Новости а зори здесь тихие автор

Повесть «А зори здесь тихие» (1969) посвящена великому, но не попавшему в сводки военных событий подвигу пятерых юных девушек-зенитчиц, под руководством старшины Васкова в мае 1942 года вступивших в неравный бой с отрядом немецких диверсантов. Читать бесплатно книгу А зори здесь тихие. Романы и повести (Васильев Б. Л.) и другие произведения в разделе Каталог. рукотворный памятник русскому народу, который победил в Великой Отечественной войне. А зори здесь тихие Повесть. Bookreader Item Preview. «А зори здесь тихие» — повесть, написанная Борисом Васильевым в 1969 году, повествующая о судьбах пяти самоотверженных девушек-зенитчиц и их командира во время Великой Отечественной войны.

Борис Васильев - А зори здесь тихие…

Серия «Читаем по школьной программе» — это продолжение книжных серий «Читаем до школы» и «Книги для внеклассного чтения». Красные корешки — гарантия отличных оценок по литературе! Издание в твёрдом переплёте. Произведения входят в школьную программу по литературе для старших классов.

Софья Гурвич — рядовой боец. Бывшая студентка Московского университета, отличница. Она изучала немецкий язык и могла быть хорошим переводчиком, ей прочили большое будущее.

Выросла Соня среди дружной еврейской семьи. Умирает, пытаясь вернуть командиру забытый кисет. Она случайно встречает немцев, которые закалывают её двумя ударами в грудь. Хоть на войне у нее не все получалось, она упорно и терпеливо выполняла свои обязанности и достойно приняла смерть. Галина Четвертак — самая младшая из группы. Она сирота, выросла в детском доме.

На войну идёт ради «романтики», но быстро понимает, что это не место для слабых. Васков берёт её с собой в воспитательных целях, но Галя не выдерживает давления. Она паникует и пытается убежать от немцев, но те убивают девушку. Несмотря на трусость героини, старшина говорит остальным, что она погибла в перестрелке. Евгения Комелькова — молодая красивая девушка, дочь офицера. Немцы захватывают её деревню, она успевает спрятаться, но всю её семью расстреливают у неё на глазах.

На войне проявляет храбрость и героизм, Женя заслоняет собой сослуживцев. Сначала её ранят, а затем расстреливают в упор, ведь она отвела отряд на себя, желая спасти остальных. Маргарита Осянина — младший сержант и командир отделения зенитчиц. Серьёзная и рассудительная, была замужем и имеет сына. Однако муж погибает в первые дни войны, после чего Рита стала ненавидеть немцев тихо и безжалостно. Во время сражения её смертельно ранят, и она выстреливает себе в висок.

Но перед смертью просит Васькова позаботиться о сыне. Темы Героизм, чувство долга. Вчерашние школьницы, ещё совсем молодые девушки уходят на войну. Но делают они это не из-за нужды. Каждая приходит по своей воле и, как показала история, каждая вложила все свои силы, чтобы противостоять немецко-фашистским захватчикам. Женщина на войне.

В первую очередь в произведении Б. Васильева важен тот факт, что девушки находятся не в тылу. Они наравне с мужчинами воюют за честь своей родины. Каждая из них — это личность, у каждой были планы на жизнь, своя семья. Но жестокая судьба отнимает это всё. В устах главного героя звучит мысль о том, что война страшна тем, что, отнимая жизни женщин, она губит жизнь целого народа.

Подвиг маленького человека. Ни одна из девушек не была профессиональным бойцом. Это были обычные советские люди с разными характерами и судьбой.

Ведь их жертва особенно трогательная. Они еще сами не успели пожить, но уже вынуждены принимать тяжелые решения. Создав женские образы, автор смог более ярко показать результаты войны. Свой идейный посыл он вкладывает в раздумья сержанта о гибели одной из зенитчиц: «… могла нарожать Соня детишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…» Так Васильев показывает, что война разрушает не отдельные жизни, а прерывает целые роды. В повести очень яркая галерея образов. Главный мужской образ — старшина взвода Федот Евграфыч Васков.

Ему 32 года, но уже успел многое пережить: уход жены, потерю сына. Он изображен человеком с сильным характером. Но из-за малообразованности герой не умел красиво выражать свои чувства. Поэтому его часто считали грубым, хотя в душе он таил много прекрасного. В повести пять главных женских образов. Несмотря на объединяющую всех молодость и род занятия, все они очень разные по характеру. Рита Осянина показана нежной, но волевой женщиной. Ее главная отличительная черта — душевная красота. Пожалуй, эта героиня является самой бесстрашной, потому что она не просто женщина, а уже молодая мать. Женя Комелькова — одна из самых запоминающихся героинь.

В ее внешности еще проглядывалось детство — беспечное и прекрасное. Она была красивой, озорной, артистичной. Последнее помогло ей с блеском разыграть перед немцами сцену беспечного купания в воде. Но, на первый взгляд, беззаботная девушка имела много душевных ран. Женя совершила подвиг, пытаясь спасти других девушек. Но до конца она не могла поверить, что погибает, ведь это так глупо, когда тебе всего девятнадцать лет. Соня Гурвич — умная девушка с поэтической душой. Она была переводчицей в группе Васкова. Соня — представительница интеллигенции на войне. Лиза Бричкина — девушка, умеющая ждать, не теряющая надежды на лучшее.

Но именно ее удел оказался особенно страшным и глупым — она утонула в болоте. Галя Четвертак — самая молодая героиня. Она еще полна романтических грез, поэтому идет на войну, считая, что там станет героиней романа. Но суровая правда разбила ее мечты. История создания Как писал Б. Васильев, изначально за основу сюжета он хотел взять реальную историю, случившуюся в годы Великой Отечественной войны на одной железнодорожной станции. Группа из семи советских солдат вступила в бой с немецким диверсионным отрядом, который планировал взорвать железную дорогу. Победа была одержана слишком дорогой ценой: в живых остался лишь командир группы. Написав несколько страниц, Васильев понял, что эта история ничем не будет выделяться среди большого количества произведений, описывающих военные подвиги. Тогда он решил сделать главными героями пятерых девушек.

