Занятие было посвящено подготовки к Великому Посту! Как соблюсти пост без вреда для здоровья, в эфире Общественной службы новостей разбирались гости программы «Стоит задуматься». Великий пост в 2024 году начинается 18 марта – 4 мая. Календарь питания по дням: что можно и нельзя есть в дни Великого Поста и какие традиции нужно соблюдать. Врач дал советы по подготовке к Великому посту. Подготовку к Великому посту Церковь начинает заранее, за три седмицы.
Нужно ли благословение перед Великим постом и как часто причащаться: священник ответил на вопросы
Воскресенье о мытаре и фарисее Следующее воскресенье у нас посвящено мытарю и фарисею. С этого дня начинается пение Постной Триоди. На Утрени , после чтения 50-го псалма читаются особые покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери…», которые поются и во все последующие Недели до пятой Недели Святой Четыредесятницы включительно. Следующая седмица поэтому называется «сплошной», так как во все её дни, включая среду и пятницу, по уставу разрешается вкушать скоромную пищу Типикон Гл. В притче дня Лк. Фактически молитва фарисея сводится к тому, что он праведный. Итак, перечислив свои достоинства и заслуги, фарисей ни о чем Бога не просит. Мытарь же, напротив, просит. Он ничем не может похвалиться перед Богом и людьми. Униженно стоя в отдалении, он, в отличие от фарисея, «и не смел даже поднять глаз на небо», раскаивался в своих грехах и просил у Бога прощения ср. И вот Иисус Христос выносит суждение.
И суждение таково: мытарь «пошел оправданным в дом свой», а фарисей - нет. Ведь фарисей и не просил об оправдании. Он уже сам себя оправдал! Зачем ему еще оправдание от Бога? Он вообще ни о чем не просил. Итак, Бог благоволит к кающемуся грешнику, Он дарует ему свою милость и прощение. Евангелист Лука добавляет к рассказу божественный принцип: гордый будет унижен, а смиренный возвышен ср. Лк 14:11; 1:52. Потому что всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает себя, возвысится ср. Бог услышал молитву сборщика податей, признающего свои греховность и недостоинство и отверг молитву праведного фарисея за его самоуверенность и презрение к другим людям.
Несомненно, слушатели Христа были в шоке. Как жить дальше?! Также в этот день стоит сказать и об Апостольском чтении 2 Тим. Фарисеи ставили внешнее благополучие как признак благословения Божия за их благочестие ср. Павел как бы отвечает, что именно гонения и притеснения являются нормальным состоянием учеников Христовых, ибо таковых есть Царствие Божие Мф. Также здесь следует подчеркнуть, что Апостол Павел говорит ап. Тимофею, чтобы тот не только изучал Писания, но являть миру свою святость на примере своей жизни. По этой причине данные слова помещены на обратной стороне восьмиконечного иерейского креста 1 Тим. Хотя фарисеи и имели внешний успех у народа, за ними шли тысячи и тысячи, но они были слепыми вождями слепых Мф 15:14. Воскресенье о блудном сыне Далее у нас Неделя воскресенье о блудном сыне Лк.
На утрени к обычным полиелейным псалмам добавляется ещё псалом 136-й «На реках вавилонских…» с « аллилуиею красною» этот псалом, кроме Недели о блудном сыне, поется также в Неделю о Страшном Суде и Неделю Сыропустную. В течение следующей за нею Мясопустной седмицы ещё разрешается употреблять мясные продукты, кроме среды и пятницы. Замечательная притча о блудном сыне сообщена нам только евангелистом Лукой. Кажется, она известна всем. В трогательной истории рассказывается о любви Бога к потерянным, заблудшим и отчаявшимся людям. Речь идет не о самодовольных и гордых, а об униженных и отчаявшихся. Мы видим, что прощающая любовь отца то есть Бога предшествует исповеданию сыном своей вины. Прощение не требует никаких предваряющих слов и действий со стороны сына, но ждет только одного - возвращения, то есть покаяния. Напомню, что само слово «покаяние» в Библии Ветхого Завета означает «обращение, возвращение». И слова притчи толкуют обращение сына как воскресение из мертвых: «был мертв и ожил».
Иначе говоря, Бог ждет грешника, идет а здесь даже «бежит» ему навстречу, чтобы дать ему жизнь.
