3. Что необходимо, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным? Эпиктет понимал, что результаты трудовой деятельности людей не одинаковы и поэтому он считал, что равенство между ними проблематично. а именно бдительное внимание и рассмотрение своих впечатлений. Стать Комфортным Последовательным Удобным Легким Равномерным Жизнью Жить Добродетелью.
Какие качества и принципы необходимы для достижения добродетели по наставлениям Эпиктета?
Твоя шея, твоя гортань, твое сердце — они помогут тебе избежать рабства. Но эти пути слишком трудны, они требуют большой мощи, душевной и телесной; ты спросишь, какой же путь к свободе открыт; он в любой кровеносной жиле твоего тела». Смерть для Сенеки — критерий прожитой жизни. Но и в жизни все люди равноправны в одном — и свободные, и рабы.
Все люди — рабы по отношению к фортуне. И каждый в рабстве у самого себя. Один в рабстве у похоти, другой — у скупости, третий — у честолюбия и все — у страха… Нет рабства позорнее добровольного».
Понимая рабство в самом широком смысле и борясь против него, отражая тем самым растущие антирабовладельческие настроения, Сенека верит в то, что каждый человек свободен потенциально, в душе. Мораль Сенеки отличается милосердием, человеколюбием, состраданием, жалостью, благоговейным отношением к другим людям, благожелательностью, незлобивостью. Во всесильной империи жизнь философа небезопасна, и это в полной мере испытал Сенека, обвиненный бывшим учеником Нероном в заговоре против себя.
Хотя никаких улик не нашлось, Сенека, не дожидаясь ареста, вскрыл себе вены, сохранив верность своим взглядам. Не столь важно, участвовал ли Сенека в заговоре, уже то, что он принимал участие в государственных делах в такое время, говорит о том, что он готовил себе гибель. Сенека — вершина нравственно-философской мысли.
Ему удалось синтезировать ценное, что было в античной этике, не исключая и оппонента стоиков Эпикура. Сенека издевался над софизмами и антиномиями. Он мог согласиться, что объективная истина невозможна, но для него не этот вопрос важен, а вопрос как жить?
От него не спасешься парадоксами, его надо решать здесь и сейчас. Сенека соединил в себе судьбы трех великих древнегреческих философов. Он был воспитателем будущего императора, как Аристотель; писал столь же художественно, как Платон; и умер, как Сократ, в убеждении, что по установлению природы «несчастней приносящий зло, чем претерпевающий».
Эпиктет ок. Издевавшийся над ним хозяин сломал ему ногу, а затем отпустил калеку. Вместе с другими философами он был впоследствии выслан из Рима и открыл свою школу в Никополисе Эпир.
Его учениками были аристократы, бедняки, рабы. В своей школе нравственного совершенстования Эпиктет учил только этике, которую называл душой философии. Первое, что требовалось ученику, — осознать собственную слабость и бессилие, которые Эпиктет называл началами философии.
Стоики вслед за киниками считали, что философия есть лекарство для души, но чтобы человек захотел принять лекарство, он должен понять, что болен. Первая стадия философского обучения — отбрасывание ложного знания. Начав учиться философии, человек испытывает состояние шока, когда под воздействием истинного знания он как бы сходит с ума, отказываясь от привычных представлений.
После этого новое знание становится чувством и волей человека. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самосовершенствование и практические упражнения «нравственная гимнастика». Требуется ежедневное самоиспытание, постоянное обращение внимания на себя, свои мысли, чувства и поступки; зоркое слежение за собой как за злейшим врагом.
Для освобождения от страстей надо постепенно уменьшать пищу, которой они питаются. Если привык сердиться ежедневно, постарайся сердиться через день и т. Два основных принципа Эпиктета: «выдерживай и воздерживайся».
Стойко выдерживай все внешние трудности, которые обрушиваются на тебя, и ко всему, что бы ни случилось, относись спокойно. Воздерживайся от любых проявлений собственных страстей, памятуя, что твои — только разум и душа как нечто единое и разумное, а не тело. На земле все пленники и одинаково дети бога.
