Выясняем, действительно ли это полезно для здоровья, от каких продуктов не стоит отказываться и как найти разумную альтернативу. Пост — то есть полное или частичное воздержание от употребления определенных продуктов или пищи вообще известен издревле и существует во всех религиях. В качестве потенциально перспективного способа улучшения состояния здоровья и продолжительности жизни пост является предметом многочисленных научных исследований. Как Великий пост влияет на организм, вредно или полезно соблюдать пост, последствия поста для здоровья, кому нельзя соблюдать пост, советы нутрициолога.
Как поститься без вреда для здоровья
Пост: польза или вред | Чтобы облегчить течение поста, я бы советовал брать отпуск не летом, а именно в Рамадан, таким образом, ничто не будет отвлекать от соблюдения поста. |
Чтобы пост стал исцелением | Строгое соблюдение постов никоим образом не может повредить здоровью человека, и это подтверждается многовековым опытом миллионов верующих. |
Что говорят врачи о соблюдении поста | Чем полезен пост и постное питание для нашего здоровья? |
Великий пост убивает слабых и глупых. Врачи-реаниматологи объяснили, как не стать его жертвой
Пост. Средство обновления души | Чем полезен пост для организма? Ученые обнаружили, что циклы длительного голодания защищают от истощения иммунной системы и способствуют регенерации организма. |
Наука сохранять здоровье. Гастроэнтеролог – о пользе православных постов | АиФ Челябинск | Пост подразумевает отказ от продуктов животного происхождения: мяса, рыбы, яиц, масла, молока и пр. Все эти продукты заменяются растительной пищей, которая богата клетчаткой, витаминами, полезным растительным белком. |
Полезен ли пост для здоровья? Отвечает диетолог | Врач Абакумов дал полезные советы, как остановить старение кожи. |
Для чего нужен пост? Всё о православном посте
Пост должен сопровождаться уединением и молчанием, размышлением о своей жизни и судом над самим собой. Пост по христианской традиции начинается взаимным прощением обид. Пост со злобой в сердце похож на пост скорпиона, который может оставаться без пищи дольше всех существ на земле, но при этом вырабатывает смертельный яд. Пост должен сопровождаться милостью и помощью бедным. Пост должен быть соединен с молитвой. Молитва — обращенность души к Богу, мистическая беседа творения со своим Создателем.
Пост и молитва — два крыла, поднимающие душу к небу. Иоанн Златоуст: «И воздержание от пищи принято для того, чтобы ослабить силу плоти и этого коня сделать нам покорным. Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистая пожелания, представлением того неусыпающего огня и нелицеприятного суда, быть выше денежных расчетов, в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего. Вот это истинный пост, как и Исаия говорит от лица Божия: «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
Какой же, скажи? И когда это сделаешь, говорит, «тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет» ст. Видишь, возлюбленный, в чем состоит истинный пост. Такой-то пост будем совершать, не полагая его, подобно многим, в том только, чтобы пробыть без пищи до вечера. Не это главное, но то, чтобы с воздержанием от брашен соединили беседы на книгу Бытия мы и воздержание от вредного для души и показали великое попечение о совершении духовных дел.
Постящемуся надлежит быть спокойным, тихим, кротким, смиренным, презирающим славу настоящей жизни. Как презрел он душу свою, так должен презреть и суетную славу, и взирать только на Того, Кто испытует сердца и утробы, с великим усердием творить молитвы и исповедания пред Богом, и, сколько возможно, помогать себе милостынею. Эта, эта именно добродетель особенно может изгладить наши грехи и исхитить нас из геенского огня, если мы будем исполнять ее щедро, а не на показ людям. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Иоанн Кронштадтский: Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков?
Если хочешь быть с Богом, если хочешь быть вечно благополучным, то ты должен согласиться, что тебе надобно попоститься душой своею, собрать свой ум, помышления исправить, мысли очистить, вместо рубища дел неправедных украсить себя драгоценной одеждой добрых дел. Телесный пост установлен для того, чтобы легче было поститься душе. Или считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают или осуждают ближнего, например, знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте. О лицемерие, лицемерие! О непонимание духа Христа, духа веры христианской!
Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш? Не внутренние ли скляницы и блюда надо очистить, чтобы внешнее было чисто? Не в помощь ли внутренней добродетели дается наружный пост? Зачем же мы извращаем божественный порядок? Феофан Затворник: Пост — не есть досыта, а немножко голодною себя оставлять, чтоб ни мысль, ни сердце не были отягчены.