К настоящему времени произведение уже трижды экранизировалось 1972, 2005, 2008 гг. Тема В повести можно выделить несколько центральных тем, главной из которых, конечно, является военная. Автор стремился показать, какое разрушительное воздействие оказывает война на жизнь людей. Старшине Федоту Васкову всего лишь тридцать два года, но Великая Отечественная стала для него уже второй войной. Еще более страшно выглядят искалеченные судьбы пятерых зенитчиц. Галя Четвертак, Лиза Бричкина и Соня Гурвич, по сути, остаются наивными девочками, которые вынуждены взяться за оружие. Совершенно разных по характеру Риту Осянину и Женю Комелькову объединяет страстная жажда мести к захватчикам, которые лишили их самых близких людей. Эти героини успели насладиться коротким счастьем, но были лишены его самым безжалостным образом. Большое значение в повести имеет тема самоотверженного подвига. Главные герои — не какие-то исключительные люди, мечтающие красиво погибнуть ради Отечества.

Повесть вообще лишена какого-либо показного патриотизма. В начале произведения автор не случайно шутливо описывает сложности во взаимоотношениях Васкова с необычной командой. Девушки неизбежно вносят в суровую военную обстановку атмосферу нормальной жизни, не вписывающейся в строгие уставные законы. Подвигом можно считать уже сам факт появления на фронте женщин-зенитчиц. Выходя во главе со старшиной на поиски диверсантов, девушки даже не осознают, насколько велика угрожающая им опасность. С формальной точки зрения, геройски ведут себя лишь две девушки. Рита хладнокровно вступает в перестрелку с фашистами, спасает Васкова, а в финале получает смертельное ранение. Женя бесстрашно выходит в одиночку на берег с целью обмануть врага, в критический момент увлекает немцев за собой и погибает. Но эти достойные настоящего уважения поступки не затмевают подвигов остальных девушек. Лиза изо всех сил стремится предупредить командование и попадает в трясину.

Соня погибает, пытаясь вернуть старшине забытый кисет. Сложнее понять значение подвига Гали. Героизм Гали заключается в том, как настойчиво она добивалась назначения на фронт. Мечтательная девочка слишком поздно поняла, насколько реалии войны далеки от романтических представлений. Жизнеутверждающий смысл повести раскрывается в любовной теме. Несмотря на окружающий ужас, все герои произведения любят, а значит — остаются людьми. Боль и страдания Васкова удается смягчить сердобольной деревенской женщине — Марии Никифоровне. Над их случайным романом подшучивают зенитчицы. Девушки еще не понимают, что на войне нужно ценить каждый прожитый день, ведь смерть ходит совсем рядом.

Но также эта книга в некотором смысле заставляет задуматься о будущем,о настоящем. Безумно жаль героев,ведь они в общей сложности даже не прожили жизнь. Все из девчат мечтали о семье,о детях, о хорошем будущем. Мечтали о Родине,в которой они могут жить без страха,счастливо.

«А зори здесь тихие…» – о чем. Краткое изложение, характеристика, персонажи, биография автора

Он делит постель с хозяйкой квартиры просто из жизненной необходимости, просто потому, что так сложились обстоятельства, а он привык жить в гармонии с окружающим миром да и не противно ему это. Рита Осянина — человек долга. Настоящая комсомолка, потому что любит свою Родину. И замуж выходит за пограничника, потому что пограничник стоит на страже Родины. Наверное, Рита в большей степени вышла замуж за идею, хоть и по любви. Рита — это идеал, который воспитывали Партия и комсомол. Но Рита не ходячая идея. Это действительно идеал, потому что она еще и настоящая женщина: мать и жена.

А также хорошая подруга. Рита тоже из тех людей, на которых всегда можно положиться. Женя Комелькова, скорее , противоположность Риты в том, что касается женской сущности. Если Рита больше существо социальное, то Женя сугубо личностное. Такие, как Женя, никогда не делают так, как все, как большинство, а тем более так, как положено. Такие, как Женя, всегда нарушают законы. Они чувствуют, что у них есть такое право, потому что они особенные, они Красавицы.

Любой мужчина простит любой красавице любую вину. Но за внешней хрупкостью и хрустальностью жениной красоты скрывается очень сильная натура. Как известно, жизнь у красавиц нелегкая. Они встречаются с завистью, им постоянно приходится доказывать, что они чего-то стоят в этой жизни, жизнь-борьба закаляет их. Женя боец по жизни. Это позволяет Жене и на войне вести бой до последнего. Женя погибла как герой.

Будучи красавицей, она не требовала привилегий для себя. Лиза Бричкина не красавица, в отличие от Жени. Но Лизу сближает с Женей то, что она так же живет сердцем, нутром. Она не получила школьного образования из-за болезни матери как когда-то в свое время Васков из-за смерти отца , но она развила свою душу, размышляя о том, что окружало ее. Лиза страстно мечтала о любви и даже сама переступила законы женского поведения, но бог не дал ей совершить ошибку. И теперь на заставе Лиза встретила свой идеал в хмуром, неразговорчивом старшине Васкове. Лиза сломя голову бросилась исполнять поручение Васкова.

Несмотря на то, что оно было очень опасное, Лиза ни на минуту не задумалась об этом. Все, что угодно, она была готова исполнить для него и даже, если нужно, жизнью своей пожертвовать, лишь бы он сказал: «Молодец, боец Бричкина. Соня — человек еврейской культуры. Ее религия — это общемировая культура. Соня училась на переводчика с английского языка, чтобы быть еще ближе к мировым достижениям духовности или чтобы приближать их к родине. Соне свойственна сдержанность и аскетизм, но и под ее «бронированными» платьями, и под солдатской гимнастеркой билось трепетное и в то же время стоическое сердце. Галка Четвертак - слабый человек, держащийся возле сильных девушек, ее подружек.

Она еще не успела научиться такой же стойкости, как у них, но, наверное, очень хотела этого. Если бы мир не был нарушен войной, Галка могла бы стать актрисой, потому что всю жизнь примеряла на себя различные роли, может быть, она стала бы писательницей, потому что фантазия ее была безгранична. Идейно-тематический анализ. Тема повести — «женщина на войне». Выбор этой темы гуманистичен. Это очень важно — поднимать такую тему, рассматривать нюансы существования женщины в условиях войны. Идея повести в том, чтобы показать противоестественность такого факта как женщина на войне.