Дело в том, что ранее крещение традиционно проходило на Пасху, и те, кому предстояло пройти таинство крещения, готовились к этому событию как раз те самые 40 дней. Остальные христиане старались причаститься во время «Четыредесятницы». Великий пост является самым строгим и продолжительным по времени для христиан, не зря, видимо, он так и называется — «Великий». Соблюдавшие его таким образом готовятся к покаянию и встрече Пасхи. Верующие во время поста ограничивают себя в пище и развлечениях — для освобождения духовных сил Фото: 1MI Как правильно подготовиться к нему За четыре недели до начала Великого поста христианин должен духовно подготовиться к его основному смыслу — покаянию. Каждая из предшествующих Великому посту недель воскресений и седмиц имеет собственное название: Неделя о Закхее.
В это время христиан по примеру Закхея призывают проявить свободное волеизъявление, чтобы приблизиться к Богу. Неделя о мытаре и фарисее. Верующих также призывают к размышлениям о покаянии. Во все дни мирянам позволено есть всё, в том числе мясо, яйца, сыр и рыбу, а монахам всё, кроме мяса. Подготовка к Великому посту начинается за четыре седмицы недели до его начала Фото: 1MI Неделя о блудном сыне. Церковь сравнивает всех без исключения христиан с блудным сыном по причине греховных поступков каждого.
В нашем Типиконе описанная выше историческая причина кратко выражена в следующих словах: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси». Неделя о блудном сыне Появилась по тем же причинам, что и Неделя о мытаре и фарисее — как закрепление рядового чтения из Евангелия от Луки по причине его соответствия идее приготовления к Великому посту. Неделя о блудном сыне была добавлена в IX веке; некоторые сохранившиеся древнейшие Триоди начинаются с Недели о блудном сыне; точно так же Устав Великой церкви IX в. Это означает, что на ранней стадии эта Неделя еще не имела своего привычного современного названия. Недели мясопустная и сыропустная Появляются уже в VI веке; в это время в предпоследнее воскресенье пред постом заканчивали есть мясную пищу, а, соответственно, последнее воскресенье было днем заговения на молочную пищу. В древней иерусалимской традиции в VII веке эти два дня уже имели особые чтения на литургии, о чем мы узнаем из сохранившегося грузинского перевода Иерусалимского Лекционария. Правда, те иерусалимские чтения отличались от нынешних, ибо современные чтения возникли позднее в рамках константинопольской традиции. Неделя 1-я Великого поста — Торжество Православия В современной службе Недели 1-й Великого поста следует различать основную и второстепенную памяти. Основным празднованием является воспоминание Церковью восстановления иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. В 842 году умер последний император-иконоборец Феофил и в этом же году был смещен с константинопольской кафедры Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик. Иконоборчество к этому времени уже изжило себя, да и принявшая власть по смерти Феофила его жена императрица Феодора еще при жизни мужа была сторонницей почитания икон. При ее поддержке началась подготовка к торжественному восстановлению иконопочитания, которая заняла около года; после того как в начале 843 года был избран Патриархом святитель Мефодий, в Константинополе впервые был совершен чин Торжества Православия. По стечению обстоятельств это произошло 11 марта 843 года, как раз в 1-е воскресенье Великого поста то есть изначально не было стремления приурочить торжественное восстановление иконопочитания именно к 1-й Неделе поста. Однако этот прецедент положил основание той многовековой традиции, которая сохраняется и в настоящее время: праздновать именно в Неделю 1-ю Великого поста победу над иконоборчеством, с которой впоследствии была соединена идея торжества Церкви над всеми ересями вообще, потому этот день назван Торжество Православия. Вскоре после 843 года была составлена нынешняя служба Недели Православия; в песнопениях службы основной акцент сделан на богословии иконопочитания. В частности, говорится о том, что именно Воплощение Христа является основой почитания Образа кондак , что, целуя икону, мы воздаем честь тому, кто изображен на ней «честь бо образа, якоже глаголет Василий, на первообразное преходит», см. Лишь на заключительном этапе развития Триоди память о торжестве иконопочитания была расширена к прославлению торжества Церкви над всеми лжеучениями. Так, во 2-й стихире на стиховне малой вечерни упоминаются ересиархи прежних времен: «Ариева нечистая упразднися прелесть, Македониа, Петра, Севира же и Пирра: и светит Свет трисолнечный». Второстепенной памятью Недели 1-й поста в нынешнем Уставе является память всех святых пророков. До середины IX века как минимум в Константинополе именно память пророков совершали в 1-й воскресный день Великого поста. В современной службе только пророкам посвящены следующие молитвословия: 1-я и 2-я стихиры на «Господи, воззвах…» великой вечерни, «славник» на литии, литургийные чтения и канон на повечерии в Неделю вечером.. Совершение Торжества Православия в Неделю 1-ю поста не сразу вытеснило более древнюю