Макарий Оптинский: Вот уже и преддверие святого поста! Приближился и почти наступил пост; как же мы будем поститься? Чувственного поста от брашен не можем сохранить так, как сохраняли оный отцы наши и учители; но хоть бы и сохранили оный, то что воспользует без поста духовного, о котором Церковь нам воспоминает: "постимся постом духовным, благоприятным Господеви" и прочее стихира Триоди. Итак, надобно стараться, воспоминая свои грехи: во-первых, иметь сердце сокрушенно и смиренно Пс. Желаю вам подвигом добрым подвизаться, "поститься духовно и телесно, постом приятным, богоугодным Господеви": затворяйте двери келлии от людей, дверь языка от глаголания и дверь сердца от лукавых духов.
Воздерживаясь от брашен, должны воздерживаться и от страстей. В прибавлении правил на пост я с вами не согласуюсь, при слабом вашем здоровье, да и потому, что вы печетесь о выполнении только количества, а о качестве не имеете попечения; в оскудении обоих смирение да заменит оные. А при оных когда нет благоухания смирения, то нимало не воспользуется ими человек , но тщеславием и мнением еще и вред приимет. Игнатий Брянчанинов : "Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней. Чудное совокупление поста с молитвою!
Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост — бесплоден, если на нем не создана молитва. Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога. Кто, не обработав земли, засевает ее: тот погубляет зерна, и вместо пшеницы пожинает терние. Так и мы, если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти: то вместо правды плодопринесем грех. Молитва будет уничтожаться и расхищаться различными суетными и порочными помышлениями и мечтаниями, оскверняться ощущениями сладострастными.
Плоть наша произошла от земли, и, если не возделать ее подобно земле, никогда не может принести плода правды. Напротив, если кто обработает землю с великим тщанием и издержками, но оставит ее незасеянною: то она густо покрывается плевелами. Так, когда тело будет истончено постом, а душа не возделается молитвою, чтением, смиренномудрием: тогда пост делается родителем многочисленных плевелов — душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презрения. Растительная пища есть наилучшая для подвижника. Она наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть...
Иоанн Кассиан Римлянин: "… один телесный пост не может быть достаточным для совершенства сердца и чистоты тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Ибо и душа имеет свою вредную пишу, насытившись которой, и без обилия телесной пищи впадет в сладострастие. Злословие есть пища ее и притом приятная; гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая: на час насыщает душу несчастной пищей, а вместе с тем поражает и смертоносным вкусом. Зависть есть пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками и непрестанно мучит ее, бедную, благополучием чужого успеха. Тщеславие есть пища ее, которая приятным вкусом на время услаждает, а после делает душу пустой, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, лишенной всех духовных плодов: не только губит заслуги необычайных трудов, но еще навлекает большое наказание.
Всякая похоть и блуждание непостоянного сердца есть корм души, питающий ее вредными соками, а после оставляет ее не причастной небесного хлеба. Итак, воздерживаясь при посте от этих страстей, сколько у нас есть сил, мы будем иметь полезный пост телесный. Труды плоти, соединенные с сокрушением духа, составят приятнейшую жертву Богу и достойную обитель святости в сокровенности чистого, благоукрашенного духа. Но если, постясь телесно, мы будет опутаны гибельными пороками души, то изнурение плоти не доставит нам никакой пользы, при осквернении драгоценнейшей части души , которая бывает жилищем Св. Ибо не столько тленная плоть, сколько чистое сердце бывает храмом Божиим и жилищем Св.
Следовательно, постясь по внешнему человеку, нужно воздерживаться от вредной пищи и по внутреннему человеку, которого святой апостол особенно убеждает предстать чистым Богу, чтобы удостоиться принять в себя гостя — Христа Еф 3, 16, 17 ". Авва Дорофей: Мы не в пище только должны соблюдать меру, но и удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от унижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно поститься и глазами, т. Так же и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Святитель Василий Великий: При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов.
Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла. Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней: Принцип поста великолепно объяснял святитель Иоанн Златоуст: подсчитай, сколько денег у тебя уходит на скоромный стол. Подсчитай, во сколько тебе будет обходиться постная трапеза без мяса и молока. И разницу отдавай нищим.
