полночь.
Понятие о богослужебных часах Часами в богослужении называется молитва, приуроченная к определенному времени суток. В храме она занимает около пятнадцати минут и призвана оторвать внимание молящегося от повседневных забот. Эта практика ведет свое начало с древности: известно, что апостолы молились в установленные для этого часы. Суточный круг богослужений можно представить так: Слово «стража» употреблялось еще в древнем Израиле — по такому расписанию менялась охрана у населенных пунктов. Время тогда определяли по положению солнца над горизонтом, но в современной практике чаще пользуются обычными часами. Между молитвами, приуроченными ко времени, и совершается то или иное богослужение. Суточные богослужения и их названия Условно все богослужения в церкви можно поделить на: вечерние; утренние; дневные. К первым относятся вечерня и повечерие. Начинается вечерня в 17 часов, то есть за час до начала новых суток.
Соответственно, повечерие проводится с 21 часа. Ночными считаются полунощница и утреня, и заканчиваются они молитвой первого часа, совершаемой в 7 утра. Дневная молитва читается в 9, 12 и 15 часов называются они, соответственно, Третий, Шестый и Девятый часы. Литургия изначально проводилась перед вечерней — в раннем христианстве это было распространенной практикой, как и ночные богослужения.
История появления часов в богослужении Первые часы были созданы еще в Древней Греции и Риме.
Они представляли собой простые приборы, показывающие время с помощью тени от солнечных лучей или движения воды. В те времена люди использовали их для определения времени молитвенных занятий. Как правило, это были монастырские общественные часы, которые служили для согласования времени молитвы и работы. Позже, в Средние века, часы стали использоваться и в церковной службе. Факт: В православной традиции часы считаются не только инструментом для определения времени, но и символом разделения дня на светлое и темное время, что напоминает о борьбе между Богом и злом.
Роль часов в церковной службе В ходе богослужения в православном храме прозвучат различные молитвы и псалмы.
В старину монашествующие и многие из благочестивых мирян ежедневно прочитывали часы в положенное время. Это помогало в течение дня вспоминать о Творце и обращаться к Нему. В наши дни часы, как правило, присоединяют к более крупным богослужениям. В обычное время года совершаются так называемые вседневные часы. Тексты часов находятся в книге, которая так и называется — Часослов. Великим постом, а также в среду и пятницу Сырной седмицы и первые 3 дня Страстной седмицы служат великопостные часы — они находятся в Постной триоди и в Настольной книге священнослужителя. Основу вседневных часов составляют псалмы, на каждом — по три. Первый час: Пс.
Шестой час: Пс. Девятый час: Пс. Великие Царские часы — богослужение, которое совершается три раза в год — в Навечерие Рождества Христова, в Навечерие Богоявления и в Великую Пятницу на Страстной седмице.
Богослужение — что такое Царские часы?
Время и богослужение | Как правило, вечернее богослужение начинается в промежутке от 16 часов до 18 часов. |
12. Часы и Изобразительные | Радостное богослужение перерастает в покаянное моление о прощении грехов. |
Что такое часы в богослужении | Часами в богослужении называется молитва, приуроченная к определенному времени суток. |
Божественная литургия: ее часы, содержание и последовательность
О богослужении Царских Часов | В традиции православного богослужения был отражен так называемый «римский счет». Нужно заметить, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и по Уставу часы должны совершаться в промежутках между службами. |
Краткая история устава. История православного богослужения, страница 5 | Как правило, вечернее богослужение начинается в промежутке от 16 часов до 18 часов. |
Виды богослужений в Православии
Все о богослужении | Третьей частью следует богослужение, называемое Часы или Час, посвященное воспоминаниям библейских событий. |
12. Часы и Изобразительные | Что такое Часы литургии и как в церкви проходит эта служба. |
Изучаем чинопоследование часов
Радостное богослужение перерастает в покаянное моление о прощении грехов. В православной церкви часы — это особая форма богослужения, которая проводится в определенное время суток. В этом учебном пособии рассматривается ежедневное богослужение Русской Православной Церкви с точки зрения усвоения его чина и приобретения практического навыка по составлению служб, необходимого для священнослужителей и особенно – для руководителей клироса. Часы – это краткое богослужение, совершаемое в составе суточного круга.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
О православном богослужении. Православное богослужение Это великая сокровищница, в которой каждый что-то найдет для себя: драгоценную жемчужину, прекрасный небесно-голубой сапфир или прозрачно-чистый аметист. Часы – краткие богослужения, установленные Церковью для воспоминания о событиях, связанных со страданиями и смертью Христа, предназначенные, изначально, для совершения в каждой четверти дня. По ее рассказам, в Иерусалиме повседневно посещаемыми обычно были полунощная служба, которая продолжалась до восхода солнца, соединяясь с утренним богослужением; службы шестого и девятого часов и вечерня.
Общая характеристика службы Часов, виды Часов и их место в богослужении.
Богослужебные Часы (службы 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часов) – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное время и установлен Церковью для воспоминания некоторых священных событий. О богослужении Царских Часов. В Навечерие (сочельник) Рождества Христова совершается особое богослужение — Царские часы. В ходе богослужения в православном храме прозвучат различные молитвы и псалмы. краткие богослужения, установленные Церковью для воспоминания о событиях, связанных со страданиями и смертью Христа, предназначенные, изначально, для совершения в каждой четверти дня. Часы́ — четыре (по числу древних страж) последовательных христианских богослужения, подобранных соответственно к каждой четверти дня. Часы́ — четыре (по числу древних страж) последовательных христианских богослужения, подобранных соответственно к каждой четверти дня.