К богу Эпиктет взывал так страстно, что назван предтечей христианства. Обнаруживаем мы у Эпиктета и золотое правило этики. Не желаешь быть рабом — не терпи рабство около себя».
Необычно для философа, но полностью противоположно, чем у Эпиктета, общественное положения Марка Аврелия 121—180 — император. Тем не менее его пессмизм и мужество отчаяния столь же выразительны. Шатко стало не только положение личности, тем более раба, но и империи.
Наступал период ее заката. У Марка Аврелия была огромная власть, но она не радовала его. Как ни покажется странным, именно в период максимального могущества империи человек внутри нее чувствует себя в наибольшей степени незащищенным и ничтожным, раздавленным и беспомощным.
Чем сильнее государство, тем слабее человек.
Все способности души по-своему разумны. Эти три части добродетели соответствуют трем частям стоической философии. Это физика — не теоретическая, а практическая, понимаемая как духовное упражнение. Это этика, упражнение в действии. Это логика. Все три части друг друга подразумевают: в конечном итоге, и желания, и стремления людей, по Эпиктету, зависят от их суждений по поводу возникающих представлений. Следует желать того и стремиться лишь к тому, что зависит от нас нравственное благо , и принимать то, что от нас не зависит а потому не является ни благом, ни злом. Мы рискуем собственным благополучием, когда надеемся изменить что-то к лучшему для себя или других людей. Врач, сражаясь с эпидемиями, надеется побороть болезнь.
Если же болезнь — «не в моей власти», не лучше ли сидеть дома? Однако Эпиктет не призывает к тому, чтобы «сидеть дома», когда вокруг бушуют несчастья. Попасть в цель или не попасть — зависит не только от нас, но и, например, от внезапного порыва ветра. Это — не в нашей власти, но в нашей власти — само стремление поразить цель. Самое важное — не результат, но стремление добиться этого результата. Только оно от нас полностью зависит. Даже не зная исход борьбы, врач будет сражаться с болезнью, а полководец — с врагом. Более того: они будут это делать, даже заранее зная о неблагоприятном исходе в целом, стоики верили в прорицание и в знаки, ниспосланные Провидением. Но в том, что касается долга, к прорицателю обращаться не надо, говорит Эпиктет в главе 32 «Руководства»: «Если долг требует поддержать в опасности друга или родину, не вопрошай оракул». Иными словами: хотя «не в моей власти» достичь цели, «в моей власти» достичь предела.
Парадокс актера Хорошо, но мы уже выяснили, что стоик не желает ничего из внешних благ. По этой логике, врач не просто признает, что победить болезнь — «не в моих силах», но и не желает ее побеждать, потому что здоровье не является благом. Почему он вообще будет что-то делать? Дело в том, что стоики, хотя они относили все внешние то есть неморальные вещи к категории «безразличных», выделяли среди этих вещей некоторые как «предпочтительные», то есть согласные с Природой. Достижение этих вещей регулируется, однако, не нашим желанием, но соображениями долга. Хотя стоик не считает благом ничто внешнее, он может хорошо исполнить роли правителя, отца или мужа, врача и т. Опираясь на театральную метафору самого Эпиктета глава 17 , Пьер Адо называет это «парадоксом актера»: «Лучший актер, согласно Дидро, тот, который умеет играть, оставаясь безучастным, не давая увлечь себя страстью персонажа, которого он играет… Мы будем играть роль тем лучше, чем больше наша внутренняя свобода, чем с большим безразличием мы принимаем назначенную роль, рассматривая ее как ниспосланную божественной волей».