Если же с началом поста начинаются кулинарные изыски, а в итоге еда становится более дорогой и вкусной - то это извращение самой сути поста. Митрополит Филарет Вознесенский : Конечно, пост не есть только воздержание от телесной пищи. Церковь в дни поста поет: "постящиеся телесне, постимся и духовне... Дадим алчущим хлеб и нищия, безкровныя введем в домы... Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления"...
Так, для христианина пост - время воздержания и самовоспитания во всех отношениях. И потому-то надлежащий христианский пост дает верующим такое нравственное удовлетворение. Великий учитель светлого христианского аскетизма, Епископ Феофан Затворник, говорит о посте следующее: "Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни"... Игумен Никон Воробьёв : В наступившие дни святого поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения.
Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. Аще бы восхотел ecи жертвы — дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу — дух сокрушен. Почему искушения во время поста усиливаются Христиане знают, что во время поста всегда усиливаются искушения. Это происходит по нескольким причинам, о которых пишут богодухновенные святые отцы: 1 подвиг поста, очищая нас, выявляет все немощи нашей души, наши грехи и страсти, что должно стать для нас поводом не к отчаянию, а к борьбе с грехом, 2 духи зла ополчаются на христиан за делание, совершаемое ради Христа и спасения, за оставление их путей, - и пост, привлекающий к нам Божию благодать, показывает нам их злобу и коварство.
Иоанн Кронштадтский: "Если бывает радость на небесах об одном грешнике кающемся Лк. И как много содействуют этой их радости священники, тщательно, отечески исповедующие своих духовных чад! Но, с другой стороны, для бесов нет печальнее времени, как время поста, потому-то они с особенной силой свирепеют во время поста и с особенной лютостью нападают на священников, содействующих искреннему раскаянию во грехах людей Божиих, и с особенной силой стужают в храме и на дому благочестивым христианам, ревнующим о молитве, посте и покаянии. Kто из благочестивых священников и мирян не знает бесовской ярости, на них устремляемой во время самого совершения Таинства Покаяния? Время Четыредесятницы — время борьбы, подвигов против врагов невидимых, против всяких грехов и страстей, обладающих нами.
Таково оно должно быть по смыслу Церкви. Четыредесятница установлена по подражанию нашему Спасителю, давшему нам во всем образ и пример, а Он во время поста был искушаем от диавола и победил его Словом Божиим. Kто истинно постится, тот неизбежно должен терпеть скорбь плоти, упорную борьбу с нею духа и в довершение всего — козни диавола, действующего на нашу душу через разные помыслы, наводящие великую печаль, особенно тем, которые еще не тверды и несовершенны в христианской жизни". На этот вопрос святые отцы отвечают однозначно: христианин, верный сын Церкви Христовой, должен соблюдать посты, помня, что всё в Церкви устанавливается Самим Богом ради нашего спасения. Соблюдение поста христианином — не добродетель, но долг послушания Богу.
А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Макарий Оптинский: «Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно. Он Церковь Свою облек такою властию, что ежели кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь Мф. То токмо одно покаяние может примирить нас с преступлением сим; а когда с презрением делается, то уже я и не могу ничего сказать. Это не есть добродетель, но долг.
За добродетель бывает награда, а за неисполнение долга наказание». Однажды одна дама в разговоре со святителем Феофаном Затворником сообщила ему, что она не то в среду, не то в пятницу в пути выпила стакан молока. Святитель ей ответил: «Матушка, ты не стакан молока выпила, а пощечину Матери-Церкви дала! А кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Вот оно куда пошло дело-то, а ты говоришь — пустяки, неважная вещь!
Феофан Затворник: "Где же это нашли такой устав о посте? Где говорится о посте духовном, там не помянуто, что о телесном нечего хлопотать, можно и без него обойтись, и напоминается только, чтоб не ограничиваться постом телесным одним. Великий пост и Успенский значительны, но из этого нельзя заключить, что прочие посты можно превращать в не посты. Надо быть исправными в церковном уставе вполне, без оговорок. Бедный пост!
Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все, по милости Божией, стоит. Да и как иначе-то? Подпора крепка! Господь постился, апостолы постились, и притом — не мало, но, как говорит о себе апостол Павел, «в пощениих многащи», и все святые Божии держали строгий пост, так что, если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста.
Так и следует. Нарушением поста потерян рай — подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Св. Церковь сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное?
А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же... Да и все, хотящие спастися, покоряются... Посмотрите вокруг.