память пророков. Решающее влияние в утверждении праздника Торжества Православия оказал Студийский Устав, во всех редакциях которого данная память уже присутствует. И эта связь закономерна: как Студийский монастырь был оплотом иконопочитания в период гонений императоров-иконоборцев, так он же способствовал распространению и возвышению праздника в честь восстановления почитания икон. Интересными памятниками-свидетелями «переходного» периода в богослужении Недели 1-й поста являются студийские Типиконы. В Студийско-Алексиевском Типиконе указаны обе памяти — пророков и «о иконах правоверия» причем память пророков указана первой! Это значит, что некоторое время обе памяти совершались вместе в 1-ю Неделю поста, однако постепенно память пророков уходит в тень, а Торжество Православния занимает господствующее положение. Впрочем, до XIV века память пророков продолжает отмечаться в Типиконах и присутствует в службе Недели 1-й Великого поста; в частности, она указана даже прежде Православия в одной из рукописей Иерусалимского Устава середины XIV века. Наверное, только с XVI века служба Недели 1-й поста приобретает свой современный вид: песнопения Торжества Православия доминируют и почти совершенно вытесняют молитвословия в честь пророков от этой древней памяти остаются только некоторые отмеченные нами песнопения, которые почти незаметны в службе , да и саму память пророков в Типиконе и Триоди перестают обозначать в надписании Недели. Его особое значение в истории церкви связано с тем, что в споре с Варлаамом Калабрийским он отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Память святого в Неделю 2-ю поста в Греции была установлена в 1376 году Патриархом Филофеем. Причина соединения прославления святителя Григория со 2-й Неделей Великого поста очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия чин которой к тому времени уже сформировался. Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени — учением Варлаама Калабрийского. Кроме этого, богословы находят в прославлении святителя Григория во 2-ю Неделю поста еще и нравственно-аскетический аспект. Конечная цель любого аскетического делания в том числе и настоящего поста , да и христианской жизни в целом — единение с Богом, встреча с Ним, возможность видеть Его славу своими телесными очами.
Однако тем, кто планирует держать пост, стоит помнить об опасности таких резких ограничений в питании. Российские ученые скептически относятся к теории раздельного питания «Ограничения питания во время поста — это, в первую очередь, исключение продуктов питания животного происхождения: мяса, птицы, субпродуктов, животных жиров, молочных продуктов, яиц. Рыбу можно есть в определенные дни, а по поводу морепродуктов нет единого мнения, но и четкого запрета на их употребление нет. Плюс во время поста присутствуют дни сыроедения и голодания», — уточнил он. Как отметил врач, человеческий организм привыкает к одному и тому же типу питания, а любые отхождения от него становятся стрессом для желудочно-кишечного тракта. Перед Великим постом предстоят три подготовительные недели, последняя из которых — Масленичная сырная.
Нужно ли благословение перед Великим постом и как часто причащаться: священник ответил на вопросы
Великий пост приурочен к Светлой Христовой Пасхе, переходящему Празднику, дата которого выпадает на период с 4 апреля по 9 мая, каждый год по-разному. Он рассказывает, что в церкви подготовка к Великому посту началась за три недели до его начала. Великий пост начинается за 7 недель до Пасхи и длится 48 дней. Как нужно вести себя в Великий пост? Сегодня у православных христиан начался Великий пост — время подготовки к главному церковному празднику, Пасхе.
10 правил Великого поста
4 недели и 3 седмицы: с 25 февраля у православных христиан начинается подготовка к Великому посту | В 2024 году Великий пост начнется 18 марта, а закончится в субботу, 4 мая. |
В подготовке к Великому Посту | В этот день подготовка к посту должна быть полностью завершена. |
Россиянам дали советы по подготовке к Великому посту : Псковская Лента Новостей / ПЛН | Подготовка к Великому посту начинается за три недели до него. |
Истинная свобода: как подготовиться к Великому посту | Пролог подготовки к Великому посту — Неделя о мытаре Закхее. |
Великий пост и Пасха 2023: когда начинаются, главные традиции и правила питания - | Подготовка к Великому посту. «Перед началом Великого поста, в Прощеное воскресенье, надо попросить у всех прощения, примириться с окружающими. |
У православных верующих начинается Великий пост
18 марта начинается "светлый мрак ортодоксов" — Великий пост, и снова у многих появились вопросы, что можно и чего нельзя делать в это время. Великий пост установлен в память о сорока днях, которые Христос провел в пустыне. В дни Великого поста Божественная литургия совершается не каждый день, поэтому мы служим Литургию Преждеосвященных Святых Даров, то есть причащаем людей Святыми Дарами, освященными в ходе совершенных ранее воскресной или субботней Литургий. Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая. Подготовка к Великому посту является древним установлением Церкви.