И как раз Размышления Марка Аврелия анонсируют для нас фрагмент Эпиктета, излагающего так же в тройственной форме фундаментальные правила жизни XI. Что касается стремлений hormai , то необходимо следить за тем, чтобы они не были безусловны, были направлены на общее благо и сообразовались бы с достоинством. От влечений orexis же следует вообще воздерживаться, но не отвращаться ни от чего, что не в нашей власти. Три темы, различаемые у Марка Аврелия, здесь легко распознаются в своих объектах и в функциях души, которые они приводят в действие. В Беседах Эпиктета, сохраненных для нас Флавием Аррианом, мы очень часто встречаем перечисление этих трех тем, обозначенных, как здесь, термином топоса topoi 57. Это области, в которых должна располагаться практика философских духовных упражнений, например I, 4,?? В стремлении и избегании, чтобы ты был не терпящим неуспехов и не терпящим неудач, в влечениях и невлечениях, чтобы ты был не совершающим ошибок, в согласии prosthesis58 и воздерживании от суждения, чтобы ты был не впадающим в заблуждение. Таковы три topoi, первостепенные и самые необходимые. Среди многочисленных параллельных пассажей, содержащихся в Беседах, можно также упомянуть следующий: III, 2,? В отличие от Марка Аврелия, Эпиктет устанавливает порядок между этими тремя топосами. Он рекомендует начать с темы, относящейся к желаниям, которая является самой необходимой, потому что она очищает нас от наших страстей, потом продолжать топосами, относящимся к тенденциям, склонностям, и закончить топо- сом дисциплины согласия, предназначенным для делающих успехи.
Эта доктрина — героическая и в плохом мире полезная»2. У римских стоиков ведущими чертами становятся не гордость, достоинство, уверенность в себе и внутренняя непоколебимость, а, скорее, слабость, ощущение ничтожности, растерянность, надломленность. Нет у них и оптимизма греков. Понятия зла и смерти выходят на первый план. Римские стоики демонстрируют стойкость отчаяния и терпения, сквозь которую прорывается мотив духовной свободы. Известным римским пропагандистом стоицизма был Цицерон 106 — 43 до н. Им разъяснены основные стоические понятия. Жить в согласии с природой означает «быть всегда в согласии с добродетелью, а все остальное, что соответствует природе, избирать только в том случае, если оно не противоречит добродетели»4 то есть богатство, здоровье и т. Больше, впрочем, Цицерон известен как оратор. О природе вещей: В 2 т. История западной философии. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Цицерон стоял у одра республики. Будучи сенатором, он говорил с подданными, избравшими его, как государственный муж. Следующий известный стоик — Сенека ок. Он не мечтает о ее реставрации, смирился с ее гибелью и своей проповедью, не назидательной, как у Цицерона, а дружественной, обращается не к жителям государства, а к отдельному человеку, другу. Философия — это добрый совет, а давать советы во всеуслышанье никто не станет»1. Голос Сенеки трагичней и безнадежней, в нем нет иллюзий. Испанец по происхождению, Сенека родился в Риме.
Связанные темы
- Путь к добродетельности по Эпиктету
- Эпиктет и добродетель: ключевые аспекты
- Помоги себе сам
- Ключевые уроки философии стоицизма
- 1/26 Этика: учебное пособие | Ридли
Римская философия появилась. Философия во времена римской империи. Тит лукреций кар
Лукреций Кар. О природе вещей: В 2 т. Те же, кто в жизни себе кормилом взял истинный разум, Тот обладает всегда богатством умеренной жизни; Дух безмятежен его, и живет он, довольствуясь малым1. В таких очень точных словах передает Лукреций суть учения Эпикура.
Эпикуреизм больше подходит для свободных людей, могущих забраться в башню из слоновой кости. А раб? Как он может жить незаметно и без страхов наслаждаться жизнью?
Каждый человек в эпоху империи был под пятой тирана. В этих условиях учение Эпикура теряет жизненную силу, уже не подходит к социальным обстоятельствам Римской империи, когда человек вынуждается идти на противостояние с властью. Стоики Взгляды римских стоиков отличались от греческих по тональности — силой своего чувства и выразительностью поэзии, — и это объяснялось изменением социальных условий.