Мало-мальски у кого западет забота о душе — сейчас начинает поститься и, чем сильнее у него забота, тем строже он постится. Отчего бы это? Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение. Уж где чрево пишет законы, там бог — чрево. Кому бог — чрево, тот враг Креста Христова.
Кто враг Креста, тот враг Христа, Спасителя нашего и Бога". Иоанн Кронштадтский: "Kто отвергает посты, тот забывает, от чего произошло грехопадение первых людей от невоздержания и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне постясь сорок дней и ночей , тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще через невоздержание, как это было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, — ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел. Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, по и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков?
А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое также несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Kак не хотеть! Там по верному и непреложному Слову Божию живут во веки веков праведность и мир и радость во Святом Духе Рим. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия 1 Kор. Говорят: не важное дело есть скоромное в посте, не в пище пост; не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, в маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, дорогой экипаж, лихих коней, собирать и копить деньги и прочее; но из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь?
Не из-за чревоугодия ли, не из-за драгоценных ли одежд, как евангельский богач, не из-за театров ли и маскарадов? Из-за чего мы делаемся жестокосердыми к бедным и даже к своим родственникам? Не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и прочему? Возможно ли работать Богу и маммоне, быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и Велиару? Из-за чего Адам и Ева потеряли рай, впали в грех и смерть?
Присмотритесь хорошенько, из-за чего мы не радим о спасении души своей, столь дорого стоившей Сыну Божию, из-за чего прилагаем грехи ко грехам, впадаем непрестанно в противление Богу, в жизнь суетную, не из-за пристрастия ли к земным вещам, и в особенности к сластям земным? Из-за чего грубеет наше сердце? Из-за чего мы делаемся плотью, а не духом, извращая свою нравственную природу, не из-за пристрастия ли к пище, питью и прочим земным благам? Kак же после этого говорить, что есть скоромное в посте не важно? Это самое, что мы так говорим, есть гордость, суемудрие, непослушание, непокорность Богу и удаление от Него".
Амвросий Оптинский: О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих: почему не могли изгнать беса от человека, Господь отвечал: «за неверствие ваше» Мф. Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Марка, когда спросили Господа: «почто ученицы Иоанновы и фарисейстии постятся, а Твои ученицы не постятся; Он отвечал: еда могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститися; приидут же дние, егда отимется от них жених, и тогда постятся в тыя дни» Мк. Отнят же Жених от сынов брачных в среду и пяток, т.
Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом. Иоанн Златоуст: «Так как Христос все делал и терпел для нашего научения, то и теперь попускает Он отвести Себя в пустыню и поставить в борьбу с дьяволом… Отсюда познай, сколь великое благо и сколь сильное оружие против дьявола - пост; познай и научись, что, омывшись водами крещения, не должно предаваться удовольствиям, пьянству и обильным яствам, но наблюдать пост. Потому-то и сам Христос постился, - не потому, что Ему нужен был пост, но для нашего научения. Служение чреву было виной грехов, бывших до крещения. Поэтому, как врач, излечив больного, запрещает ему делать то, от чего произошла болезнь, так и здесь Христос после крещения установил пост.
И Адама изгнало из рая чревоугодие; оно же во времена Ноя было причиной потопа; оно же и на содомлян низвело огонь. Рассуждение в деле поста Святые отцы учат, что нужно, обязательно соблюдая пост, держаться среднего, умеренного, царского пути, не уклоняясь ни налево, в самовольные послабления, ни направо, в неумеренные подвиги, из которых вместо пользы возникают самомнение, высокоумие, гордость, прельщение нерассудительного и несмиренного подвижника. Пост должен соответствовать и физическим силам христианина, не подрывать здоровье, а разумным ограничением способствовать победе над плотскими и душевными страстями и укреплению смиренного воззрения на себя. Амвросий Оптинский: "Описываешь, как прежде в подобном случае пост тебе помог, и просишь благословить тебе взяться опять за то же, если брань не отойдет. А у тебя пост соединен с высокоумием и преслушанием: какая же может быть от того польза?
При слабом твоем здоровье безрассудные и самочинные подвиги могут только до конца расстроить тебя и сделать ни к чему не потребною, а от брани можешь получить облегчение только смиренным покаянием и смиренным призыванием помощи Божией, при послушании и умеренном воздержании. Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте: лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны, — излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию. Готовясь к причастию, должна употреблять кроме болезни пищу без масла; накануне причастия, после повечерия, ничего не вкушается.