Природная задача женщины — рожать и растить детей. А на войне она должна убивать, идя против своей природной сущности. Кроме того, само явление войны убивает женщин, продолжательниц жизни на земле. А следовательно, убивает и жизнь на земле. Общеизвестен также такой факт, что именно после войны в нашей стране распространилось курение среди женщин, явление, уродующее женскую натуру. В повести есть внешний и внутренний конфликт. Внешний конфликт на поверхности: это борьба девушек-зенитчиц под командованием старшины Васкова с превосходящим по силе противником.

Это конфликт трагедийного звучания, потому что неопытные девчонки сталкиваются с заведомо непобедимым врагом: враг превосходит количественно и качественно. Врагом девушек являются обученные, физически крепкие, подготовленные мужчины. Внутренний конфликт — это столкновение нравственных сил. Злая, преступная воля политического деятеля, руководствующегося бредовыми безнравственными идеями, выступает против жизни на земле. Борьба этих сил. И победа добра над злом, но ценою невероятных усилий и потерь. Анализ художественных особенностей Из художественных особенностей, на которые можно обратить внимание , надо отметить использование слов и выражений разговорного стиля.

Ярче всего представлена эта особенность в речи Васкова. Его речь характеризует его как человека необразованного, деревенского. Вот он говорит: «ихние», «ежели что», «шебуршат», «девоньки», «аккурат» и др. Он формулирует свои мысли фразами, похожими на пословицы: «Мужикам война эта — как зайцу курево, а уж вам…», «Щебет военному человеку — штык в печенку»… А вот это совсем уж из народной речи : «Есть на что приятно поглядеть». Именно Васков со своей народной речью оформляет канву повествования. Он организует диалоги. И они всегда наполнены шутками, его личными афоризмами, официально-деловыми выражениями из устава, адаптированными к обстановке.

Он утешает в горести, дает мудрые наставления, направляет в нужное русло жизнь и деятельность отряда. Вот пример такого диалога.

Солдаты прибывают сюда, осматриваются, а потом начинают «пить да гулять». Васков упорно пишет рапорты, и, в конце концов, ему присылают взвод «непьющих» бойцов — девчат-зенитчиц. Поначалу девушки посмеиваются над Васковым, а он не знает, как ему с ними обходиться. Командует первым отделением взвода Рита Осянина. Муж Риты погиб на второй день войны.

Сына Альберта она отправила к родителям. Вскоре Рита попала в полковую зенитную школу. Со смертью мужа она научилась ненавидеть немцев «тихо и беспощадно» и была сурова с девушками из своего отделения. Немцы убивают подносчицу, вместо неё присылают Женю Комелькову, стройную рыжую красавицу. На глазах Жени год назад немцы расстреляли её близких. После их гибели Женя перешла фронт. Её подобрал, защитил «и не то чтобы воспользовался беззащитностью — прилепил к себе полковник Лужин».

Был он семейный, и военное начальство, прознав про это, полковника «в оборот взяло», а Женю направило «в хороший коллектив». Несмотря ни на что, Женя «общительная и озорная». Её судьба сразу «перечёркивает Ритину исключительность». Женя и Рита сходятся, и последняя «оттаивает». Когда речь заходит о переводе с передовой на разъезд, Рита воодушевляется и просит послать её отделение. Разъезд располагается неподалёку от города, где живут её мать и сын. По ночам тайком Рита бегает в город, носит своим продукты.

Однажды, возвращаясь на рассвете, Рита видит в лесу двоих немцев. Она будит Васкова. Тот получает распоряжение от начальства «поймать» немцев. Васков вычисляет, что маршрут немцев лежит на Кировскую железную дорогу. Старшина решает идти коротким путём через болота к Синюхиной гряде, тянущейся между двумя озёрами, по которой только и можно добраться до железной дороги, и ждать там немцев — они наверняка пойдут окружным путём. Лиза с Брянщины, она — дочь лесника. Пять лет ухаживала за смертельно больной матерью, не смогла из-за этого закончить школу.

Заезжий охотник, разбудивший в Лизе первую любовь, обещал помочь ей поступить в техникум. Но началась война, Лиза попала в зенитную часть. Лизе нравится старшина Васков. Соня Гурвич из Минска. Её отец был участковым врачом, у них была большая и дружная семья. Сама она проучилась год в Московском университете, знает немецкий. Сосед по лекциям, первая любовь Сони, с которым они провели всего один незабываемый вечер в парке культуры, ушёл добровольцем на фронт.

Галя Четвертак выросла в детском доме. Там её «настигла» первая любовь. После детского дома Галя попала в библиотечный техникум. Война застала её на третьем курсе. Путь к озеру Вопь лежит через болота. Васков ведёт девушек по хорошо известной ему тропке, по обе стороны которой — трясина. Бойцы благополучно добираются до озера и, затаившись на Синюхиной гряде, ждут немцев.

Те появляются на берегу озера только на следующее утро. Их оказывается не двое, а шестнадцать. Пока немцам остаётся около трёх часов ходу до Васкова и девушек, старшина посылает Лизу Бричкину обратно к разъезду — доложить об изменении обстановки. Но Лиза, переходя через болото, оступается и тонет. Об этом никто не знает, и все ждут подмоги. А до тех пор девушки решают ввести немцев в заблуждение. Они изображают лесорубов, громко кричат, Васков валит деревья.

Немцы отходят к Легонтову озеру, не решаясь идти по Синюхиной гряде, на которой, как они думают, кто-то валит лес. Васков с девушками перебирается на новое место. На прежнем месте он оставил свой кисет, и Соня Гурвич вызывается принести его. Торопясь, она натыкается на двоих немцев, которые убивают её. Васков с Женей убивают этих немцев. Соню хоронят. Вскоре бойцы видят остальных немцев, приближающихся к ним.

Спрятавшись за кустами и валунами, они стреляют первыми, немцы отходят, боясь невидимого противника. Женя и Рита обвиняют Галю в трусости, но Васков защищает её и берет с собой в разведку в «воспитательных целях». Но Васков не подозревает, какой след в душе Гали оставила Сонина смерть. Она напугана до ужаса и в самый ответственный момент выдаёт себя, и немцы убивают её.