Постепенно подтачивалось достоинство людей и вместе с тем их уверенность. Иссякал психологический запас прочности, и начинали преобладать мотивы обреченности. Рассел писал, что в плохие времена философы придумывают утешения.
Эта доктрина — героическая и в плохом мире полезная»2. У римских стоиков ведущими чертами становятся не гордость, достоинство, уверенность в себе и внутренняя непоколебимость, а, скорее, слабость, ощущение ничтожности, растерянность, надломленность. Нет у них и оптимизма греков.
Понятия зла и смерти выходят на первый план. Римские стоики демонстрируют стойкость отчаяния и терпения, сквозь которую прорывается мотив духовной свободы. Известным римским пропагандистом стоицизма был Цицерон 106 — 43 до н.
Им разъяснены основные стоические понятия. Жить в согласии с природой означает «быть всегда в согласии с добродетелью, а все остальное, что соответствует природе, избирать только в том случае, если оно не противоречит добродетели»4 т. Больше, впрочем, Цицерон известен как оратор.
История западной философии. О старости. О дружбе.
Об обязанностях. Сенека Цицерон стоял у одра республики. Будучи сенатором, он говорил с подданными, избравшими его, как государственный муж.
Следующий известный стоик — Сенека ок. Он не мечтает о ее реставрации, смирился с ее гибелью и своей проповедью, не назидательной, как у Цицерона, а дружественной, обращается не к жителям государства, а к отдельному человеку, другу. Философия — это добрый совет, а давать советы во всеуслышанье никто не станет»1.
Голос Сенеки трагичней и безнадежней, в нем нет иллюзий. Испанец по происхождению, Сенека родился в Риме. Произведения Сенеки так же трудно разбирать, как художественный роман.
Будь добродетельным Стоики выделяли четыре типа добродетели, в основе которых лежит мудрость, «единственное человеческое качество, которое полезно и благотворно при любых обстоятельствах. Другие желательные вещи, такие хорошие в одних обстоятельствах, при их изменении становятся лишними и даже вредными. От них можно и нужно отказаться» Пильюччи. Добродетели бывают следующие: 1 практическая мудрость она позволяет нам принимать правильные решения ; 2 мужество — это и храбрость, и решительность, и способность выполнять свой долг; 3 умеренность, благодаря которой мы можем контролировать наши желания и поступки; 4 справедливость — «не абстрактная теория о том, как должно быть устроено общество, а достойное и справедливое обращение с другими людьми в повседневной жизни». Важно, что все виды добродетели должны практиковаться вместе: с точки зрения стоиков, невозможно быть невоздержанным, и в то же время справедливым или мужественным.
Выбирай правильные образцы для подражания Стоицизм — практическая философия, поэтому для стоиков поступки всегда важнее слов. Научиться добродетельной жизни и правильному поведению проще всего ориентируясь на других людей, но не абы каких: «Стоики считали, что найти достойные образцы для подражания и стараться следовать им — один из самых действенных способов воспитания собственной личности и добродетелей. Одним словом, надо быть как Марк Аврелий, а не те, кто гонится за лайками. Научись спокойно относиться к смерти На такую рекомендацию напрашивается ответ «легко сказать», однако стоики считали эту цель вполне достижимой — все дело в практике и правильном мышлении. Если уже, я умираю, а если через некоторое время, сейчас я завтракаю, поскольку настал час завтрака, и вот тогда я умру» Эпиктет.
С точки зрения стоиков, мы боимся смерти потому, что плохо понимаем свою сущность, и в результате не можем избавиться от этого страха и стать по-настоящему свободными. Человек — живое существо в ряду других живых существ, и ему стоит относиться к себе соответствующим образом: «Право же, для чего родятся колосья? Не для того ли, чтобы и поспеть? Но вот они поспевают. А не для того ли, чтобы и быть сжатыми?