В другие дни, после всенощной, здоровые и крепкие также не должны ничего вкушать, а слабые и немощные да соображаются с своею немощью: если могут, пусть потерпят, а если не могут, пусть вкушают мало и смиряются за это и за немощных и неисправных себя считают". Макарий Оптинский:... Спрашиваете: как проводить сей святой пост в отношении пищи? Если согласно с Типиконом, то находите, что для N. На сие вам скажу: постановление Церкви всем равно, и в употреблении пищи все обязаны исполнять, и я не смею противоречить уставу.
Но надобно иметь рассуждение, которое святые отцы называют "око некое души и светильник". Сие учит человека оставлять безмерие и путем царским шествовать... Если принять и в настоящем деле рассуждение, то найдете, что посвятившим себя на удаление от мира удобнее понести такое постановление. Они ничем внешним не заняты и не обязаны житейскими, а паче еще должностными и важными делами, то хотя и изнемогут и пребывают через то в бездействии, ответа не дадут за опущение. А которые обязаны, да еще важными делами и не терпящими опущения, то надобно сделать и телу снисхождение укреплением пиши в сей пост; я разумею не о рыбе, а о елее, с которым изготовленная пища более укрепляет телесный состав, нежели сухоядение.
Дело другое, когда говеете, т. В самых же правилах апостольских и отеческих сказано: "кроме немощи"; и не есть ли это немощь, когда тело изнеможет от поста и неспособно будет к исполнению важных обязанностей? О времени же к употреблению пищи также должны сообразоваться с силою и крепостию тела. Иоанн Кассиан Римлянин: «Касательно образа поста не может удобно соблюдаться одинаковое правило; поелику не у всех тел одинакова крепость, и соблюдается пост силою не одной души, как прочие добродетели. И потому, поелику он состоит не в одном мужестве духа, а соразмеряется и силою тела, то … различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа.
Ибо не только качество пищи, но и количество расслабляет душу, возжигая в ней, как и в утучненной плоти, вредоносный, греховный огонь». Феофан Затворник: «Закон постничества такой — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила». Диадох: «Об изгнании излишнего воздержания, чтоб тело оставалось крепким для подвигов духовных. Как множеством яств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то беспечным и неподвижным: так и будучи измождено чрезмерным воздержанием делает созерцательную часть души унылою и несловолюбивою м. Подобает убо образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немоществует, послаблять ему несколько.
Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтоб хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа». Игнатий Брянчанинов : "Неумеренный пост, то есть продолжительное излишнее воздержание в пище, не одобряется святыми отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости. Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его". Иоанн Златоуст говорит для тех, кто не может воздерживаться от пищи так строго, как это предписано Уставом Великого поста: "Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствиями чрева.
Если ты не можешь поститься, то, по крайней мере, можешь не роскошествовать, а это не маловажно и не далеко от пощения и может укротить неистовство диавола. Ибо ничто так не любезно демону, как роскошь и пьянство — источники и мать всех зол. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей.
А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то, сами не ведая того, причиним себе величайший вред. Если и при посте оказывается у нас недостаток выше сказанных добрых дел, то тем более покажем мы нерадения о них , когда не будем пользоваться врачевством поста". Феофан Затворник: "С постом! Помоги вам, Господи, провесть его душеспасительно. Не слишком налегайте.
Сил недостанет послушание исполнять и правило совершать. Все в меру. На внутреннее больше обращайте внимание и построже разбирайте все, там бывающее, при свете слова Божия с отеческими указаниями. Малая кривость там большою угрожает бедою. Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост.
Он отметил, некоторые постящиеся могут ощущать головную боль, тошноту или головокружение. Все это может произойти, если человек ведет малоподвижный образ жизни, не восполняет водный баланс или потребляет тяжелую пищу. Второй этап поста начинается после 10 дней. В это время организм начинает адаптироваться к дневному голоданию и переключается с глюкозы на запасы жировой ткани. Поскольку все запасы углеводы у человека в этот период уже исчерпаны, организм потребляет больше жировой ткани и начинает теряет жировые запасы», - рассказал врач. К третьему этапу в организме начинается детоксикация. То есть через кишечник, печень, почки и кожа начинает выводить шлаки и токсины.
В этот период ваш толстый кишечник, печень, почки и кожа проходят через процесс детоксикации. Память и концентрация могут улучшиться, и у вас может появиться больше энергии", — объясняет Маруф. Такое случается, когда тело начинает действительно серьёзно голодать и поэтому берётся за "поедание" мыщц. Это происходит во время длительного и регулярного голодания в течение многих дней и недель", — продолжает он. Это уберегает от потери мышечной массы", — указывает врач. Получается, пост полезен для здоровья? Доктор Маруф считает, что да, однако лишь при одном условии.