Главным для писателя всегда было стремление вести разговор на нравственную тематику: о трусости и предательстве, о самопожертвовании и героизме, о порядочности и благородстве.

Повесть «А зори здесь тихие» привлекает необычностью сюжета: на жестокой, бесчеловечной войне, где и мужчине трудно с эмоциями совладать и физические лишения претерпеть, такими же солдатами войны становятся девушки, добровольно ушедшие на фронт. Им по 18-19-20 лет. Они имеют разное образование: некоторые из них учились в вузах, некоторые имеют лишь начальное образование. У них разный социальный статус: кто-то из интеллигентской семьи, кто-то из глухой деревни. У них разный жизненный опыт: кто-то уже и замужем побывал и мужа на войне потерял, а кто-то лишь жил мечтами о любви.

Их командир, наблюдающий за ними, старшина Васков, тактичный и чуткий, жалеет своих бойцов, понимает, как тяжело им дается армейская наука. Ему бесконечно жаль этих девчонок, выполнявших вместе с ним невыполнимую боевую задачу и погибших при столкновении с превосходящим по силе и мощи противником. Эти девчонки погибли на заре своих лет, в самом расцвете красоты и молодости. Центральными героями повести «А зори здесь тихие» являются пять девушек-зенитчиц и ста Васильев, пожалуй, впервые из русских писателей обратил особое внимание на эту проблему. Центральными героями повести «А зори здесь тихие» являются пять девушек-зенитчиц и старшина, 32-летний Федот Евграфович Васков.

Федот Васков — человек деревенский, с четырьмя классами образования. Однако он окончил полковую школу и уже 10 лет на военной службе, дослужился до старшины. Еще до Великой Отечественной войны он участвовал в военных кампаниях. С женой ему не повезло: попалась легкомысленная, гулящая да пьющая. Сына у Федота Евграфовича воспитывала мать, но не уберегла однажды: мальчик умер.

Федот Евграфович ранен жизнью и судьбой. Но не очерствился, не стал равнодушным, за все болеет душой. На первый взгляд, он дремучий увалень, не знающий ничего, кроме положений Устава. Пять девушек-зенитчиц как пять типажей женщин. Рита Осянина.

Жена кадрового офицера, вышедшая замуж по большой сознательной любви, настоящая офицерская жена. Она, в отличие от бывшей жены старшины Васкова, посвятила всю свою жизнь мужу и на фронт пошла, чтобы продолжать его дело защитника Отечества. Рита наверняка красивая девушка, но для нее главное в жизни — долг, каким бы он ни был. Рита — человек долга. Женя Комелькова.

Девушка божественной красоты. Такие девушки созданы для того, чтобы любоваться ими. Высокая, длинноногая, рыжеволосая, белокожая. Женя тоже пережила личную трагедию — на ее глазах фашисты расстреляли всю ее семью. Но Женя никому не показывает свою душевную рану.

Женя — девушка-украшение жизни, но она стала бойцом, мстителем. Соня Гурвич. Девушка из еврейской семьи, в которой ценилось образование. Соня тоже мечтала получить университетское образование. Жизнь Сони — это театр, библиотека, поэзия.

Соня — девушка духовная, но и ее война заставила стать бойцом. Лиза Бричкина. Девушка из глухой деревни может быть, самый полезный боец из всех пятерых, ведь не зря ей Васков дает самое трудное задание. Живя в лесу с отцом-егерем, Лиза обучилась многим премудростям жизни вне цивилизации. Лиза — девушка земная, народная.

Галя Четвертак. Подруга Жени и Риты. Природа не наделила ее хоть каким-то намеком на женскую красоту, не дала она ей и удачливости. Галя — девушка, у которой судьба, или Бог, или природа отняли красоту, интеллект, духовность, силу — в общем, почти все. Галя — девушка-воробышек.

Действие происходит в мае 1942 года. Можно сказать, идет 1-й год Великой Отечественной войны. Противник еще силен и в чем-то превосходит Красную Армию, в которой бойцами становятся даже юные девушки, заменяя погибших отцов и мужей. Где-то далеко по всему фронту идут ожесточенные бои, а здесь, в лесном глухом краю, не передний край обороны, но враг все же ощущается, и война здесь тоже обозначила свое присутствие, к примеру, налетами вражеской авиации. Место, в котором служат девушки-зенитчицы, не столь опасно, но неожиданно возникает чрезвычайная ситуация.

Характеристика персонажей. Старшина Васков — командир небольшой зенитной точки, находящейся в тылу, в задачу которой входит уничтожение вражеской авиации, совершающей налеты на нашу землю. Место, в котором он служит командиром, не является передним краем , но Васков прекрасно понимает, что его задача тоже важна, и он с честью относится к порученному делу. Он переживает за то, что в этом относительно спокойном месте солдаты теряют, так сказать, боевую форму, спиваются от безделья. Он получает выговоры за плохую воспитательную работу, но все равно пишет рапорты начальству и просит прислать непьющих бойцов.

Он и думать не думал, что, выполняя его просьбу прислать непьющих, ему пришлют целый отряд девушек. Трудно ему пришлось с его новыми бойцами, но старался найти с ними общий язык, хотя ему, застенчивому по части женского пола, привыкшему не лясы точить, а делом доказывать свою состоятельность, очень трудно с острыми на язык женщинами. Васков не пользуется у них авторитетом, служит, скорее, лишь объектом для насмешек. Девушки не разглядели в нем очень неординарную личность, настоящего героя. Он воплощение героя из народных сказок.

Он их тех солдат, которые и кашу из топора сварят, и «шилом бреются и дымом греются». Ни одна из девушек, может, кроме Лизы Бричкиной, в относительно мирных обстоятельствах не поняли сущности его героической натуры. А героизм его, конечно, не заключался в умении громко кричать «За мной! Он из тех «сущностных», редких, может, сейчас людей, на которых можно положиться в любой ситуации. Он настоящий мужик, которого враг не испугает, в каком бы количестве он перед ним не предстал.