У православных верующих начался Великий пост
Россиянам объяснили, как подготовиться к Великому посту 662 Великий пост в 2024 году идет с 18 марта по 4 мая, если считать вместе со Страстной седмицей неделей. Как пишет РИА Новости, в этот период согласно уставу нужно отказаться — за исключением некоторых дней — от продуктов животного происхождения: мяса, яиц, молочных продуктов, рыбы, а также алкоголя. В храмах во время поста читают особые молитвы, реже совершается литургия, меняется облачение духовенства.
Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приготовительные Недели поет на воскресных утренях, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50-го псалма, пред каноном умилительные стихиры тропари «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя. Богородице», «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу». Сближая 70-дневный период Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением псалма 136 «На реках вавилонских». В основу первой стихиры — «Покаяния отверзи ми двери» — положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни — «На спасения стези» — лежит притча о блудном сыне. В основе третьей — «Множество содеянных мною лютых» — предсказание Спасителя о Страшном суде. В Неделю о блудном сыне евангельской притчей Лк. Никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия.
Душе, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога, Божия благодать исходит во сретение, лобызает ее, украшает и торжествует примирение с ней, какой бы она ни была греховной прежде, до своего раскаяния. Церковь наставляет, что полнота и радость жизни заключаются в благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит источником духовных бедствий. Показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь раскрывает всю силу его: при истинном смирении и раскаянии возможно прощение грехов. Потому ни один грешник не должен отчаиваться в благодатной помощи Отца Небесного. Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как о нем читается на литургии Евангелие Мф. В субботу мясопустную, которая называется также вселенской родительской субботой, Церковь совершает поминовение «от века мертвых всех верою поживших благочестие и усопших благочестно, или в пустынех, или во градех, или в мори, или на земли, или на всяком месте… от Адама даже и до днесь, послужившыя Богу чисто, отцы и братию нашу, други вкупе и сродники, всякаго человека, в житии послужившаго верно, и к Богу преставльшагося многовидно и многообразно».
В некоторых славянских языках — польском, болгарском, словацком, чешском и украинском — название дня, в который не делают дел, «неделя», сохраняется до сих пор. Приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже в IV веке знаменитые проповедники святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. Приготовляя верующих к святой Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих воинов на брань.
Так и Господь ждет возвращения каждого из нас. Следующая притча — о Страшном суде — говорила нам о том, каким должен быть человек: что он должен делать, чего искать в жизни, за что его будут судить и что с него спрашивать. В этой притче не говорится о том, что нас будут судить за съеденный кусочек колбаски или что-то подобное. Там утверждается, что основным мерилом является наше отношение к другим людям. Если мы проявляем милосердие, заботу, сострадание, если помогаем тем, кто нуждается в нашей помощи, то Господь принимает наши действия по отношению к ближним как сделанные по отношению к самому себе. Соответственно, наше немилосердие, злобу, жестокость и подобное по отношению к ближним он также относит на свой счет. И наконец, подготовительный период к посту заканчивается воспоминанием Адамова изгнания. Это название неделя получила не по евангельской притче, а по богослужебным текстам — стихирам, помещенным в Постной Триоди на эту неделю. Там есть очень красивое, богословски глубокое песнопение «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше... В Евангелии этого дня говорится и о том, как надо проводить пост, и о том, как его проводить не надо. Господь напоминает, что не надо ходить унылым, как это делают лицемеры. Не надо всем показывать, что ты постишься, как тебе из-за этого тяжко и как ты страдаешь. А напротив, надо быть веселым, радостным, улыбчивым, чтобы явиться постящимся не людям, которые будут тебя за это хвалить, а Отцу своему, втайне: «И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» Мф. Можно сказать, что вся земная жизнь человека — это дорога домой, в потерянное царство Отца. Мы рождаемся в состоянии отделенности от Бога, начинаем путь возвращения к нему в таинстве Крещения и продолжаем его всю жизнь. А Великий пост — эта та десятина жизни, когда мы особо стараемся подвизаться на этом пути. Вся жизнь должна быть подвигом возвращения в отчий дом, преодоления своих греховных хотений.