Чем полезно разнообразить стол? Питание это не только энергия, калории, как раз калорий достаточно и в куске сахара, и потребность в калориях мы перекрываем, нехватки в них мы не испытываем.
Но есть нехватка других элементов — например, клетчатка, хорошие масла, белки. Тушеные, печеные овощи, свежие фрукты. Всегда можно найти разумный подход, найти качественные и недорогие продукты. Еще раз подчеркну, что не нужно зацикливаться на чисто диетической стороне поста. Пост — это другой статус, другая литургия, другие молитвы, весь церковный устав меняется. Витамины и БАДы во время поста «Даже приходя в аптеку, мы должны понимать, что пришли не только в медицинское, но и коммерческое учреждение». Стоит ли это делать? Это могут быть самые разные вещи — от полезных и жизненно необходимых до вредных, поэтому здесь нужен разумный подход. Я бы осторожно относился к тем продавцам, которые уж очень давят на психику, когда слишком много эмоций, слов в описании чудо-продукта.
Эмоций много, а информации мало. Нередко пишут в аннотации: биодобавка сделана по древнейшему рецепту старцев или древних монахов, скажем. Опять же много слов, но ничего конкретного. Потом надо смотреть на цену. Здоровая пища часто бывает и недорогой. Можно почитать, посоветоваться со специалистами, но не с теми, которые это продают, потому что они всегда будут хвалить свой товар. Даже приходя в аптеку, мы должны понимать, что пришли не только в медицинское, но и коммерческое учреждение. Ко мне однажды пришел человек с просьбой разобраться в биодобавке. Стало интересно, и я изучил все документы, описание.
Что выяснилось? То был экстракт из обычных фиников, но в красивой баночке. Конечно, там были написаны разные хорошие слова, например, «будете по столовой ложке принимать пищевую добавку и получать пользу для организма». В общем, там была написана чистая правда, только хитрость скрывалась в ценах. Я спрашиваю знакомого: «А если купишь вместо красивых баночек килограмм фиников, разница будет? Есть некоторые элементы, которые нам нужны, например, йод. Мы живем далеко от моря и у нас нехватка йода и селена. О первом знают почти все, а про селен — намного меньше. Эти микроэлементы нужны для нормального функционирования организма.
Их норма потребления исчисляется миллионными долями грамма, то есть это маленькие количества, хотя без них организм будет работать неправильно. Здесь выходом может быть простая морская соль. Некоторые продают бады и пишут: у нас замечательная клетчатка и описывается ее свойства. Действительно, нам, жителям мегаполисов, не хватает клетчатки. Она нужна для работы кишечника. Но есть же дешевые отруби, которые стоят на полках в любом супермаркете. Ржаные, пшеничные, смешанные, с добавлениями орехов, зелени … И стоят всего несколько десятков рублей. Можно съесть полстакана этих отрубей, а можно купить в виде БАДа, то есть в красивой упаковке с красивым брендом, названием в несколько раз иногда в десятки дороже. Так же предлагают омега кислоты.
А чем не устраивает льняное масло только не забудьте, что его нельзя разогревать. Или обычное подсолнечное масло? И как любое лекарство витамины имеют свои свойства — показания и противопоказания. Любой диетолог подтвердит, что естественные витамины лучше искусственных. Витамины, которые человек получает в результате сбалансированного питания лучше, чем поливитамины, хотя бывают случаи, когда это нужно.
Постимся на здоровье. Чем полезна постная пища и какие у нее преимущества?
Необходимые для хорошего настроения аминокислоты можно получить при употреблении арахиса, бананов, фиников, блюд из чечевицы, гречки и бурого риса. Сладкое пост не запрещает — главное, чтобы оно было постным. Лакомьтесь на здоровье сухофруктами, мёдом и вареньем — кстати, они послужат дополнительным источником витаминов и микроэлементов. Также помогут избежать дефицита полезных веществ поливитаминные комплексы. Не забывайте пить достаточное количество воды: не менее полутора-двух литров в день. Ограничения в рационе не подразумевают питание одним и тем же: пища, хоть и постная, должна быть разнообразной и вкусной.