Надежды на помощь теперь не было… Глава 12 С тяжелыми мыслями о том, что «проиграл он вчера всю свою войну» , но с надеждой, что живы Рита и Женька, Васков отправляется на поиски диверсантов. Набредает на заброшенную избу, оказавшуюся убежищем немцев. Наблюдает, как прячут они взрывчатку и уходят на разведку. Одного из оставшихся в ските врагов Васков убивает и забирает оружие. На берегу речки, где вчера «спектакль фрицам устраивали» , старшина и девушки встречаются — с радостью, как родные. Старшина говорит о том, что Галя и Лиза погибли смертью храбрых, и о том, что всем им предстоит принять последний, по всей видимости, бой. Глава 13 Немцы вышли на берег, и бой начался. Не отдавать немцу ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать». Казалось Федоту Васкову, что он последний сын своей Родины и последний ее защитник.

Отряд не давал немцам перейти на другой берег. Риту тяжело ранило в живот осколком гранаты. Отстреливаясь, Комелькова старалась увести за собой немцев. Веселая, улыбчивая и неунывающая Женька даже не сразу поняла, что ее ранили — ведь глупо и невозможно было погибнуть в девятнадцать лет! Она стреляла, пока были патроны и силы. Старшина делится с Осяниной своим впервые появившимся сомнением: стоило ли беречь канал и дорогу ценой гибели девочек, впереди у которых была вся жизнь? Но Рита считает, что «Родина не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал».

Васков направился навстречу врагам. Услышав слабый звук выстрела, вернулся. Рита застрелилась, не желая мучиться и быть обузой.

Выходные с книгой. "А зори здесь тихие..."

Мероприятие «А зори здесь тихие» проведенное в библиотеке – филиале №3 открыло цикл мероприятий посвященных 75 годовщине начала Великой Отечественной войны. По итогам исследования с участием более двух тысяч россиян, на первом месте оказался роман Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Всего через год повесть «А зори здесь тихие» была поставлена на сцене театра на Таганке и стала одной из самых известных постановок 1970-х годов. Борис Львович Васильев бесплатно на сайте. Произведение Бориса Васильева "А зори здесь тихие." о войне,но в первую очередь о безграничной женской самоотверженности.

А зори здесь тихие…. Борис Васильев 2020 слушать онлайн

Васильев больше был известен, как военный писатель, а между тем писать он хотел о современности — просто эта самая современность не хотела, чтобы он о ней писал. Его первая повесть «Иванов катер» пролежала в портфели А. Твардовского три года, фильм, снятый по этой повести, пролежал на полке двадцать лет. В последние годы интерес Бориса Васильева сместился во времена, о которых известно чрезвычайно мало, — к началу русской государственности. В написанных им исторических романах разворачивается история целой вереницы русских правителей: жестокий, безнравственный и честолюбивый Рюрик, мудрый и расчетливый Олег, несгибаемая и властная Ольга, неумный и слабодушный Игорь, отважный Святослав с его мечтой об идеальном княжестве. Более 30 повестей и романов, созданных Борисом Васильевым, навсегда останутся классикой русской литературы. О чем бы ни писал Борис Васильев, масштаб личности писателя, уровень его мышления и таланта придают каждой строке широкое общечеловеческое звучание, вызывая у читателей благодарный отклик и чувство гордости за возможность причислить себя к его современникам. Это писатель, который спешит рассказать о прошлом, чтобы ценили настоящее и усердно работали для будущего. Он говорил: «Время, Век делает Человек. И ошибок допустить нельзя! Ведь на кону — сУдьбы народа, страны, человечества».

Утонула Лиза Бричкина и вместе с ней надежда Васкова на подкрепление. Глава 8. Они находят место расположения врага. Рита приводит остальных девушек. Васков обнаруживает пропажу памятного кисета. Соня Гурвич бежит забрать дорогую сердцу старшины вещицу, несмотря на возражения командира. Вдалеке слышится слабый, как вздох крик. Старшина чувствует неладное и, взяв с собой Женю, отправляется на поиски Гурвич.

Страшной находкой для обоих становится убитая немцами Соня. Глава 9. Месть Васкова охватила ярость. Он напал на диверсантов, погубивших Соню. Немцев было двое. Одного старшина убил, а второй его чуть не зарезал. К счастью, вмешалась Женя. Это было первое убийство девушки.

Понимая, как тяжело ей приходится, Федот Евграфыч объяснил, что фашист — это не человек и даже не животное, так как он преступил все законы человеческие. Глава 10. Проверка боем После скромных похорон Сони, осиротевший отряд продолжил движение и вскоре встретился с немцами лоб в лоб. Девушки смело ринулись в бой и заставили фашистов отступить. Только Галочка Четвертак, испугавшись, бросила оружие и упала ниц на землю. После боя девушки хотели судить Галю, но старшина отменил собрание по этому поводу и объяснил поведение бойца простой неопытностью. Собравшись в разведку, Васков берёт Четвертак с собой. Глава 11.

Гибель Гали Четвертак Галя тихо шла вслед за старшиной. При виде мёртвой Сони девушка осознала реальность происходящей войны и теперь никак не могла прийти в себя. Разведчики обнаружили трупы добитых раненых немцев. Оставалось ещё 12 фашистов. Галя и Васков устроились в засаде. Федот решил отстреливать немцев по мере появления, но неожиданно им наперерез выскочила боец Четвертак и была убита автоматной очередью. Чтобы фашисты не нашли двух оставшихся девушек, старшина уводил их за собой в лес до самой ночи. Раненому в руку ему удалось укрыться на болоте.

Когда рассвело, Васков выбрался из укрытия и увидел шест с узелком одежды Лизы Бричкиной. Старшина понял, что девушка погибла, не добравшись до своих. Помощь ждать бессмысленно. Глава 12. Радостная встреча С тяжёлым сердцем, живой лишь надеждой, что Рита и Женя уцелели, отправляется Васков на поиски немецких диверсантов. Он натыкается на избушку, где обосновались фашисты, видит, как прячут взрывчатку. Большая часть фашистов уходит на разведку, одного из оставшихся Васков убивает и забирает его оружие. Добравшись до берега речки, где совсем недавно разыгрывал спектакль с девчонками, Васков встретил Риту и Женю.

Обливаясь слезами радости, обнимались они, не веря, что снова встретились на этом свете. Глава 13. Последний бой команды Васкова Появились немцы.