Подготовка к Великому посту: когда начинается, что делать?
Категорически запрещено держать пост беременным и кормящим женщинам, а также военным на службе. Кроме этого, не стоит отказываться от запрещенных продуктов, если вас позвали на праздник, выразил уверенность священнослужитель. Если ты откажешься, ты соблюдешь заповедь о посте, но нарушишь заповедь о любви. Федор Бородин протоиерей С тем, что подход к посту должен быть рассудительным, согласны и врачи. Во время его соблюдения нужно постараться не только не навредить здоровью, но и извлечь из этого пользу. Ограничения в еде должны создать определенное эмоциональное состояние, которое позволит человеку пройти путь аскезы, освободившись от пристрастий и мыслей негативного характера. Но вместе с духовным очищением человек во время поста очищает и свой организм. Но в ситуации пресыщения ими в обычной современной жизни, особенно при наличии большого количества рафинированных продуктов: колбасных изделий, сыров и всего, что делает наша пищевая промышленность, человек будет поддерживать естественную детоксикацию организма, помогая выводить накопленные метаболические шлаки, токсины, снижать массу тела, регулировать процесс выведения отработанных метаболитов», — рассказала «360» диетолог. Freepik Пост может стать одной из возможностей оздоровить свой организм, заверила Королева. Такое питание включает в себя большое количества зерновых, в которых много важных для человека растительной клетчатки и минеральных комплексов.
Это прекрасный субстрат для поддержания кишечной флоры, всех представителей микрофлоры кишечника. Конечно, это овощи, фрукты: растительная клетчатка и все необходимые витамины и минеральные вещества в их составе работают на поддержание перистальтики кишечника, снижения массы тела при отсутствии жиров животного происхождения. Маргарита Королева диетолог Но тем не менее человеку нужен и белок. Его можно получать из бобовых и зерновых продуктов, а также из орехов.
Послабление в рационе делается для трех дней — Благовещения 7 апреля , Лазаревой субботы 8 апреля и Вербного воскресенья 9 апреля. Так, в Благовещение и Вербное воскресенье разрешено добавить в рацион рыбу, а в Лазареву субботу — рыбную икру. Соблюдение поста носит рекомендательный характер. Во время поста верующие стараются уделять свободное время молитве и посещению храмов. Традиции Пасхи Подготовка к Пасхе длится весь Великий пост — 48 дней. Основательная подготовка к празднованию идет в Страстную неделю последняя неделя поста. В домах проводят уборку и занимаются блюдами к праздничному столу. Печь куличи, красить яйца и готовить творожную пасху по традиции нужно начинать в Чистый четверг в этом году — 13 апреля.
Техника расширяет границы прощения. Мне рассказывали об одном человеке, для которого главным доказательством подлинности Православия стало как раз Прощеное воскресенье, которого действительно нет ни у католиков, ни у протестантов. Но неверующие, к которым в этот день обращаются с просьбой о прощении их родные и знакомые христиане, обычно бывают очень удивлены: а чего это они? Вроде, все нормально... В современной светской культуре принято говорить «извините», когда наступают на ногу или просто хотят привлечь внимание, чтобы спросить, который час. Но просить прощения у того, перед кем действительно виноват — не принято. Конкретная вина обычно прячется за громкими словами, за идеологическими штампами, за экономической выгодой или политической целесообразностью, за «все так делают», наконец... Но христианство, призванное воплотить Царство Небесное в обыденной жизни, говорит: все мы виноваты перед всеми, с кем доводилось сталкиваться. Хотя бы потому, что не смогли, да никогда и не сможем осуществить в полной мере евангельских заповедей по отношению друг ко другу. Все виноваты, но у всех есть возможность простить и получить прощение. Каждый верующий призван поставить себя на место блудного сына, который обращается к отцу со словами: «я согрешил против неба и пред тобою». Всякий грех, всякий промах, всякая ошибка делает человека виновным прежде всего перед Богом, и во вторую очередь — перед ближним. Потому и на просьбу о прощении отвечают «Бог простит», предполагая, что каждый из нас и мы все вместе находимся в одинаковом положении перед Высшим Судьей, и мелочные обиды и недоразумения между нами сами по себе значат не так уж и много. Собственно, наступающий пост есть время покаяния перед Богом. По-своему его могут переживать и те, кто