Невкусная еда никакой пользы не принесёт. Облегчит соблюдение поста дробное питание. Организм, привыкший к богатым энергией продуктам животного происхождения, первое время может испытывать голод, который лучше утолять, разделив стандартные порции на несколько маленьких и употребляя их через примерно одинаковые промежутки времени. Огромное значение имеет грамотный выход из поста. На Пасху недопустимо объедаться: ферментов после полутора месяцев употребления постной пищи в организме мало и избыток животных белков и жиров, может не просто перечеркнуть всё то благо, которое принесло пищевое воздержание, но и стать причиной проблем с желудочно-кишечным трактом.
Повышаем оздоровительный эффект поста Для того, чтобы эффект от постного питания был максимальным и долговременным, можно дополнить его физическими упражнениями, посещением плавательного бассейна или тренажерного зала. Движение ускоряет циркуляцию крови, стимулирует обмен веществ и очищение организма.
Повышаем оздоровительный эффект поста Для того, чтобы эффект от постного питания был максимальным и долговременным, можно дополнить его физическими упражнениями, посещением плавательного бассейна или тренажерного зала. Движение ускоряет циркуляцию крови, стимулирует обмен веществ и очищение организма. Если нет времени на регулярное посещение спортзала, нужно больше гулять, устраивать небольшие походы, выбираться за город. В день человек должен хотя бы час активно двигаться — неважно, на спортивных тренажерах или на прогулке в парке. Особенно важно движение для людей, которые ведут малоподвижный образ жизни, чья работа связана с длительным сидением за столом. Также во время поста важно провести курс глубокого очищения организма энтеросорбентом. Благодаря пищевым ограничениям и усилению физической активности, организм начинает расщеплять собственные жировые депо, в которых, так уж устроен человек вместе с жиром «законсервированы» шлаки и токсины, постепенно поступавшие вместе с вредной пищей и годами накапливавшиеся в организме. Как только жир начинает активно сгорать, они выходят в кровь и отравляют организм.
Проявляется такое отравление дискомфортом, который сопровождает любую диету, и питание во время поста в том числе. Предотвратит такую ситуацию современный сорбент Энтеросгель. Он тщательно и без вреда для организма соберёт и выведет естественным путём выделившиеся в просвет кишечника токсины, делая соблюдение поста более комфортным и эффективным. Вовремя проведенный курс энтеросорбента сделает очищающее действие поста максимальным. И помните: пост — это не время ограничений и страданий, а период очищения, освобождения от отжившего и старого.
У постящегося повышается чувствительность к инсулину Во время поста в Рамадан чувствительность к инсулину повышается, и это весьма важная особенность. Повещенная чувствительность клеток к инсулину приводит к более лучшему регулированию уровня сахара в крови после принятия пищи , что снижает нагрузку на поджелудочную железу. Пост способствует понижению высокого кровяного давления Если у постящегося было высокое кровяное давление, оно в подавляющем большинстве случаев приходит в норму. Кровяное давление в голодающем организме снижается, при правильной диете в промежутках между постами.
В Рамадан пищеварительная система отдыхает При правильном соблюдении поста в Рамадан , когда человек не переедает во время разговения, пищеварительная система получает столь необходимый отдых. Это своеобразный тайм-аут после годовой напряжённой работы, дающий возможность восстановится желудочно-кишечному тракту. Пост в Рамадан — снижает вес В организме постящегося активизируются процессы, которые приводят к быстрой потере веса за счёт уменьшения запасов жиров в организме. В то же время пост не является лучшим средством похудения.
Мясо любого вида и птица запрещены. Запрещены также молочные продукты и яйца, молочный ирис и шоколад. Рыбу есть можно, но в определенные дни поста. Она станет ценным источником животного белка. В список также входят любые овощи, фрукты и ягоды, грибы, продукты пчеловодства. Разрешены приправы, специи и травы, можно добавлять в еду сахар, в небольших количествах допускаются шоколад без добавления молочных компонентов, сушеные ягоды, козинаки, мармелад.
Особенное внимание необходимо уделять достаточному количеству продуктов, богатых белком - бобовых, круп и орехов. Любителям молока и напитков с молоком стоит рассмотреть варианты с растительными аналогами - кокосовым, миндальным, овсяным молоком. Они не только вкусны, но и питательны. Весь этот набор продуктов дают возможность составить замечательный здоровый рацион на весь Великий пост. Животные жиры можно заменить полезными растительными маслами - источником полиненасыщенных жирных кислот. Не ограничивайте себя привычными подсолнечным и оливковым маслом, попробуйте менее распространенное, но вкусное и полезное масло из ядер грецких орехов, из виноградных косточек, тыквенное или кукурузное масло. Если вы придерживаетесь традиционных правил поста с запретом растительного масла в определенные дни, сделайте заправку для салата из авокадо, измельченной зелени и соевого соуса. Источниками белка также станут грибы и бобовые горох, чечевица, нут, фасоль, соя.