Выяснив, что немцы остановились на привал, старшина принимает решение поменять расположение группы и отправляет Осянину за девушками. Васков расстраивается, обнаружив, что забыл кисет. Увидев это, Соня Гурвич бежит забрать кисет.

Васков не успевает остановить девушку. Через некоторое время ему слышится «далекий, слабый, как вздох, голос, почти беззвучный крик». Догадываясь, что может означать этот звук, Федот Евграфыч зовет с собой Женю Комелькову и идет на прежнюю позицию. Вдвоем они находят убитую врагами Соню. Глава 9 Васков с яростью преследовал диверсантов, чтобы отомстить за смерть Сони. Незаметно подобравшись к идущим без опаски «фрицам», старшина убивает первого, на второго сил не хватает.

Женя спасает Васкова от гибели, убивая немца прикладом. Федот Евграфыч «печалью был полон, по самое горло полон» из-за гибели Сони. Но, понимая состояние Женьки, которая мучительно переносит совершенное ею убийство, объясняет, что враги сами нарушили человеческие законы и потому ей надо понять: «не люди это, не человеки, не звери даже — фашисты». Глава 10 Отряд похоронил Соню и двинулся дальше. Выглянув из-за очередного валуна, Васков увидел немцев — те шли прямо на них. Начав встречный бой, девушки с командиром заставили диверсантов отступить, только Галя Четвертак от страха отбросила винтовку и упала на землю.

После боя старшина отменил собрание, где девушки хотели судить Галю за трусость, он объяснил ее поведение неопытностью и растерянностью. Васков идет в разведку и в целях воспитания берет с собой Галю. Глава 11 Галя Четвертак шла вслед за Васковым. Она, всегда жившая в своем выдуманном мире, при виде убитой Сони была сломлена ужасом реальной войны. Разведчики увидели трупы: раненых добили свои же. Диверсантов оставалось 12.

Спрятавшись с Галей в засаде, Васков готов расстреливать идущих немцев. Вдруг наперерез врагам кинулась ничего не соображающая Галя Четвертак и была сражена автоматной очередью.

Муж Риты погиб на войне.

У нее есть маленький сын и больная мама. Когда Рита погибает, Васков берет сына Риты к себе и воспитывает его. Евгения Комелькова — рядовой боец.

Жене 19 лет. Она - дочь офицера. Вся семья Жени погибает на войне, но сама Женя спасается.

Женя — красивая высокая рыжеволосая девушка. Она — смелая, озорная и веселая девушка. При этом Женя — надежный и храбрый боец.

Женя героически погибает при перестрелке с немцами. Лиза Бричкина — рядовой боец, девушка из простой семьи. Ее отец — лесник.

Лиза с 14 лет ухаживает за больной мамой, которая умирает спустя 5 лет. Лиза сама ведет хозяйство и помогает отцу. Лиза собирается учиться в техникуме, но начинается война.

Вместо техникума Лиза вынуждена копать окопы. Лиза — трудолюбивая, терпеливая девушка. Лиза тонет в болоте, выполняя боевое задание.

Анализ повести «А зори здесь тихие» (Б. Васильев)

А вот потянуть время будет полезно. Ведь если команда Васкова сейчас уйдёт, немцы успеют добраться до пункта назначения и совершить диверсию. Федот Евграфыч отправляет Лизу Бричкину обратно на разъезд через болото для запроса подкрепления. Оставшиеся устраивают для фашистов инсценировку: палят костры, перекрикиваются и валят деревья. Таким образом, им удаётся заставить осторожных немцев пойти в обход короткого пути, чтобы не быть замеченными. Глава 7. Очень лично приняла она его приказ. Очень торопилась выполнить.

Летела, как на крыльях, и свернула с узкой тропки, оступилась в топь. Неслышно никому было её криков о помощи. Утонула Лиза Бричкина и вместе с ней надежда Васкова на подкрепление. Глава 8. Они находят место расположения врага. Рита приводит остальных девушек. Васков обнаруживает пропажу памятного кисета.

Соня Гурвич бежит забрать дорогую сердцу старшины вещицу, несмотря на возражения командира. Вдалеке слышится слабый, как вздох крик. Старшина чувствует неладное и, взяв с собой Женю, отправляется на поиски Гурвич. Страшной находкой для обоих становится убитая немцами Соня. Глава 9. Месть Васкова охватила ярость. Он напал на диверсантов, погубивших Соню.

Немцев было двое. Одного старшина убил, а второй его чуть не зарезал. К счастью, вмешалась Женя. Это было первое убийство девушки. Понимая, как тяжело ей приходится, Федот Евграфыч объяснил, что фашист — это не человек и даже не животное, так как он преступил все законы человеческие. Глава 10. Проверка боем После скромных похорон Сони, осиротевший отряд продолжил движение и вскоре встретился с немцами лоб в лоб.

Девушки смело ринулись в бой и заставили фашистов отступить. Только Галочка Четвертак, испугавшись, бросила оружие и упала ниц на землю. После боя девушки хотели судить Галю, но старшина отменил собрание по этому поводу и объяснил поведение бойца простой неопытностью. Собравшись в разведку, Васков берёт Четвертак с собой. Глава 11. Гибель Гали Четвертак Галя тихо шла вслед за старшиной. При виде мёртвой Сони девушка осознала реальность происходящей войны и теперь никак не могла прийти в себя.

Разведчики обнаружили трупы добитых раненых немцев. Оставалось ещё 12 фашистов. Галя и Васков устроились в засаде. Федот решил отстреливать немцев по мере появления, но неожиданно им наперерез выскочила боец Четвертак и была убита автоматной очередью. Чтобы фашисты не нашли двух оставшихся девушек, старшина уводил их за собой в лес до самой ночи. Раненому в руку ему удалось укрыться на болоте. Когда рассвело, Васков выбрался из укрытия и увидел шест с узелком одежды Лизы Бричкиной.