щедро сыпет зеленые купюры в церковную кружку и не обращает никакого внимания на людей, слезами, потом и кровью которых эти купюры оплачены. Главное — договориться с Тем, Кто наверху. Но в Евангелии мы видим совсем другой подход: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» — так передает слова Христа евангелист Матфей. Почему же примирение с Богом открывается только после примирения с людьми? Не логичнее ли, наоборот, начинать с главного? Ответ на этот вопрос тоже содержится в Новом Завете, у апостола любви Иоанна: «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает... Наши отношения с ближним есть самый верный показатель наших отношений с Богом и одновременно — школа этих отношений. Митрополит Антоний Сурожский рассказывал историю об умиравшей пожилой женщине, которая пригласила его исповедать и причастить ее перед смертью, и на исповеди сказала, что из всех людей в мире не готова была простить только своего зятя. Он отказался читать над ней молитву о разрешении грехов, пока она отказывала в прощении хоть одному человеку — и тем самым добился перемены. Она позвонила зятю, помирилась с ним, позвала его к своей постели и умерла на его руках, приняв таинства с надеждой на прощение своих грехов в вечности. Для кого-то это просто ритуальное действие — рукопожатие, поцелуй, приветливое слово, за которыми по-прежнему скрываются обида и недоверчивость. Кто-то идет дальше и старается не вспоминать сделанного ему зла. Есть и такие, кто, как отец из притчи о блудном сыне, сам бежит навстречу провинившемуся и делает все возможное и невозможное, чтобы восстановить разрушенные добрые отношения. У каждого своя мера. Не менее сложно, чем простить — принять прощение и поверить, что все действительно прошло. Люди могут годами приносить на исповедь одни и те же грехи, не разговаривать с теми, кто, как им кажется, по-прежнему что-то имеет против них. В несении этого груза они находят свою сладость, которую иногда почему-то называют смирением или скромностью. Это будет трудно, это наложит на меня новую ответственность, но без этого прощение, которое я надеюсь получить, остается недействительным, потому что я его на самом деле не принимаю. Я хочу остаться таким, какой я есть. Да, истинное прощение — это еще и попытка перемены. Пост, который начинается сразу после Прощеного воскресенья, для христианина как раз и служит способом достичь этого изменения. Христиане называют это покаянием и хотят вступить в него все вместе, никого не потеряв, и потому откладывают у порога поста то, что мешает их единству хотя бы в рамках отдельного прихода, круга родных и знакомых.
Сегодня, 25 февраля, на богослужениях принято вспоминать историю о мытарстве и фарисее, а 3 марта прихожанам расскажут притчу о блудном сыне. О Страшном суде верующие должны размышлять 10 марта. А последнее воскресенье перед постом выпадет на 17 марта — этот день называют Прощеным воскресеньем, когда вспоминают об изгнании из Рая, объяснил Козлов. В этом году Великий пост пройдет с 18 марта по 4 мая, если считать вместе со Страстной неделей. В это время следует отказаться от мяса, молочных продуктов, яиц, рыбы и спиртного.
Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней
Правила Великого поста Помимо ограничений в еде во время Великого поста нужно соблюдать и другие правила: — Не переедать, даже постной еды, — Не рекомендуется посещать развлечения, много времени проводить в соцсетях, подолгу смотреть телевизор, — Нельзя устраивать шумные вечеринки, — Нельзя поддаваться негативным эмоциям — злости, ненависти, зависти, а также вынашивать планы мести, грустить, завидовать и сплетничать, — Нельзя употреблять крепкий алкоголь, курить и нецензурно ругаться, — Нельзя обижать людей и животных, — Нельзя венчаться и вступать в брак, — Интим тоже под запретом. Но это дело личное каждого человека. Например, если один супруг держит пост, а второй нет, то семейная пара может идти на близость. Во время Великого поста нужно чаще вспоминать Бога, молиться и совершать добрые дела. Важно в этот период помириться со всеми, с кем ссорились. Старайтесь искренне помогать близким, заниматься благотворительностью. Замените привычные развлечения на более духовные — вместо сериала посмотрите театральную постановку, вместо пролистывания ленты соцсетей читайте классическую литературу. Когда вы держите пост, важно не хвастаться этим и не считать себя лучше других. Высокомерие, гордыня и хвастовство — не лучшие спутники очищения души.
Что можно есть в великий пост и что нельзя: календарь питания по дням Что нельзя есть? В Великий пост нужно исключить из своего рациона мясо, молочную продукцию, сладости и сдобу, яйца, рыбу и морепродукты. Конечно же, нужно отказаться от алкоголя.
Как готовиться к Великому посту?
Подготовка к Великому посту заключается и в том, чтобы адекватно оценить свои возможности выдержать ограничения в меню. Ведь если вы переоцените их, за этим последует разочарование, нередко заканчивающееся отказом от поста вообще. Строгий пост не рекомендуется соблюдать маленьким детям, беременным и кормящим женщинам, а также больным людям. Не стоит полностью отказываться от пищи и тем, кто раньше этого не делал, ведь такое воздержание может повлечь проблемы со здоровьем.
Любой священник скажет вам, что не нужно налагать на себя обязанность следовать правилам, которые вы не сможете выполнить физически. Подумайте и взвесьте все как следует, помолитесь, спросите совета у вашего духовника, чтобы вера ваша «утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» 1Кор.
Перед собой нужно ставить посильные для духа и тела цели. Зачастую верующие переоценивают свои возможности.
Когда понимают, что не справляются, отказываются от поста. Первая неделя поста особо строгая. В первый день — Чистый понедельник — нужно полностью воздержаться от принятия пищи. Со вторника по пятницу можно есть хлеб, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пить воду.
В субботу и воскресенье разрешена горячая пища с растительным маслом. Во вторую-шестую недели поста в понедельник, среду и пятницу придерживаются сухоядения, во вторник и четверг разрешена вареная пища без масла, а в субботу и воскресенье — горячая пища с маслом. Во время Страстной седмицы соблюдают строгий пост, сухоядение. В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если он не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье в 2023 году Вербное воскресенье выпадает на 9 апреля можно есть рыбу.
В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем разрешена рыбная икра. Перечисленные правила обязательны для соблюдения монахами. Миряне придерживаются строгости поста по силам, согласовывая календарь питания с духовными наставниками с учетом жизненных обстоятельств и состояния здоровья. Что можно есть в Великий пост Овощи и фрукты — основа постного питания.
Из овощей готовят салаты, закуски, гарниры. Фрукты заменяют десерты. Сухофрукты и орехи — курага, чернослив, финики, изюм, грецкие орехи, миндаль, кешью —лакомства во время поста. Они богаты витаминами, орехи содержат высокий процент жиров и белков.
Крупы — рис, гречка, киноа, кукурузная крупа, овсянка — отличные гарниры. В кашу из них можно добавлять мед, сухофрукты, орехи. Бобовые — соя, горох, нут, чечевица, бобы, фасоль — источник белка во время поста. Блюда из них заменяют мясные продукты.
Продукты из сои — сыры, молоко, йогурты — по вкусу не уступают продуктам, изготовленным на молочном сырье. Грибы — это источник белка и альтернатива мясу. Мед едят в качестве десерта и как добавку к другим блюдам кашам, киселям, выпечке, фруктовым салатам. Из выпечки в том числе хлеб и кондитерских изделий разрешены только те, в рецепт которых не входят яйца и продукты молочного происхождения.
Черный шоколад можно употреблять в Великий пост. Какао-бобы — растительный продукт, как и какао-масло из них. Молочный шоколад и шоколад с пралине не допускаются, так как в их составе есть молочные жиры.
И в древности изначально так сложилось, что Великий пост предшествовал прежде всего встрече Пасхи, а также тех людей, которые должны были принять крещение. Так как у нас в древности крестили в Великую Субботу перед Пасхой. Соответственно, те люди, которые хотели принять крещение и стать православными христианами, должны были особым образом готовиться к этому большому событию в своей жизни. Таких людей стали называть оглашенными. То есть кто такие оглашенные люди? Это те, которые проходили оглашение — учились основам христианской жизни, прежде всего ее духовной доминанты и молитвам.