Компания ООО «Метапласт» ул. Восстания 100 Задача Организовать вытяжную вентиляцию от станков переработки сырья. Решение Спроектирован и установлен радиальный вентилятор.
Произведена разводка воздуховодов до станков. Были проложены воздуховоды и укреплены проемы. Задача была выполнена в срок.
Баня "Распарье" Спроектировать систему вентиляции в банном комплексе. Произвести монтаж вентиляции с учётом исторических особенностей здания Решение Спроектирована система вентиляции банного комплекса.
Почему это произошло? Ослабление творческих потенций античной философии, изменение духовного климата и социальных условий жизни тогдашнего общества привели к триумфу христианства. Философия была сначала низвергнута, а затем использована для нужд религии, превратившись на 1500 лет в служанку богословия. Контрольные вопросы 1. Каковы основные идеи поэмы Лукреция «О природе вещей»? Каковы основные идеи «Нравственных писем к Луцилию» Л.
Се неки? Что необходимо, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным? Каким должен быть человек, по Марку Аврелию? В чем специфика и значение древнеримской философии? В чем сходство и различие между римскими стоиками и эпикурейцами? В чем сходство и различие между древнегреческими и древнерим скими стоиками? Каковы основные постулаты античной этики? Каково общее значение античной философии?
В чем значение философии Секста Эмпирика? В чем принципиальные отличия античной философии от индий ской и китайской? Антология мировой философии: В 4 т. Вундт В.
Стоицизм: главные принципы
Надо понимать, что Эпиктет написал первую книгу по самопомощи – как приобрести друзей, стать счастливым, богатым. Таким образом, по эпиктету, чтобы стать добродетельным, необходимо развивать свою мудрость и доброту во всех сферах жизни. а именно бдительное внимание и рассмотрение своих впечатлений. Бывший раб Эпиктет, страдающий хромотой, советует нам использовать любую трудную ситуацию для упражнения в добродетели, чтобы самосовершенствоваться и стать лучшим человеком. Эпиктет, советы которого мы не раз станем принимать к сведению, был неординарным человеком с интересной судьбой.
II Три философских топоса (topoi) по Эпиктету
Предисловие к «Эпиктету» открывается замечанием: «Арриан писал не для того, чтобы его поняли мы, люди XXI века. Цель учебы у Эпиктета — стать неподвластным препятствиям и печалям; невозму%. Согласно учению Эпиктета, чтобы стать добродетельным, необходимо обратить особое внимание на самоанализ и осознание своих недостатков. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения «нравственная гимнастика». Нашими гидами по стоицизму станут три его знаменитых лидера: Эпиктет, Марк Аврелий и Сенека. По учению Эпиктета, чтобы стать добродетельным, необходимо развивать и укреплять свою волю и разум.
Самоанализ
- 12 духовных уроков Эпиктета — Teletype
- Искусство жить по Эпиктету: о свободе, информации и традиционном мышлении
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Помоги себе сам
- Как стоицизм поможет справиться с любыми трудностями
Как стать добродетельным по Эпиктету
При прощании Эпиктет советует говорить себе: это расставание может стать последним. Чтобы стать добродетельным, необходимо осознавать свои ошибки и быть готовыми к их исправлению. ежедневное самоиспытание, обращение внимания на свои мысли, чувства и поступки. Речь пойдёт о вопросах, в которых, согласно Эпиктету, нужно упражняться человеку, чтобы освободиться от страстей и заблуждений и стать добродетельным и свободным: стремление к благу и избегание зла, исполнение надлежащих действий и умение правильно пользоваться.
Лукреций. Стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий
В «Беседах» Эпиктет говорит о том, что тому, кто намерен стать добродетельным человеком, надо упражняться (ἀσκηθῆναι, ср. русское «аскетика») в том, что касается (1) желаний; (2) стремлений к действию; (3) суждений. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения «нравственная гимнастика». Принятие того, что получаете. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетель-ным: теоретические знания, внутреннее самосовершенствование, практические упражнения («нравственная гимнастика»).