В эпилоге повести Васков и взрослый сын Риты возвращаются в места происходивших боев и устанавливают памятник на том месте, где погибла Рита. Слова «А зори здесь тихие… И чистые-чистые, как слезы» завершают повествование. Повествование идет от лица Васкова, это придает особую достоверность: мы слышим рассказ о происходящем из уст его участника. Читатель понимает чувства героя, проникается его ненавистью к врагу. На протяжении всей повести акцентируется антитеза войны и мирной жизни. Даже название говорит об этом. Несовместимость трогательных образов девушек, рожденных для любви и жизни, с жестокими картинами войны, подчеркивает бесчеловечность и несправедливость происходящего. Жанр «А зори здесь тихие» связан с тем, о чем произведение написано. Это «лейтенантская проза», направление, возникшее в 50 годы, когда в литературу пришли участники боев, стремившиеся рассказать о той войне, которую они видели и знали.

В повести на первом плане тема мужества и героизма, особенно значительно звучащая в образах девушек. То, что события разворачиваются на фоне прекрасной природы, усиливает мотив противоестественности войны, разрушающей жизни людей.

Федоту Евграфовичу этой весной исполнилось тридцать два, и стариком он себя считать не согласился.

Поразмыслив, он пришел к выводу, что все эти слова есть лишь меры, предпринятые хозяйкой для упрочения собственных позиций: она таки растопила лед комендантского сердца в одну из весенних ночей и теперь, естественно, стремилась укрепиться на завоеванных рубежах. Ночами зенитчицы азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам, а днем разводили бесконечные постирушки: вокруг пожарного сарая вечно сушились какие-то тряпочки. Подобные украшения старшина счел неуместными и кратко информировал об этом сержанта Кирьянову: — Демаскирует.

В нем сказано, что военнослужащим женского пола разрешается сушить белье на всех фронтах. Комендант промолчал: ну их, этих девок, к ляду! Только свяжись — хихикать будут до осени… Дни стояли теплые, безветренные, и комарья народилось такое количество, что без веточки и шагу не ступишь.

Но веточка это еще ничего, это еще вполне допустимо для военного человека, а вот то, что вскоре комендант начал на каждом углу хрипеть и кхекать, словно и вправду был стариком, — вот это было совсем уж никуда не годно. А началось все с того, что жарким майским днем завернул он за пакгауз и обмер: в глаза брызнуло таким неистово белым, таким тугим да еще и восьмикратно помноженным телом, что Васкова аж в жар кинуло: все первое отделение во главе с командиром младшим сержантом Осяниной загорало на казенном брезенте в чем мать родила. И хоть бы завизжали, что ли, для приличия, так нет же: уткнули носы в брезент, затаились, и Федоту Евграфычу пришлось пятиться, как мальчишке из чужого огорода.

Вот с того дня и стал он кашлять на каждом углу, будто коклюшный. А эту Осянину он еще раньше выделил: строга. Не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются.

Странная была Осянина, и поэтому Федот Евграфыч осторожно навел справочки через свою хозяйку, хоть и понимал, что той поручение это совсем не для радости. Промолчал старшина: бабе все равно не докажешь. Взял топор, пошел во двор: лучше нету для дум времени, как дрова колоть.

А дум много накопилось, и следовало их привести в соответствие. Ну прежде всего, конечно, — дисциплина. Ладно, не пьют бойцы, с жительницами не любезничают — это все так.

А внутри — беспорядок: «Люда, Вера, Катенька — в караул! Катя — разводящая». Разве ж это команда?

Девушки таили обиду на него за показное безразличие. А главный герой просто не знал, как выстроить доверительные отношения с новым составом. Спустя короткое время пребывания на новом пункте назначения, одна из девушек заметила двух человек, которые разговаривали на немецком языке. Было понятно, что это диверсанты. Сержант решает пойти на разведку вместе зенитчицами. В результате группа справилась с заданием, но живым вернулся только Васков. Идея Бориса Васильева ввести в повесть женщин оказалась замечательной, ведь о женщине на войне до этого момента было написано мало.

И хотя у «войны не женское лицо», автор показал мужество прекрасной половины человечества. До этого момента в литературе не было принято писать о женщинах, как о полноценной боевой единице. Изображение героизма девушек стало новаторским в военной литературе. А повесть Васильева стала популярной. Подтверждением этого стала неоднократная экранизация произведения. В 1972 году выходит фильм режиссёра Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие» по повести Бориса Васильева.

Борис Васильев - А зори здесь тихие… (сборник)

Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал». Васков направился навстречу врагам. Услышав слабый звук выстрела, вернулся. Рита застрелилась, не желая мучиться и быть обузой.

Похоронив Женю и Риту, почти обессилевший, Васков брел вперед, к заброшенному скиту. Ворвавшись к диверсантам, убил одного из них, четверых же взял в плен. В бреду ведет раненый Васков диверсантов к своим и, только поняв, что дошел, теряет сознание. Эпилог Из письма туриста оно написано много лет спустя после окончания войны , отдыхающего на тихих озерах, где «полное безмашинье и безлюдье» , мы узнаем, что приехавшие туда седой старик без руки и капитан-ракетчик Альберт Федотыч привезли мраморную плиту. Вместе с приезжими турист разыскивает могилу когда-то погибших здесь зенитчиц.

Он замечает, какие здесь тихие зори… И что в итоге? Васков — единственный из всего отряда выживает, потеряв руку. Рита — после ранения в живот осколком гранаты застрелилась, чтобы не мучиться и не быть обузой. Лиза Бричкина — погибает в болоте по дороге к заставе за подкреплением. Соня Гурвич — погибает во время слежки за немцами из-за собственной исполнительности.

Галя Четвертак — погибает в первом же бою, выбежав в панике к немцам. Женя Комелькова — погибает, героически защищая Риту и Васкова. Заключение Много лет трагическая судьба героинь не оставляет равнодушными читателей любого возраста, заставляя осознавать цену мирной жизни, величие и красоту истинного патриотизма. Пересказ «А зори здесь тихие» дает представление о сюжетной линии произведения, знакомит с его героями. Проникнуть же в суть, почувствовать прелесть лирического повествования и психологическую тонкость авторского рассказа возможно будет при чтении полного текста повести.

Тест по повести После прочтения краткого содержания обязательно попробуйте ответить на вопросы этого теста. В 1961.

Короткий путь Васков и его бойцы по известной лишь местным жителям тропке переходят болото и добираются до озера намного раньше немцев. Старшина и девушки устроились в засаде.