Что такое Великий пост?
- Почему Рамазан считается благословенным?
- Дни 3-7: избегайте обезвоживания
- С чего нужно начать Великий пост
- Что такое пост и для чего он необходим
- «Это не диета»: зачем нужен пост и как ставропольцам его выдержать
Полезен ли пост для организма?
Сбалансированное питание в пост — советы врача | В дни Великого поста церковь призывает больше молиться, посещать храм, не ссориться с окружающими. |
Что происходит с организмом, когда вы соблюдаете пост: объясняет диетолог | DOCTORPITER | Кроме улучшения здоровья, религиозный пост оказывает влияние на душевное состояние человека. |
Рамазан. Польза поста с научной точки зрения
Великий пост: зачем он нужен С чего нужно начать Великий пост Что можно и что нельзя: варианты воздержания Не вреден ли пост для здоровья Пост телесный и пост душевный Молитвы во время Великого поста Как понять, правильно ли ты постишься. Вегетарианская диета, будучи сбалансированной, полезна для здоровья, но при этом она должна быть именно сбалансированной! Великий пост: зачем он нужен С чего нужно начать Великий пост Что можно и что нельзя: варианты воздержания Не вреден ли пост для здоровья Пост телесный и пост душевный Молитвы во время Великого поста Как понять, правильно ли ты постишься. Пост очень полезен для здоровья человека, является хорошей защитой от многих болезней. Пост укрепляет иммунную систему, предотвращает ожирение, защищает организм от опасности скопления ядов в его тканях и клетках, облегчает работу органов пищеварения. Кроме улучшения здоровья, религиозный пост оказывает влияние на душевное состояние человека.
Профессор Татьяна Хоробрых: «Усладость уберите!»
Если рассматривать пост применительно только к телу, то я скажу так: он, как и всё на этой планете, может быть и полезен, и вреден. В пост необязательно полностью лишать себя удовольствия полакомиться сладким. Однако, как уже было сказано выше, пост полезен не только для верующих. То, что после поста многие люди чувствовали себя лучше или даже исцелялись, приписывалось снизошедшей на них «божьей благодати» и отпущению грехов.
Постимся на здоровье. Чем полезна постная пища и какие у нее преимущества?
Полезен ли пост для здоровья, как правильно питаться в пост, чтобы не навредить организму, узнайте из советов диетолога. – последние новости Гомеля и Гомельской области. МОСКВА, 19 июн — РИА Новости, Никита Бизин. У православных с понедельника начинается Петров пост. Строгое соблюдение постов никоим образом не может повредить здоровью человека, и это подтверждается многовековым опытом миллионов верующих. Чем пост полезен. Можно сказать, что пост полезен, но есть категории людей, кому он противопоказан. Следует взвешивать свои силы и учитывать свое состояние здоровья. Но в миру пост воспринимается прежде всего как способ улучшить состояние здоровья. МОСКВА, 19 июн — РИА Новости, Никита Бизин. У православных с понедельника начинается Петров пост.
Как поститься без вреда для здоровья
Истинный пост представляет собой единение поста духовного и поста телесного. В дни поста церковным уставом запрещается скоромная пища — это все виды мясных, молочных продуктов и яиц, и только в некоторые дни поста разрешается рыба. Пост и здоровье сердца. Наиболее важное преимущество поста заключается в том, что голодание также полезно для здоровья сердца, то есть у человека улучшается работа сердечно-сосудистой системы. Но в миру пост воспринимается прежде всего как способ улучшить состояние здоровья. Чем полезен пост для организма? Ученые обнаружили, что циклы длительного голодания защищают от истощения иммунной системы и способствуют регенерации организма. «Относительно поста, когда нет здоровья, – говорит святитель Феофан Затворник, – терпение болезни и благодушие во время ее, заменяют пост. Возможно, кто-то думает, что пост может навредить здоровью, на самом же деле пост только укрепляет здоровье, ведь во время голодания очищается организм, выводятся шлаки, активизируется работа мозга.