Потому что в нашей религии самое главное не то, как человек понимает Священное Писание, а то, как он исполняет его и придания церковные в своей жизни. У нас до сих пор остались в литургии такие прошения, которые называются ектения об оглашенных. И вот церковь, как любящая мать, установила этот пост для людей, которые готовились к таинству крещения. И со временем, крещенные верующие, которые ранее постились перед Пасхой непродолжительное время, из солидарности тоже стали держать полный Великий пост в 40 дней. И такое отражение даже в современной практике получила древняя традиция. Сейчас у нас пост делится на две части: собственно пост и страстная седмица. Эти периоды даже немного отличаются в плане организации службы, хотя считается, что со временем богослужения унифицируются. Раньше было принято на вечерней службе в Великую субботу, перед литургией, когда в храм приходили христиане, готовившиеся к Пасхе, читать 15 паремий. Паремия — это такое ветхозаветное чтение, которое говорит нам о Господе Иисусе Христе, о церкви и о различных пророчествах.
И вот во время их чтения обычно совершалось крещение оглашенных. Паремии остались в составе службы. Но крещение во время их чтения уже не совершается. Что касается понимания Великого поста, Святые отцы толкуют его значение как подражание подвигу Господа Иисуса Христа. Вот как он постился перед выходом на свои страдания 40 дней, точно так же и мы постимся, принимая аскезу и готовясь к Светлому Христову Воскресению. Пасха у нас — великий праздник, который не входит даже в число двунадесятых, «праздников праздник и торжество из торжеств». И готовимся мы к встрече воскресшего Спасителя вот таким периодом воздержания — 40-дневным постом. Кто-то из святых отцов говорил, что постимся мы постом приятным. А что такое приятный пост?
Это тот пост, который приближает человека к Богу. Но почему он также называется строгим? Потому что его Церковный устав очень строг в пище. Согласно, его положениям, в Великий пост нужно отказаться полностью от пищи животного происхождения: мясо, яйца, молоко. В понедельник, среду, пятницу предписывается сухоядение, разрешается вкушать воду, хлеб, фрукты, овощи, компоты.
Значение Великого поста
- Прошу удалить мой номер
- Самарцам рассказали о правилах подготовки к главному посту по всем канонам
- Великий пост — как правильно поститься?
- Подготовка к Великому посту
- Что не следует делать на первой неделе поста
- Особенности рациона
Правила комментирования
- Великий пост: что можно и чего нельзя есть
- Особенности рациона
- Великий пост — 2024: как правильно питаться и молиться, мнение врача и священнослужителя | 360°
- Когда начинается и заканчивается Великий пост в 2023 году
- Великий пост в 2024 году: начало и конец, суть, как его соблюдать правильно
- Великий пост: что можно и чего нельзя есть
Самарцам рассказали о правилах подготовки к главному посту по всем канонам
- У православных верующих начался Великий пост
- Подготовка к Великому посту 2022 — 5 подготовительных недель
- Подготовка к Великому посту | Покровский Хотьков монастырь
- Великий пост — как правильно поститься? - Православный журнал «Фома»
Что запрещается делать и есть перед Великим Постом
Великий пост в 2024 году идет с 18 марта по 4 мая, если считать вместе со Страстной седмицей (неделей). В 2024 году Великий пост начнется 18 марта, а закончится в субботу, 4 мая. Книга о подготовке к Великому Посту — Антоний Сурожский «Духовное путешествие». Врач дал советы по подготовке к Великому посту.
Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая
27.04.2024. Великий пост завершился, но мы продолжаем поститься. С 15 по 21 апреля идет пятая календарная неделя Великого поста — она посвящена Преподобной Марии Египетской, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ». Великий пост считается не только самым долгим, но и самым сложным из всех православных постов. Что разрешено и запрещено в Великий Пост и как правильно подготовиться к Светлому Христову Воскресению, — в материале «». Как соблюсти пост без вреда для здоровья, в эфире Общественной службы новостей разбирались гости программы «Стоит задуматься». В этот день подготовка к посту должна быть полностью завершена.
«Это не диета»: зачем нужен пост и как ставропольцам его выдержать
В церкви к Великому посту готовятся за три недели до его начала: вспоминают притчи о добродетели, развивают свое духовное знание. Великий пост приурочен к Светлой Христовой Пасхе, переходящему Празднику, дата которого выпадает на период с 4 апреля по 9 мая, каждый год по-разному. Подготовка к Великому Посту. Врач дал советы по подготовке к Великому посту. Подготовка к посту важный момент. Неслучайно Церковь подводит человека к его ограничениям постепенно: на Масленицу, на Масленой неделе, что накануне Великого поста, верующие прекращают есть мясо, но зато едят молочное и яйца.