Командир просит девчат быть потише, звук разлетается в этих местах особенно далеко. Глава 5. Неприятная неожиданность Галя Четвертак, потерявшая в болоте сапог, простудилась. Ждать немцев пришлось до утра, а когда они, наконец, стали выходить из леса — старшина Васков впал в оцепенение.

Не двое оказалось немцев, а целых шестнадцать человек. Глава 6. Рискованный спектакль И Васков, и девчата под его командованием прекрасно понимают, что их силы не равны. Тягаться с таким количеством немцев просто бессмысленное самоубийство.

А вот потянуть время будет полезно. Ведь если команда Васкова сейчас уйдёт, немцы успеют добраться до пункта назначения и совершить диверсию. Федот Евграфыч отправляет Лизу Бричкину обратно на разъезд через болото для запроса подкрепления. Оставшиеся устраивают для фашистов инсценировку: палят костры, перекрикиваются и валят деревья.

Таким образом, им удаётся заставить осторожных немцев пойти в обход короткого пути, чтобы не быть замеченными. Глава 7. Очень лично приняла она его приказ. Очень торопилась выполнить.

Летела, как на крыльях, и свернула с узкой тропки, оступилась в топь. Неслышно никому было её криков о помощи. Утонула Лиза Бричкина и вместе с ней надежда Васкова на подкрепление. Глава 8.

Они находят место расположения врага. Рита приводит остальных девушек. Васков обнаруживает пропажу памятного кисета. Соня Гурвич бежит забрать дорогую сердцу старшины вещицу, несмотря на возражения командира.

Вдалеке слышится слабый, как вздох крик. Старшина чувствует неладное и, взяв с собой Женю, отправляется на поиски Гурвич. Страшной находкой для обоих становится убитая немцами Соня. Глава 9.

Месть Васкова охватила ярость. Он напал на диверсантов, погубивших Соню. Немцев было двое. Одного старшина убил, а второй его чуть не зарезал.

К счастью, вмешалась Женя. Это было первое убийство девушки. Понимая, как тяжело ей приходится, Федот Евграфыч объяснил, что фашист — это не человек и даже не животное, так как он преступил все законы человеческие. Глава 10.

Проверка боем После скромных похорон Сони, осиротевший отряд продолжил движение и вскоре встретился с немцами лоб в лоб. Девушки смело ринулись в бой и заставили фашистов отступить. Только Галочка Четвертак, испугавшись, бросила оружие и упала ниц на землю. После боя девушки хотели судить Галю, но старшина отменил собрание по этому поводу и объяснил поведение бойца простой неопытностью.

Собравшись в разведку, Васков берёт Четвертак с собой.

И сегодня Васильева читают, Васильева любят, его слову доверяют. Далеко не всем авторам ХХI века дано создать нечто подобное по силе, искренности, проникновенности, как книги Бориса Васильева о военных и предвоенных годах, об этических вопросах любви, чувства долга и естественном ходе бытия.

Апрельский подкаст посвящён повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие... В 2024 году исполняется 55 лет со дня первой публикации этого произведения.

В спецфонде библиотеки данная книга представлена форматом LKF. И пока один расчёт ведёт, как дальше поступить, другой об этой минуте заботится: всё видит и всё замечает... Пять совсем юных девушек-зенитчиц с разными судьбами и характерами под руководством старшины, осознавая, что идут на верную гибель, вступают в неравный бой с отрядом немецких диверсантов.

«А зори здесь тихие…»: какая история была в реальной жизни

Повесть «А зори здесь тихие» написал Борис Васильев в 1969 году. Борис Васильев, автор повести «А зори здесь тихие» и режиссер Станислав Ростоцкий — сами фронтовики. Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» основана на реальных событиях и является одним из самых проникновенных и трагических произведений о Великой Отечественной войне. Борис Васильев, автор повести «А зори здесь тихие» и режиссер Станислав Ростоцкий — сами фронтовики. Читать онлайн «А зори здесь тихие» Автор Борис Васильев. Книгу «А зори здесь тихие», автор которой — Борис Васильев, вы можете почитать на сайте или в приложении для iOS или Android.

Роман «А зори здесь тихие…» стал для россиян самой важной книгой о Великой Отечественной войне

Читайте краткое изложение повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», подробный разбор данного произведения, его стилистических особенностей и характеристик, основные сведения об авторе. Успех пришел к автору в 1969 году после публикации в журнале «Юность» повести «А зори здесь тихие». «А зори здесь тихие» — произведение, написанное Борисом Васильевым, повествующее о судьбах пяти девушек-зенитчиц и их командира во время Великой Отечественной войны. На всю страну он стал известен после выхода повести «А зори здесь тихие». Повесть Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие» основана на реальных событиях и является одним из самых проникновенных и трагических произведений о Великой Отечественной войне.

А зори здесь тихие… (сборник)

описание и краткое содержание, автор Борис Васильев, читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Читать бесплатно книгу А зори здесь тихие. Романы и повести (Васильев Б. Л.) и другие произведения в разделе Каталог. Повесть «А зори здесь тихие» (1969) посвящена великому, но не попавшему в сводки военных событий подвигу пятерых юных девушек-зенитчиц, под руководством старшины Васкова в мае 1942 года вступивших в неравный бой с отрядом немецких диверсантов. Одна из главных героинь повести Бориса Львовича Васильева "А зори здесь тихие ". Читать бесплатно книгу А зори здесь тихие. Романы и повести (Васильев Б. Л.) и другие произведения в разделе Каталог.

"Весна, которой не было", или история одной книги

Книгу «А зори здесь тихие», автор которой — Борис Васильев, вы можете почитать на сайте или в приложении для iOS или Android. А зори здесь тихие [Кинофильм]: по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»: 2 серии / [сцен. «Женский след» в предыстории создания картины «А зори здесь тихие» был и у ее режиссера-фронтовика Станислава Ростоцкого, посвятившего фильм медсестре Анне Бекетовой, благодаря которой он после ранения остался жить. А зори здесь тихие автор Борис Васильев читает Алена Сидорова. Название повести «А зори здесь тихие» появилось уже после того, как работа над книгой была окончена.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий